Памятка для учеников и родителей "Выбор профессии-дело не простое"
методическая разработка на тему

Комкова Елена Владимировна

Памятка для учеников и родителей "Выбор профессии-дело не простое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam_i_uchashchimsya_v_vybore_professii.docx64.28 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Помощь ребенку в выборе профессии»


http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_36/64/d-63209/63209_html_3db0eb8b.png

 Основные критерии профессионального выбора:

  • Профессия должна соответствовать профессиональным интересам Вашего ребенка. К  14 годам у многих детей уже есть профессиональные интересы, например, фотосъёмка, моделирование одежды, программирование, музыка, иностранные языки, спорт, биология, механика и т.д. Очень важно поощрять эти интересы – приобретать необходимое оборудование, литературу, записывать в кружки по интересам.  Чем выше этот интерес, чем больше радости доставляет он ребенку, тем больше выбранная профессия  должна включать этот элемент.  Если же профессиональные интересы еще не сформированы, помогите Вашему ребенку поэкспериментировать с различными направлениями. Вы можете делать это вместе и найти дополнительные  точки соприкосновения!
  • Профессия должна соответствовать  особенностям личности ребенка, развивать его потенциал. Трудно себе представить нетерпеливого, неусидчивого архитектора или замкнутого, необщительного журналиста. Конечно, и такое случается, но в данных случаях исключения, скорее подтверждают правила.

  • Востребованность профессии на рынке труда. Люди работают не только для личностного развития, творчества, общения… но и для зарабатывания денег. Самый простой способ изучения информации о востребованности профессии – объявления об открытых вакансиях в интернете, СМИ, кадровых агентствах и Службе Занятости. Так же полезно заглянуть в раздел «резюме» и Вы приблизительно сможете понять, в каких областях рынок труда перенасыщен специалистами.

  • Возможности получения образования по данным профессиям, в том числе и материальные возможности семьи.  Предлагают ли СУЗы Вашего города обучение по выбранной профессии, или нужно будет учиться в другом городе? Какова стоимость этого обучения?

Рекомендации родителям по профориентации

 1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

 4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

 5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200!

(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Основные ошибки родителей при профориентации ребенка:

  • Самая грустная, но легко исправимая – пустить все на самотек. Каким-то родителям просто лень или некогда заниматься своим ребенком. У кого-то у ребенка самый пик подросткового кризиса и в сторону родителя направленны только «колючки как у ежика» и возглас «Я сам!».  Но какова бы не была причина, очень важно родителям осознавать свою роль и значимость в принятии этого решения. Не устраняйтесь.  Просто поэкспериментируйте с методами профориентационной помощи (о них далее).

  • Выбор профессии по принципу династии. В некоторых семьях уже, например, пятое поколение врачей или учителей, и зачастую в такой ситуации выбора у ребенка не остается.  Иногда случается, что такой выбор становится очень успешным. Ведь ребенок растет в семье, где видит особенности этой профессии, слышит или даже участвует в беседах на профессиональную тему. И тогда можно смело говорить о том, что такой выбор соответствует интересам и склонностям ребенка. Делать же выбор таким способом, не учитывая, особенности ребенка, очень рискованно.

  • Выбор профессии исключительно по принципу будущего благосостояния. Деньги – это хорошо и важно. Но, все мы знаем, что если человек работает с удовольствием, «с душой» - то и результат достигается быстрее, а качество превосходит все ожидания. Именно заинтересованность, увлеченность будущей профессией – фундамент будущего профессионализма. А профессионализм – это и востребованность на рынке труда, и карьерный рост, и высокий доход.

  • Выбор профессии по принципу «Все равно где работать – лишь бы не работать!».  Работа как убивание времени с целью получения заработка. Такое мнение тоже имеет право быть. Работа занимает  40 часов в неделю. В году в среднем 53 недели – это 2120 часов в год. Возьмем средний стаж 35 лет – 74 200 часов чистого убитого времени, потраченного на имитацию деятельности. Что может быть печальнее!



INTERNET-сайты по вопросам профессионального самоопределения:

  1.  http://metodkabi.net.ru/index.php?id=strat_8#ur – это сборник  обучающих видеофильмов, диагностических методик.
  2. www.proforientator.ru — самый известный портал о выборе профессии. Здесь можно пройти тесты, найти описания различных профессий и названия учебных заведений, где можно получить образование по этим специальностям.  
  3. www.profvibor.ru — портал о профессиональном выборе. Можно задать вопрос психологу, пройти тестирование, получить информацию о 1400 профессий.  
  4. www.my-test.ru — это огромный сборник тестов, которые помогут Вам выявить свои личностные качества и особенности.  
  5. www.proftime.edu.ru - на сайте Московского психолого-социального института даны конкретные рекомендации‚ как определить круг своих интересов шаг за шагом. Затем можно открыть «матрицу профессий» и‚ выбрав понравившуюся сферу по вертикали и горизонтали‚ увидеть‚ какая профессия тебе ближе. Например‚ если вам нравится «Информация» и «Конструирование»‚ ваши варианты — переводчик‚ журналист‚ веб-дизайнер и картограф. Щелкнув на название профессии‚ вы увидите ее описание. Также на сайте размещены различные психологические тесты и краткие биографии российских психологов-профориентаторов.
  6. www.profguide.ru  - «ПрофГид» — это страничка‚ где собрано более десяти профориентационных тестов‚ есть масса полезных статей‚ новости рынка труда‚ опросы и большая подборка учебных заведений‚ где можно получить определенные специальности. Также размещена информация о различных профессиональных конкурсах. Кроме того‚ на портале можно получить онлайн-консультацию и узнать о различных тренингах‚ которые проводят сотрудники центра.
  7. www.rodn-i-k.narod.ru - если не обращать внимание на очень простенький дизайн сайта‚ его можно признать настоящим кладезем психологических методик по профориентации. Здесь в открытом доступе размещены все основные задания‚ которые используют во время платных консультаций в специализированных центрах. О ваших способностях и склонностях расскажут‚ например‚ тесты «Типы личности по Голланду»‚ «Метод Кейсри»‚ «Психогеометрия»‚ «Числовые ряды» и др. Также здесь можно найти много подсказок‚ как построить успешную карьеру.
  8. www.rabochee-mesto.com  - отличный сайт‚ где собраны рассказы обычных людей о своих необычных профессиях. Из первых уст можно узнать‚ чем занимается судебный пристав-исполнитель‚ химик-хроматографист‚ кастинг-менеджер‚ дальнобойщик‚ егерь‚ гидрометаллург. Каких только специальностей здесь нет! Авторы готовы поделиться с вами самым интересным‚ что есть в их работе‚ а также рассказать о сложностях‚ с которыми сталкиваются. Им можно задать вопрос, оставив отзыв после понравившегося поста.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся "Сочинение по литературному произведению? Это просто"

Данная памятка  окажет помощь учащимся в написании сочинения по литературному произведению...

"Выбор профессии - дело серьёзное"

Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....

Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повыси...

Выбор профессии - дело серьёзное

          Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к професси...

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

классный час "Выбор профессии дело серьёзное"

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...