Роль семьи в формировании здоровой личности.
консультация на тему

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

                      Роль семьи в формировании здоровой личности.

                   Выступление    социального педагога Илюнчевой Н.М.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

  Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

  Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети, честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своих детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние  семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Для достижения этой цели в нашей школе с первого дня поступления ребёнка проводится диагностика семьи: изучается образ жизни, выясняются особенности семейного воспитания, выявляется положение в системе внутрисемейных отношений.

     Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк, оставлять повзрослевшего ребёнка наедине с самим собой.

  Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых слово не расходится с делом. Каждый родитель видит в детях своё продолжение, реализацию определённых установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Часто неправильное воспитание ребёнка в семье приводит к очень тяжёлым последствиям, ребёнок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность ребёнка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребёнка и привести к нервным срывам или полному непослушанию.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метаморфозу в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их  от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы.

 Однако очень часто правильные знания по основам здорового образа жизни, которые ребёнок получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный образ жизни. Ребёнок оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения. Избежать печальных последствий можно лишь в том случае, если семья будет партнёром образовательного учреждения в этом вопросе.

Просветительство семьи – важная часть деятельности всего педагогического коллектива нашей школы. В школе стало традицией проведение общешкольных родительских собраний с различной тематикой «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Любите детей такими, какими они есть», «Не ругайся – как заповедь», «Как избежать семейных ссор», «Основные ошибки семейного воспитания», «Что делает ребёнка «трудным»  и другие. Проводятся классные часы с приглашением врачей, специалистов из центра Социальной помощи семье и детям «Семья»,Краевого наркологического диспансера. Оказывается помощь  в  форме консультирования родителей, беседы и тестирования родителей «Какие мы родители?», «Моё мнение о моём ребёнке».

Отклонение черт характера и поведения детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей или одного из родителей приводят к развитию конфликтных ситуаций , созданию негативного психологического климата в семье. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребёнку – это основа родительского авторитета.

 В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Последние годы в нашей стране характеризуются существенным утяжелением ситуации, связанной с употреблением наркотических средств и алкоголя. Психоактивные вещества вошли в арсенал молодёжной субкультуры, которая распространяется через дискотеки, ТВ (видео), через совместное времяпровождение со сверстниками, употребляющими наркотики и алкоголь.

В этой ситуации складывается положение, когда каждая отдельная семья остаётся один на один с проблемой наркотизации и алкоголизации своих детей и вынуждена действовать вслепую. При этом «неблагополучные семьи» демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками;  в конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством, установкой переложить «бремя» ответственности за приобщение детей к наркотикам и алкоголю на врачей, милицию, учителей. В благополучных семьях преобладает тревога за складывающуюся ситуацию, доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает «экспериментов» с наркотиками и алкоголем.

Можно утверждать, что семья в настоящее время испытывает дефицит по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни. Это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

- общение между ними находится на низком уровне, в нём отсутствует забота, юмор, радость от общения;

- в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины, активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты;

-  по отношению к семейным проблемам легко возникает состояние тревоги и паники, проблемы решаются на эмоциональном уровне.

Следует помнить, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблением  ПАВ являются «болевой точкой» любой семьи. Однако следует помнить, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоёв общества, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.

Проблема агрессивных действий родителей по отношению к своим детям привлекает всё большее внимание специалистов, что связано со значительным увеличением числа подобных случаев за последние годы. По данным исследователей, жертвами агрессии родителей, которые систематически алкоголизируются, чаще всего становятся их родственники, а дети составляют  особую группу риска. Жестокое обращение с детьми часто приводит к неблагоприятным последствиям, а также может предшествовать агрессивным криминальным деяниям.

    Как же защитить интересы ребёнка, как оказать ему помощь, если в семье сложились дисгармоничные взаимоотношения, царят насилие и жестокость?

Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс) предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при этом ребёнок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за  защитой в орган  опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет в суд. Должностные лица организаций и  иные граждане ( в нашем случае -  администрация школы), которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребёнка. Таким образом, действующее законодательство предусматривает защиту интересов ребёнка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы и попечительства.

               Права и обязанности родителей строго регламентированы Семейным кодексом. Согласно ст.63 родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 65 регламентирует осуществление родительских прав, при этом отмечается, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Родители , осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Итак, цель здоровьесберегающих технологий  – обеспечить каждому ребёнку как в школе, так и в семье возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни, сформировать ответственность за своё здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

Представлена родительское собрание по сохранению здоровья учащихся...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании здорового образа у детей"

Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия человека.У школы три задачи: воспитание,обучение, просветительство.Семья и школа способны воспитать здоровое поколение детей.Род...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Учебно-методическое пособие предназначено, в качестве руководства для родителей, заинтересованных в формировании у детей и подростков устойчивой мотивации здорового образа жизни.  Рассмотрены воз...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании толерантной личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании толерантной личности" призвано помочь родителям понять важность такого качества, как толерантность в процессе социализации ребёнка; определить роль сем...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Родительское собрание посвященное роли семьи в формировании   ЗОЖ у детей и подростков....

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Материалы для проведения собрания...

Беседа с родителями на тему "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

Беседа с родителями начального звена на тему "Роль семьи в формировании здорового образа жизни". В беседе рассказывается о факторах риска влияющих на здоровье,  о роли семьи в формировании ЗОЖ, о...