Творец живет в каждом из нас.
статья на тему

Роль взрослого в детском творчестве.Значение творчества в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorets_zhivet_v_kazhdom_iz_nas.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Творец живет в каждом из нас.

Человек рождается на свет. Кем он будет? Что подарит он этому миру? Каждый из нас хочет, чтобы наши дети росли умными, творческими, счастливыми. И все это возможно, ведь человек от рождения наделен природой огромным потенциалом для разностороннего развития, практически неограниченными возможностями и даже талантами. И дальнейшее зависит от того, сумеем ли мы, взрослые, создать условия для развития этих задатков. Вот почему так важно с самих ранних лет давать малышам возможность пробовать свои силы в самых разных направлениях творческой деятельности, вселять в них уверенность в собственных возможностях, активно помогать процессу поиска себя. 

Творчество! В самом слове заложено божественная суть этого состояния. Бог, которого иначе называют Творцом, создателем Вселенной, наделил нас этой способностью, чтобы таким образом подарить каждому свою искру и дать шанс постичь одну из своих ипостасей. Согласно древней легенде, каждый кто сумеет продвинуться в творчестве настолько, что создаст то, чего не существует во Вселенной, тоже станет Творцом и станет на одну ступень ближе к Богу. Согласно этой же легенде последним Творцом получившим такое право был изобретатель колеса. Много было в природе того, чего катилось и перекатывалось, но не было ничего такого, что бы имело ось, обод и спицы. Так что, у каждого из нас есть шанс стать следующим за ним.

Роль взрослого в детском творчестве.

Чем старше ребенок, тем меньше он нуждается в помощи взрослого. Но это не значит, что участие взрослого в этом процессе больше не требуется! Совместное творчество полезно в любом возрасте, ведь оно укрепляет взаимопонимание и взаимопомощь, рождает доверие и общность интересов.

По степени включенности взрослого в творческий процесс можно выделить несколько ролей:

«Помощник» - очень нужен малышам, ведь он готовит все необходимые материалы, выполняет некоторые описания или еще не освоенные ребенком виды работ. Иногда приходит  на помощь в случае каких-то непредвиденных ситуаций.

«Инструктор» - необходим, если ребенок выполняет новый для себя вид работы и еще сам не способен выполнять последовательно действия по описанию. Эта роль подойдет и тогда, когда в результате работы предполагается сюрприз и ребенок не знает, что, собственно должно получиться.

«Партнер» - самая «равная» роль. Поделка выполняется вместе. Ребенок и взрослый совместно решают, какие материалы использовать, что в какой последовательности делать, распределяют работу между собой или помогают друг, другу, если одному с изготовлением не справиться.

«Наблюдатель» - как правило, дети очень любят демонстрировать, что они умеют, а более старшие и вовсе желают делать все без помощи взрослого.

«Ученик» - рано или поздно ребенок обязательно захочет научить вас тому, что научился делать где-то в другом месте. Ни в коем случае не отказывайтесь побыть в роли ученика! Это очень полезно для ребенка – проговаривать свои действия, стараться передать свои знания. А вы при этом сможете посмотреть на себя со стороны, ведь вставая в позицию «старшего», ребенок непроизвольно будет копировать именно вас!

Осваивая различные виды рукоделия, ребенок каждый раз приобретает новые виды знаний, умений и навыков и совершенствует уже имеющиеся. Этот постоянный процесс развития очень важен, как важно и то, что малыш сам осознает, что сегодня он научился чему-то такому, чего не умел вчера.

Хвалите ребенка за каждый успех, будь то ровно отрезанная полоска бумаги или красивая самостоятельно нарисованная картинка. Каждый шаг для него – это хоть и небольшая, но победа над умением, робостью, неуверенностью.

Успешность в творческой деятельности позволяет человеку вне зависимости от возраста укрепить веру в себя, осознать свою индивидуальность, поднять свой статус в глазах окружающих, ощутить себя неповторимой личностью.

Занятия творчеством развивают…

Работоспособность и усидчивость. За любым и интересным делом ребенок может проводить много времени, не уставая и не отвлекаясь. При этом на каком-то этапе создания поделки приходиться выполнять и менее интересную, но тем не менее необходимую для достижения результата работу, например, изготавливать несколько одинаковых деталей по образцу. Но мотивация достичь результата настолько велика, что ребенок и менее интересную для себя учиться выполнять быстро и не отвлекаться.

Координацию. Занятия любым видом творчества требует точности и ловкости движений, согласованности действий обеих рук, развития «чувства пространства».

Мышление. Любое воплощение образа – это всегда некоторая условность. Поэтому в процессе творчества у ребенка развиваться умения находить общее у совершенно разных предметов и видеть различия похожих, способность к ассоциативному мышлению, уточняться причинно-следственные связи. Все это влияет на развитие мышления.

Творчество помогает снизить уровень тревожности.

Часто дети, приступая к работе, заранее боятся неудачи. И не просто бояться, представляют ее, проигрывают в своем воображении, изначально настраивая на неуспех. Как правило, такие дети и в жизни ведут себя точно так же, бояться, что-то сделать неправильно, сильно зависят от оценки от окружающих, особенно значимых людей. Они поминутно уточняют, правильно ли они делают, и это не способ обратить на себя внимание, а именно потребность в контроле со стороны. Как правило, это является следствием слишком строго и чересчур «правильного» воспитания, наличие непомерно большого количества запретов в жизни ребенка. Иногда – это результат чрезмерных родительских ожиданий – если ребенку с детства внушается, что он должен быть лучшим, то он просто сильно боиться огорчить и разочаровать своих родителей. В таком случае тем более стоит поощрять творчество ребенка!

Тревожным детям очень подходит техника, не требующие аккуратности в выполнение. «Как бы ты не сделал – все равно хорошо получиться!» Важно давать таким малышам право на ошибку.

Творчество – поиск нестандартных решений.

Творческий процесс неизбежно развивает креативность – способность находить нестандартные выходы из сложившейся ситуации.

Старайтесь не предлагать ребенку готовых решений. Внезапно кончился необходимый материал? Случайно ребенок что-то неправильно отрезал, сшил, оторвал? Используйте все эти моменты для развития креативности. Во время поиска выхода из сложившейся ситуации учите ребенка высказывать сразу как можно больше самых разных идей, чтобы потом можно было выбрать наиболее подходящую.

По сути человек, ощущая себя творцом снова и снова, уверившись, что он способен создавать нечто полезное, прекрасное, одобряемое и значимое для окружающих, учась владеть ситуацией, не отступать перед трудностями и не опускать руки, что бы не случилось, учиться конструктивно взаимодействовать с миром, приспосабливаться к изменяющимся условиям, обретает веру в возможность изменить мир, себя и свою жизнь к лучшему.

Занятия творчеством позволяют ощутить себя Автором – и не только конкретных поделок, но и автором всей своей жизни. А это предполагает не только свободу действий, но и готовность нести ответственность за свои решения и поступки, чему тоже проще всего научить именно творческой деятельности.

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ СВОЙ ЖИЗНИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый павший - живой, если в сердце живет..."

Сегодня, когда компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь,  встала проблема создания электронных пособий и учебников  для обучающихся.  Ни  для кого не секрет, что подростки...

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”.

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”....

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

«Невыдуманный Джонатан – Чайка, который живет в каждом из нас»

Обсуждение произведения Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", фрагментарный анализ текста....

Социальный проект "Доброта живет в каждом из нас"

Социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка. Человек, который делает выбор, несет и личную ответст...

Эссе на тему: "Чайка, которая живет в каждом из нас"

…Меняются скорости, информационное поле нас порой поглощает так, что практически не остается времени остаться наедине с собой, а жизнь день ото дня становится сложнее, требуя от человека не шаблонных,...

Беседа с учащимися 9-11 классов "Кто живет в каждом из нас"

Данную беседу я разработала и использовала в 2015 году на конкурсе "Педагогический дебют-2015". Беседа включает в себя работу с карточками, с притчами, демонстрацию презентации, а также интересный опы...