Доклад "Методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы в условиях ФГОС"
методическая разработка на тему

Материал состоит из целей, задач и планируемого результата по реализации методических рекомендаций. В докладе представлены диаграммы, анкеты, нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rekomendatsii_po_vzaimodeystviyu_semi_i_shkoly.docx120.88 КБ

Предварительный просмотр:

Асбестовская СКОШИ

Доклад

"Методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы"

автор: Яговкина Мария Сергеевна

Социальный педагог

I кв.кат.

Доклад по теме:

Методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы

Автор: Яговкина М.С.

Социальный педагог

Введение

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома. Поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, то есть заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как, именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому, именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя свои педагогические возможности.

Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Обоснование выбора темы: значительное место в моей работе с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний у родителей тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Для развития педагогического мышления родителей необходимо решить следующие вопросы: 

  • поиск путей и средств повышения эффективности работы с родителями
  • изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей и развитию уровня мотивации по взаимодействию со школой
  • активизация родительского и педагогического всеобуча

Цель: Создать условия для психолого – педагогического просвещения родителей.

Задачи: 

  • Создание условий для просветительской работы, освещения   основных вопросов воспитания и развития учащихся с ОВЗ
  • Разъяснение прав и обязанностей родителей

Планируемый результат

  1. Сформировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям школы.
  2. Придать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка с ОВЗ будет иметь успех.

Гипотеза: если создать систему организации психолого-педагогического просвещения родителей, то можно существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного детского коллектива.

Методика работы: 

  • изучение методической литературы по организации психолого-педагогического просвещения родителей
  • изучение опыта учителей нашей школы
  • проводить мониторинг развития активности родителей

Предполагаемый результат:

  • актуализация для педагогов проблемы взаимодействия с родителями по вопросам правовой грамотности в области понимания своих прав и обязанностей, как участников образовательного процесса.

Основная часть

           Для более точного представления о социальном статусе семей коррекционной школы приведу примеры статистических данных за последние 3 года:

Школа была основана  в 1966 году, в которой  на данный момент обучаются дети в возрасте от 7 до 18 лет. Из них мальчики – 64, девочки – 33, начальное звено мальчики – 22, девочки – 9, старшее звено – мальчики – 42, девочки – 24. Далее хочется обратить внимание на место жительство учащихся, что составляет город Асбест – 71, Белоярский район – 7, поселок Рефтинский – 5, поселок Малышева, Лесозавод – 15, Белокаменный – 5. Далее хотелось бы поподробнее остановиться на социальном положении семей, стилях воспитания, отношения к школе родителей, взаимоотношениях ученик – родитель и причинах конфликтов между родителями и детьми. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние во взаимодействии семьи и школы.

Социальное положение семей остается на протяжении последних трех лет практически неизменным и это видно на диаграмме. Снижается количество детей - сирот, о чем свидетельствуют государственные программы России в отношении защиты прав детей. Снижается число неполных, многодетных семей. Количество полных семей  снижается, но зато увеличивается число семей, где воспитанием занимаются или  отец или мать. На высоком уровне остается показатель детской инвалидности.

Следующими показателями для определения статуса семейного благополучия и влияние микросреды на происходящие изменения в обществе является -  количество семей, в которых работают оба родителя, работают только отец или мать. Количество семей безработных.

Стиль воспитания в семьях играет решающую роль в процессе взаимодействия семьи и школы, так как в каждой семье свои устои и правила, своя иеархия подчинения, здесь вытекает очень щекотливый момент и проблема, как правильно построить взаимоотношения и связь с той или иной категорией семьи. На примере наших учащихся разберем, какие стили предпочитают родители в вопросах воспитания своих детей

На диаграмме прослеживается, что в основе лежит попустительский стиль воспитания своих детей. Причин здесь множество: некоторые из них, такие, как дефицит воспитательских ресурсов, необразованность родителей, трудовая занятость и нежелание заниматься воспитанием, содержанием и образованием своих детей. Здесь вытекает противоречие,  федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской федерации статья 44 гласит "Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка и т.д. Но родители наших учеников, отдав в школу детей, свои обязанности перекладывают на педагогов.

Далее интересно проследить следующую тенденцию: такую, как отношение родителей к школе. Из диаграммы следует, что родители в большей своей массе идут на контакт со школой. В большей своей части, прислушиваются к мнениям педагогов и узких специалистов. Даже хочется отметить то что за последние 10 лет работы в школе  родители стали более внимательно относится к проблемам детей, заботиться об их здоровье, интересоваться  об успеваемости детей. Эти моменты меня, как социального педагога радуют.

Формы взаимодействия семьи и школы:

1. Университет педагогических компетенций -практические занятия направленные на компетентность родителей в области педагогики с помощью сервисов Интернет, сайт образовательного учреждения, лекции могут быть организованы в режиме вебинаров.

2.Практикумы – например, по организации и соблюдению режима дня школьника, при выполнении домашнего задания.

3.Индивидуальные консультации.

4.Дискуссии - пример которой явился последний Совет по профилактике правонарушений. Это форма общения родителей и педагогов по вопросам на актуальные в данный момент проблемы. Обмен мнениями по  проблемам воспитания  - одна из самых интересных форм повышения педагогической культуры.

5.Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

В своей работе педагогам можно использовать такие формы педагогического просвещения родителей: лекции, беседы, практикумы, конференции.  Так же педагогические дискуссии, ролевые игры, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, посещение семьи, переписка с родителями, родительские собрания. В принципе, каждое внеклассное мероприятие имеет воспитательный характер. Хочется привести пример из своего внеклассного мероприятия "Семья и  семейные ценности" проведенное мной в 8,9 классах. На занятии воспитанники знакомились с семейными ценностями и традициями в разных религиозных культурах: исламе, христианстве, иудаизме, буддизме.  Где основой во всех семьях независимо от религии, языка и культуры была любовь, терпение и милосердие. Наши воспитанники сделали также выбор этих нравственных качеств, независимо от своих психофизических особенностей. Итогом мероприятия было то что все подростки без исключения сделали выбор главной ценности в жизни.  У всех без исключения была - семья.

              Мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же  делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?

Родителям предлагаем заполнить анкету-размышление (приложение №1, №2)

      Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения  знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

 Нетрадиционные формы  взаимодействия с семьей.

     Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям, и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Выделяют кризисинтервентную и проблемно – ориентированную модель взаимодействия. Первая предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации в семье. Вторая основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить сами, для меня, как для специалиста здесь необходимо – создать условия, для решения острых проблем. Ведущим методом в работе с этой формой, является контракт (договор). В этом случае здесь обязательства друг перед другом не правовые, а моральные, но обязательны сроки для выполнения поставленных условий.

В рамках данных моделей мною осуществляются различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи. Поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой моей работы.

В моей   практике есть несколько приемов консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии.

Основное золотое правило, которого я придерживаюсь всегда: я специалист, который не решает все проблемы семьи, а только активизирую ее на решение этих проблем, создаю условия для ее успешного решения.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе. 

– 35% отметили сплочённость детского  коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса:

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

   В следующий межаттестационный период мною планируется разработать рекомендации по взаимодействию семьи и школы в условиях ФГОС.

Целью будет являться актуализация для педагогов проблемы взаимодействия с родителями по вопросам правовой грамотности в области понимания своих прав и обязанностей как участников образовательного процесса в условиях ФГОС для осознанного соблюдения прав обучающихся.

Методические рекомендации будут состоять из двух разделов:

1.Познакомят с правами обучающихся в свете реализации ФГОС.

2.Раскроют направления, формы и методы взаимодействия школы с семьями обучающихся в условиях реализации стандарта.

                                         

                                   

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

                Таким образом, вопрос обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно решить лишь в конструктивном взаимодействии школы и семьи. В таком взаимодействии и ребенок, и его родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательного процесса, что, несомненно, ведет и к существенному повышению качества образования, и к формированию познавательных функций, и социально - нравственных приоритетов личности школьника.

 

Список литературы:

1.Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. - М., 2007.

2.«Об образовании в Российской Федерации» -  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ, статья 44.

3.Кондаков А.М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. - М., 2011. 4.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. - 2001. - №8. - с.24-33.

4.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. - М., 2011. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. - Екатеринбург, 2010.

5. Торохтий В.С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума.//Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. _ М., 2007.

Приложение

Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка? (приложение № 1)

Что Вам мешает правильно его воспитывать?

Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?

Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?

Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?

Анкета для родителей «Взаимодействие семьи и школы» (приложение № 2)

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на социально-психологические вопросы о развитии семьи и школы.

1. Оказываете ли Вы помощь классному руководителю и классу?

А) в организации класса

Б) по ремонту

В) нет

2. Какие взаимоотношения поддерживаете с классным руководителем?

А) дружеские

Б) ограниченные (зависит от ребенка)

В) никакие

3. Участвуете ли вы в общественной жизни школы, в работе различных комиссий:

А) да

Б) верно нечто среднее

В) нет

4. Придаете ли Вы особое значение тому как Ваш ребенок проводит свое свободное время?

А) да

Б) иногда

В) нет

5. Помогаете ли Вы ребенку готовить домашнее задание, создаете ли условия для правильного развития ребенка?

А) да

Б) иногда

В) нет

6. Как Вы думаете, с кем дружит, общается Ваш ребенок?

А) с одноклассниками

Б) со старшеклассниками

В) если с другими, укажите с кем

7. Как родитель Я сам (а) решаю, с кем моему ребенку дружить и общаться

А) да

Б) верно нечто среднее

В) нет

8. Что Вы думаете о классном коллективе?

А) дружный, организованный

Б) затрудняюсь ответить

В) разобщенный

9. Как Вы думаете, являются ли недостатки семейного воспитания (неблагополучие семьи, отсутствие единых требований, контроля, незнание психологических особенностей своего ребенка, низкий культурный, педагогический уровень) причинами правонарушений детей?

А) да

Б) нет

В) не знаю

10. По Вашему мнению, кто такой «трудный подросток», какие трудности Вы можете перечислить?

---11. Назовите причины и условия появления «трудного подростка»

---

---

12. В воспитании важнее:

А) окружить ребенка любовью и заботой

Б) верно нечто среднее

В) вырабатывать у ребенка желательные навыки и взгляды

13. Хотелось бы Вам изменить жизнь в школе?

А) да

Б) нет

В) не знаю, что выбрать

14. Ваши предложения по профилактике правонарушений подростков:

---

Спасибо!

Таблица Место жительства (диаграмма - приложение № 3)

Населенные пункты

Количество

1

город Асбест

71

2

Белоярский

5

3

Рефтинский

5

4

Малышева

15

5

Белокаменный

5

                                                                                             

Таблица Социальное положение (диаграмма – приложение № 4)

год

Многодетные

Полные

Неполные

Мать и отчим

сироты

инвалиды

Группа риска

2012 – 13

31

69

29

16

15

82

13

2013 – 14

21

63

17

15

14

64

11

2014 - 15

19

49

20

11

12

66

8

Таблица Количество семей, в которых работают (диаграмма – приложение № 5)

Семьи

Количество

Оба родителя

31

Только отец

13

Только мать

8

Безработные отец и мать

7

Таблица Стиль воспитания (диаграмма – приложение № 6)

Стиль воспитания

Количество

Авторитарный

17

Авторитетный

12

Демократический

28

Либеральный

6

Попустительский

32

Таблица Отношение к школе родителей, законных представителей, (диаграмма – приложение № 7)

год

Поддерживают тесную связь

Поддерживают эпизодически

Избегают контактов

2012 – 13

52

48

13

2013 – 14

50

60

12

2014 - 15

47

67

8

Таблица Оценка родителей о совместно проделанной работе

 (диаграмма – приложение № 8)

Оценка

Количество в %

1

Отметили сплоченность коллектива

35 %

2

Видят положительные результаты

15%

3

Старались оказать помощь

10%

4

Оказывают поддержку детям

40%

 

(Приложение Фотоотчет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы

доклад на тему  "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Презентация родительского собрания "Взаимодействие семьи и школы в воспитании и обучении в условиях ФГОС"

Презентация для проведения родительского собрания, методического объединения классных руководителей о взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении усащихся в условиях внедрения ФГОС ООО....

Взаимодействие семьи и школы в контексте ФГОС НОО

Взаимодействие семьи и школы в контексте ФГОС НОО...

Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС

Отчёт о работе творческой группы  "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....

выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...

Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.

В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развивают...