Программа по социальной работе на 2015-2016 уч.г. "СОЦИУМ И СЕМЬЯ".
календарно-тематическое планирование на тему

Программа включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, основные направления социальной работы в школе. Планирование на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsialnoy_raboty_na_15-16.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»

СОГЛАСОВАНО:                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по ВР                              Директор МОУ «СОШ №82»

О.Н.Булыгина____________                                 О.Н.Бурчевская ____________

«___»______________20__г.                                 «___»________________20__г.

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

«СОЦИУМ И СЕМЬЯ»

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:    социальный педагог –

Низовцева   Ирина   Владимировна

Котлас, 2015г.

1.Пояснительная записка.

     В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Начало жизни любого человека – семья. Это тот социальный институт, где закладываются основы всей жизни ребенка. Все мы родом из детства, наше поведение, наши взгляды, жизненные ценности закладываются именно в семье. И уже становясь учеником, ребенок осознает, что он является личностью, которая несет ценности именно своей семьи. Но если семья, находясь в сложной жизненной ситуации, причин которой может быть множество: родители потеряли работу, развод родителей, конфликтное взаимодействие и многое другое, не может в полной мере удовлетворить потребности ребенка в самореализации, воспитании, образовании, защите, то она нуждается в помощи из вне. Такая помощь может быть минимальной, а порой требуется целый комплекс реабилитационных мер, направленных на помощь семье при выходе из сложившегося кризиса, система работы всех специалистов ОУ. Поэтому огромную роль сейчас начинает играть школа с ее системой воспитательной работы, в которую включаются не только учителя, специалисты, классные руководители, но и родители. Любое образовательное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством проблем, их количество постоянно возрастает, в результате чего происходит усиление социальной функции образовательных учреждений. Не исключение стала и наша школа! В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» города Котласа Архангельской области в 2015-2016 учебном году  успешно скомплектованы 23 класса: 11 классов – 1 ступени, 10 классов – 2 ступени, 2 класса – 3 ступени, всего 637 учеников. Это 127 учеников из неполных семей, 50 учащихся из многодетных семей; 10 - из неблагополучных семей, 6 детей, находящихся под опекой (попечительством), 9 детей-инвалидов, 34 учащихся из малообеспеченных семей, 2 ученика стоят на учете в милиции. Семьи наших учеников проживают в разных микрорайонах города. Но в большей степени это микрорайон школы №82, где находятся ДКЖ, детский парк культуры и отдыха.

     Таким образом, можно  сказать, что в школе обучается много детей из неполных семей, основные проблемы которых: материальные, проблемы воспитания. Часто родители обращаются с ними в школу, поэтому в данной программе уделяется много внимания работе с родителями, с семьей: родительские собрания по проблемам наркомании, курения, воспитания «трудных» подростков; посещение семей, консультации родителей; помощь семье, совместно с ЦСЗН, СРЦН, обществом «Красный Крест» (денежная, материальная); привлечение родительского комитета к работе с неблагополучными семьями (обсуждение на собраниях, совместное посещение неблагополучных семей, организация благотворительных акций: «В помощь детям-сиротам»). Требуется и коррекционная работа с «Трудными» детьми, работа по профилактике правонарушений, вредных привычек, привитие нормативно-правовой культуры, нравственных идеалов. Данное направление включает в себя: профилактические классные часы, беседы с инспектором по ДН, индивидуальные беседы, тренинги, проведение тестирования, анкетирования. Работает в школе и дисциплинарный совет по отдельно разработанному плану, основная задача совета: изучение и анализ состояния правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы; рассматривание персонального дела учащихся-нарушителей дисциплины и порядка.

     Так как школа №82 находится в культурном центре города, большое внимание следует уделять организации досуга школьников, особенно это касается «группы риска» и детей из неблагополучных семей: устройство в кружки и секции, анализ внеурочной занятости учащихся.

       В данной программе предусмотрен строгий контроль посещаемости занятий детьми «группы риска», детьми из неблагополучных семей, детей, занимающихся по индивидуальной программе (по медицинским, социальным показателям): «Карта посещаемости», «Контрольная неделя».

     Отдельное направление – работа с детьми, находящимися под опекой (попечительством) и детьми из малообеспеченных семей: оказание материальной помощи (совместно с ЦСЗН, СРЦН, обществом «Красный Крест»); бесплатное питание в школе; обследование материально-бытовых условий проживания семей, где дети находятся под опекой (попечительством); анализ успешности опеки (попечительства), расходования средств, получаемых на подопечного; консультирование родителей: «Льготы детям-сиротам, социальным сиротам при поступлении в средние специальные, технические училища, высшие заведения; трудоустройство». Предусмотрен контроль питания детей из многодетных, малообеспеченных детей.

     Ведется работа и с классными руководителями: информирование учителей о формах и методах работы с детьми «группы риска»; создание совместной системы работы по повышению успеваемости детей «группы риска».

2. Основная цель социальной работы в школе –

 дальнейшее развитие и совершенствование системы профилактики, коррекции и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации.

3. Основные направления и задачи социальной работы.

Направления социальной работы в школе:

  • Работа в школьном коллективе.

Задачи: участие в мероприятиях по воспитанию, образованию; установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых; выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций; помощь в их устранении.

  • Работа с семьей.

Задачи: изучить интересы, потребности, материальное положение семей, семейных взаимоотношений; помочь в преодолении негативных явлений в семье;

  • Работа в социуме.

Задачи: изучить особенности микрорайона, его воспитательного потенциала; наладить взаимодействие государственных организаций в интересах воспитания ребенка;

  • Работа с трудновоспитуемыми детьми.

Задачи: изучить психолого-возрастные особенности детей, условия их жизни; изучить и устранить негативные влияния; прогнозировать процесс коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка; привлечение к воспитанию общественных и социальных институтов.

  • Предупредительно-профилактическая деятельность.

Задачи: организовать работу в тесном контакте с ИДН, с ООП; использовать возможности органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций;

  • Диагностическая деятельность.

Задачи: привлечь к диагностической работе специалистов – психологов, педагогов; организовать педагогически направленное наблюдение, анкетирование, собеседование; проанализировать работу с «трудными» детьми классных руководителей, профилактическую работу в школе, спланировать дальнейший план социальной работы в школе.

  • Организационная деятельность.

Задачи: организовать содержательный досуг учащихся через систему дополнительного образования; помочь в организации каникулярного отдыха детей; организовать рабочие места для подростков; проведение профилактической работы.

  • Охранно-защитная деятельность.

Задачи: организовать правовое информирование детей, родителей, педагогов; принять меры к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.

4. Принципы социальной работы.

Реализация данной программы социальной работы осуществляется на основе следующих принципов:

  • Необвинительности. Вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса;
  • Индивидуального подхода. Решение конкретных проблем, конкретного подростка (семьи) в реальных жизненных условиях;
  • Плотного постоянного контакта. Контакта в течение длительного времени;
  • Отношение с семьей строятся на деловой основе с применением таких методов, как контакт, план, договор;
  • Доверительных отношений между педагогами и подростком (членами семьи);
  • Уважения норм и ценностей семьи;
  • Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала подростка (семьи);
  • Гибкого привлечения широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога;
  • Приоритета профилактических мероприятий.

5.Критерии эффективности.

В соответствии с постановленными задачами выявляем следующие критерии эффективности:

  • Оздоровление обстановки в неблагополучных семьях: обследование материально-бытовых условий неблагополучных семей: на начало учебного года, патронаж, на конец учебного года; анализ положительных изменений, отметка в акте посещения семьи, программе на неблагополучную семью;
  • Повышение успеваемости, посещаемости занятий детьми «группы риска» и детьми из неблагополучных семей: анализ на конец учебного года;
  • Снижение случаев нарушения дисциплины в школе и за ее пределами (курение, нарушение дисциплины и др.): анализ на конец учебного года, сравнение с прошлым учебным годом;
  • Охват детей «группы риска» кружковой работы: анализ посещаемости учреждений дополнительного образования на начало и конец учебного года.

6.Ожидаемый результат.

     В результате проведения социальной работы в школе, работы с неблагополучными семьями, детьми «группы риска» мы ожидаем:

  • изменение статуса родителей – занятость;
  • увеличение доходов семьи;
  • стабилизация психологического климата семьи;
  • повышение успеваемости по основным предметам подростков;
  • увеличение посещаемости занятий: снижение пропусков занятий;
  • снижение случаев нарушение дисциплины в школе и за ее пределами;
  • увеличение числа занятых подростков в свободное от занятий время.

7. План социальной работы на учебный год.

Направления социальной работы

Мероприятия

Сроки реализации

Работа в школьном коллективе

Беседы с классными руководителями: «Формы и методы работы с детьми «группы риска», «Особенности работы с детьми с ОВЗ».

В течение учебного года

Совместное составление программы сопровождения детей с ОВЗ с учителем. Контроль реализации программы.

Октябрь

Выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций в классе, совместно с классным руководителем, помощь в их устранении.

В течение учебного года

Участие в мероприятиях по воспитанию, образованию; выступление на педсовете с информацией «Статистика правонарушений в городе и районе. Меры по профилактике правонарушений среди подростков».

В течение учебного года

Участие в ГПО социальных педагогов города.

В течение уч.г.

Работа с семьей

Посещение семей, стоящих на внутришкольном контроле, обследование материально-бытовых условий и условий воспитания несовершеннолетних детей в семье.

ежемесячно

Индивидуальные беседы с родителями при посещении семьи по темам: «Правильная организация режима дня учащегося», «Трудности подросткового возраста», «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», «Рабочее место ученика. Игровой уголок», «Трудовые обязанности детей по дому», «Организация внеурочного времени учащегося», «Клубы по месту жительства», «Профилактика вредных привычек подростков в семье», «Социальные льготы, пособия разным категориям семей», «Служба занятости населения. Предложения безработным гражданам (помощь, услуги)», «Организация летнего времени учащегося», «Предоставление бесплатного питания в школе детям из малообеспеченных семей», «Привитие гигиенических навыков ребенку в семье», «Этика общения».

При посещении семьи

Посещение опекунских (приемных) семей, контроль материально-бытовых условий и условий воспитания несовершеннолетних детей в семье, беседа с опекунами. Написание характеристик об успешности опеки в ООП.

Декабрь

Индивидуальные беседы с опекунами (приемными родителями) по темам: «Взаимоотношение детей и родителей в семье», «Организация внеурочного времени учащегося», «Режим дня школьника», «Расходование средств, получаемых на подопечного ребенка», «Льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения детям-сиротам и социальным сиротам», «Клубы по месту жительства», «Организация летнего времени подопечного», «Успеваемость подростка в школе. Трудности в обучении».

При посещении семьи

Постановка детей из неблагополучных, малообеспеченных семей на бесплатное питание в школе.

Октябрь,

Январь,

Апрель

Контроль питания детей из многодетных семей в школе.

Октябрь,

Февраль

Помощь в организации летнего отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, часто болеющих детей, детей-инвалидов:

- заявки на бесплатные путевки в летние оздоровительные лагеря, санатории в ЦСОН г.Котласа;

- информирование родителей о наличии путевок, помощь в оформлении справок;

- информирование родителей о том, где могут поработать подростки (с 14 лет) на летних каникулах, работа Молодежного центра г.Котласа.

Апрель – май

Консультации для родителей, чья семья оказалась в сложной жизненной ситуации, семей с детьми-инвалидами, малообеспеченных семей. Родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

По требованию

Привлечение семей с детьми инвалидами для участия в городских, школьных конкурсах.

В течение учебного года

Осуществление патронажа неблагополучных семей, реализация индивидуальной программы реабилитации семьи.

В течение учебного года

Направление материалов на неблагополучную семью в ООП, КДН и ЗП, ОДН, ЦРНП. Ходатайство на постановку семьи на городской учет.

По необходимости

Участие в работе Дисциплинарного совета школы по вопросу постановки (снятия) семьи на внутришкольный учет.

По необходимости

Работа в социуме

Координация персонифицированного учета микрорайона школы, выявление детей, не обучающихся в нарушении закона.

Сентябрь

Составление списка будущих первоклассников, проживающих в микрорайоне школы.

Октябрь

Изучение особенности микрорайона, его воспитательного потенциала.  

Ноябрь

Взаимодействие с КДН и ЗП, СРНП, ОДН, ДКЖ, Детской поликлиникой  в интересах воспитания ребенка.

В течение учебного года

Работа с трудновоспитуемыми детьми

Участие в работе Дисциплинарного совета школы.

В течение учебного года

Индивидуальные профилактические беседы: «Федеральный закон «Об ограничении курения табака», «Устав школы», «Правила поведения на уроке и перемене», «Что значит вести здоровый образ жизни?», «Этика общения», «Моя воспитанность», «Вежливые слова», «Как правильно организовать свой день?», «Выполнение домашнего задания», «Законы моей страны», «Знай и соблюдай», «Интернет-зависимость».

ежемесячно

Направление ходатайств на привлечение к административной ответственности родителей учеников, систематически пропускающих занятия в школе без уважительной причины, неуспевающих.

По необходимости

Посещение семей детей, стоящих на внутришкольном учете.

В течение учебного года

Индивидуальные беседы с родителями по поведению, успеваемости, посещаемости школы учащимися, стоящими на внутришкольном учете.

ежемесячно

Предупредительно - профилактическая деятельность

Приглашение специалистов ОДН (школьного инспектора), линейного отдела милиции, наркологического диспансера с профилактическими беседами на классные часы.

В течение учебного года

Выступление с профилактическими беседами на классных часах: «Курение и статистика», «Скажи наркотикам нет!», «Правонарушение и преступление», «Понятие толерантности в современном мире», «Умеешь ли ты дружить?»

По запросу классных руководителей

Диагностическая деятельность

Привлечение специалистов ЦРНП г.Котласа для диагностики профессиональной направленности старшеклассников.

Февраль

Контроль прибытия и готовности к обучению в школе учащихся «группы риска», учащихся из неблагополучных семей.

01.09.15.

Заполнение паспорта семьи, матрицы обобщенного показателя социального благополучия семьи.

При постановки семьи на учет

составление социальных паспортов классов (совместно с классными руководителями), социального паспорта школы.

сентябрь

создание банка данных детей «группы риска» (малообеспеченные, многодетные, состоящие на учете в ОДН УВД, состоящие на внутришкольном учете, дети-инвалиды, дети под опекой (попечительством)).

Сентябрь-октябрь

Анализ работы с «трудными» детьми классных руководителей, профилактической работы в школе, планирование дальнейшего плана социальной работы в школе.

Май

Организационная деятельность

Помощь в организации содержательного досуга учащихся «группы риска» через систему дополнительного образования

Сентябрь - октябрь

Помощь в организации каникулярного отдыха детей «группы риска»

В течение учебного года

Помощь в трудоустройстве трудных подростков во время летних каникул.

Апрель-май

Контроль посещаемости, успеваемости детей «группы риска».

Ежемесячно

Охранно-защитная деятельность

Организация правого информирования детей, родителей, педагогов:

- Стенд «Правовая страничка»;

- Выступление на родительских собраниях с беседами «Административный кодекс РФ», «Статистика по правонарушениям и преступления среди несовершеннолетних города и района», «Трудности подросткового возраста».

В течение учебного года

Выявление и передача информации в правоохранительные органы по случаям вовлечения взрослыми подростков в противоправные дела, жестокого обращения с детьми.

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической работы на 2015-2016 учебный год

План   включает план  работы всех структурных единиц по методической работе....

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.....

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Оглавление1.​ Актуальность, информационное обоснование программы.2.​ Цели и задачи программы.3.​ Механизм реализации программы.4.​ Психолого-педагогическое обоснование содержания программы.5.​ Содержа...

Анализ деятельности социального педагога за 2015-2016 учебный год.

Анализ деятельности социального педагога содержит информацию о проделанной работе и ее результатах по каждому из направлений профилактики....

План работы на 2015 - 2016 учебный год МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад №10 " Дубравушка" и БУ ХМАО - Югры" Комплексный центр социального обслуживания населения"Катарсис"

План работы на 2015 - 2016 учебный год МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад №10 " Дубравушка" и БУ ХМАО - Югры" Комплексный центр социального обслуживания населения "Катарсис"...

План работы с родителями социального педагога на 2015 – 2016 уч.год.

Планирование работы с родителями в коррекционном образовательном учреждении на учебный год.В план включена работа социального педагога как со всеми родителями, так и с семьями "группа риска" и СОП....