Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьей
методическая разработка на тему

Маликова Алена Геннадьевна

методические рекомендации по проведению диагностики семьи, диагностический инструментарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_diagnostika_semi.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЕМЕЛЬЯНОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Методические рекомендации

                                                   

2009

Составитель: Маликова А.Г.

Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьей: Методические рекомендации. –  Емельяново: ЦДК, 2009. - 21 с.

      В пособии представлены методические рекомендации по использованию различных диагностических методик в работе с семьей, которые позволят выявить семейные проблемы, причины неблагополучия  ребенка и семьи в целом для своевременного оказания эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

     Пособие предназначено для социальных педагогов, психологов, классных руководителей.

Введение

Диагностика – не панацея, а средство,

которое может помочь

 сделать проблему беспроблемной.

Д. Добсон

     Основные направления социально-педагогической работы в общеобразовательном учреждении определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.

Одним из направлений работы социального педагога является распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий. В первую очередь объектом исследования становится  семья, так как является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родитель-ребенок», взаимным отчуждением детей о родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.

     Одной из основных задач социального педагога  является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В этой связи необходима диагностика семьи, которая позволит получить достаточно полную информацию о родителях, о физическом и психическом развитие ребенка до школы, семейной атмосфере и взаимоотношениях между членами семьи, социально-бытовых условиях проживания, также определить тип семьи, стиль семейного воспитания и т.п.

С этой целью можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: опрос, беседа,  анкетирование, тестирование, социометрия, проективные методики, наблюдение, изучение деловой документации, материалов письменных и творческих работ детей и т.п.

Правила проведения диагностических исследований

     При проведении диагностики среди учащихся и их родителей социальный педагог, классный руководитель и другие специалисты должны помнить о нравственных аспектах своих исследований и руководствоваться определенными правилами.

     Правило 1

Соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.

Правило 2

Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования не достаточно, необходимо использовать различные виды диагностик.

Правило 3

Диагностическое исследование должно проводиться корректно, уважительно  и располагать к дальнейшему общению с педагогом, специалистом.

Правило 4

Любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Правило 5

Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

В общий алгоритм изучения семьи входит:

1. Общая картина семейного уклада: состав и тип семьи, статус и образовательный уровень родителей, статус ребенка,  жилищно-бытовые и материальные условия.

2. Семейное воспитание: особенности взаимоотношений между членами семьи, родительских отношений к ребенку, стиль воспитания и т.д.

    Диагностические исследования через использование психолого-педагогических методик, наблюдение, посещение семьи, беседы  позволят социальному педагогу, классному руководителю определить тип семьи по различным основаниям классификации.

  • По структуре:

  Полные семьи

Неполные семьи

  1. с одним ребенком
  2. с 2-мя однополыми
  3. с 2-мя разнополыми
  4. многодетная (с 3-мя и более детьми)
  5. дети сводные
  6. дети неродные
  7. со старшими членами семьи: бабушкой, дедушкой и др. (совместное проживание)
  1. одинокая мать
  2. родители разведены
  3. один отец
  4. опекун

  • По материальной обеспеченности:

-с очень высоким материальным достатком;

- с высоким материальным достатком;

- со средним материальным достатком;

- с низким материальным достатком;

- нуждающиеся (за чертой бедности).

  • По воспитательному потенциалу семьи:

         Категория семьи

              Характеристика

1) Социально-здоровая, благополучная в воспитательном отношении

Воспитательно-сильная

2) Социально-здоровая,

но неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно-неустойчивая;

-воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля над ними

3) Социально-нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно-слабая, с постоянно конфликтной атмосферой;

- воспитательно-слабая, с агрессивно-негативной атмосферой

4) Социально-нездоровая, негативная в воспитательном отношении

- маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);

- вступающая в конфликт с законом;

- преступная;

- психически отягощенная

  • По взаимоотношениям:

-гармоничная;

- компромиссная;

- неустойчивая;

- мнимая;

- конфликтная;

- резко конфликтная;

- потребительская.

  • По семейной ориентации:

- на деятельность;

- общение;

- самоудовлетворение (эгоистические).

     Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу.

Позиция семьи

Omношение родитeлей

Последствия

в формировании личности ребенка

1. Педагогически

 Заботливость, любовь

    Нормальное развитие личности,

   оправданная

 в сочетании с разумной

     адекватная самооценка

      позиция

 требовательностью,

 дружеские, доверительные

 отношения, поощрение

  самостоятельности

2. «Залюбленное

  Слепое обожание,

  Торможение социализации,

               детство»

  мелочная опека,  

 потакание всем желаниям,

 несамостоятельность, инфантильность,

 ребенок- центр семьи,

   эгоизм, своеволие, упрямство,

неоправданная идеализация

   капризность, ложь, завышенная  

    самооценка

  его родителями

3. «Равнодушное

Пренебрежение интересами

  Замедление эмоционального развития,

             детство»

 ребенка, отчужденность,

 обостренное самолюбие, агрессивность,

 равнодушие,

  отчаяние, недоверие к взрослым,

  попустительство,

 озлобленность, разочарование,

  бесконтрольность

 уход в собственный мир (девушки –

  секс,   юноши – наркотики)

4. «Задавленное

 Чрезмерная опека, запреты

 Проблемы в социализации,

детство»

   как система воспитания,

 подавленные желания, неуверенность

чрезмерная требовательность

 в себе, страх, коварство, обидчивость,

 жестокость в обращении,

 мстительность, озлобленность,

 излишняя строгость,

 попадание в зависимость к более

 постоянные нотации,

 сильным сверстникам, угодничество,

 грубость в проявлениях

 приспособленчество,

 родительской власти

  заниженная самооценка

5. «Загубленное

  Аморальный пример

 Признание только физической силы,

        детство»)

  родителей, полная

 формирование антисоциального идеала,

 бесконтрольность,

 оправдание собственных недостатков,

  безнадзорность,

  скепсис, злость, агрессивность,

 ребенок как объект

 лицемерие, приспособленчество,

 постоянных ссор - каждый

 неверие в будущее, разочарование,

 из родителей стремится

 недисциплинированность, недоверие

 привлечь его на свою

к взрослым, уход в себя(секс, наркотики),

 сторону

  стремление отгородиться

    от окружающих

Предварительная диагностика

   Предварительная диагностика проводится, начиная с первого класса. Это необходимо для того, чтобы на ранней стадии выявить проблемные семьи и спланировать коррекционную работу с родителями и детьми.

Предлагаем входную анкету для заполнения родителями на первом родительском собрании в 1 классе либо до поступления в школу.

Анкета для родителей

 1.Ф.И.О. ребенка, дата рождения ________________________________________________________________________________

2. Адрес проживания _________________________________________ тел. ________________

   Адрес прописки__________________________________________________________________

      Сколько лет проживаете в нашем поселке?_________Откуда прибыли?_______________

3. В семье____  человек,  из них детей всего (до 18 лет) ______из них дошкольников_________

4. Полная или неполная семья_______________________________________________________

         Указать причину, по  которой семья неполная____________________________________

 5. Ф.И.О. мамы__________________________________________________________________

          дата рождения___________________         образование____________________________

          место работы       ___________________________________________________________

          должность_________________________________________________________________

 6. Ф.И.О. папы___________________________________________________________________

          дата рождения________________________образование___________________________

          место работы______________________________________________________________

          должность_________________________________________________________________

 7. Имеются ли в семье инвалиды (кто)? ________________________________________________________________________________

8. Материальное благополучие (подчеркнуть):

        материально обеспечены, материально не обеспечены, требуется материальная помощь, получаем детское пособие, пенсию (какую) ___________________________________

  1. Жилищные условия (подчеркнуть):

- свой частный дом, приватизированная квартира, снимаем жилье, не имеем постоянного места жительства, другое_________________________________________________________

- благоустроенное жилье, неблагоустроенное

- ребенок имеет свою комнату, не имеет

10. Как часто болеет ваш ребенок простудными заболеваниями?________________________

11. Имеются ли хронические  или наследственные заболевания у вашего ребенка? Какие? _________________________________________________________________________________

 Состоит ли на учете у психиатра?_________________________________________________

12. Посещал ли ребенок детский сад, с какого возраста?________________________________

13. Чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время?_____________________________

_________________________________________________________________________________

14. Интересы, увлечения родителей, хобби семьи______________________________________ _________________________________________________________________________________

15.Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет ребенок дома?_________________

_________________________________________________________________________________

16.Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?______________________

17. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для ребенка?____________________________

18.Что вас больше всего беспокоит в развитии, поведении вашего ребенка, затрудняет в воспитании? _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

19. Какие методы воспитания вы предпочитаете (уговоры, разъяснение, строгие требования, наказание, поощрение, подкуп...) _________________________________________

20.На какие темы хотели бы послушать беседы, на какие вопросы получить ответ? _________________________________________________________________________________

21. В какое время Вам удобно посещать школу? _______________________________________

22.Что вы ожидаете от учителя, от школы? ________________________________________

_________________________________________________________________________________

23. Чем можете помочь классу, школе (благоустройство, организация экскурсий, бесед, кружков и т.п.)?

_________________________________________________________________________________

24. Есть ли у вас домашняя библиотека? _____________________________________________

      Что читаете по вопросам воспитания? __________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

     Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика незаконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в школу.

Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его. Поэтому можно избежать проблемных ситуаций, если изучить уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей. Полученные результаты помогут социальному педагогу, классному руководителю  снять напряженность родительских ожиданий, уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с этим классным коллективом.

Методика «Незаконченное предложение» для родителей

 Мои школьные воспоминания – это …

В классе я всегда чувствовал себя …

Мой классный руководитель относился ко мне …

Мои школьные результаты были …

Мне нравилось, когда учитель …

Мне не нравилось, когда учитель …

Я обижался, если …

Я радовался, если …

Самое яркое событие школьной жизни …

Из школьной жизни мне больно вспоминать …

Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе …

Я не хочу, чтобы мой ребенок в свои школьные годы пережил …

    Для выявления особенностей семейного воспитания, взаимоотношений между членами семьи и отношения к детям желательно использовать несколько методик, чтобы получить более объективную картину. Предлагаем наиболее простой в обработке, но достаточно информативный, диагностический материал.

                     

Опросник  «Стиль семейного воспитания»     для родителей

   Инструкция: с помощью этого теста попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с каверзным вопросом. Вы:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.

3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

в) вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В итоге он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать — сам виноват;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи;

пускай каждый занимается своим делом;

в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее.

5. Ребенок произнес ругательное слово. Выясни лось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:

а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо оградить;

б) подумаешь: все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?

6. В детских играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете:

 а) необходимы интенсивные развивающие занятия. Иначе ребенок рискует   отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;

б) все равно он — самый хороший! А других еще обгонит, всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.

7.  Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.

8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:

а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволите ему смотреть;

б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее — выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция:

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия;

 б) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;

 в) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

 а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;

 б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;

 в) затеваете игру в детский сад, причем малыш может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка.

11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:

 а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

 б) зато вы своему ребенку купили модную обновку;

 в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.

   12. Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:

  а) шлепок или подзатыльник — это не телесные наказания; иногда такая мера даже полезна;

  б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;

  в) ударить слабого — это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.

Обработка результатов

         Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой «а», то ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое-какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант вашей жизни.

        Если преобладают ответы «б», то такой стиль воспитания можно назвать либерально-попустительским. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Задумайтесь: достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.

Преобладание ответов «в» свидетельствует о том, что в вашей семье принят демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.

      Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.

Тест  «Мера заботы»

 

      Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет разобраться в том, насколько верна воспитательная позиция родителей.

Инструкция: перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию, но это не так. Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему мнению по данному вопросу:

«Категорически не согласен» — 1 балл.

«Я не спешил бы с этим согласиться» — 2 балла.

«Это, пожалуй, верно» — 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» — 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание — это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

 12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний — ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны, активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

         Если вы набрали 40 баллов и свыше, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка — главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, вставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять  своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходиться без нас».

      От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали  менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых,  супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!  

Опросник «Лики родительской любви»

Данная методика поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строятся их отношения к ребенку.

Инструкция: предлагается  15 утверждений, к каждому из них необходимо выразить свое отношение.

 Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе 1 балл. Если не согласны — 0 баллов. Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

  1. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.
  2. Современные школьные программы чересчур сложны.
  3. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6.       Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

  1. Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8.     Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

  1. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны

доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу — ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12—15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу.

Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли Вы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9—12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

        

Тест «Тип родительской позиции»

      Предлагаемый тест адресован отцам.

Инструкция. Вам предлагаются утверждения, к которым вы должны выразить свое отношение:

«Согласен» —2 балла.

«Не совсем согласен» — 1 балл.

«Не согласен» — 0 баллов.

1. Отец лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.

2. В случае развода дети должны оставаться с матерью.

3. Хороший муж обычно и хороший отец.

4. Мужчине не подобает открыто проявлять свои чувства.

5. В вопросах воспитания мнение отца — решающее.

6. Обычно после рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.

7. Детям лучше жить без отца, чем терпеть плохого.

8. Так как считается, что женщина — лучший воспитатель, чем мужчина, пусть она воспитывает детей.

9. Если ребенок, не может с чем-то справиться, он должен всегда обращаться к матери.

10. Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.

11. Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда его об этом просит жена.

12. Ребенок, оставшийся с матерью после развода родителей, не страдает от отсутствия отца.

13. Матери обычно слишком балуют детей.

14. Отпуск желательно проводить вместе с семьей.

15. Мальчик с самого раннего возраста должен воспитываться иначе, чем девочка.

16. Некоторые дети предпочитают проводить время скорее с отцом, чем с матерью.

17. У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важнее, чем вы.

18. Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.

19. Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

20. Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с детьми.

21. При желании муж может справиться с новорожденным не хуже жены.

22. Влияние отца более важно для сына, чем для дочери.

23. Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

24. Когда в семье есть бабушка, воспитать ребенка намного легче.

                                           Обработка результатов

   Подсчитайте баллы, набранные в каждой из групп вопросов.

В первую группу входят вопросы: 1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22.

Во вторую: З, 7, 10, 14, 16, 18, 21, 24.

В третью: 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23.

Каждая группа соответствует одному из типов. В какой группе вы набрали больше всего баллов, такому типу вы и принадлежите.

1 — традиционный тип. Отец — глава семьи, которому принадлежит последнее слово при решении любых вопросов, в том числе и вопросов воспитания. Он довольно строг, придает большое значение дисциплине, требует от детей выполнения целого ряда обязанностей. Но между ним и детьми нет душевных отношений. Дети относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно понимает их желания и интересы.

2 — современный отец. Для него общение с детьми, забота о них — вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет столько свободного времени, сколько хотелось бы, он много времени уделяет детям. Такой отец не стесняется показать детям свои чувства. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими детьми, но и ухаживает за маленькими. Дети его обожают.

3 — отец, озабоченный семейным благополучием. Такой мужчина предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Не удивительно, что спустя некоторое время дети начинают относиться к нему отчужденно. Вероятно, более гармоничных отношений можно добиться, если жена продемонстрирует свое доверие к нему как к воспитателю.

                   Опросник «Наедине с собой»   для детей

Инструкция: Необходимо ответить на вопросы «да», «нет», «иногда».

                        Ответ «да» -2 балла.

                        Ответы «иногда» - 1 балл.

                        Ответ «нет» – 0 баллов.

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?

10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских праздников?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные фильмы?

12. А телевизионные передачи, фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?

                                              Обработка результатов

Более 20 баллов – отношение с родителями можно считать благополучными.

От 10 до 20 – отношения удовлетворительные,

Менее 10 – контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

Памятка родителям от ребенка

   Чаще всего это мы, взрослые, родители, даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам.

«Памятка родителям от ребенка» – это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не

обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  •  Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
  •  Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  •  Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

                                                                                                                     Ваш ребенок

     Для более детального изучения семейной проблемы либо в случае обращения родителей за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними можно использовать рисуночные тесты: «Кинетический рисунок семьи», «Три дерева», «Дом, дерево, человек»; цветовой тест Люшера, а также другие более трудоемкие в обработке  психодиагностические методики.

Одну из таких методик мы вам предлагаем для использования в своей работе.

Тест родительско-детских отношений (РДО)

                                                                             Авторы:   А.Я. Варга, В.В. Столин.

   Эта методика представляет собой психодиагностический инструмент для исследования влияния семьи на формирование ребенка, позволяет диагностировать пять типов отношения родителей к ребенку: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».

Тест состоит из 5 шкал -  61 утверждение. Родители должны оценить  каждое утверждение «верно» или «неверно».

                                              ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1..Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно откланяется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы мне досадить.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. я люблю. Когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я  мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и  лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом меня благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а, если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от  него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ к опроснику

  1. «Принятие-отвержение»: 3,4,8,10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44. 45, 46, 47, 49. 51, 52, 53, 55, 56,60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

                                 Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение

2 – социальная желательность

3 – симбиоз

4 – гиперсоциализация

5 – инфантилизация (инвалидизация)

Тестовые нормы приводятся в виде процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала. «Принятие-отвержение»

«Сырой» балл     0  1   2   3   4   5      6      7        8         9       10       11       12       13        14    15     16

Процентильный  0  0   0   0   0   0   0,63  3,79  12,02  31,01  53,79  68,35  77,21  84,17  88,6  90,5  92,4                                  

        ранг

«Сырой» балл      17       18     19      20        21     22       23    24   25    26    27    28    29    30    31    32

Процентильный 93,67  94,3  95,5   97,46  98,1  98,73  99,36 100 100  100  100  100  100  100  100 100

       ранг

2 шкала. «Социальная желательность-нежелательность поведения»

«Сырой» балл        0         1         2           3             4            5            6              7                8               9

Процентильный  1,57   3,46    5,67     7,88        9,77      12,29      19,22      31.19         48,82        80,33

       ранг

3 шкала. «Симбиоз»

«Сырой» балл                0            1            2             3             4               5               6                7

Процентильный        4,72        19,53     39,06       57,96     74,97         86,63       92,93         95,65

      ранг

4 шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»

«Сырой» балл              0                1               2                3                 4                   5                  6

Процентильный       4,41           13,86       32,13          53,87         69,30            83,79           95,74

      ранг

5 шкала. «Маленький неудачник»

«Сырой» балл             0           1           2           3           4               5              6               7               8

Процентильный      14,55     45,57    70,25    84,81   93,04       96,83       99,37       99,83           100

      ранг

                                                 Интерпретация

«Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремиться проводить много времени с ним, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе школы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется в жизни успеха из-за низких способностей, недостаточного ума, качеств характера и т.д. Родитель не доверяет и не уважает своего ребенка.

«Кооперация». Социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет его инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его сторону в спорных вопросах.

«Симбиоз». Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к совместным, взаимовыгодным отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, не предоставляет ему самостоятельности никогда, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

«Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не может встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале родители стремятся инфантилизировать своего ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят своего ребенка младшим, по сравнению со своим возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка родителю кажутся детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным и неумелым. В связи с этим, родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

НА ЗАМЕТКУ

родителям и педагогам

     Дети учатся жить у жизни.

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Литература

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы. – М., 2004.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. – М., 2004.

Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог:  

 введение в должность. – СПб., 2004.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2004.

Ситник А.П., Мисько А.В. Методическая помощь социальному педагогу образовательного учреждения по ведению текущей документации. – М., 2005.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.

В данной методической разработке предоставлены в большей степени практические материалы, направленные на выявление и дальнейшее составление индивидуальной программы реабилитации для ребенка, имеющего ...

«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и ...

Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.

с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  открылись службы психолого-педагогического, социального и...

Статья: «Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»...

Проект психолого-педагогического просвещения родителей «Малая родительская академия «Семья – территория любви».

Организовать на базе малой родительской академии факультеты:Будущих родителей «Мы в ответе за то, какими будут наши дети».Семейных традиций «Яблочко от яблоньки куда покатится?»...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей

Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жи...