Диагностическое направление в социально-педагогическом сопровождении семьи
статья на тему

В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_napravlenie.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое направление в социально-педагогическом сопровождении семьи

Социальный педагог

высшей квалификационной категории

МОБУ «Лицей № 1» г.Оренбурга

Колос Светлана Павловна

Есть вечные темы, будто обречённые на неизменную актуальность и привлекательность. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.

Семья – это социальная ячейка общества. Она является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению.

Несомненно, процесс воспитания начинается в семье. Успешность его зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются ближайшим примером для детей. И если этот пример положителен, то он будет способствовать «доброму» воспитанию.

И поэтому процессы, происходящие в семье, так или иначе, отражаются на государстве и наоборот, такие социальные феномены как безработица, нестабильная политическая обстановка в государстве и мире в целом, малообеспеченность негативно отражаются на семье.

Поэтому одним из направлений в моей деятельности является работа с семьей, а также оказание социальной поддержки детям и семьям, требующим особого внимания, чтобы суметь найти источник семейной неурядицы и снизить интенсивность его действия до минимума, налаживая тем самым внутрисемейные отношения и предотвращая распад семьи.

Ведь семья – это, то единственное место, где ребенок усваивает все общественные нормы поведения, учится находить решения трудных жизненных ситуаций, посредством обогащения жизненным опытом своих родителей.

Любая информация, которую можно получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу. Диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.

Мониторинговые исследования семьи помогают выявить:

- социальный статус семьи;

- семейные взаимоотношения и условия семейного воспитания;

- уровень обученности и воспитанности учащихся;

- эффективность образовательного процесса;

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

При этом можно использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

- наблюдение;

- беседу;

- тестирование;

- анкетирование;

- деловые игры.

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок.

Изучение и сопровождение семьи

Необходимая информация

Методы и методики

Социальная характеристика семьи:

- социальный портрет семьи;·

- организация и принципы семейного воспитания;

- взаимоотношения родителей со школой

Социальный паспорт семьи

Посещение семьи.

Психолого-педагогическое консультирование (беседы).

Изучение семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов.

Социальный паспорт, как правило, содержит информацию о количестве в конкретном классе детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.

В МОБУ «Лицей № 1» г.Оренбурга на 01 сентября 2012 года  обучалось  1090 учащихся.

Из них 226 детей воспитываются в неполных семья (что составляет 20,73% от числа всех учащихся).

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами такими как:

– неумение установить нужный стиль взаимоотношений с ребенком;

– выбрать адекватные методы и формы воспитания;

– отмечается противоречивость взаимоотношений в структуре “родитель-ребенок”, смещение на школу воспитательной функции.

48 учеников – воспитанники многодетных семей (это 4,4% от числа всех учащихся), 4 ученика (0,37%) – воспитанники опекунских семей и 17 учеников – имеют статус детей-инвалидов 3 из которых находятся на домашнем обучении на основании медицинских показаний.

16 детей воспитываются в семьях, где родители инвалиды, 4 ученика – из семей переселенцев.

Посещение семей различных категорий – это один из способов социально-педагогического мониторинга и мы хорошо знаем, что этот мониторинг нам может дать: выявить проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи, негативно влияющие на ребенка и его семейную ситуацию.

Причем, посещение семьи может быть с диагностическими контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную.

Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.

Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.

Адаптационно-реабилитационная цель оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы.

Например, регулярно посещаются семьи с детьми-инвалидами – с целью помочь преодолеть психотравмирующие ситуации, реализовать и контролировать систему реабилитационных мероприятий, разрешать социально-правовые вопросы.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.

В целом возможно патронирование любой семьи с любым типом неблагополучия, низкого ситуационно-ролевого статуса.

Как вы знаете, под пристальным контролем нашей службы находятся подопечные семьи.

Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права - одна из наших обязанностей.

И работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка, т.к сначала, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, мы в трехдневный срок обследуем жилищно-бытовые условия ребенка и сообщаем о создавшейся ситуации в органы опеки и попечительства и где специалисты данного отдела определяют его дальнейшее место жительства.

В нашей школе 4 опекаемых и по микрорайону 8 опекаемых и 2 приемных семьи.

Семьи этих детей, в которых воспитываются опекаемые и подопечные дети, я хорошо знаю, т.к. 2 раза в год я посещаю их семьи, составляю акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном (попечителем) прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. А также выясняю изменения, которые произошли в течение летнего (зимнего) периода времени: нашлись родители, вышли из мест заключения, изменился квартирный вопрос и т. д. Также стараюсь быть в курсе всех школьных дел опекаемого: его учебы, поведения, занятия в кружках, секциях.

2 блок

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

В школе проводилось анкетирование, предложенное общественным Институтом Развития Школы, позволяющее оценить:

  • взгляд родителей на то, какой бы они хотели видеть школу, и что необходимо в ней изменить;
  • насколько родители вовлечены в учебную деятельность как участники образовательного процесса;
  • увидеть через независимое анкетирование отношение родителей к Лицею, увидеть положительные аспекты и отрицательные недостатки в деятельности Лицея.

Анкетирование проводилось среди родителей учащихся. Результаты данной анкеты позволят внести коррективы в образовательную политику Лицея.

Родители отмечают, что школа должна воспитывать такие качества личности как: ответственность, целеустремленность, умение лечиться, доброжелательность, отзывчивость, самодостаточность, честность, порядочность, уважение к окружающим, профессионализм.

1. Подавляющее число родителей считают, что главенствующая роль в воспитании детей все-таки принадлежит семье, школа является реальным помощником, соратником и другом, причем роль школы существенна. Присутствуют единичные мнения, что школа вовсе не занимается воспитанием и оказывает на ребенка отрицательное воздействие.

2. Опросы родителей, показали, что они хотели бы обсудить с педагогами на родительских собраниях такие вопросы, как:

- отношения между людьми

- уроки нравственного здоровья

- вредные привычки

- правильное, здоровое питание и режим, ЗОЖ

- как воспитать гражданина и патриота

- о вреде и пользе интернета и сотовых телефонов

- что важнее ругать или хвалить

- переходный возраст и вступление в половозрелость

Педагогический всеобуч родителей одна из форм, обеспечивающая наиболее полный обхват родителей школы педагогическим просвещением.

Цель педагогического всеобуча – повышение уровня педагогической грамотности родителей через разнообразные формы (лекции, консультации, семинары, педагогические чтения).

3. Родители, в основном, хорошо представляют задачи, которые стоят перед школой и считают, что школа должна готовить ребенка:

  • к продолжению образования – 89%;
  • к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности – 83%;
  • к сотрудничеству с людьми – 82%;
  • к самостоятельной деловой жизни – 69%;
  • к бережному отношению к своему здоровью – 69%;
  • к профессиональной карьере – 49%;
  • к трудовой жизни – 40%;
  • к семейной жизни – 16%;
  • к общественно-политической деятельности – 9%.

4. По мнению родителей, входя во взрослую жизнь, учащиеся должны усвоить следующие жизненные правила:

  1. Знания, инициатива, трудолюбие – залог к успеху;
  2. Помогая другим, помогаешь себе;
  3. Детство закончилось, многое придется решать самому;
  4. Быть самим собой;
  5. Всегда оставаться человеком;
  6. Все дается через повседневный труд
  7. Все в твоих руках

В целом, можно сделать следующие выводы по результатам анализа анкет:

1. Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе – развиваем детей, обучая и воспитывая.

2. Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

3. Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.

4. Важно четко и аргументировано информировать родителей о проблемах школы, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями

3 блок

Информационно-просветительская работа с родителями

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

Анкетирование и тестирование родителей.

Беседы с родителями.

Психолого-педагогическое консультирование.

Тренинги, практикумы…

Большой эффект можно достигнуть в том случае когда есть взаимодействие социальной и психологической служб. И такая работа строится уже с первого класса, а иногда уже и на этапе поступления ребенка в школу.

Так, например, наиболее популярен в исследовании межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Диагностическое обследование учеников 1 - х классов по методике “Рисунок семьи показало положительное стабильное эмоциональное состояние у 76% учащихся, а 24 %  продемонстрировали признаки тревожности, эмоционального дискомфорта в семье.

Такие дети:

- Ребенок не рисует себя (чувство отверженности в семье, отсутствие чувства общности в семье)

- Ребенок рисует только себя (эгоцентричность-сконцентрированы только на себе, несформированное чувство общности в семье)

- Разрозненное изображение членов семьи

- Отсутствие  семьи на рисунке (крик протеста, сигнал «SOS», отчужденность)

- Чрезмерная штриховка, использование отрицательной цветовой гаммы (тревожность, негативное эмоциональное состояние).

Особое внимание хотелось бы обратить на рисунки детей, где «членом семьи» становится компьютер. За каких-нибудь десять лет компьютер стал неотъемлемой частью семейного  досуга. Множество семей уже не мыслит без него жизни. Но специалисты все уверенней говорят об опасности компьютерной зависимости. Об этом давно наука психология бьет тревогу. Такая зависимость влияет, безусловно, на благополучие и эмоциональную общность семьи.

Единство требований школы и семьи, не только помогает детям успешно осваивать учебные навыки, но и имеет большой воспитательный эффект: и родители, и дети вместе переживают неудачи, радуются успехам, более глубоко осознают свои реальные возможности.

Особую роль в процессе адаптации играет «самооценка» ребенка. Чем ниже самооценка, тем больше трудностей возникает у ребенка в школе. Согласно нашему исследованию 67% школьников имеют завышенную самооценку и 26, 8 %  адекватную самооценку.

14 % детей имеют заниженную самооценку (что примерно повторяет процент дезадаптированых детей). Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто имею трудности в адаптации.

Основные рекомендации:

1. Эмоциональная поддержка ребенка в семье. Семья – ресурс адаптации.

2. Внимание к жалобам ребенка на физ. усталость, головную боль и т.д.

3. Полноценный отдых, режим дня.

И др.

В дальнейшем дети из социально незащищенных семей обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» семейного неблагополучия совместно с психологической службой.

Диагностирование внутрисемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик совместно с психологической службой.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношениям к детям.

Важность выбранной проблемы состоит в том, что в темпе современной жизни взрослым зачастую не хватает достаточно времени на то, чтобы уделить своему ребенку больше внимания, вникнуть в его проблемы.

Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней.

Отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска относительно детей и подростков.

С целью изучения внутрисемейных отношений и прогнозирования поведения ребенка в школе, была осуществлена методика анализа семейных взаимоотношений и условий семейного воспитания.

Анализ анкетирования семейных взаимоотношений учащихся 8-х классов показал, что устойчивость в семье (живут дружно) характерна для 69%; конфликтные отношения (родители ссорятся) – 13%; находятся в разводе – 18%.

Среди причин семейных ссор учащиеся указали: непонимание, быт, учеба, финансы, ревность.

Инициатором конфликтов, в большинстве случаев, дети выделяют мать – 36%; отца – 13%; дети являются источником конфликта в семье, по их мнению, в 36% случаев; брат, сестра – 15%.

По мнению учащихся, систематически в семье заняты воспитанием детей оба родителя – 60% учащихся; мама – 32%; бабушка – 8%. Папа воспитанием не занимается. Наверное, является добытчиком или отсутствует, в принципе.

Посещают родительские собрания: мама – 57%, вся семья – 23%, папа – 17%, никто – 3%.

Контролирует выполнение домашнего задания: мама – 65%,вся семья – 15%, никто – 20%

Ведут домашнее хозяйство совместно с детьми: вся семья – 52%, мама – 38%, папа – 5%, бабушка – 5%.

Характер распоряжений, отдаваемых ребенку – это просьба, требование и приказ.

Соотношение запретов и разрешений таково: запреты=разрешениям – 38%, запретов > разрешений – 16%, запретов < разрешений – 46%.

Характер наказаний: ругают – 67%, не разрешают гулять – 17%, не разрешают играть на компьютере – 11%, не наказывают – 5%.

Проведение совместного досуга: прогулки – 26%, праздники – 37%, посещение театра – 7%, посещение цирка – 7%, посещение кинотеатра – 14%, не посещают ничего – 9%

Всегда ли справедливы к тебе родители: да – 48%, нет – 48%, иногда – 4%

С кем из родителей ты наиболее близок: оба родителя – 52%, мама – 38%, папа – 10%

Хотел бы ты чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей: да – 41%, нет – 48%, частично – 11%.

Изучение детско-родительских отношений может помочь самим участникам взаимодействия осознать свою ситуацию, по-новому взглянуть на свою семейную ситуацию, сосредоточить усилия на создание оптимальных условий для формирования личности подростка.

Важная роль здесь отводится работе с семьями социально-психологической службы и школы в целом. И в этом случае нельзя вмешиваться в семейную ситуацию, а стараться оказывать семье индивидуальную социальную и (или) психологическую консультации и помощь.

4 блок

Внутришкольный мониторинг

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Наблюдение.

Анкеты «Института Развития» для родителей.

Беседы с родителями.

        Анализ анкет, предложенных родителям, показал, что 83% опрошенных родителей выбрали Лицей потому, что он обеспечивает высокий уровень образовательной подготовки, 37% - по совету родственников и знакомых, 22% родителей учились в нашей школе, 35% - школа расположена близко от дома (хороший микрорайон). Из предложенных вариантов родители выбирали любое количество пунктов.

Родители отмечают, что школа должна воспитывать такие качества личности как: ответственность, целеустремленность, умение лечиться, доброжелательность, отзывчивость, самодостаточность, честность, порядочность, уважение к окружающим, профессионализм.

Родители считают, что в лицее создана комфортная для ученика среда. Родители отмечают как положительные аспекты такой среды:

  • доброжелательные отношения классного руководителя – 82%;
  • 83% родителей получают достаточную информацию об успехах и неудачах своего ребенка;
  • доброжелательные отношения учителей-предметников – 61%; администрации школы – 58%;
  • школа обеспечивает высокое качество знаний – 80%;
  • четко организует жизнь детей в школе – 41%;
  • способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися – 47%;
  • посоветовали бы своим знакомым учиться в данной школе – 70%;
  • 57% родителей отметили, что их ребенок может сказать «Моя школа лучше других школ в городе»;
  • 74% родителей удовлетворены отношением своего ребенка к школе;
  • представление школы ассоциируется с представлением о доме – у 32% опрошенных и о семье – 17%; о фабрика (где, по всей видимости, куют таланты) – 33%;
  • родители ощущаю себя в школе партнером – 64%.

Среди причин, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье детей перечисляют, в основном, объективные (вторая смена, количество уроков в день, утомляемость детей на уроке по причине напряженной работы, слабая физическая подготовка учащихся и большинство детей приходят в школу уже больными).

Вывод:

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса можно успешно решить проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами, формирование родительской ответственности.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей.

Главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: "Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект "Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Бессмертный полк"

Социально-педагогический проект, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность.  Цели. Задачи. Ожидаемые результаты. Риски. Реализация. Перспектива проекта....

Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".

Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании  благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...

Технология социально-педагогической работы с семьей

Методический материал содержит описание технологий социально-педагогической работы и их использование в практической деятельности. Специалистам в обсласти воспитания детей даются рекомендации и освеща...

Социально-педагогические работы с семьей

Главные усилия педагогики должны быть направлены на восстановление укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоц...

Социально- педагогическая работа с семьей, имеющих ребенка под опекой.

В семье, принявшей ребенка под опеку или попечительство, существует множество проблем, обусловленных как предыдущей жизнью ребенка, так и вхождением ребенка в новую семью. Решение данных проблем являе...

Комплекс мероприятий по социально-педагогической поддержке приемных семей

Социально-педагогическая поддержка приемных семей  будет успешна, если будет представлен комплекс мероприятий с учетом выделенных методов (опрос, беседа, наблюдение, убеждение, преодоление конфли...