Обобщение педагогического опыта Горшкова И.П.
статья на тему

Горшкова Инна Петровна

Из истории становления профессии. Актуальность деятельности социального педагога. Формы и методы работы. Особенности отбора материала и его использования. Результативность социально-педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_gorshkova_i.p.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Из истории становления социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

На рубеже 70-80-х годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. А в педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по социальной работе с детьми и их родителями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия.

Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки.

  1. Актуальность работы социального педагога в современных условиях.

 Ключевой фигурой данной работы является социальный педагог. Но не будем здесь говорить о понятии «социальный педагог» в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Итак, школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной школе. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.1

 Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе.

 В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог.

 Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный педагог.

 Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты.

Работа с семьёй также должна строиться у социального педагога, так как многое ребёнок выносит именно оттуда.

Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

Итак, завершая тему о "нужности" деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить, где актуально присутствие социального педагога:  в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей.

Также нужно упомянуть  некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.

Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.

На сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.

Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей.

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.        

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин “синдром избитого ребенка”. Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к педагогу, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.

3. Гипотеза

Социально-педагогическая деятельность, осуществляемая мною, станет эффективной, если в своей деятельности мною будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, педагогически запущенных подростков, общественности и других социальных и государственных институтов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи социально-исторической обусловленности процессов социального воспитания и формирования личности; современное видение процесса детерминации личности её собственной активностью; современные концепции социальной и превентивной педагогики; принципы взаимной дополнительности различных факторов, формирующих личность.

В процессе теоретического осмысления современного состояния рассматриваемой проблемы использовались достижения и инновации в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов, психолого-педагогические основы поддержки и защиты личности.

Для достижения цели и решения поставленных задач использую комплекс методов:

теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование;

эмпирические: наблюдение, эксперимент, практический метод;

статистический: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

4. Теоретическое обоснование

Моя социально-педагогическая деятельность базируется на идеях классиков и практиков педагогической науки: М.В.Шакурова,  Р.В. Овчарова,  П.А. Шептенко.

Использую в своей работе научно-теоретическую базу  профилактики девиантного поведения учащихся, профилактики химической зависимости.  В основе работы  - система работы Т.А. Шишковец, Н.С.Караваевой.

Современное образование должно базироваться на личностно-ориентированных технологиях обучения, которые предполагают создание педагогических  условий, в которых образовательный процесс адресно ориентирован, организуется с учётом индивидуальных и личностных особенностей учащихся. В этом вопросе огромную помощь оказывают труды учёных Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, К.К. Платонова.

Изучению общих вопросов проблемы профилактики преступлений и правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних, посвящены работы учёных-криминалистов: Н.Г. Акбарова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Б.С. Волкова, С.И. Герасимова, В.В. Лунева, М.Д. Лысова, С.В. Максимова, Г.М. Миньковского, А.Я. Сухарева, Г.И. Фильченкова и др.

Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего право-нарушителя, причины и пути её формирования, а также средства психологической коррекции отклонений в поведении подростков отражены в исследованиях таких отечественных и зарубежных учёных, как М.А. Алемаскин, Б.М. Алмазов, И.П. Башкатова, С.А. Беличева, Л.С. Выготский  и других.

Социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении несовершеннолетних раскрываются в работах А.В. Мудрика и других.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

5. Новизна

Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с осложненным поведением, говоря также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью».

Состав подростков с осложненным поведением далеко неоднороден, и причины этих трудностей неодинаковы. Осложненное поведение школьников обуславливается тремя основными факторами: педагогической запущенностью, социальной запущенностью, отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок поведенческими проблемами. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Коррекционная и педагогическая работа с детьми и подростками, с нарушениями поведения осуществляется не только мною, как социальным педагогом, а совместно с классными руководителями, психологом, медсестрой, участковым уполномоченным полиции и конечно же родителями.

Для профилактики и терапии нарушений  в поведении во-первых, необходимо выяснение условий воспитания ребенка и психологической атмосферы в семье или другой микросреде, в которой он растет.

Во-вторых, очень важно найти возможность осуществления психотерапевтического воздействия на семью путем специальных повторяющихся бесед, консультаций со всеми членами семьи, направленных на нормализацию внутрисемейных взаимоотношений и устранение ошибок воспитания. Семейному воспитанию принадлежит решающая роль в формировании личности и характера ребенка.

В-третьих, при необходимости создать условия для рациональной психотерапии ребенка и подростка, тесно смыкающейся с лечебно-педагогической коррекцией.

Для выбора правильных рекомендаций по изменению психологической атмосферы в семье, в целях направленного влияния на поведение ребенка, важно исходить из учета психологических отношений в конкретной семье. Необходимо установить, кто из родителей занимает доминирующее психологическое положение в семье, выяснить характер взаимоотношений родителей между собой, психологическое положение данного ребенка в семье.

6. Основная педагогическая идея. Технология опыта

Работа социальной направленности в школе осуществляется в рамках социально-педагогической службы, нацелена на выявление состава детей, которым необходимо предоставление специально организованных форм сопровождения и выражается в предоставлении детям разных возрастных групп помощи в организации обучения, свободного времени, досуга, творческой деятельности, оказания помощи в трудной жизненной ситуации.

ЦЕЛЬ социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе: Оказание социально-педагогической помощи детям, подросткам, родителям, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях в процессе адаптации к современным условиям через осуществление воздействия на учащихся и их семьи, в процессе разрешения проблем социализации личности, как в школе, так и в микросоциуме.            

 ЗАДАЧИ:        

- раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации:

-.содействовать созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

-предоставлять ребенку реальные возможности для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где максимально раскроются его способности и возможности;

- осуществлять консультирование родителей, классных руководителей, учителей по вопросам социальной адаптации;

- организовывать и применять систему мер, направленных на социальное оздоровление детей «группы риска» и формирование их нравственно-правовой устойчи- вости;

- осуществлять комплексную профилактическую работу среди детей и подростков          по проблемам употребления табака, алкоголя и ПАВ;

- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому и фи-зическому насилию над личностью ребенка.

Задачи СПС осуществляются через следующие формы работы: наблюдение, интервью, индивидуальные и групповые занятия, консультирование, лекции, беседы, родительские собрания, рейды в семью, патронаж семей, состоящих на различных видах учёта.

Функциональное содержание социально-педагогического сопровождения:

- диагностическая (изучение личности, его семьи и степени влияние микросреды);

- прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учётом особен-

ностей семьи);

- организационно-коммуникативная (просвещение родителей);

- правозащитная (поддержка учащихся и их семей в защите прав, свобод и со- циальных гарантий);

- профилактическая (профилактика девиантного поведения учащихся);

- социально-бытовая (оказание нуждающимся материальной помощи через УСП, проведение благотворительных акций, привлечение спонсоров);                           - социально-психологическая (оказание неотложной социально-психологической                   помощи);                                                                                                - организаторская (обеспечение и вовлечение в культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельность учащихся, нуждающихся в социальной помощи).                 Категории детей, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;        дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети с ограниченными возможностями; дети, асоциальных семей;         дети, подвергающиеся жестокому насилию; безнадзорные и беспризорные дети; дети, состоящие на различных видах учёта; дети, не относящиеся к каким либо категориям, но нуждаются в социально-педагогическом сопровождении ежедневно;         дети с особенностями психического развития.

Особенность моей профессиональной деятельности состоит в том, что основным объектом  внимания выступает социальная ситуация развития ребёнка, отягощённая проблемами социального плана и травмирующая его личность. Выполняю роль посредника во взаимодействии ребёнка, семьи, общества, призвана путём повышения психолого-педагогической культуры семьи положительно влиять на семейный уклад и личностное развитие детей в семье и школе. Работаю со всем контингентом учащихся, обращая внимание в первую очередь на трудных, социально-запущенных детей, выделяя семью как приоритетную сферу влияния. Если семья является первым социальным институтом, определяющим направление социализации ребенка, то школа и социально-педагогическое сопровождение является фактором, способным корректировать направление развитие личности – позитивным или, напротив, отягощенное грузом постоянных срывов и неудач. Осуществляя социально-педагогическое сопровождение, работаю в основном в 3-х сферах: школе, семье и социуме. В школе выявляем трудных учащихся, их проблемы, затем выход в семью, далее в социум, если проблема требует помощи других специалистов: УСП, инспектор ОпДН и др. Доминирующей формой моей работы является индивидуальная форма, при которой сохраняется конфидициальность некоторой информации.

Какими методами я пользуюсь для достижения поставленной задачи?

  1. Методы социальной диагностики:
    - интервью;
    - мониторинг;
    - социологический опрос;
    - экспертная оценка;
    - экспертный прогноз;
    - биографический метод.
  2. Методы социальной профилактики:
    - превентивный метод;
    - социальная терапия;
    - группа поддержки.
  3. Методы социального контроля:
    - социальная опека;
    - социально-медицинский уход;
    - социальное обслуживание.
  4. Методы социальной реабилитации:
    - трудотерапия;
    - групповая терапия.
  5. Социально-экономические методы:
    - метод льгот и пособий;
     - социальный патронаж;
    - медицинский патронаж.
  6. Социально-педагогические методы:

методы как элемент социального воспитания:
- метод мотивирования и поощрения к действию;
- метод закрепления и обогащения;
- метод содействия и сотворчества;

методы воздействия:
- методы, воздействующие на сознание;
- методы, воздействующие на чувства;
- методы, воздействующие на поведение;

методы организации социально-педагогического взаимодействия:
- метод ценностного ориентирования;
- метод организации деятельности;
 - методы общения;
- методы самореализации;

педагогическая диагностика:
- педагогическое наблюдение;
- естественный эксперимент;

        воспитание:

- положительный пример;
- убеждение, поощрение и наказание;
- внушение
- упражнение, игра;
- перспектива и доверие;
- организация успеха и самовоспитание.

Социальный педагог является главным посредником между подростком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями правоохранительных органов, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления моей деятельности как  социального педагога:

1. Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем взрослых, попадающих в сферу влияния социального работника. Информация может быть из разных источников. Выявление запросов, потребностей, разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

2. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.).

3. Помощь несовершеннолетним в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы несовершеннолетнего. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для несовершеннолетнего событий.

4. Профилактика правонарушений, девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

5. Привлечение несовершеннолетних, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности несовершеннолетних в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

6. Индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания несовершеннолетних в семье.

7. Организация взаимодействия различных групп взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с подростками.

8. Пропаганда и разъяснение прав несовершеннолетних, семьи и педагогов. Защита прав подростка на основе конвенции о правах подростка и других правовых документов.

Как бы ни велика была роль социального педагога в школе и других специалистов, работающих с несовершеннолетними, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л.С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития подростка. Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем..».

Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем подростка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с подростком в течение длительного времени. С помощью специальных методов, технологий социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

  1. Особенности отбора материала и его использования

При отборе материала пользуюсь следующими принципами:

  1. Научность.
  2. Необходимость.

При преобразовании:

  1. Краткость.
  2. Схематичность.
  3. Сопровождение рисунками.
  4. Единства теории и практики.

При предъявлении:

  1. Доступность.
  2. Наглядность.
  3. От простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному.
  4. Индивидуализации и дифференциации.
  5. Гуманизации (создание психологически комфортной атмосферы).

  1. Результативность социально-педагогической деятельности

Информация о распространённости табакокурения.

Учебный год

Опрошено

Класс/кол-во

Разовые пробы

%

Постоянно употребляют

%

2010-2011

5-11/123

47

38

18

14

2011-2012

5-11/117

34

29

12

10

2012-2013

5-10/143

32

22

9

6

2013-2014

5-11/132

25

19

7

5

Сравнительные данные

за последние три года по параллелям, состоящих

на внутришкольном учёте, учёте ОпДН, КДН и ЗП.

Учебный год

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Вид учёта

Вид учёта

Вид учёта

ВШК

ОпДН

КДНиЗП

ВШК

ОпДН

КДНиЗП

ВШК

ОпДН

КДНиЗП

2011-2012

0

0

0

3

1

0

0

0

0

2012-2013

0

0

0

3

1

0

0

0

0

2013-2014

1

0

0

1

1

0

0

0

0

Информация о случаях употребления спиртных напитков учащимися школы.

Учебный год

Данные об учащихся

2010-2011

1

Бортновский М. (7б класс)

2011-2012

0

2012-2013

0

2013-2014

0

Информация о совершении правонарушений учащимися школы.

Учебный год

Совершено правонарушений

2010-2011

3

Фабиан Семён, 7б класс, (кража)

Тимош Кристина, 9б класс, (совершение общественно-опасного деяния)

Пирунова Кристина, 9б класс, (совершение общественно-опасного деяния)

2011-2012

1

Голомедов Эдуард, 7б класс, (совершение общественно-опасного деяния – нанесение вреда чужому имуществу).

2012-2013

0

2013-2014

0

Учащиеся школы, состоящие на различных видах учёта вовлекались в досуговую деятельность: учащийся 9 а класса Голомедов Эдуард посещал бассейн СОК «Зенит» тренажёрный зал, учащаяся 4 б класса Милькова Александра посещала Дом Детского творчества п. Пурпе объединение (бисероплетение) и неоднократно проходила реабилитацию на базе Комплексного центра социального обслуживания населения филиал п. Пурпе.

Мониторинг совершения правонарушений учащимися школы показывает, что в результате профилактической работы в 2013-2014 учебном году случаев совершения правонарушений учащимися школы не зафиксировано.

Вопросы проведение профилактической работы рассматривались на заседаниях при директоре и педагогических советах протоколы № 4 от 29.10.2013 года на тему: «Посещение занятий учащимися», протокол № 6 от 27.11.2013 года на тему: «Отслеживание результативности профилактической работы с учащимися начальной школы по предупреждению общественно-опасных деяний», протокол № 2 от 24.12.2013 года на тему: «Отслеживание результативности профилактической работы с учащимися, состоящими на разных видах учета, учащимися группы риска», протокол № 13 от 31.01.2014 года на тему: «Профилактическая работа по снятию агрессии и грубости».

8. Адресная направленность

Данный опыт работы социального педагога рассчитан на применение широким кругом педагогов.

9. Трудоёмкость

В ходе проведенных исследований определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:

  • неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);
  • негативные взаимоотношения в семье;
  • отсутствие контроля со стороны родителей;
  • негативные эмоциональные переживания, тревожность;
  • отсутствие занятий по интересам;
  • невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.

Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному педагогу необходимо выбирать направления, средства и методы перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.

Социальный педагог:                                        Горшкова И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...