Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".
статья ( класс) по теме

Жукова Марина Геннадьевна

 

Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подростков  к суицидальным попыткам. Обосновано, что своевременная  профилактическая работа подростковой суицидальности повышает самооценку и самоуважение подростка к своему «Я»,  учит признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Г.Жукова социальный педагог, высшая квалификационная категория

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени Бусыгина Михаила Ивановича», Усть – Илимск, zhukova2011@inbox.ru

Н.А.Зарубина социальный педагог, высшая квалификационная категория

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени Бусыгина Михаила Ивановича», Усть – Илимск, NZarubina8@mail.ru

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

M.G. Zhukova, social teacher, the highest qualification category

Municipal budgetary educational institution “Comprehensive school No. 8 of a name of Busygin Mikhail Ivanovich”, Ust-Ilimsk, zhukova2011@inbox.ru

N.A. Zarubina, social teacher, the highest qualification category

Municipal budgetary educational institution “Comprehensive school No. 8 of a name of Busygin Mikhail Ivanovich”, Ust-Ilimsk, NZarubina8@mail.ru

«Prevention of suicide behavior among children and teenagers»

                Annotation: In the article all participants of the educational process aim to identify the existence of suicidal behavior of teenagers. The problems of prevention the incitement of teens to suicidal attempts have been considered here. It is proved that timely preventive work on juvenile suicidality increases teenager’s self-concept and self-respect on his own, teaches him to accept high value of life in all its displays.

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.                      

                                                                                                 Иосиф Бродский

Суицид – это крик о помощи, вызванный желанием ребенка или подростка привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие  у окружающих. Нередко ребенок представляет смерть, как временное состояние, он не осмысливает, что  может больше не увидеть этот мир. Своим поступком чаще всего он лишь хочет наладить свои отношения с близкими и друзьями, вызвать у них сострадание, привлечь к себе внимание окружающих.

Склонность к суициду обусловлена психологическими и эмоциональными особенностями подростка, но чаще всего это страхи. Страх за наказание, за неуспешность в учебе, неразделенная любовь, конфликт в семье, одиночество, ощущение недостатка внимания и любви к себе со стороны родных  и окружающих. Корни суицидального поведения детей и подростков берут начало с детства. В семьях, где часто происходят конфликты между родителями, родителями и ребенком, отсутствие понимания в семье, факты жестокого обращения и насилия,  ребенок чувствует себя брошенным. За происходящие конфликты в семье ребенок чаще берет вину на себя, считая себя эпицентром всех невзгод.

Существуют три стадии приближения ребенка или подростка к осуществлению суицидальных намерений:

        На первой стадии им кажется, что этот шаг, один из возможных решений данной проблемы;

  • На второй стадии подросток продумывает возможные пути совершения суицида;
  • На третьей стадии, когда решение о самоубийстве уже принято, ребенок продумывает план, пишет письмо или записку, прощается с близкими ему людьми.

Суицидальные попытки специалисты разделяют на истинные, демонстративные и шантажные. Согласно статистических данных  число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Совершая демонстративные или шантажные попытки, ребенок выражает протест, тем самым старается добиться определенной цели. Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, которыми он совершает саморазрушение.

С позиции социально-психологического подхода выделяют социальные, психологические, ситуационные и поведенческие факторы риска.

Социальные факторы:

  • неблагополучие в семье (проживание с родственниками с асоциальными формами поведения, наличие в семье психически больных);
  • отсутствие одного из родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • физическое насилие или жестокое обращение в семье;
  • воспитание в семье, где были суицидальные угрозы и случаи самоубийств;
  • тяжелое материальное положение семьи;
  • завышенные требования к себе и окружающим;
  • увлечение молодежными субкультурами.

Психологические факторы:

  • индивидуальные и возрастные особенности подростка (повышенная впечатлительность, раздражительность, чувство собственной неполноценности, заниженная самооценка);
  • активное употребление алкоголя и наркотических средств;
  • состояние эмоциональной дизадаптации.

Поведенческие факторы:

  • открытые высказывания желаний покончить с собой (в письмах родственникам и знакомым, друзьям, одноклассникам);
  • косвенные намеки на возможность суицидальных действий;
  • активная подготовка и поиск средств покончить с собой;
  • частые разговоры о смерти, о загробной жизни;
  • сужение круга контакта, стремление к уединению, отсутствие интереса к окружающим;
  • изменение стереотипа поведения;
  • внезапное проявление несвойственных ранее подростку черт аккуратности, откровенности, щедрости.

Ситуационные факторы:

  • конфликты и конфликтные ситуации с близкими и родными;
  • неразделенная любовь;
  • внезапное прекращение отношений;
  • отвержение сверстниками, травля (в том числе в социальных сетях);
  • тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, тяжелое неизлечимое заболевание);
  • ложное благополучие семьи (занятость родителей, отсутствие общих семейных интересов, дефицит внимания со стороны родителей);
  • нестабильная семейная ситуация (развод, конфликты родителей, низкий материальный уровень семьи).

Предупреждение побуждений к суицидальным попыткам у подростков группы «риска» является одной из важных задач всех участников образовательного процесса.

В целях профилактики детской и подростковой сцуицидальности, социальными педагогами и психологами школы разработана комплексная целевая программа социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.  Цель программы направлена на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

На первом этапе важно изучить особенности психолого-педагогический статус каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Услышать то, что хотят сказать подростки, услышать их боль и безысходность ситуации, грамотно отреагировать, показать выход из  создавшейся трудной жизненной ситуации и установить доверительное общение. Очень важно формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность самого учащегося. Подросток должен знать и понимать самого себя, знать особенности своего развития, уметь преодолевать свое состояние, а всему этому его надо научить. Для этого проводится комплексная работа по улучшению взаимоотношений в классных коллективах, семье и социуме по повышению самооценки и самоуважения  подростка.

Содержание деятельности:

  • анализ социальных паспортов классов, школы;
  • изучение и анализ социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся;
  • индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса;
  • диагностические исследования социального статуса, уровня тревожности, ценностных ориентаций учащихся и родителей;
  • групповые, тренинговые занятия с группами учащихся, сформированных по итогам исследований: «В поисках хорошего настроения», «Толерантность», «Учимся бесконфликтному общению», «Как преодолеть тревогу», «Способы решения конфликтов с родителями», «Грани моего «Я»», «Как сказать «Нет»?»,  «Стресс в жизни человека», «Помоги себе сам», «Моя семья», «Семейные ценности», «Телефон доверия» и др.;
  • Родительские лектории: «Возрастные психолого-педагогические особенности ребенка», «Наши ошибки в воспитании детей», «Конфликт поколений», «Психологические особенности периода адаптации», «Формы родительской помощи и поддержки», «Негативное влияние молодежных субкультур на психику подростка», «Куда уходят дети?», «Этот трудный подростковый возраст», «Подросток и улица», «Я и мои проблемы», «Как распознать жестокое обращение с ребенком», «Безопасность детей в Интернете», «Скорая помощь в конфликтной ситуации» и др.;
  • Педагогические лектории:  «Формирование толерантных отношений в образовательной среде», «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся», «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе», «Стресс. Как бороться со стрессом?»,  «Вечные ценности» и др.;
  • В решении проблемы профилактики суицидального поведения среди учащихся помогает межведомственное взаимодействие с отделом по делам несовершеннолетних, (совместный план работы с МО МВД РФ «Усть-Илимский»), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами   «Центра социальной помощи семье и детям», врачом - наркологом, с отделом по делам молодежи, комитетом спорта и туризма решаем задачи организации занятости детей во внеурочное время.
  • В нашей школе ведется работа по оказанию социальной и материальной помощи семье и детям. Традиционно проводятся акции «Помоги ребенку и ты спасешь мир», «Твори добро на всей земле, «Рождественский подарок», «Школьный портфель», «Держи меня за руку», «Декада добрых дел» и др.
  • В рамках программы «Школьная биржа» трудоустраиваются несовершеннолетние, находящиеся под опекой, из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей.

Для повышения самооценки детей и подростков рекомендуем применять следующие подходы:

  • стараться подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще нашим детям;
  • не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования для улучшения результатов в учебе и в жизни;
  • следует принимать подростка таким, какой он есть;
  • стремиться, как можно реже оценивать его действия и поступки;
  • стремиться поддерживать стремление подростка к самостоятельным действиям;
  • организовать занятость подростка с учетом его интересов и потребностей.

        Занятия и классные часы с подростками ориентированы на формирование жизненной цели и утверждение жизненных ценностей:

  • «Смысл жизни»;
  • «Я готов к испытанию»;
  • « Семья в моей жизни»;
  • «Жизненные ценности»;
  • «Загляните в семейный альбом»;
  • «Семья вся вместе – душа на месте»;
  • «Мы все такие разные, но мы вместе»;
  • «Вечные ценности»;
  • «Счастье, когда тебя понимают».

Анализ изучения анкет учащихся по ранжированию         их жизненных ценностных ориентаций и определения рейтинга общечеловеческих ценностей по школе (2012-2013 учебный год) показал, что:

Жизненные ценности

1 ступень %

2 ступень

%

3 ступень

%

Всего по ОУ %

Здоровье

19%

2

  19%

2

19%

2

19%

2

Семья

22%

1

 20%

1

21%

 1

21%

1

Знания

17%

3

18%

3

18%

 3

18%

3

Духовно-нравственные

7%

 6

4%

8 

4%

 8

 5%

8

Гражданско-патриотические

7%

 6

 6%

7

4%

8

6%

7

Активная жизненная позиция

8%

 5

9%

5

11%

4

9%

 5

Доброжелательные отношения

11%

 4

11%

4

 9%

5

10%

4

Материальное благополучие

1%

9

2%

10

3%

9

2%

10

Свобода выбора

 2%

8

 3%

9

5%

7

3%

9

Самореализация

6%

7

8%

6

6%

 6

7%

6

Исходя из рейтинга ценностных ориентаций в целом, можно отметить, что приоритетными ценностями для учащихся школы являются семья, здоровье, знания. Именно они  занимают лидирующее положение при опросах,  а это значит, что сегодня в обществе наметились тенденции к развитию устойчивых семейных отношений, идет формирование здорового образа жизни.

Можно констатировать, что  работа коллектива школы по выстраиванию отношений в детско-взрослом сообществе дала положительные результаты, благодаря комплексным мероприятиям, направленным на позитивные отношения между детьми и родителями.  Для школьников имеет огромное значение здоровье и спорт, поэтому многие классные коллективы  определили основным направлением деятельности спортивно-оздоровительное. На сегодняшний день в школе четко сложилась система работы по программе «Школа –  территория здоровья»,  включающая в себя как  оздоравливание  детей,  так и просветительскую работу  с обучающимися и их родителями.  

Существенно, что учащиеся школы, особенно старшеклассники, понимают необходимость серьезного отношения к получению знаний,   считают это важным занятием в своей жизни и ставят в рейтинговую таблицу на  третье  место.

Полученные данные позволяют говорить о том,  что взаимодействие с друзьями и сверстниками, доброжелательные отношения в коллективах и социуме значимы для подростков. Созданию условий для самореализации учащихся, формированию у них активной жизненной позиции уделяется  в школе огромное внимание.   Недаром, дружеские отношения, активность и самореализация занимают 4-6 место в анкетировании.

Ценным для учащихся нашей школы является   и свобода выбора. Этот параметр,  хоть и находится на предпоследней позиции,  всё равно   говорит о простроенных демократических отношениях в школе, ведь для представителей современной молодежи значима самостоятельность мышления и выборов способов действия.

Результаты, полученные при опросе, свидетельствуют о наличии высоких показателей в рейтинговой таблице ценностей, но есть и проблемные зоны  в области  гражданско-патриотического направления и духовно-нравственных ценностей.   К сожалению, они занимают в данном рейтинге ценностных ориентаций 7-8 позиции.  Учащиеся школы часто вступают в гражданские отношения с обществом и понимают их значимость.  

        

Анализ изучения по  ранжированию значимости семейных ценностных ориентаций среди родителей учащихся школы показал, что:

  • семья, дом, здоровье, работа, отдых -  являются приоритетным для 62% родителей;
  • деньги и материальные ценности, спорт, домашние животные - являются приоритетным для 13% родителей;
  • развлечения, еда, одежда - являются приоритетным для 25% родителей.

В школе возрождены  народные и  школьные  традиции. Стало традицией ежегодно проводить «Праздник микрорайона», ярмарку «Дары осени», «День здоровья», спортивные праздники «За здоровьем всей семьей», «Мама, папа, я – спортивная семья», выставки и встречи «История моей семьи», «Мир увлечения нашей семьи», «Семейные истории, традиции», «Семья вся вместе - душа на месте» и др.

Педагоги нашей школы находятся в постоянном поиске новых форм работы для  формирования признания у  учащихся высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, повышению воспитательного воздействия семьи.

Список литературы

  1. Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения.- М.: Эксмо, 2009.
  2. Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 года № 03-776.
  3. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26 января 2000 года № 22-06-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...