2021 год. Выступление на методическом объединение учителей коррекционных технологий и социально-психологического направления по теме: "Взаимодействие педагогического коллектива и семьи по формированию у обучающихся, воспитанников семейных ценностей"
материал
Взаимодействие родителей (законных представителей) и обучающихся, воспитанников школы - интерната в наше время характеризуется дефицитом совместных дел, увлечений, доверительного общения и выражается в низком уровне терпимости по отношению к недостаткам друг друга и повышенной конфликтностью. Одной из самых эффективных форм воспитательной работы выступает развитие взаимодействия родителей (законных представителей) и воспитанников в совместных школьных делах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа – интернат г. Усмань»
Выступление
на методическом объединении учителей коррекционных технологий
и социально – психологического направления по теме:
«Взаимодействие педагогического коллектива и семьи
по формированию у обучающихся, воспитанников школы – интерната
семейных ценностей»
Подготовила:
Татаринова Елена Алексеевна,
социальный педагог
г. Усмань, 2021 год
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи
по формированию у обучающихся, воспитанников школы – интерната
семейных ценностей.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Взаимодействие родителей (законных представителей) и обучающихся, воспитанников школы - интерната в наше время характеризуется дефицитом совместных дел, увлечений, доверительного общения и выражается в низком уровне терпимости по отношению к недостаткам друг друга и повышенной конфликтностью. Одной из самых эффективных форм воспитательной работы выступает развитие взаимодействия родителей (законных представителей) и воспитанников в совместных школьных делах.
Этому способствует участие родителей (законных представителей) в планировании жизни учебных классов и школы в целом. Включение родителей (законных представителей) в жизнь воспитательных сообществ развивает взаимопонимание родителей (законных представителей) и обучающихся, помогает формированию общих взглядов, убеждений, ценностных ориентаций.
Родителям (законным представителям) и педагогическим работникам необходимо стать группой единомышленников, в задачи которой входит не только дать обучающимся хорошее образование, но и привить им глубинное понимание ценности таких понятий, как семья.
Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в развитии нравственного сознания (нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений) можно через:
- совместное планирование деятельности
- совместную подготовку и проведение праздников
- тематику родительских собраний
- систему работы с портфолио
- оформление и ведение классного альбома, классного уголка
- анкетирование
- индивидуальные консультации
- родительские конференции
- проективные методики.
Проективные методики позволяют педагогическому работнику ближе познакомиться с семьёй, выявить особенности внутри семейных отношений. Среди многочисленных тестов хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева». Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, а рекомендуется сначала предложить воспитаннику нарисовать на листе бумаги три каких - либо дерева и лишь затем сравнить их с членами семьи. В рисуночной форме обучающиеся интуитивно отражют особенности внутрисемейных взаимоотношений.
В школе - интернате стало традицией проведение 1 сентября своеобразного Дня открытых дверей для родителей (законных представителей), когда они вместе с воспитанниками после торжественной линейки приходят на первый в жизни первоклассника урок и садятся вместе с ним за парту.
В хорошем, крепком коллективе традиции семьи переплетаются с традициями класса. Из тестовой методики «День рождения в моей семье» и устного сочинения «Самый лучший подарок» педагог может почерпнуть интересные идеи для организации праздника в честь дней рождения.
Как это делает семья, так и родительский коллектив заранее продумывает проведение этого праздника, и ни один день рождения не похож на другой. Это и «Клубничник» для тех, кто родился летом, и «День пломбира» для тех, кто родился зимой, и «Грибничок» для родившихся осенью. Праздник даёт родителям (законным представителям) возможность выразить своё отношение к воспитаннику через стихотворение. Сколько замечательных слов похвалы слышат обучающиеся в свой адрес!
Понимать своего ребёнка хочет каждый из родителей (законных представителей), но удаётся это, к сожалению, не всем. Одной из интересных методик является тест для воспитанников и родителей (законных представителей): «Насколько мы знаем своих детей».
Задание обучающимся: «Закончите приведённые ниже предложения».
1. Мне бывает радостно, когда ...
2. Мне бывает грустно, когда ...
3. Мне бывает страшно, когда ...
4. Мне бывает стыдно, когда ...
Задание родителям (законным представителям): «Закончите приведённые ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы их Ваш ребёнок».
1. Вашему ребёнку бывает радостно, когда ...
2. Ваш ребёнок грустит, когда ...
3. Вашему ребёнку бывает страшно, когда ...
4. Вашему ребёнку бывает стыдно, когда ...
Затем нужно дать родителям (законным представителям) ответы их детей для сравнения. Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители (законные представители) знают своих детей.
Для установления внутреннего контакта с воспитанником необходимо не только понимать его, но и быть принятым им, а для этого важно быть искренним, открытым и честным.
Самый семейный праздник - Новый год. Так же как и в каждой семье, любой коллектив родителей (законных представителей) и обучающихся задолго начинает готовиться к его проведению. Один из праздников можно организовать на улице, в районе школы - интерната. Все родители (законные представители) выбирают себе роли сказочных персонажей. Объединившись в группы, они придумывают зимние игры - задания для воспитанников.
Все идеи заносятся на карту «Поиск подарков». Сам праздник проходит с играми, зимними забавами, конкурсами, в нём участвуют папы, мамы, бабушки и дедушки воспитанников. Положительный эмоциональный настрой и впечатления от праздника остаются надолго.
Школа - интернат начала сотрудничество с воскресной школой храма Успения Пресвятой Богородицы г. Усмань. В рамках этой организации можно провести конкурс театрализованных сказок с участием обучающихся школы и их родителей (законных представителей). Излишне говорить о том, насколько значимым может стать это событие для родителей (законных представителей) и воспитанников.
Все очень хорошо общаются между собой. Именно такие мероприятия сплачивают родительский и детский коллективы.
Какая же система взаимоотношений в школе - интернате наиболее эффективна?
Точное объяснение этому даёт В.А. Сухомлинский: «Мы строим всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, обо всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях, является неисчерпаемым источником моральных достоинств - бескорыстной доброты, сердечной, искренней чуткости
и отзывчивости».
Об истории своих семей обучающиеся узнают из бесед с родителями (законными представителями), родственниками, изучают семейные альбомы.
Результатом этой деятельности может стать создание своего родословного дерева и альбома с рассказами о семье. Лучшие сочинения на тему «Моя любимая семья» смогут участвовали в конкурсах разного уровня, их авторы стать победителями.
Для того, чтобы воспитанник желал общаться с родителями (законными представителями), необходимо помнить, что основой общения родителей (законных представителей) с обучающимися являются шесть правил воспитания, которые можно записать в виде рецепта: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной отцовским и материнским авторитетом.
Жизнь показывает, что совместная деятельность родителей (законных представителей), педагогического работника и воспитанников способствует укреплению внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи и, в целом семейного микросоциума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Организационные формы взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ"
Тенденции развития взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ; приоритетные направления; организационные формы взаимодействия....

Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Современные информационно-коммуникативные технологии как средство формирования педагогической компетентности родителей"
Предназначен для учителей для оранизации работы с семьями...

2021 год. Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме: "Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности обучающихся, воспитанников"
В период реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) взаимодействие педагогического коллектива ...

