Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов
статья (11 класс) на тему

В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы школы52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся

как средство социальной адаптации детей-мигрантов

В  последние годы не только страны западной Европы, но и Россия, и в частности, наш город столкнулись с проблемой социальной адаптации мигрантов.

Миграция взрослого населения с семьями привела к изменению состава детей в современных школах, где рядом  учатся дети  - представители разных культур, говорящих на разных языках. Наша школа расположена в микрорайоне, где в рабочих общежитиях проживает большое количество мигрантов, поэтому проблема социальной адаптации детей-мигрантов в   школе  актуальна. На сегодняшний день в школе обучаются дети – представители более 20 национальностей: грузины, осетины, чеченцы, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, дагестанцы, вьетнамцы и другие.

С 2005/06 года  по 2010 год педагогический коллектив работал над реализацией воспитательной программы «Воспитательное пространство  формирования культуры толерантного мышления». Результаты диагностирования учащихся, родителей, педагогов выявили отсутствие в школе конфликтов на национальной почве, доброжелательное отношение между одноклассниками, уважительное отношение  к школе и школьным традициям. Положительный опыт работы школы  был использован специалистами Отдела Образования, на базе школы проведены семинары, открытые мероприятия, Круглые столы.

Однако именно  в последние годы поступающие в школу разного возраста  дети-мигранты часто плохо владеют русским языком, не знакомы с культурой, традициями нашего города и страны. Считая необходимым и важным воспитание уважения к детям мигрантов, к их культуре, обычаям, мы считаем не менее важным, чтобы дети мигрантов знакомились с историей, культурными ценностями города, страны, в которой они сейчас проживают, проявляли уважение к людям, проживающим в этом городе.

При составлении новой воспитательной Программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Мир детства – мир Родины» на 2011-2015 годы мы ориентировались на базовые национальные ценности: 

  • Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о младших и младших, забота о продолжении рода;
  • Гражданственность – служение Отечеству, закон и порядок,  гражданское общество, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • Социальная солидарность -  свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость;
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • Наука – ценность знания,  стремление к истине, научная картина мира;
  • Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – духовный мир человека, красота, гармония. Смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа – эволюция, родная земля, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Выделили следующие приоритетные направления программы, работа над которыми позволит реализовать основную идею  программы – воспитание достойного  гражданина страны.

«Я – Петербуржец».  Формирование гражданственности и патриотизма.

 «Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

«Мир вокруг меня». Формирование духовно-нравственных ценностей, формирование ценностей образования,  приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность.

«Наш голос». Развитие ученического самоуправления, работы вожатского отряда, развитие школьных традиций.

«Моя семья – моя опора». Формирование ценностного отношения к семье, семейным традициям, укрепление связи семьи и школы.

«Весь мир – мой дом».  Формирование культуры толерантного мышления.

Профориентация.         

        Программа реализуется через учебную деятельность, систему классных часов,

общешкольные конкурсы, проектно-иссследовательскую деятельность, традиционные общешкольные мероприятия,  систему дополнительного образования,  музейную педагогику, участие в мероприятиях различного уровня, через совместную деятельность с социальными партнерами (прежде всего, с родителями), через освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга.

       Уже с первых дней обучения шаг за шагом дети вовлекаются в  школьную  жизнь. Помогают им  педагоги и вожатые – учащиеся средней и старшей школы.

Важнейшим направлением программы является «Весь мир – мой дом», способствующий формированию культуры толерантного мышления учащихся, социальной адаптации детей-мигрантов.

            Для детей младшего школьного возраста мир общностей и различий наиболее легко  открывается при знакомстве со сказками разных народов. Проект «Хоровод сказок» состоящий из ряда занятий,  знакомит  детей с обычаями, традициями русского и  других народов. В подготовке занятий  используются различные материалы, в том числе  мультипликационный проект «Гора самоцветов».

Формированию у учащихся представлений о культурном разнообразии нашей страны и мира позволяет уникальный потенциал музеев нашего города.

          Учащиеся средней школы работают над проектом «Путешествие по странам»,  что способствует расширению кругозора и воспитанию уважения к людям разных культур.

         Старшеклассники с радостью готовятся  и  участвуют в познавательной игре «Делами добрыми едины», часто в данном проекте принимают участие школы нашего района.

Учащиеся начальной школы  совместно с вожатским отрядом и педагогами творчески подходят к проведению игры «Что нам стоит город Дружбы построить!» -  к Международному Дню мира. «День приветствий» -  21 ноября -  прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения.

Создать условия для понимания ценности многообразия языков, необходимости сохранения и изучения литературы и языков разных народов помогает празднование в школе Дня родного языка, на который приглашаются родители.  Учащиеся декламируют стихи на русском языке, на родном языке учащихся из других стран, старшеклассники готовят презентации об исследователях, лингвистах-литературоведах , рассказывают об истории учреждения этого дня, освещаются итоги мониторинга «Родной язык для меня-…».

В начальной школе увлекательно проходит  игровое занятие  «Там, на неведомых дорожках», автором программы является педагог-организатор школы Пальцева Е.А.

Общешкольный День танца дает возможность проявить каждому участнику творческие таланты и познакомиться с танцами разных народов.

Формированию гражданственности и патриотизма способствует  направление программы «Я - Петербуржец», которое предполагает последовательное решение группы задач воспитания юных жителей города за счет его главного  потенциала – потенциала  петербургской культуры.

С первого класса ребята вовлекаются в краеведческую работу  «Мое Лесное», участвуют в создании альбома «Мой район. Вчера. Сегодня. Завтра». Многие ребята с большим интересом участвуют в исследовательской работе «Учителя моей школы в годы Великой Отечественной войны».

Теплые отношения сложились у ребят с ветеранами Великой Отечественной войны,   с которыми ребята рады встречаться не только в Дни воинской славы и в праздники, но и за чашкой чая  в школе и дома у ветеранов. Очень много лет дружат учащиеся школы  года с ребенком блокадного Ленинграда, бывшим врачом школы Валентиной Александровной Казаровой. Валентина Александровна частый и желанный гость в каждом классе. О своих юных друзьях она рассказала на странице районного журнала «События и размышления».

 Каждый год в канун Рождества и Нового года  в школе проводится Неделя Добра и Милосердия, в рамках которой учащиеся  начальной школы изготавливают подарки для ветеранов ВОВ, всей школа участвует в акции «Подарок солдату-земляку».

Одним из самых любимых в школе праздников «В кругу семьи» ко Дню защитника Отечества, на который приглашаются родители-военнослужащие - представители  разных национальностей с семьями, ветераны Великой Отечественной войны, выпускники школы, служащие воинской части.

Более десяти лет наша школа участвует в районном детско-юношеском гражданско-патриотическом общественном движении «Ребята Выборгской стороны» и активно участвуют в во всех мероприятиях: «Вахта Памяти в л/п» Сосновка»

Игра-лабиринт «Пирамида», «Зеленый пояс Славы», «Помним. Скорбим», «Дни добровольного служения родному городу» и другие.

Постепенно у учащихся формируется понимание сущности Родины, сокрытая  в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, в пространственно-георгафических представлениях, формируется уважительное отношение к другим людям независимо от их национальности и вероисповедания.

В конце прошлого учебного года мы провели анкетирование «Адаптация детей-мигрантов» с целью  выявить уровень успешного интегрирования детей-мигрантов в школьную среду.

В анкетировании приняли участие 24 учащихся  школы из разных классов со 2 по 11. Большинство – это  учащиеся-билингвы –учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Большинство детей  проживают в России более пяти лет,  двое ребят родились в Петербурге, но владеют родным языком. Большинство ребят  посещают  Родину в каникулы один или несколько  раз в год, сохраняются культурные связи с исторической родиной. Двое ребят не хотели бы вернуться на родину  (причина - нет работы для родителей, нет материальной обеспеченности).

Результаты анкетирования показали, что все  ребята-мигранты любят город, в котором проживают в данный момент, считая его  очень красивым, дающим большие возможности для развития. Большинство учащихся вместе с родителями или с учителями и одноклассниками осваивают социокультурное  пространство  города. Это  способствует адаптации,  повышает культурный уровень ребят.  

Двое учащихся  никогда не посещали музеи, театры города, так как недавно приехали в наш город.

На вопрос «С кем ты дружишь?» все испытуемые ответили, что дружат со всеми одноклассниками  независимо от национальности.

Результаты проведенного анкетирования, педагогические наблюдения, результаты успеваемости учащихся-мигрантов, результаты вовлеченности  этих ребят в школьную жизнь  позволяют сделать вывод о том, что дети-мигранты  успешно адаптировались в школьной среде, чувствуют себя уверенно и  комфортно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"

Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".

Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...

«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Выступление на методическом объединении «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...

«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация к выступлению «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...

Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов

Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...

Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов

Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...

Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях образовательной организации

Особенность данной программы заключается в ориентировании на формирование у детей-мигрантов навыков культуры речи и освоение психолого-педагогических приемов общения....