Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
статья на тему

В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Т.Н. Холодная

2013г.

Социальный педагог МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова» г. Майкоп

        Согласно Федерального закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г., [дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи].

        В настоящее время в нашей школе обучается 956 детей. В школе открыто 49 классов-комплектов: 20 классов начальной школы и 29 классов средней и старшей школы. Среди основной массы учащихся в школе обучаются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – жертвы насилия, дети с отклонениями поведения. Нередко выявляем случаи, когда дети остаются без попечения родителей. К особенностям нашей школы можно отнести и то, что около 50 % учащихся — из малообеспеченных семей, 25 % учащихся — из многодетных семей, 24 % учащихся воспитываются в неполных семьях, некоторые вместе с тем еще и многодетные. Эти факторы зачастую отрицательно влияют на воспитание, обучение, а иногда и содержание детей. В многодетных семьях иногда прослеживается ситуация, когда старшие дети вынуждены заниматься младшими в ущерб учебе и своему развитию. В малообеспеченных и неполных семьях не все родители успевают или хотят уделять должное внимание всем своим детям. Констатируя наличие у ребенка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации. Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.

        Стараясь учитывать данные особенности, в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, мы используем индивидуальные (беседы, консультации, посещение семей) и групповые (общие и классные родительские собрания, родительские лектории, классные часы, конкурсы, викторины, соревнования, оздоровление и отдых в лагерях и другие) формы взаимодействия.

        Я хочу рассказать о некоторых мероприятиях, проведенных в школе:

        Ежегодно наша школа участвует в муниципальной целевой программе «Жизнь — пространство возможности для всех» на 2009-2013 годы в целях предоставления возможности для получения заработка учащимся, которым это необходимо; расширения возможности для развития трудовых навыков учащихся, их эффективной социализации и профессиональной адаптации в условиях современной бизнес-среды, профилактики детской безнадзорности и правонарушений. В трудовых бригадах с удовольствием принимают участие учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети из малообеспеченных семей, дети с отклонениями в поведении, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в психическом развитии. Обучающиеся, с письменного согласия родителей, занимаются реставрацией книг в библиотеке, приведением в порядок  памятников погибшим защитникам Отечества, участвуют в озеленении территории школы. В обязанности члена трудовой бригады входит выполнение работы качественно и добросовестно, бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение дисциплины во время рабочего дня. Все это несомненно формирует ответственное поведение учащихся,  ограждает их от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Эта деятельность является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает обучающимся чувство защищенности в будущем. Здесь они не просто адаптируются к жизни, к социальной среде, а являются творцами своей жизни, преобразуя и самореализуя себя. Несомненно, результаты деятельности участников трудовых бригад всегда налицо, что помогает повысить уровень самооценки детей и их родителей, помогает сплочению семьи, почувствовать ребенку себя значимым членом семьи и нужным. Трудовая деятельность ребенка помогает ему переосмыслить важность получения профессионального образования. Вырабатывает у учащихся навыки сотрудничества, самоорганизации и саморегуляции, что способствует формированию универсальных учебных действий. Ученики и их родители благодарны за предоставленную им возможность участвовать в такой программе.

        Ежегодно, в период летних каникул, во исполнение постановления Главы МО «Город Майкоп» №661 от 14.09.2010г. «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)», в рамках реализации Долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)» учащимся школы предоставляется возможность принять участие в туристско-экскурсионных мероприятиях, предусмотренных Подпрограммой «Многопрофильный передвижной летний лагерь». На прошедших летних каникулах в указанной программе приняли участие 20 учащихся школы, находящихся по различным причинам в трудной жизненной ситуации. В основном, это были дети с отклонениями в поведении. В результате проведенных мероприятий детям была предоставлена возможность получить коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки решения проблем и проблемных ситуаций.

        Кроме того, все желающие учащиеся и их семьи могут получить квалифицированную помощь в организации каникулярного отдыха детей в оздоровительных лагерях Республики Адыгея. На осенних каникулах 2012-2013 учебного года 80 учащихся, а на зимних - 15 из малообеспеченных, многодетных, неполных семей получили оздоровление в лагере «Горный». Администрацией лагеря разработана духовно-нравственная программа «Родное Отечество», направленная на развитие духовности, патриотизма и туризма. Организовано пяти разовое питание, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам. На протяжении всего пребывания детей знакомили с историей Майкопского района и Республики Адыгея. Ежедневно проводились спортивные и развлекательные мероприятия, прогулки, походы, экскурсии, конкурсы песен, танцев, спортивные эстафеты и многое другое. Также, на зимних каникулах 2012-2013 учебного года 4 учащихся из неполных, малообеспеченных семей получили оздоровление в лагере «Лань», 15 учащихся — в санатории «Кавказ». Таким образом, специалистами школы оказывается координационная помощь нуждающимся семьям в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, что способствует профилактике безнадзорности и правонарушений детей, формированию устойчивой тенденции к здоровому образу жизни, возможности детям из малообеспеченных семей расширить кругозор, бесплатно побывать в интересных местах нашей республики.

        Специалистами школы ведется контроль за исполнением родителями (либо законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и охране здоровья детей. Нередко специалисты школы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей. Я, как социальный педагог школы, немедленно провожу обследование условий проживания и воспитания ребенка. При подтверждении факта неисполнения родителями обязанностей в отношении своих несовершеннолетних детей, немедленно направляю информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Майкоп» о несовершеннолетнем, находящемся в опасных условиях жизни. В результате таких действий за 2011-2012 учебный год двое несовершеннолетних, а в текущем учебном году - 1 ребенок, были изъяты из опасных условий жизни. В дальнейшем один ребенок был отдан под опеку в приемную семью, другой – под опеку родственнице, которая до сих пор создает благополучные условия проживания и воспитания ребенку, что контролируется специалистами нашей школы, третий – направлен в ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Также в текущем учебном году был выявлен ребенок, проживающий в неполной семье, где мать в связи с заболеванием временно не смогла исполнять обязанности по содержанию, воспитанию и обучению сына. Ученик стал систематически пропускать занятия в школе, мать не могла на него положительно повлиять. Мною была оказана координационная помощь семье, в результате которой ребенок временно был помещен в ГКУ РА «Республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков» до изменения ситуации в семье. В настоящее время ребенок проживает совместно с матерью. Со слов матери, изменились к лучшему отношения в семье, ребенок многое переосмыслил. Занятия в школе ученик не пропускает, участвует в работе в трудовой бригаде школы, посещает спортивную секцию «Рукопашный бой».

        В 2012-2013 учебном году в нашей школе были выявлены два случая жестокого обращения с детьми. В первом случае отец необоснованно жестоко физически наказал ребенка. Во втором – это уже было сексуальное насилие над ребенком.  Мною немедленно была направлена информация в Отдел МВД России по г.Майкопу, проведены индивидуальные беседы как с родителями, так и с детьми. На классных часах, родительских собрания проведены беседы о правах детей, об ответственности за жестокое обращение с детьми. Дети и родители ознакомлены с номерами телефонов доверия, на которые могут позвонить и получить помощь, либо консультацию. В результате проведенных мероприятий дети и их родители частично ознакомлены с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. С детьми, пострадавшими от жестокого обращения проводится реабилитация. Я, как социальный педагог, контролирую условия проживания и воспитания детей в семье, помогаю родителям в организации каникулярного отдыха детей, периодически провожу с детьми и их родителями индивидуальные беседы и консультации.

        Таким образом необходимость и важность работы социального педагога школы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и их родителями очевидна. Основной целью деятельности социального педагога школы должно быть создание условий для гармоничного развития личности, ее самореализации и устранения негативных влияний на школьника.

        Список литературы:

  1. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 им. А.П. Антонова».- Режим доступа: www.adygesch23apa@mail.ru.
  2. Постановление Главы МО «Город Майкоп» №661 от 14.09.2010г. «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)», в рамках реализации Долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)».- Режим доступа: www.koam.ru.
  3. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 27 ноября 2008г. № 73-рс/200 «О муниципальной целевой программе «Жизнь — пространство, возможности для всех» на 2009-2013 годы (с изменениями от 19 ноября 2009г).- Режим доступа: www.koam.ru.
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».- Режим доступа: www.koam.ru.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».- Режим доступа:  www.koam.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...