Материнское сердце
календарно-тематическое планирование на тему

Алимбикова  Альфия  Бауржановна

Конспект занятия   -   о любови и почитании к матери и женщине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материнское сердце159 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Материнское сердце

Цель:  воспитать любовь и почитание к матери и женщине;

Задачи:

 -  продолжать воспитывать качества любви: нежность, чувство ласки, доброты по отношению к матери, женщине;

- воспитывать утончение чувств;

- развивать воображение.

Литературный ряд: -        Майков «Мать»;

  • В. Сухомлинский «Легенда о материнской любви»;
  • Пословицы о материнской любви;
  • А. Платонов «Безручка»;
  • В. Сухомлинский «Крылья матери»;
  • В. Вакенродер «Чудесный образ»;
  • Сказка «Горе Матери Мира».

Зрительный ряд:        

        - слайд: Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»;

- слайды Н.К. Рериха: «Матерь Мира»;

«Держательница Мира»;

«Царица небесная»;

«Звезда утра»; «Труды Мадонны».

- слова карточки;

- тема – плакат;

- таблицы: «Грани любви»;

«Любовь матери»;

«Сокровища материнского сердца».

- сигнальные карточки трех цветов;

- детские рисунки. Портреты мам.

Музыкальный ряд:

                - Шуберт «Аве Мария»,

- Бетховен «Лунная соната»


Ход занятия

  1. Вступительное слово.

- Сегодня мы продолжим разговор о любви.

Любовь – это такое большое, теплое слово, оно обнимает своими теплыми, ласковыми руками весь мир.

Любовь это нежность, это радость, это жалость, это печаль, это желание помочь, сберечь, умение отдавать, делиться понимать сердцем окружающий мир.

- С чем можно сравнить любовь? (с солнцем)

- Солнце дарит свой свет, тепло, жизнь всем на земле, причем всем одинаково, не зависимо от того добрый это человек или злой.

Как и у солнца много лучей, так и у любви много граней.

- Ребята, назовите мне грани любви.

                            К миру                                к животным

                      К человеку                                  к жизни

                          К матери                                к природе

                              К Родине

- Любовь к человеку, к природе, к животным, к Родине, к матери. И все это любовь.

О какой любви пойдет речь дальше вы узнаете из стихотворения Майкова «Мать» (с. 325 книга «Природа глазами души»)

Чтение под музыку поэтических строк.

- О какой же любви автор пишет в своем стихотворении? (о материнской любви).

- Кто же догадался, какова же тема нашего сегодняшнего урока!

Материнская любовь

Мама… Самый близкий, самый родной человек, который с вами всю вашу жизнь. Давайте послушаем ваши рассказы о маме.

II. Работа по домашнему заданию

По очереди дети показывают свой цветок, на который похожа мама, и рассказывают о ней

- Спасибо вам за ваши рассказы, я чувствую, как вы любите свою маму.

Я чувствую вашу любовь в сердце, она рождается от любви к матери.

III. Новый материал.

1. Беседа о материнской любви

- Ребята это солнце маминой любви к вам. Перечислите, пожалуйста, какой может быть любовь матери?

                       Жертвенной                                    огромной

                     Волшебной                                      терпеливой

                   Прощающей                                      бескорыстной

                            Нежной                                       сердечной

- По ходу урока мы будем дописывать на лучиках какой может быть мамина любовь.

- Послушайте одну легенду о Материнской любви

2. Чтение «Легенды о материнской любви» В.Сухомлинского

(«Учебник добра» стр. 90)

Итак, какой же была материнская любовь к сыну?

ОГРОМНОЙ

ПРЕДАННОЙ

БЕСКОРЫСТНОЙ

- Что значит бескорыстная любовь, как вы понимаете это словосочетание? (не требует награды)

3. Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы о маме.

«Нет друга, нежнее матери»

«У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце»

«При солнце тепло, при матери добро»

«Нет такого дружка, как родная матушка»

- Прочтите понравившуюся вам пословицу. Как вы ее понимаете?

- Итак, какой же еще может быть материнская любовь?

НЕЖНОЙ

ДОБРОЙ

СЕРДЕЧНОЙ

- А может ли, по-вашему, мнению, любовь матери совершить чудо?

4. Чтение отрывка из сказки А. Платонова «Безручка»

(книга «Природа – гл. души» стр. 313)

- Как вы думаете, почему с Безручкой произошло чудо именно в тот момент, когда ей нужно было спасти сына?

- А теперь какую вы увидели материнскую любовь!

ВОЛШЕБНУЮ

СПОСОБНУЮ СОВЕРШИТЬ ЧУДО

- А еще любовь матери может быть

ЗАБОТЛИВОЙ


ЖЕРТВЕННОЙ

- Ради жизни своего ребенка, мама всегда готова к подвигу, Она может пожертвовать своим покоем, здоровьем, счастьем, ради счастья детей. В нашей жизни есть примеры трагических случаев, когда мама отдавала свою жизнь ради жизни ребенка.

- А сейчас послушайте сказку про Гусыню.

5. Чтение сказки В. Сухомлинского «Крылья матери»

- Почему израненная мать все-таки была счастлива?

6. Творческое задание «Сокровища материнского сердца»

На доске большое сердце, а рядом маленькие сердца.

                                                

        

- Это материнское сердце. А эти меленькие сердца – сокровища, которые хранятся в материнском сердце.

- Перечислите, пожалуйста, на каждом сердечке те сокровища, которые живут в сердце матери.

Например:

        

        

Дети выходят к доске и прикрепляют свои сердечки называя сокровища.

7. Беседа

- Понятие матери сочетается с другими понятиями:

ЗЕМЛЯ-МАТУШКА

РОДИНА – МАТЬ

- Почему обращаясь к природе или земле люди часто говорят

МАТЬ – ЗЕМЛЯ

МАТЬ – ПРИРОДА

- Почему природу и землю сравнивают с матерью? Что их объединяет?

Материнскую любовь, образ матери отражаем в своих произведениях не только поэты, писатели, но и художники в своих картинах.

8. Слайд-программа:

Показ под музыку Шуберта «Аве Мария» слайда Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и чтение отрывка В. Вакенродера «Чудный вечер»

Образ матери, женщины в картинах художников.

- Что вы испытываете, смотря на эту картину.

- Как вы думаете, знает ли Мария, что будет с ее сыном? Догадывается ли она об этом?

- Каким чувством проникнуто лицо матери?

Лицо Марии проникнуто легкой скорбью, или лучше сказать тихой печалью. Глаза ее опущены. Младенец же спокойно и задумчиво смотрит в даль как бы заглядывая в свое будущее и уже сейчас, удивленно и доверчиво принимая его.

Не рождается ли у вас ощущение, что Мария с одной стороны нежно удерживает своего сына, а с другой – протягивает его миру, будто уже готовясь расстаться с тем, что ей послано Богом.

Мы с вами посмотрим образ небесной Матери образ пресвятой Девы Рафаэля Санти.

Я вам хочу показать еще  один образ. Это Матерь Мира.

9. Показ репродукции картины «Матерь Мира» Н.К. Рериха

- Почему у Матери Мира закрыта верхняя часть лица?

Чтение сказки «Горе Матери Мира» (учебник Добра с 88-89)

10. Беседа о Матери Мира

Наступающую эпоху Матери Мира народ еще эпохой женщины. Войны прекратятся, потому что женщина несет в себе ласку и нежность. Женщины спасут мир. Каждая женщина и девочка должна почувствовать, что в ней есть частица Матери Мира. Какими же девочки должны стать? (добрыми, нежными, ласковыми)

А мальчики и мужчины должны научиться у женщин ласке и доброте, не быть грубыми и невежливыми.

IV. Рисунок. Практическая часть.

Закройте глаза и представьте букет любви, который вы хотели бы подарить своей маме.

- Из каких цветов будет состоять ваш букет?

Может огненных красных маков, внутри которых черный уголек;

А может из самых обыкновенных голубых незабудок похожих на чистое голубое озерцо;

Румяно – розовых гвоздик;

Из белых ромашек;

Сиреневых колокольчиков;

Или чудесных роз; Роза – царица цветов, ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

Может быть, вы подарите маме букет

  • ландышей, душистых  в чистоте своей;
  • букет васильков во ржи;
  • черемухи душистое соцветие;
  • кувшинку;
  • синенький подснежник;
  • одуванчик, полный жизни, солнца.

V. Обсуждение. Выставка работ

Замечательные цветы любви вы подарили своим матерям.

- Как мы можем назвать нашу выставку?

VI. Итог

Наш урок заканчивается. Сегодня придете домой и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки.

Можно ничего ей не говорить, она и так все поймет. Почувствуйте тепло своего сердца. Пусть глаза вашего сердца омоются слезами благодарности маме за то, что вы есть.

VII. Рефлексия.

Дети выбирают кружок по цвету, соответствующему настроению, сравнивают с настроением до начала урока. Оставайтесь всегда в хорошем настроении. Урок закончен. До свидания.

Тема : Бесконечность неба.

Задачи:         - на примере неба дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, любовь, дружба);

                - развивать через природу нравственные  качества человека.

Литературный ряд:

- В. Солоухин «Жить на земле».

Зрительный ряд:    

 - тема-плакат; 

- А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

- Б. Кустодиев «Масленица»,

- В. Кандинский «Зимний пейзаж»,

- Р. Кент «Эскимос в Каяке»,

- Т. Манизер «Заход солнца в Индийском океане».

- Айвазовский «Буря в Северном море»,

- Синьяк «Гавань в Марселе»,

- Рылов «В голубом просторе»,

- Саврасов «Проселок»,

- большой рисунок с изображением звездного неба;

- рисунки «Сокровища  неба».

Музыкальный ряд: - Бетховен «Лунная соната».

Ход занятия.

I. Вступительное слово. Эмоциональный настрой на занятие.

Чтение под музыку стихотворения В. Солоухина «Жить на земле».

Жить на земле, душой стремиться в небо –

Вот человека редкостный удел.

Лежу в траве среди лесной поляны,

Березы поднимаются высоко,

И кажется, что все они немножко

Там, наверху, друг к дружке наклонились

И надо мной смыкаются шатром.

Но чист и синь просвет

Между берез зеленых

Едва-едва листами шелестящих.

Я вижу там,  то медленную птицу,

 То белые, как сахар,  облака.

Сверкает белизна под летним солнцем,

И рядом с белизной еще синее,

Заманчивее, слаще глубина.

Жить на земле, тянуться в беспредельность –

Вот человека радостный удел.

Лежу в траве

Иль на песке в пустыне,

Иль на скале, на каменном утесе,

Иль на гальке, там где берег моря,

Раскинув руки, вверх гляжу на звезды.

Мгновенья в жизни чище не бывает…

О глубина вселенского покоя,

Когда ты весь растаял в звездном небе,

И сам, как небо потерял границы,

И все плывет и кружится тихонько.

Не то ты вверх летишь, раскинув руки.

Не то протяжно падаешь.

И сладко,

И нет конца полету (иль паденью).

И нет конца ни жизни, ни тебе…

Жить на земле, душой стремиться в небо…

Зачем стремиться? Брось свои березы,

Лети себе в заманчивую синь.

Купи скорей билет. С аэродрома

Тебя сейчас поднимут в небо крылья.

Вот синь твоя. Вот звезды. Наслаждайся.

Вон облако. Его с земли ты видел.

Оно горело, искрилось, сверкало.

Оно, как лебедь, плавало по небу.

Мы сквозь него спокойно пролетаем.

Туман, вода. А в общем неприятность:

Всегда сильней качает в облаках.

Гляжу я вниз, в окошечко, на землю.

Лесок – как мох.

Река в лесу -  как нитка.

\Среди поляны точка –

Человечек!

Быть может, он лежит, раскинув руки,

И смотрит вверх.

И кажется красивой

Ему заманчивая синь.

- Хочу туда. Хочу скорей на землю!

- Постой. Сейчас поднимемся повыше.

На десять тысяч. Там еще ты не был.

- Пусти!

- Ты сам мечтал. Ты жаждал. Ты хотел!

- Жить на земле. Душой стремиться в небо

Вот человека сладостный удел.

- Я очень рада видеть вас, ребята.

-  Я думаю, что вы, наверно, догадались, о чем  у нас сегодня с вами пойдет разговор?

- Правильно, о небе. Тема нашего сегодняшнего урока:

Бесконечность неба.

- В чем, по мнению автора, заключается сладостный удел человека?

- Ребята, вы любите, смотреть на небо?

II. Релаксация. Звучит музыка Бетховина «Лунная соната».

- Давайте закроем глаза и представим себя смотрящими в бесконечное небо.

- Откройте глаза. Расскажите, пожалуйста, каким вы увидели небо?

III. Новый материал.

  1. Беседа по картине А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

- Куинджи тоже любил смотреть на небо. Давайте посмотрим, какое небо увидел художник.

Музыка Бетховина «Лунная соната».

«Что это такое? Картина или действительность. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую величавую ночь».

         В Петербурге была открыта необычайная выставка одной картины – «Ночь на Днепре» А.И.Куинджи. Публика буквально ломилась в зал, где была картина.

        Первые зрители были потрясены эффектом лунного света. Живописный эффект в самом деле был потрясающий. Кое-кто даже заглядывал за полотно, ища тайно скрытый позади неба источник света.

        Знатоки и любители искусства за тысячи верст, через океаны и континенты паломничали к этому, не имеющему себе равных полотну в России.

-  Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину?

- А что вы испытываете в лунную ночь?

        2. Работа с высказыванием великих людей о небе.

«Бессмысленно говорить, что небо вне нас, оно внутри… и человек, воспринимающий

небо, есть его вместилище, само небо и ангел».

Айванхов: «Духовная  жизнь – это ваша связь с небом».

3.Беседа о сокровищах неба.

На доске большой плакат звездного бескрайнего неба.

- Ребята, как вы думаете, что является сокровищами  неба? Перечислите их, пожалуйста. (Звезды, луна, снег, дождь, туча, солнце, радуга, северное сияние, кометы, планеты, зарницы, облака, метеоритный дождь и т.д.)

- Какие сокровища неба вам нравятся и почему?

Рисунки с изображением сокровищ неба прикрепляю к плакату звездного неба.

- А теперь закончите предложение:

  • Если бы на небе не было звезд, то…
  • Если бы никогда не шел дождь, то…
  • Если бы на небе не светило солнце, то…
  • Если бы зимой не шел снег, то…
  1. Беседа о сокровищах души человека.        

- Ребята, есть ли среди земных сокровищ такие, которые можно назвать небесными?

Что это за сокровища?

(Добрый характер, светлая душа, высокие помыслы, любовь, дружба и т.д.)

- Что общего между небом и душой человека?

- Какие чувства рождает небо в душе человека?

5. Слайд – показ. Беседа о цвете неба.

- Скажите, пожалуйста, какого цвета небо?

- Действительно, небо всегда бывает разного цвета.

А от чего зависит цвет неба?

  • ПОГОДА

Цвет неба зависит от облаков, от того идет ли снег, дождь.

Слайд: Айвазовский «Девятый вал».

Художник мастерски изобразил переход от штиля к шторму. Обратите внимание, как изменяется цвет неба: сначала спокойный светло- сиреневый, а при переходе к шторму становится темным, грозным, почти черным. Цвет моря меняется вместе с цветом неба. Связь неба и моря можно увидеть на следующих слайдах.

Слайд: Синьяк «Гавань в Марселе»

Слайд:  К Моне «Скалы в Бель-Иль»

  • ВРЕМЯ СУТОК

Утреннее небо отличается от закатного, оно розовое, светлое, а вечером – конечно же от ночного.

  • ВРЕМЯ ГОДА

Летнее, осеннее, зимнее и весеннее небо.

Слайд: А. Куинджи «Ночь на Днепре»

Слайд:  Б. Кустодиев «Масленица»

Слайд:  В. Кандинский «Зимний пейзаж»

Цвет неба влияет на наше настроение.

Слайд:  Рылов «В голубом просторе» - небо ярко-голубое, солнечное – настроение веселое, радостное.

Слайд:  Саврасов «Проселок» - небо уныло-серое, сырое - настроение тоскливое, грустное.

Слайд:  Айвазовский «Буря в северном море» - небо темно-серое – настроение беспокойное, ощущение надвигающейся грозы, страх.

Слайд:  Нестеров «В горах»

Слайд:  Н. Рериха «Стрелы неба, копья земли»

- Почему именно такой цвет выбрал художник?

Слайд:  Васнецов «Три царевны подземного царства».

Цвет усиливает нереальность, загадочность происходящего.

IV. Рисунок. Практическая часть.

- Пусть ваша душа нарисует маленький подарок небу.

V. Обсуждение.  Выставка работ.

VI. Итог урока.

Хочу вам пожелать: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и воры подкапывают и крадут. Но собирайте сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше»,

        Хочу, чтобы ваши сердца стремились к небу, там ваши сокровища.

VII. Рефлексия.

Тема: Наши друзья - деревья.

Цель: Раскрытие душевных качеств ребенка.

Задачи:

  1. .На примерах растительного царства (а именно образа дерева) дать понять детям какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, нежность, щедрость, мужество, сострадание, сердечность);
  2. .Развивать через природу душевные качества человека.

Музыкальный ряд: Вивальди, «Волшебство леса»

Оборудование

  1. слайд-программа:
  2. Картины с изображением деревьев: береза, дуб, ива, рябина, липа, клен,
    сосна, осина, ель.
  3. Слова-карточки
  4. Таблицы. Древо жизни, «Отрицательные и положительные качества
    человека».
  5. Тема-плакат.
  6. Название выставки
  7. Большое дерево.

ход  занятия

1.        СЛАЙД - ПРОГРАММА.

Показ под музыку Вивальди слайдов и чтение поэтических строк

Св. Иоан Дамаскин

Благословляю вас леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох свой благословляю

И эту бедную суму,

И степь от края и до края,

И солнца свет, и ночи тьму.

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку

И в небе каждую звезду.

- Что прославляет автор Св. Иоан Дамаскин в этом стихотворении?

III.       БЕСЕДА О ЛЕСЕ

А один художник однажды решил нарисовать Коми парму.  «А что такое лес?» - подумал он.

- Помогите художнику! Что бы вы ему посоветовали нарисовать?

Да, он так и сделал. Взял в руки кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал березку, ели, сосны, ивы. А разве может быть лес из одних деревьев? (Такого быть не может)

Рядом с деревьями нарисовал красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.

Не забыл нарисовать грибы, насекомых. На цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.


Музыка «Волшебство леса»

Лес не может быть без птиц. И на ветках деревьев появились веселые птицы. А еще нарисовал жабу, ящерицу, лягушку.

Вот это настоящий лес! Он будет жить, потому, что здесь есть все: грибы, и, цветы, и животные. Это - лес! А еще в настоящем лесу прячутся тысячи и тысячи жителей так, что их, совершенно невозможно увидеть. И живут в нем тысячи тайн, которые очень немногие люди могут разгадать.

- А, как вы думаете, какому человеку смогут открыться эти  тайны?

-  Я согласна с вами ребята. Тайны леса сможет разгадать только человек с любящим сердцем, который чувствует себя нераздельной частью природы.

IV.        ИГРА «ХАРАКТЕР ДЕРЕВА»

Каждый из вас, ребята, обладает разным характером.

- А как вы думаете, есть ли характер у деревьев?

Давайте вместе найдем самые характерные слова, качества, точно передающие внешний облик, характер, настроение каждого дерева.

И возьмем самое распространенное дерево нашего северного края - березу.

- Какой характер у березы и почему?

На доске

нежная        величавая        плакучая

чистая        торжественная        печальная

скромная        грустная

застенчивая

        

щедрая        могучий

крепкий твердый

Береза: нежная, чистая, белоствольная, кудрявая, веселая, скромная, застенчивая, тонкая.

- Что вам о нежности березки напоминает? (гибкие мягкие веточки
людям о нежности напоминали)

- О чистоте? (белоснежное платье)

Другое наиболее распространенное дерево коми - пармы: ель. У нее какой характер и почему?

Ель: строгая, торжественная, величавая.

- Какой характер у ивушки? И почему?

Ива: плакучая, печальная, грустная (склонилась у реки, будто красна девица затосковала о суженном или русалочки в плакучие ивы превратились и горюют по дому подводному)

- А что вы можете рассказать мне о рябинке?

Рябина: тонкая, кудрявая, щедрая. Свое витаминно-ягодное богатство рябина отдает всем: и людям, и животным, и птицам.

- Царь леса - дуб. Опишите его характер, настроение, внешний вид.

Дуб: высокий, коренастый, сильный, могучий, крепкий, всемогущий, величественный, твердый.

- Молодцы, ребята. Мне очень понравились ваши ответы. Вы точно передали характер, внешний вид, настроение дерева.

V.        ОБОБЩЕНИЕ

-  Ребята, чему нас могут научить деревья?

Рябинка – щедрости;

Дуб – мужеству, силе духа, твердости;

Березка – нежности, чистоте;

Ивушка – состраданию.

- Вот видите, ребята, у каждого дерева характер есть, настроение, да еще частичка мудрости спрятана. Таким образом, мы человека с деревом сравниваем.

VI.        МИРОВОЕ ДЕРЕВО

- Как вы думаете, давайте пофантазируем, можем ли мы наш большой многообразный мир представить в виде дерева.

- Если мы представим, что весь наш общий дом, наш мир, - это дерево, тогда мы люди, заселяющие эту землю, кем мы себя представим на этом древе жизни? (Плоды, цветы, листья этого дерева).

- Ребята, посмотрите, ведь мы, люди, живущие на планете Земля, все такие разные, с разными характерами, с разными национальностями, вероисповеданием, разным цветом
кожи, как нам всем вместе уживаться в нашем общем доме, чтобы наш дом процветал, был ярким и красивым, как это дерево?

(Мы должны быть терпимы друг к другу, любить друг друга, уметь сострадать, принимать чужую боль как свою и служить людям, жить ради других людей, а не ради себя).

- Ребята, но, к сожалению, наш мир несовершенен и рядом с добром существует зло. И человек - это не идеальное существо природы, и есть люди, которые обладают отрицательными чертами характера.

- Какое бы качество души вы посоветовали воспитать в себе человеку, в чьем сердце живет

грусть                                радость

злоба                доброта

грубость                нежность

трусость                мужество

скупость                щедрость

безобразное                поиск прекрасного

Красота

 - И если каждый человек поместит в свое сердце эти качества, тогда на нашей Земле будет мир, радость, счастье.

VII.        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На доске появляется большое дерево без листьев.

- И так, мы представили «дерево мира», а давайте теперь украсим «дерево жизни» вашего класса. И каким оно будет, зависит от вас.

- А украсим его нашими сердцами. В своем сердце нарисуйте дерево, которое вы выбрали себе в друзья. Приступайте к работе. Желаю вам творческих успехов.

VIII.        ОБСУЖДЕНИЕ. ВЫСТАВКА РАБОТ

- Я вижу, как расцвело дерево вашего класса, стало нарядным, праздничным, красивым. Я вижу добрые ваши сердца и ваших друзей - деревья.

- Ребята, кто нарисовал березку? Почему вы ее выбрали?

- Вижу, что у многих ребят в сердце живет дуб. Почему вы его нарисовали?

- Ивушка покорила сердце ребят. Почему вы иву нарисовали?

- А это мое сердце. И живет в нем рябинка. Вы догадались, почему я выбрала рябинку?

Ценю в людях щедрость и доброту.

- Ребята, чтобы дерево вашего класса было всегда таким радостным, цветущим, какими вы должны быть? (какие качества будут жить на лучиках вашего сердца).

IX.        ИТОГ

-Как мы можем назвать нашу выставку?

(«Дерево в сердце человека», «Сердце нашего класса»)

- Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы в ваших сердцах всегда жила любовь, любовь к миру, любовь друг к другу, к природе и к нашим друзьям деревьям.

Желаю вам всего самого доброго. До свидания. Наш урок закончен.


Тема: Радости волшебная дуга.

Цель: Воспитание любви к природе.

Задачи:   

  • В образе радуги показать удивительное и неповторимое чудо.
  • На примере природного явления  как радуга, дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, красота, нежность и др.)
  • Воспитать нравственное отношение к миру и к себе, через восприятие красоты поступка, чувства, произведения.
  • Научить замечать и творить красоту.
  • Приобщить ребенка к человеческой Культуре, системе общечеловеческих ценностей.

Оборудование: Презентация, раздаточный материал, музыкальный ряд И.С. Бах, Вивальди.

Ход занятия.

I. Вступительное слово.

- Я очень рада снова видеть вас на наших занятиях «Добра и Красоты», где мы говорим о вечном и прекрасном, о доброте и любви, о  чудесной красоте, которая повсюду есть на нашей земле.

II. Повторение пройденного. Беседа о красоте.

- Где же можно найти  Красоту?

Красота везде: в природе, в искусстве, в человеческих отношениях.

У красоты много граней. Красота человека, красота природы.

Человек связан с природой. Он понимает ее красоту и выражает в своих произведениях искусства, в своем творчестве: художник - в картинах, композитор - в музыке, поэт - в стихах, рукодельница в шитье.

- А что может быть красивого в человеке?

(В человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и мысли, и душа и тело.)

- В чем истинная красота в человеке?

(Истинная красота – это душа, чистая и прекрасная, а не тело.)

- Какие качества характеризуют красивого душой человека?

(Доброта, любовь, искренность, радость, милосердие, сострадание.)

- Как достигается эта духовная красота?

(Красота души достигается трудом человека над своим совершенством.)

- Какие чувства вызывает красота?

(Радость, желание творчества -  рисовать, писать, выражать в чем-либо красоту.)

Если каждый человек поймет, что красота в душе и попытается стать лучше, чище и добрее, то весь мир станет прекрасней.

Умение найти Красоту во всем – великое искусство. Этому нужно учиться. Когда идете в школу – замечайте что происходит вокруг вас. Красота везде, ее надо просто видеть.

III. Слайд – программа.

Показ слайдов под музыку

Я хочу вам показать  красоту в искусстве, в репродукциях картин художников, в произведениях народного творчества.

Пока смотрите слайды, пусть каждый вспомнит, что красивого он видел в своей жизни.

Задание: Постараться каждый день находить что-нибудь прекрасное. Пусть это станет привычкой. А на следующем занятии вы расскажите, что красивого, чудесного вы  увидели в природе за неделю.

IV. Беседа о дожде.

- Я тоже хочу с вами поделиться, что для меня самое красивое.

Звучит Бах

Трудно назвать что-то одно. Весь мир – это красота. Я люблю смотреть на звезды, люблю осенний лес, а летом – лесную поляну с цветами. А как красива ночью река, над рекой туман, темное небо, яркие звезды, месяц.

Но в последнее время я стала любить дождь.

Обычно слово дождь вызывает только скучный образ. А на самом деле в каждом слове о дожде заложена бездна живых образов.

Есть дожди веселые летние, теплые весенние, холодные осенние и у каждого свой характер.

А еще бывают дожди  моросящие,

слепые,

обложные,

грибные,

спорые (быстрый, скорый)

полосовые (идущие полосами)

косые,

сильно обкатные и наконец ливни (проливные)

А еще бывает теплый живительный дождик. Дождь часто сравнивают с символом очищения и любви, льющиеся на землю.

Летом обязательно прислушайтесь к дождю, понаблюдайте за природой после дождя, откройте для себя поэзию дождя.

V. Новый  материал.

Звучит музыка Вивальди

- А теперь представьте себе, как - будто что промчалась над равниной гроза. Дождь и ветер бушует вдали, синие тучи полны влаги и тяжелы, мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта  уже засветилось  яркой синевой небо, выглянуло солнце и появилось «далекое чудо» – радуга.

Зрительный ряд:  А. Саврасов «Радуга»

Чтение прозы под музыку.

Я очень люблю радугу –

Радости чудесную дугу.

Цветными воротами        

Перекинется она над

Землей, засверкает,

Заблестит – залюбуешься!

Только вот всегда радуга далеко-далеко

Сколько ни иди, как ни спеши,

Все равно близко не подойдешь,

Рукой не дотронешься.

Я так и назвал ее – «далекое чудо».

Вот сколько любви к радуге можно почувствовать у писателя Э. Шима.

-Кто догадался, какова тема нашего занятия?

«РАДОСТИ ВОЛШЕБНАЯ ДУГА».

-Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?

-Можно ли назвать радугу улыбкой неба?

-Любите ли вы радугу?

-За что?

-Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?

-Хотелось ли вам когда–нибудь дотронуться до нее рукой?

Зрительный ряд: Куинджи «Радуга».

Чтение под музыку стихотворения: Ф. Тютчева

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!

Смотри – оно уж побледнело,

Еще минута, две – и что ж?

Ушло, как-то уйдет всецело.

Чем ты и дышишь и живешь.

- Как вы думаете, почему радуга так быстро исчезает?

-Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе всегда?

-Какою стала бы жизнь людей и природы, если бы радуга подобно солнцу и луне, появлялась на более длительное время?

Физминутка.

VI. Игра «Красный, желтый, голубой».

-Сколько цветов у радуги? (7)

-Я раздаю цветные кружочки по семи цветам радуги. Кому я раздала кружочки, должны выбежать и встать по порядку цветов радуги.

К О Ж З Г С Ф

Беседа

- Много ли цветов радуги на земле?

-Первый цвет в радуге красный. Назовите, пожалуйста, что на земле может быть красным (огонь, цветы, овощи). У кого бал красный цвет, считает, сколько предметов его цвета было названо.

- А теперь назовите, что на земле может быть         оранжевым?

                                                                желтым?

                                                                зеленым?

                                                                голубым?

                                                                синим?

                                                                фиолетовым?

- Какого цвета больше всего на земле?

- Какого цвета меньше?

-Как бы думаете, почему этого цвета больше?

VII. Игра «Дары радуги»

-Придумайте как можно больше определений к слову радуга. Какая радуга?

 

На доске слово РАДУГА

-Пожалуйста, перечислите ДАРЫ РАДУГИ жителям земли.

Например, радуга дарит:

Улыбку                                         Дух творчества

Любовь                                        Восторг

Хорошее настроение                        Счастье

Красивую палитру цветов                Нежность

Цветы                                        Красоту

Радость                                        Чистоту

-Какие качества человека напоминают радугу и объясните свое мнение

Доброта

Щедрость

Улыбчивость

Нежность

Чистота

Красота

VIII. Самостоятельная работа. Рисунок.

Представьте, что в вашем сердце вспыхнула радуга. Нарисуйте свое сердце.

IX. Выставка

-Как можно назвать нашу выставку?

«Радуга в сердце человека»

X. Домашнее задание

-Какой из цветов радуги вам больше всего нравится?

-Дома пусть каждый из вас выберет один из цветов радуги и нарисует сказку  своего цвета, например, зеленую сказку, разными оттенками зеленого цвета.

XI. Итог урока

-Представьте, что в душе каждого человека живет радуга, которая если о ней забывают, может погаснуть навсегда.

-Скажите, каким должен быть человек, чтобы радуга, живущая в его душе, никогда не гасла?

-Желаю вам быть добрыми, честными, щедрыми, милосердными, сострадательными, тогда радуга в вашей душе не погаснет никогда.

Тема: Чудо любви.

Цель: 1) Продолжить знакомство с качествами мудрости;

 2) Закрепить значение чувства любви, ее величие и значение в жизни человека и окружающего мира.

 3) Воспитывать стремление к духовному росту;

 4) Развивать воображение.

Литературный ряд:-        пословицы;

  • Мудрые мысли о любви;
  • «Сказка о ветре»;
  • «Сказка о любви».

Зрительный ряд:        

1Тема – плакат;

  1. Слова – карточки;
  2. Рисунок большого солнца  с лучами;
  3. Рисунок большого сердца с лучами (храм Сердца из лучиков Любви);
  4. Цветок феи Любви;
  5. Свечи;
  6. Сувенир солнце;
  7. Маленькие солнышки для рефлексии на весь класс;
  8. Слова карточки.

Музыкальный ряд: - Вивальди «Времена года»;

                        - Бетховен «Лунная соната»;

                        - Шуберт «Аве Мария».


Ход занятия

  1. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

Актуализация. Создание проблемной ситуации.

        - Ребята, догадайтесь, что я вам  сегодня принесла на урок? Оно круглое, яркое, лучезарное, необходимо всем живущим на земле. (Солнце)

        Я не случайно заговорила с вами о солнце, потому что с его силой можно сравнить одно из великих качеств человеческой души. Оно также как и солнце велико. Живет оно в нашем сердце. Свет его мы дарим другим людям, природе, окружающему миру.

         - Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (О любви)

        - Ребята, как вы думаете, любовь может творить чудеса?

        -В чем же заключается чудо любви?

        - Сколько же в нашем классе мнений?

        - Какой вопрос возникает?

        - Кто прав?

        - Какова будет тема нашего занятия?

Чудо любви

        - Сегодня на занятии мы попытаемся ответить на вопрос «В чем заключается чудо любви?»

III. Открытие детьми нового знания.

  1. Игра «Фея Любви»

- А с что вы любите больше всего на свете?

- А сейчас, кто получит волшебный цветок феи Любви, пусть нам расскажет о том, что он любит больше всего на свете.

2. Беседа о сердце. Силы более могущественной, чем любовь»

        «Нет на свете силы более могущественной, чем любовь» (И. Стравинский).

Только любовью создается жизнь.

        - Ребята, а как вы думаете, где рождается любовь?

        - Чувство любви рождается в нашем сердце, от сердца исходят слова нежности, ласки, доброты, теплоты.

        У любви много слов, и все они исходят от теплоты сердца. Есть такие выражения: «сердечное тепло», «сердечная вам благодарность», «человек с добрым сердцем». Когда нам хорошо – радость ощущается в груди, в сердце, когда нам плохо – тоже говорят: «сердце болит», «на сердце кошки скребут».

        Сердце – самая высшая часть души человека. Это центр любви и сострадания, преданности и героизма. Недаром злого эгоистичного человека называют бессердечным.

  1. Игра «Строим храм Сердца из хрусталиков любви».

Итак, любовь рождается в сердце.

- Ребята, а из каких хрусталиков любви мы складываем храм Сердца? Что может любить человек?

Рисунок большого сердца с лучиками (храм Сердца из лучиков Любви).

- У любви много лучей: любовь к Природе, любовь к Родине, любовь к Матери,  к миру,  любовь к Земле…и все это через знания, через опыт других людей и нас самих, через книги, музыку, живопись.

        Замечательный педагог, воспитатель В.А.Сухомлинский говорил детям, обращаясь к каждому: «Мы приходим в мир и вначале бываем маленькими детьми для того, чтобы, став, взрослыми, оставить свой след на Земле, прожить жизнь настоящими людьми. Живет и червяк, живет и курица, живет и вол, но их жизнь так же далека от человеческой жизни, как далека норка червяка, куриный насест и воловье стойло от кабины космического корабля. Стремитесь скорее стать мыслителями, тружениками. Для этого нужно научиться любить. Любить и дарить свою любовь».

  1. Чтение сказки о Любви.

«В большом городском доме жило много мальчиков и девочек. Среди них была девочка подросток – Маленькая Горбунья. Была она в самом деле маленькая и в самом деле горбатая. Как и другие мальчики и девочки, она выходила во двор погулять, поиграть. Выходили поиграть и другие девочки, среди них были три красавицы: Синеглазая Красавица, Голубоглазая Красавица и Черноглазая Красавица. Каждая из них была убеждена, что она самая красивая – и все должны восхищаться ее красотой. Маленькая Горбунья, не отрывая глаз, смотрела на этих красавиц. Как ей хотелось отдать кому-нибудь из них свою любовь! Она подходила то к одной, то к другой, пыталась поиграть с ними, но никто из них не обращал внимания на Маленькую Горбунью, как будто ее вообще не было.

И вот Маленькая Горбунья полюбила далекую мерцающую звездочку. Она увидела ее на вечернем небосклоне и прошептала ей горячие слова своей любви: «Я хочу быть твоей, Мерцающая Звездочка! Я люблю тебя и хочу быть любимой». И так много любви было в сердце Маленькой Горбунью, что эта любовь лучиком протянулась к лучикам Мерцающей Звездочки. Звездочка жила невообразимо далеко, она мерцала еле заметной искоркой, но сила любви Маленькой Горбуньи была столь велика, что – представьте себе, дети, это было действительно так – Маленькая Звездочка почувствовала тепло сияющего лучика любви и ответила: «Хорошо, Маленькая Горбунья, я чувствую твою любовь, мне так хорошо от твоей любви и ты будешь моей. Я наполнилась твоей Любовью и посылаю тебе свою Любовь» И тогда в глазах девочки засверкалось огромное Счастье. Утром дети снова вышли играть, и Маленькая Горбунья заглянула в глаза Синеглазой Красавицы, Голубоглазой Красавицы и Черноглазой Красавицы и ужаснулась о т чувства сожаления – в их глазах плавали холодные льдинки.

Маленькая Горбунья прошептала: «Какие они несчастные, эти девочки»

- Ребята, почему Маленькая Горбунья пожалела красавиц?

- А какие глаза были у Маленькой Горбуньи?

- Что сделало Маленькую Горбунью такой счастливой?

Мы видим как важна не внешняя красота, а внутренняя.

- В чем выражается подлинная красота? (Подлинная красота  - в преданности, в стремлении принести радость другому человеку.)

«Люби людей. Любовь к людям – это твоя нравственная сердцевина, т.е. твое сердечное отношение к людям. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной».

«Любите друг друга» - заповедь Христа.

  1. Игра «Свеча Любви».

Дети встают в круг. Каждому раздаю маленькую свечку. Затем зажигаю свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.

        Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и садятся на свое место.

        - Ребята, мы с вами построили храм Сердца из лучиков любви. Поговорили о том, что человек может любить. А что же такое любовь? Мы ответим на этот вопрос после того, как послушаем сказку.

6. Беседа «Что такое любовь?» (Чтение «Сказки о ветре», книга «Учебник добра» с.65)

        «Жил на свете холодный северный ветер. Где бы он ни появлялся – всюду приносил горе и несчастье. От его дыхания замерзали деревья, цветы, звери и  даже люди.

«Почему ты такой злой? – спросила его однажды маленькая серая птичка. – Ты никого не любишь. Ты, наверное, и не знаешь, что такое любовь».

«Любовь? – удивился холодный северный ветер. Он впервые слышал такое странное слово. – А что это такое?» - крикнул он, но маленькая серая птичка уже улетела.

«Что же такое любовь?» - спросил ветер у нежного лесного колокольчика, раскрывающего свои лепестки навстречу утренним солнечным лучам.

        «Спроси у солнца, оно знает» - засмеялся колокольчик.

        «Что такое любовь?» - спросил ветер у самой высокой сосны, которая тянула свои ветви к солнечному теплу.

        «Спроси у солнца, оно знает», - улыбнулась сосна.

        «Что такое любовь?» - спросил ветер у молчаливой горы, которая смотрела в небо и о чет-то думала.

        «Спроси у солнца, оно знает», - тихо ответила гора.

        «Что такое любовь?» - спросил, наконец, ветер у солнца.

        «Любовь – это когда забываешь о себе и всю ласку своего сердца даришь другим – цветку, дереву, горе. Им тепло и радостно, потому что я люблю их».

        Так сказало солнце и замолчало. Холодный северный ветер задумался. Долго летал он над горой, сосной и нежным лесным колокольчиком. А потом исчез.

        Больше не было на земле холода и несчастий. Погода установилась теплая, солнечная и безветренная.

        Никто не знал, что случилось с холодным ветром. Одно солнце знало, что ветер полюбил гору, сосну и нежный лесной колокольчик. Одно солнце знало, что ветер просто забыл о себе».

        - Ребята, как вы думаете, понял ветер, что такое любовь?

        - Почему вы так решили?

        - Что же такое любовь? Что это значит?

Любить – это значит забыть о себе. Всегда ли мы так любим? Чаще всего мы думаем о себе и требуем любви от других.

Есть два вида любви – земная и небесная.

Земная – это когда мы любим и хотим, чтобы и нас любили. Есть другая любовь – когда любят, не требуя ничего взамен.

IV. Первичное закрепление.

Игра «Ода любви»

Звучит «Лунная соната» Бетховена. Крупными буквами на доске написано слово ЛЮБОВЬ

- Сядьте поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Наполните свое сердце нежным, светлым, теплым, радостным чувством. Почувствуйте любовь в своем сердце.

        -Ребята, как вы думаете, какой бывает любовь?

Нежной

Сияющей

Радостной

Волшебной

Жертвенной

Красивой

Большой

Светлой

Сказочной

Единственной

Прощающей

Преданной

        - А теперь из всех записанных на доске слов и определений составьте оду любви.

Любовь творит чудеса. Благодаря любви сделаны прекрасные произведения искусства – стихи, поэмы, картины, музыкальные произведения.

        Композитор Шуберт любил одну девушку. Он сделал ей предложение., но отец этой девушки отказал ему. Шуберт пришел домой и написал музыку «Аве Мария». Бетховен посвятил «Лунную сонату» итальянской девушке Джульетте.

        - Ребята, вспомните сказку, в которой любовь творит чудеса. («Аленький цветочек»)

V.  Практическая часть.

Рисунок «Цветы любви».

- Ребята, помните, я вам читала сказку о пламенном сердце Данко?

-  Представьте своим внутренним зрением цветок любви в своем сердце.

- Какой он?

- Нарисуйте его. Представьте через этот цветок свой внутренний мир, красоту своей души, свет своей души.

Либо нарисуйте цветок любви, а затем подпишите на его лепестках все, кого или что вы любите, что вы любите делать больше всего на свете.

VI. Обобщение. Выставка работ.

Собираю цветы любви и поочередно показываю их детям, зачитывая надписи на лепестках. По рисункам дети угадывают: кому принадлежит тот или иной цветок любви.

Замечательные получились цветы.

        - Как мы можем назвать нашу выставку? («Цветы любви»)

VII. Итог.

- Представьте, что цветок любви в душе человека может завянуть. Какими качествами должен обладать человек, чтобы свет цветка любви никогда не гас?

Добротой

Милосердием

Состраданием

Душевной чистотой

Красотой души

Щедростью

Радостью

- Чем же является любовь для каждой души? (Любовь является истинным счастьем для каждой души)

VIII. Рефлексия.

        Дети выбирают солнышко по цвету, соответствующему настроению, сравнивают с настроением до начала занятия.

        - Ребята, а сейчас поднимите, пожалуйста, солнышко, соответствующее вашему настроению.

        - Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения. И пусть в вашем сердце всегда живет ЛЮБОВЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Наука поведения" по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце"

Взаимоотношения взрослых и детей, поведение подростка в экстремальной ситуации, воспитание любви к матери....

"Материнское сердце"

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню матери...

Материнские сердца

Материнские сердца...

Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....

Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов

На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку....