Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении по теме "Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье."
    презентация к уроку на тему

    Бареева Ирина Александровна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 36

    Дзержинского района

    г. Волгограда

     

    Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема.

    Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье.

     

    Социальный педагог МОУ СОШ № 36

    Гудыма Ирина Александровна

     

           

    Волгоград 2014г

    «Добрый день!

    «Уважаемые участники конференции!  Меня зовут Гудыма Ирина Александровна. Я социальный педагог школы№36,Дзержинского района города Волгограда». 

    Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области  насилия над детьми в семье. 

    Название темы «Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье»

    Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

    во-первых, детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей,

    во-вторых, проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

    в-третьих, проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

    Цель моего исследования изучить содержание, методы и формы работы детьми подвергшихся насилию в семье.

    Основные задачи исследования и способы их решения

    1. Изучить основные виды и формы насилия в семье
    2. Охарактеризовать социальные проблемы  детей, подвергшихся насилию в семье.
    3. Описать работу по профилактике насилия в семье в образовательном учреждении

                                                                       

    Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

    Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а тем самым разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

    Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад). 

    В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и практические результаты:

    Получены знания следующего характера:

    Обычно исследователи выделяют четыре основных вида насилия над ребенком:

    1. Физическое
    2.  Сексуальное
    3.  психологическое насилие
    4.  пренебрежение нуждами ребенка.

     Рассмотрим подробнее каждый  из перечисленных видов насилия.

    Физическое насилие

    Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

    Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

    Формы физического насилия:

    • избиение, истязание;
    • удары;
    • пощечины;
    • прижигание горячими предметами;
    • вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
    • принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
    • попытки удушения или утопления ребенка.

    Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

    Установлено, что физическому насилию чаще подвергаются мальчики, чем девочки. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста.

    Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

    1. Поведение родителей:
    • родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

    • дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

    •  обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

    •  обвиняют других детей;

    • отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

    1. Внешний вид ребенка:
    • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);
    • задержка физического развития, отставание в росте и весе;
    • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).
    1. Психологические и поведенческие особенности детей:
    • Появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.
    • Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
    • Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

    Сексуальное насилие

    Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

    Формы сексуального насилия:

    • демонстрация ребенку половых органов;
    • все виды сексуальных контактов;
    • вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.

    Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

    Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

       

    Признаки сексуального насилия в семье:

    1. Изменения в выражении сексуальности ребенка:
    • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
    • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
    • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
    • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), проституция.

    2. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
    • замкнутость, изоляция, уход в себя;
    • депрессивность, грустное настроение;
    • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
    • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
    • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;
    • отчуждение от братьев и сестер;
    • терроризирование младших и детей своего возраста;
         3.  Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
    • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
    • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
    • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
    • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

    4.  Изменения самосознания ребенка:
    • падение самооценки;
    • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

    5.  Появление невротических и психосоматических симптомов:
    • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
    • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

    Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми

    Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

    Формы психологического (эмоционального) насилия:

    Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

    Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

    Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

    Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

    Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

    Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете.

    Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

    Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

    Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

    Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.

     Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

    Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    Признаки психологического насилия:

    1. Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
    2. Особенности поведения ребёнка: беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

    Пренебрежение основными нуждами ребенка

    Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим,  опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

    Семьи, в которых встречается этот вид насилия, обычно низкого социально-экономического уровня. Для таких семей характерна нищета, безработица. Отцы в таких семьях либо вовсе отсутствуют, либо не участвуют в ее жизни. Часто матери в детстве сами испытывали лишения со стороны родителей и, вследствие этого, располагают настолько скудным запасом теплых чувств. Но пренебрежение детьми случается и в полных семьях, не испытывающих материальных трудностей.

    Пренебрежение детьми выявить труднее, чем физическое или сексуальное насилие, так как этот вид жестокого обращения не попадает в поле зрения медиков. Ребенок оказывается в больнице, как правило, лишь тогда, когда пренебрежение его основными нуждами приводит к неорганической задержке развития – замедлению роста и развития.

    Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка

    1. Особенности внешнего вида ребёнка: санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, утомлённый вид, сонливость, педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
    2. Особенности психического состояния и поведения ребёнка: испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу, интенсивно привлекает внимание в себе других людей, легко вступает в контакт с посторонними, не по возрасту самостоятельный, имеет трудности в обучении, низкую успеваемость, проявляет агрессивность, пассивность, подавленность, регрессивное поведение, трудности общения, занимается мастурбацией, демонстрирует делинквентное поведение.

    Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия и вседозволенности.

     

             Мною выдвинута следующая  идея:  в последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике.

    Работа в школе  по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях:

    1. Профилактическом
    2.  диагностическом
    3.  коррекционном.

    Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

    Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

    1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

    2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

    3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

    4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

    Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

    1. Работа с родителями.

    2. Работа с детьми.

    Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

    Задачи проводимой работы:

    1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

    2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

    3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

    4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

    5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

    Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

    Задачи проводимой работы:

    1.   Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

    2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

    3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

    Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.  

    Одной из форм социальной работы с детьми испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122..

    Таким образом, работа заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной, правовой и медицинской помощи и использовании социальных ресурсов для их защиты.

    Непосредственно помощь детям, подвергшимся насилию оказывают центры социального обслуживания населения. Кроме того, непосредственное участие в помощи жертвам насилия принимают Центры социальной помощи семье и детям

    В своей исследовании, мы поставили  задачу выявление детей, испытавших различные виды насилия в средней школе по проблеме насилия в семье.  

    В сентябре  2014 года в МОУ СОШ  №36 Дзержинского района  социальный педагог  и психолог, провели анкетирование с целью определения количества детей, испытавших различные виды насилия, отношения к этому явлению, готовности оказания помощи себе и другим при обстоятельствах, связанных с жестоким обращением, выявления тех групп людей, с которыми делятся пережитым.

            Критерии отбора для исследования были следующими: возраст детей от 13 до 15 лет, проходящих обучение в 7-9 классах и выразивших желание дать информацию.

             Опрошено 107 детей шести классов школы. Использовалась анкета, состоящая из 12 вопросов (приложение). Анкетирование было анонимным.

            Вопросы были сформулированы так, чтобы ответы на них показали картину наличия насилия у детей этого возраста, ведь по данным МВД России, в 2008 г. 126,5 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств, в результате чего погибли 1,9 тыс. И получили тяжкий вред здоровью 2,3 тыс. детей (Источник: статистический сборник "Дети в России. 2009" (ЮНИСЕФ, Росстат)..

    Перед опросом проводилась беседа, в ходе которой детям были даны определении насилия, жестокого обращения и характеристика его видов.

    Детям было предложено ответить на вопрос «Что такое жестокость по отношению к ребенку?». В некоторых ответах были предложены следующие определения:

    «В жизни часто встречаешься с тем, как от детей избавляются, бросают, отказываются, вообще – это жестоко».

    «Жестокость – это когда один человек сознательно делает другому больно душевно и телесно».

    «Жестокость – когда ребенок чужой среди тех людей, с которыми он живет».

    «Жестокость – это когда бьешь человека, который слабее тебя, и ты это знаешь».

    Результаты собственного исследования оказались следующими Из 107 детей 54 человека или 50% испытали насилие по отношению к себе. Причем по видам насилия картина такая:

    Эмоциональное – 30 человек (28%)

    Физическое – 24 человек (22%)

    Сексуальное-0

    Эмоциональное насилие превалирует среди других видов жестокости. Чаще всего дети испытывают насилие в среде друзей, одноклассников, сверстников – 28 человек (26%). Насилие в школе, со стороны учителей – 17 человек (15%). Интересен тот факт, что на вопрос «Наблюдали ли вы насилие в семье?» дети отвечают:

    «Да» – 4 человека (3%)

    «Нет» – 101 человек (94%)

    А на вопрос «По отношению к кому было совершено жестокое обращение в семье?» ответы таковы:

    Ничего не ответили – 57 человек (53%).

    Значит, наблюдали насилие в семье 50 человек (47%).

    Не следует забывать, что в силу разных причин (стыд, страх, непонимание) пострадавший может скрывать сам факт плохого обращения и неблагополучной обстановки в семье.

    Самыми сильными чувствами, какие переживают дети, наблюдая и испытывая жестокое обращение, являются злоба, страх, ненависть, ужас – самые выразительные чувства, которые может испытывать человек.

    Поделиться переживаниями, связанными с насилием, могут в первую очередь, с друзьями, а затем с родителями. Учителям доверяют лишь 4% детей.

     К специалистам обращалось лишь 2% детей.

    Опрос показал, что дети пытаются противостоять этому злу. Так, 62 человека (58%) пытались защищать себя, а 76 человек (71%) пытались встать на защиту обиженного.

    Хочется обратить внимание и на такие факты, как равнодушное отношение к насилию у 9% детей, и 25% детей не ответили на вопрос о чувствах, которые испытали при виде жестокого обращения.

    Естественно, данное исследование далеко не полностью затрагивает все проблемы. Тема обсуждения необычна, и дети не привыкли говорить об этом прилюдно.

    Теоретическое осмысление темы данной работы позволило сделать следующие выводы:

    Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально - нравственной обстановке

    Выделяются следующие формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, изоляция, ограничение свободы передвижения, экономическое. Отдельно можно выделить пренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской помощи, обучения и. т.п.).

    К социальным и психологическим проблемам подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки.

    Различают ближайшие и отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации и интеграции в общество.

    Если говорить о международной и российской законодательной базе в области защиты прав женщин и детей, то условно ее можно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин и детей. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы защищали от насилия в семье, на данный момент не существуют.

    Социальная работа патогенетической направленности, являясь видом мультидисциплинарной деятельности, реализуется в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах - правоохранной системе, здравоохранения, социальной защиты населения. В сфере деятельности социальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

    Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают центры социального обслуживания населения. Центры социальной помощи семье и детям, принимают непосредственное участие в помощи жертвам насилия. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.Таковы результаты проведенного аналитического исследования по проблеме насилия в семье.

    Приложение

    Анкета

    1. Как Вы относитесь к различным формам насилия?

    А. С возмущением  Б. Равнодушием В. Готовы что-то предпринять для изменения ситуации

    1. Допускал ли кто-нибудь по отношению к Вам насилие?

    А. Да  Б. Нет

    1. Какого рода насилие Вы испытали по отношению к себе в школе?

    А. Физическое  Б. Эмоциональное  В. Сексуальное

    1. Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?                                

    А. Да  Б. Нет

    5. Испытывали ли Вы жестокое обращение со стороны друзей, одноклассников, взрослых?                                                                                              

    А. Да Б. Нет

    6. Пытались ли Вы себя защитить?

    А. Да Б. Нет

    7. Наблюдали ли Вы насилие в семье?

    А. Да Б. Нет

    8.По отношению к кому было направлено жестокое обращение в семье?

    А. К матери  Б. К отцу   В. К бабушке  Г. Дедушке  Д. Братьям   Е. Сестрам   Ж. К себе  З. К животным

    9.Какие Вы испытывали чувства, наблюдая жестокое обращение?

    А. Страха Б. Ненависти В. Злобы Г. Незащищенность Д. Ужаса  Е. Вины

     Ж. Стыда   З. Подавленности  И. Безразличия

    10. Пытаетесь ли Вы встать на защиту обиженного человека?

    А. Да Б. Нет

    11. Кому бы Вы могли рассказать о ситуации, связанной с жестким обращением?

    А. Друзьям  Б. Учителям  В. Родственникам  Г. Родителям

    Д. Посторонним взрослым  Е. Специалисту Ж. Анонимному специалисту

    12. Делились ли с Вами  друзья, одноклассник, другие дети перенесенным насилием?

    А. Да Б. Нет

    Список литературы

    1. Гиндин, Г.И., Духова, О.Б. Социально-психологическая помощь детям – жертвам сексуального насилия в семье [Текст] / Г.И. Гиндин, О.Б. Духова. – Вологда, 1997.

    2. Гребенников, И.В, Ковинько, Л.В. Физические наказания [Текст] / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько // Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С.151-152.

    3. Джоунс, И., Вулли, Х. Насилие и плохое обращение с ребенком. В помощь детскому психологу [Текст] / И. Джоунс, Х. Вулли. – Владивосток, 2001.

    4. Доронова, Т. Право на защиту и помощь [Текст] / Т. Доронова //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С.2-6.

    5. Жестокое обращение с детьми [Текст] // Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – С.84.

    6. Когаловская, А.С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми [Текст] / А.С. Когаловская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 3. – С.82-86.

    7. Осухова, Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие [Текст] / Н.Г. Осухова // Педагогика. – 2001. - № 3. – С.87-97.

    8. Руководство по предупреждению насилия над детьми [Текст] / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Вече, АСТ, 2000. – Т. 1(А-О). – 528 с.

    9. Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита [Текст] / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. – М, 1993.

    10. Стратегия борьбы с насилием в семье [Текст]: Справочное руководство ООН. – Нью-Йорк, 1998.

    11. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия [Текст] / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 208 с.

    12. Тюнина, Л.И. Жестокое обращение с детьми и методы их реабилитации [Текст] / Л.И. Тюнина. – Самара, 2001.

    13. Хорошенкова, А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема [Текст] А.В. Хорошенкова // Вопросы психологии. – 2004. - №2. – С.73-90.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении

    Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствую...

    Выступление на родительском собрании по теме: "«Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни»

    Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название...

    Презентация к методическому объединению учителей школьного образовательного округа№1 по теме "Психолого -педагогическое сопровождение введения ФГОС"

    ФГОС в качестве основных  образовательных  результатов выделяет  4 группы УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.  Необходимость измерения  компетенций...

    Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении

    Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ обще...

    Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

    Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...

    Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

    Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...