Формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.
учебно-методический материал по теме

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formr.aktivnoy_roli_uchashchikhsya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование активной роли учащихся и воспитанников

с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.

Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членам общества, среди которых особое место занимают дети с отклонениями в развитии. Большинство людей воспринимают таких детей, ориентируясь на утвердившийся стереотип, общественное мнение им автоматически приписывает статус людей «второго сорта». Как следствие, дети, и так имеющие сложные отношения с «обычными» сверстниками и взрослыми, часто вырастают с обидой на отторгающий их окружающий мир. Перед педагогами, работающими в системе коррекционного образования, стоит нелёгкая задача изменения существующей ситуации.

Успех работы спецшколы –  интерната  во  многом  определяется  уровнем

управления, способностью  администрации  координировать  усилия  коллектива, направленные  на  достижение  целей,  стоящих  перед  школой,  на  коррекцию дефектов развития умственно отсталых детей, должную организацию их  трудовой подготовки, заботу об их социальной адаптации.

      Создание единого творческого коллектива –  высокий  показатель  уровня

управления. Нельзя достигнуть успеха,  если  работающие  в  школе  чувствуют себя  людьми  сведёнными  вместе  только  силой  случая.  Усилия   отдельных учителей или воспитателей без согласованности действий  коллектива  в  целом не могут оказать заметного влияния на формирования  характера,  поведения  и личности школьника в целом.  Педагоги  спецшколы  –  интерната  должны  быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности  своих   учеников на протяжении  всех  лет  обучения  и  иметь  в  виду,  что  психофизические особенности могут  своеобразно проявляться  в  каждом  конкретном  возрасте.

Кроме того, каждому  учителю  и  каждому  воспитателю  приходится  учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им  практического  им жизненного опыта и  в соответствии  с этим осуществлять  его  обучение  и воспитание.

Одним  из  важнейших  вопросов   организации   работы   интерната   является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей  и  классных  руководителей.  От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

I – Совместная  работа  воспитателя  и  учителя  по  воспитанию  коллектива,

планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;

Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость  уроков  группы  и т.д.

II – Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные  журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.

III – это совместная работа с родителями

IV – совместное  проведение  учителем  и  воспитателем  отдельных  учебно  –   воспитательных мероприятий.

Учителя и воспитатели готовят и проводят вместе родительские  собрания

(изучают:

    - домашние условия учащихся;

    - устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;

    - согласовывают индивидуальный подход к детям;

    - ведут активную педагогическую пропаганду среди родителей;

    - проводят индивидуальные беседы;

    - принимают участие в общешкольном всеобуче родителей)

Оценки,  выставленные  на  уроке  за  выполнение  домашних   заданий,   дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и  качестве  самоподготовке  в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.

       Существенную  помощь  учителю  и   воспитателю   в   обмене   рабочей

информации, оказывает дневник взаимосвязи.

      В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель  делают  записи  заданий,

фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных  учащихся,  вносят предложения  и   пожелания   по   совершенствованию   учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет  быстрее  устранить  недостатки,  найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.

СОЦИАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ – ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СПЕЦШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА.

Социальная адаптация  представляет  собой  один  из  механизмов  позволяющих личности активно включаться в различные структурные  элементы   среды,  т.е. посильно участвовать в труде и общественной  жизни  коллектива,  приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт  в  соответствии нормами и правилами общежития.

 Понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере».

В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Процесс формирования элементов компьютерной грамотности должен заставить учащихся специальной коррекционной школы по-иному смотреть на мир, изменить стиль мышления как элемента общей культуры человека.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования.  Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.  Главным в работе образовательного учреждения  считается оптимальное выполнение социального заказа.

                        Основные компоненты социального заказа

Таким образом, образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:

- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе  усвоения культурных традиций и ценностей;

- родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;

-   учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;

-Краснодарского края – в сохранении и развитии традиций региона как промышленного и культурного центра России;

- учебных заведений края – в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития;

- Кореновского  района – в сохранении демографической и социально-экономической стабильности.

Основным проектированным результатом  освоения образовательной программы является достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой,  культурной сферах деятельности.

Выпускник  «Специальной  (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида» - это человек, умеющий понимать многообразие культур,  имеющий осознанную нравственную позицию, готовый  к реализации своего потенциала, к получению профессии, способный самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

      Духовно-нравственное воспитание обучающихся

Данное направление  опирается на ценностные идеалы демократического общества: любовь к Родине, социальную справедливость, равенство возможностей,  благосостояние и безопасность,

 Работа построена с учётом следующих понятий:

Родина как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа родины. Язык родной. Традиции, нравы, обычаи родины. История родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни современного человека.

Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.

Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро - все то, что является благом для другого.

Основные цели и задачи данного направления:

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление учащихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи: 

-признание учащимися культурного многообразия Российского общества как важнейшего национального достояния;  

-формирование  национальной идентичности личности; формирование основ толерантного сознания учащихся;

-формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.

         Решение этих задач позволяет сформировать у учащихся  основы социокультурного взаимодействия в гражданском обществе. Развитие самого «проблемного» ребенка в контексте культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.

Ожидаемые результаты работы:

Ученик  имеет необходимый личностный опыт общения со сверстниками разных вероисповеданий, национальностей, культурных традиций. Направленность личности выражается в наличии самооценки, сформированных интересов и предпочтений, эмоционально-ценностном опыте. Накопленный личностный опыт позволяет приобщиться к мировой культуре.

Перечень мероприятий

по  духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся

Форма деятельности

Содержание мероприятий

Сроки

Исполнители

1. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы

Урочная

Беседы на тему истории и культуры родной семьи, родного города, края, родной улицы и Родины (в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Систематически

Учителя и воспитатели

Внеурочная 

Беседа: Родина как место, где родился человек и познал счастье жизни.

Обзорные экскурсии по станице и району. Посещение музеев и студий в ЦД, культурных центров (в соответствии с планом воспитательной работы).

Беседа: Духовная культура. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.

Работа кружка «Основы православия».

1 раз в четверть 

Учителя и воспитатели 

Работа с родителями 

Тематические   родительские   собрания,   конференции, круглые столы, педагогические консилиумы совместно со службой сопровождения школы (в соответствии с календарным планом лицея).

1 раз в четверть 

Учителя и воспитатели, родители, психологи 

Работа   с   социальными партнёрами 

Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театральных студий, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т. д.

По плану работы 

Учителя, воспитатели, родители, общественность 

2. Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям

Урочная 

Библиотечные уроки, беседы и викторины на уроках развития устной  речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, географии, чтения и развития речи

По плану 

Учителя 

Внеурочная 

Тематические классные часы, посещение музеев ст. Платнировской  и г. Кореновска (в соответствии с планом воспитательной работы) 

По плану 

Учителя 

Работа с родителями 

Проведение совместных мероприятий, совместные посещения библиотек, музеев, использование районной библиотеки для организации выставок работ учащихся , совместные тематические конференции (в соответствии с планом воспитательной работы).

По плану 

Учителя, воспитатели 

3. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России

Урочная 

Уроки окружающего мира, литературного чтения, тематические беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны 

По плану 

Учителя 

Внеурочная 

Праздники к «красным» дням календаря, концерты для ветеранов войн и жителей станицы, района, экскурсии по местам боевой славы.

Беседы: Правовая культура. Неприкосновенность личности. Принципы человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступления, их последствия для жизни человека и окружающих людей.

По плану 

Учителя 

Работа с родителями 

Встречи с ветеранами ВОВ, совместные творческие концерты для ветеранов и жителей района.

По плану 

Учителя,  зам. директора по ВР 

Работа с партнёрами 

Совместные с ЦД, ДШИ творческие концерты и спектакли 

По плану 

Учителя, депутаты округа 

Социальная адаптация учащихся

и формирование жизненной компетенции

Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – создать такие условия  обучения и воспитания для учащихся с проблемами в развитии, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.   

Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.

Цель коррекционно – воспитательной работы с  детьми, имеющими отклонения в развитии  в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с обучающимися:

  • Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
  • Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
  • Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
  •  Физическое воспитание.
  • Самообслуживание.
  • Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Необходимость социальной адаптации детей коррекционной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.

У детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

Важнейшую роль в воспитании общей культуры воспитанников играют традиции школы, основанные на традициях народа, историческом наследии предков.

Наиболее распространённой формой оказания коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных учреждениях. Основные направления воспитательной работы нашей специальной (коррекционной) школы – интерната предполагают, с учётом способов реализации и конкретного проявления индивидуальности. В нашем случае системообразующей становится  идея активной роли детей с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации, или иначе - их активная социальная адаптация. (вариант улучшенной формы, но он  так необходим в нашей работе и к нему стремится просто необходимо). Это означает изменение позиции воспитанника: из пассивного объекта воспитательного воздействия со стороны педагогов и родителей он становится активным субъектом - преобразователем социальной среды (микросреды школы - интерната). Таким образом, Основное положение - ребёнок как субъект воспитательной системы -заложено в самой цели программы активной социализации: создание условий для развития личностных качеств ребёнка, обеспечивающей ему успешную социализацию и интеграцию в социуме на основе принципиального изменения его пассивной жизненной позиции на активную. Речь идёт о ситуации, когда ребёнок из пассивного «потребителя», «получающего», объекта специальной (коррекционной) опеки становится активным «проводником», «субъектом», способным воздействовать на окружающее его пространство и на организацию своей жизни.

При создании воспитательной системы, ориентированной на заданную цель, следует исходить из убеждения в том, что замена человеком «стремления к своему благу стремлением к благу других существ» помогает ему увидеть, что это и есть «движение человечества вперёд» (Л.Н. Толстой, трактат «О жизни»). Забота о ближнем изменяет отношение ребёнка к себе, к своим проблемам, «зацикленности» замкнутости на них. Дети, сами, оказывая помощь более в ней нуждающимся, через эту заботу проявляют лучшие свои качества и активизируют своё стремление быть лучше. Рассмотрим несколько направлений:

Коллективно-творческое дело «Мы с вами!» (в рамках которого проходят встречи детей с передовиками производства, с пожилыми и уважаемыми людьми , благотворительные концерты для ветеранов, для представителей малоимущих слоев населения, т.д.) демонстрирует уровень осознанности детьми своей активной социальной роли и эмоционально настраивает их на дальнейшую работу над собой и для других. Именно в этих ситуациях идёт работа над решением проблемы поиска компромисса между своими индивидуальными потребностями и общественными. Системообразующими компонентами воспитательной системы становятся: Коллективно-творческие дела (КТД), работа в отрядах детской организации «Юная Кубань», которая начинает активно действовать в нашей школе, занятие в кружке «Основы православной культуры». Тематические дни («День Знаний», «День встречи с замечательными людьми», «День Матери», «День России», «День Учителя», «День именинника», «Праздник школьной семьи» и др.)

С учётом специфики учащихся нашей школы (коррекционное учреждение  VIII вида), акцент делается на достижении осознанности ребёнком уникальности каждого человека, и, соответственно, самого себя (формирование индивидуальности, самоутверждение через деятельность) в сочетании с усвоением принципов коллективизма, ощущением своей принадлежности к сообществу (коммуникативные способности, интеграция в социум). Здесь успешным воспитательным элементом становится школьное coy правление. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной  жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям.  

     В повседневной деятельности соуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, в её организации, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и в принятии решений. Главным органом школьного соуправления являются: в нашем случае, актив школы из состава учащихся, его работу необходимо развивать ,укрепить документально: формируется устав, девиз, создать свой гимн , эмблему, флаг и  создать  Совет Мудрейших (в лице директора школы, заместителей директора школы , старшей пионервожатой, соц. педагога, психолога и др.); Принимая участие в этих органах, дети приобретают опыт общения и практических действий в планировании, организации и анализе деятельности.

    Активно используются воспитательные возможности искусства, народной культуры (особенно фольклора как средства развития речи и создания положительного эмоционального фона), игровые формы деятельности, принцип наглядности. По мере перехода воспитанников из класса в класс содержание воспитательных программ углубляется и расширяется. Системный подход, лежащий в основе программы предполагает создание единого педагогического пространства, интегрирующего все его элементы: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. В качестве задач, позволяющих достигнуть цели, определяются:

  1. формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям и их освоение;
  2. формирование самосознания, становление активной жизненной позиции,
    потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире, побуждение учащихся к рефлексии, к постоянному самонаблюдению и самоизучению с целью выработки социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения;
  3. создание условий для успешного самоутверждения учеников в формах
    общественно полезной деятельности
      и поведения, как следствие – обретение необходимого статуса среди сверстников; предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, приобщение к плодотворным способам организации свободного времени;
  4. развитие физического и психического здоровья школьников, желания,

способностей и умений поддерживать в порядке свой организм, осознание ими здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

  1. стимулирование прагматико-ориентированного отношения учеников к выбору профессиональной деятельности в соответствии с современными социально- экономическими условиями, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности;
  2. создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога как воспитателя;
  3. обучение родителей детей с ограниченными возможностями для повышения их компетентности в вопросах реабилитации. Для реализации этих задач актуально вести  деятельности учащихся по комплексной программе.  Используем опыт коррекционных школ VIII вида г. Сызрань.

«Я и мир вокруг меня». Программа состоит из нескольких разделов, каждый из которых направлен на формирование: позитивных моделей поведения в природе и обществе; позитивного и ответственного отношения к себе и окружающим, к природе; определённых личностных качеств; коммуникативной компетентности.

Систему школьного воспитания  делится  на три этапа: 1) раскрытие личности (1-4 кл.); 2) развитие личности (5-7 кл.); 3) становление и самоактуализация личности (8-9 кл.). Каждому этапу соответствуют цели и задачи, в зависимости от возраста подопечных, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся: 1-4 кл.: умение быть самим собой; осознание своего «Я»; желание учиться; 5-7 кл.: осознание цели и жизни; искусство общения со сверстниками; внутренние потребности к самовоспитанию; 8-9 кл.: умение ставить цели и достигать их; умение верить в собственные силы; становление самостоятельной практической личности; подготовка к семейной жизни.

В рамках воспитательной системы реализуются целевые программы. Учащиеся начальных классов работают по программе «В мир русской народной культуры». 

Цель: создание условий для вхождения ребёнка в мир русской народной культуры, культуры Кубани, формирование у него нравственных ценностей поколений через воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. Программа воплощается через формы, адекватные возрастным особенностям младшего школьника: игры, песни, сказки, костюмы,  домашнюю утварь.

«Восхождение к истокам» - программа для учащихся 5-9 классов.

Цель: формирование нравственных качеств личности на основе национальных традиций.

Целью программы «Здоровый образ жизни» (реализуется во внеурочное время) является формирование здорового образа жизни, пропаганда его через расширение сети спортивных секций и кружков. Спортивно-оздоровительной работой охвачено более 65%.  

Программа «Я, Гражданин своей страны», включающая в себя и правовое начало, и патриотизм, работу по воспитанию культуры.   

На базе школы также работают кружки  и студии по интересам, согласно направлениям:

  • декоративно - прикладное;
  • эстетическое;
  • духовно – нравственное;
  • спортивно-оздоровительное.

Таким образом, перспективу  работы в рамках воспитательной системы  видят в направленности на:

1)        поэтапное освоение составляющих идеальной модели выпускника через конкретизацию их на каждом из этапов достигнутого в реальности (реальной  модели выпускника);

2)        повышение уровня осознанной ответственности взрослых (педагогов, родителей, представителей социума) за результат воспитания;

3)        изменение пассивной и потребительской позиции наших воспитанников на активную социальную роль людей, обладающих уверенностью в своих возможностях воздействия на социум и на свою судьбу.

Поскольку направлено  стремимся к формированию у детей качеств личности, которые способствовали бы повышению степени их свободы по отношению к окружающему миру, укреплению веры в свои силы, по адаптации в социум, диагностическая работа занимает особое место. Специфичным для воспитательной деятельности школы является удалённость во времени результатов воспитания, поэтому есть стремление рассматривать выпускников как критерий их качества (критерий - соответствие релевантных характеристик выпускника модельным представлениям (идеальная модель) о нём) и организовать периодический сбор информации о них. Более того, эта деятельность планируется как часть воспитательного процесса за счёт вовлечения в неё школьников, начиная с младших классов. Организационная цель такой «эстафеты поколений» -   создание Музея выпускников.

Отдельным и чрезвычайно важным направлением в  работы школ  считается создание имиджа учебного заведения, который способствовал бы максимальному раскрытию потенциала школы - интерната и позволил бы в будущем выйти на уровень повышения своего статуса до научно-методического консультационного Центра для педагогических коллективов специальных образовательных учреждений (соединение науки и практики в нашей деятельности).







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей". Доклад.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством при...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Социальная адаптация и социализация детей с ОВЗ в ОУ

презентация об адаптацияя и социализции детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы МБОУ СОШ №43)...

Трудовая подготовка воспитанников стационарного учреждения с отклонениями умственного развития в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума

В статье представлены основные направления деятельности педагогического коллектива РЦ по вопросам трудовой подготовки выпускников стационарного учреждения, формы и приемы комплексного практико-ориенти...

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...