Трудовая подготовка воспитанников стационарного учреждения с отклонениями умственного развития в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума
материал на тему

В статье представлены основные направления деятельности педагогического коллектива РЦ по вопросам трудовой подготовки выпускников стационарного учреждения, формы и приемы комплексного практико-ориентированного подхода для включения воспитанников -выпускников в производственные отношения в условиях социума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИУМА

Аннотация.

В статье представлены основные направления деятельности педагогического коллектива РЦ по вопросам трудовой подготовки выпускников стационарного учреждения, формы и приемы комплексного практико-ориентированного подхода для включения воспитанников -выпускников в производственные отношения в условиях социума.

Ключевые слова: трудовая подготовка, профессиональная компетентность, производственные отношения.

Кардинальные социально-экономические преобразования в стране привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.[2]

Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении была подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым профессиям, то сейчас расставлены иные акценты: [1]

- Во-первых, создать условия для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;

- Во-вторых, формирование у воспитанников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- В-третьих, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;

- В-четвертых, воспитание культуры личности во всех направлениях, связанных с трудовой деятельностью.

Одним из приоритетных направлений специального обучения воспитанников – инвалидов детствас отклонениями в умственном развитии Центра социально-трудовой реабилитации при Детском доме-интернате №1 (далее ДДИ №1) является обеспечение их реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение направленона профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства.

Бесспорным является положение о том, что центральной методологической проблемой является подход к труду с точки зрения развития трудовой деятельности по возрастам. Не примеривание, не приноравливание, не приспособление известных форм трудовой деятельности к возможностям ребенка на той или иной возрастной ступени, а понимание трудовой деятельности как известной органической части внутри системы развивающегося поведения ребенка. [1]

Трудовая подготовка воспитанников РЦ вызвана необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки воспитанников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение – эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности.[3]

Задачей трудовой подготовки воспитанников для педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду и воспитателей Центра реабилитации ДДИ №1, участвующих в развитии трудовых навыков воспитанников, является воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, формирование соответствующих качеств личности – умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, ответственности.

Эти задачи, являются основополагающими для воспитанников,которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей наиболее ущербны в плане обеспечения их общим образованием, трудовой подготовкой и особенно трудоустройством.

К сожалению, дальнейшая профессиональная судьбавыпускников стационарного учреждения проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающими сверстниками. Проблема трудоустройства еще обостряется тем, что помимо снижения интеллекта, воспитанники имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых воспитанников ведут к затруднениям при формировании технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав.

В Центре реабилитации дома-интерната №1 выстроена система для наиболее полной трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями. Как показывает практика, правильно созданная образовательная и адаптационная среда, условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки воспитанников РЦ способны обеспечить обучаемому освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, сформировать общую культуру личности, решить сопутствующиесоциально-досуговые, нравственно-этические проблемы, способствовать его социализации.

В настоящее время опыт педагогического коллектива РЦ позволяет при обучении в этой системе решать следующие задачи:

  1. формирование интеллектуальных умений в труде;
  2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
  3. осознанную регуляцию трудовых действий и технических операций;
  4. обучение навыкам самообслуживания в быту и самообеспечения;
  5. становление личности обучаемого в процессе трудовой подготовки;
  6. социализация обучаемых.

В процессе трудового обучения обучаемые ориентированы на доступность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающей личности. Эти направления в деятельности центра реабилитации являются приоритетными в организации образовательной среды для воспитанников с нарушениями интеллектуального развития.

Соглашаясь с мнениемШипицыной Л.М., что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность –ядро адаптационного периода на протяжении всего периода реабилитации – воспитанника РЦ.[4]

Для обеспечения возможности трудовой деятельностивоспитанников требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда, подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшего включения их в производственные отношения.Адаптация и социализация молодых людей с интеллектуальными нарушениями являются главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы Центра реабилитации. Это связано с огромным значением трудовой подготовки для социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Способность самостоятельно трудиться в учебно-производственных мастерских или на производстве, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной их социализации.

Основное содержание деятельности трудовых мастерских Центра реабилитации определяется в зависимости от имеющихся у молодых людей нарушений, тяжести ограниченной жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.Особым образом организованное трудовое и профессиональное обучение в условиях деятельности реабилитационного центра может способствовать таким людям продуктивной работе в социуме, группе сотрудников.

В Центре реабилитации активно функционируют учебно-производственные мастерские, в которых трудятся более 80 процентов проживающих воспитанников РЦ: 2 столярные мастерские, 2 швейные, 2 мастерские сборочных работ, 1-малярного, 1 - гончарного дела, 2 тепличного хозяйства, 1-сувенирная.

Воспитанники Центра реабилитации активно участвуют в предложенных формах трудовой деятельности.Часть воспитанников выполняют определенную работу через службу занятости. Такие воспитанники трудятся в социальной службе, работают рабочими зеленого хозяйства. Основная часть воспитанников, занятых в учебно-производственных мастерских и все работающие через службу занятости получает заработную плату. Таким образом, еще находясь в стенах дома-интерната, воспитанники приобретают и первый опыт производственных отношений, и опыт распределения средств на собственные нужды.

В процессе обучения труду и выполнения работ в трудовых мастерских корректируются дефекты интеллектуального развития. Молодые люди учатся планировать ход работы, устанавливать логическую последовательность изготовления, комплектации изделия, продукции, определять приемы работы, выбирать необходимые комплектующие материалы, детали, отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность. Трудовая подготовка также складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда, четкой организации рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, работать в трудовом коллективе.Воспитанники формируют знания о назначении продукции, где она используется, какой ее спрос на рынке труда; себестоимость продукции, форма оплаты, собственную заработную плату, учатся выполнять работу индивидуально и коллективно.

Эти факторы являются основополагающими для дальнейшего включения выпускников в производственные отношения в условиях социума.

Для системного дополнительного образования разработаны и реализуются образовательные программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Программы объединяют практически все направления деятельности педагогического коллектива по формированию всесторонне развитой личности, ориентацию на значимые личностные и общечеловеческие ценности. В процессе обучения реализуются программы: «Компас профессий», «Я в большом городе», «Человек и общество», «Школа выживания». «Труд и человек».

В целях социально-трудовой подготовки и развитии всесторонней компетенции воспитанника в программе «Труд и человек» предусмотрено изучение следующих теоретических тем, подкрепляемых практической деятельностью: «Я в трудовом коллективе», «Мир профессий», «Организация рабочего места», «Рабочее место и гигиенические требования к нему», «Правила поведения работающего человека», «Твои права и обязанности», «Рабочая, спец. одежда», «Техника безопасности», «Работа с электрооборудованием», «Правила безопасного труда», «Организация труда и профилактика производственных травм», «Возможный травматизм», «Пожарная безопасность», «Труд в жизни человека», «Трудовая дисциплина», «Труд и деньги»,«Заработная плата».

В ходе адаптации образовательных программ воспитанники осваивают приемы и способы различных видов работ, формируются знания о нормах поведения работающего человека, факторах, влияющих на производительную деятельность в коллективных видах труда.Коллективный трудовой процесс формирует свойства личности, необходимые для осуществления самостоятельной, коммуникативной трудовой деятельности, ответственности, формирует потребность трудиться и положительную мотивацию к трудовой деятельности.

Трудовая реабилитация молодых людей с нарушениями в умственном развитии индивидуально обоснованная и индивидуально подобранная, выступает и как лечебный фактор. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых воспитанников предполагает достижение более широких целей, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

Труд является одним из могущественных факторов интеллектуального развития-ребенка,[1]трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей, направлено и на социализацию инвалидов, так как приобщение к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения.

Идет активный поиск возможностей расширения профориентационной работы нашего учреждения. К традиционным профессиям – швеи, рабочий столярного и малярного дела прибавилась профессия - рабочий зеленого хозяйства.

За последние 10 лет 24воспитанника получили профессии, окончив реабилитационный лицей в Санкт-Петербурге. Из них: 7 человек – швеи,3 - мастер по пошиву обуви, 1- мастер лозоплетения, 12 – рабочий зеленого хозяйства.В апреле 2015 года 8 воспитанников Центра реабилитации принимали участие в мастер-классах, проводимых на базе профессионально-реабилитационного центра Санкт- Петербурга.В новом учебном году предусматривается обучение девушек профессии швея.

Практико-ориентированный комплексный подход к выработке у воспитанника теоретических знаний и практических умений по выполнению разного вида работ, опыт учебно-производственных мастерских как форма коллективного труда, основанная на ответственности и дисциплине, умении взаимодействовать и сотрудничать, ставить задачи и решать ихимеет положительные результаты.18 выпускников Центра реабилитации в настоящее время успешно адаптированы и трудятся в условиях социума по различным специальностям.

Таким образом, трудовая реабилитация важна как средство интеграцииинвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общество, и как механизм создания равных возможностей для успешного включения в производственные отношения в условиях социума, быть социально востребованными.

Литература.

1.Л. С. Выготский. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка"Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, М., Изд-во Московского университета. 1980 г.

2.Куган Б.А. «Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска». Курган, Челябинск, 1995г.

3. Фомичев С.И.«Формирование трудовых умений и навыков у школьников с недоразвитием интеллекта на основе конструктивной деятельности». Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.03.

4. Шипицына Л.М. «Психология детей- сирот». Учебное пособие, изд-во С.-Петербургского университета, 2005 г.

Автор: Сергеева Г.К.

Центр социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

 г. Петергоф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формально...

"Программа подготовки воспитанников интернатного учреждения к профессиональному самоопределению."

Программа раскрывает аспекты воспитательной работы по профессиональной ориентации с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей.Данное направление является важным на протяжении всего ...

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание со...

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Актуальность проблемы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятил...

Рабочая программа по предмету «Профильный труд», профиль трудовой подготовки: "Швейное дело"для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

    Рабочая программа по предмету «Профильный труд», профиль трудовой подготовки: "Швейное дело"для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...