Православие и современный педагогический процесс (эссе)
статья ( класс) на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

Что есть духовно-нравственный кризис в обществе? Падение нравов, повышение агрессивности людей, склонность к затворничеству, увеличение случаев суицида, повальное увлечение компьютерными играми, пропаганда секса, все более растущее число брошенных на произвол судьбы детей? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavie_i_sovremennyy_pedagogicheskiy_protsess.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратенко Наталья Владимировна учитель СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», МБОУ СОШ № 10 г. Вязьма Смоленская область

 Православие и современный педагогический процесс. Эссе.

        Что есть духовно-нравственный кризис в обществе? Падение нравов, повышение агрессивности людей, склонность к затворничеству, увеличение случаев суицида, повальное увлечение компьютерными играми, пропаганда секса, все более растущее число брошенных на произвол судьбы детей? Перечислять все эти признаки можно бесконечно.

        Произошедшая в 90-х годах прошлого столетия ломка государственности нанесла сокрушающий удар по самым устоям русского общества, в первую очередь по его духовной составляющей. Сколько бы ни говорили о пагубности коммунистической пропаганды, сколько бы ни приводили примеров двуликости того строя, но сейчас, по истечении двух десятков лет становится ясно, что зерном идеологии все же была установка в воспитании на духовность и нравственность. Основой дошкольного и школьного воспитания было привитие детям норм общежития, уважения к окружающим, воспитание той самой пресловутой толерантности, которую теперь навязывают во всех сферах жизни. Все воспитание, хоть и пронизанное коммунистической идеологией, было направлено на взращивание достойных членов общества, способных поддерживать его развитие, настроенных патриотично, что позволяло народу чувствовать свою защищенность.

        Ломать, как говориться – не строить. Так и получилось. Сломанная система воспитания, изуродованная реформами система образования в целом, принесли плоды.  Подросшее поколение эпохи перехода оказалось совершенно неприспособленным к жизни. Все более растущие желания и потребности требуют у молодежи удовлетворения. Только удовлетворение это получить могут далеко не все. Социальный разрыв между слоями общества провоцирует развитие неудовлетворенности у большей части населения.

Отсутствие общенациональной идеи в воспитании и как следствие единой нравственной политики привело к целому потерянному в духовно-нравственном плане поколению. Они много хотят, но не умеют справиться с невыполнимыми желаниями, они видят много искушений и пытаются получить удовольствие любыми доступными методами: будь то пиво, водка, наркотики, секс. Детям переходного периода, не обремененным нравственными ориентирами проще взять нож, дубину, проще просто отобрать то, что они хотят. Детям переходного периода не хочется прилагать усилия для улучшения своей жизни, эти дети не имеют привязанности к Родине и не пойдут на ее защиту в случае необходимости. Их бог – нажива, их цель – удовольствия с минимумом усилий. Самое страшное, что эти дети уже выросли, создали семьи, и уже их потомки так же будут нести на себе бремя духовно пустых людей.

Духовно-нравственный кризис в обществе привел к минимизации роли семьи, образования и воспитания. Общество оказалось перенацеленным на достижение удовлетворения своих мирских желаний. Усиливающийся поток телерекламы способствует разжиганию этих желаний. Добавьте сюда повальное увлечение виртуальностью, компьютерными играми и вы получите гремучую смесь, губительную для развития личности.

 А между тем  в последнее время появилась тенденция к возвращению национальной духовности общества. Да, теперь повернуть процесс вспять не получится. Но целенаправленная работа и семьи, и школы в направлении развития духовно-нравственного сознания детей сможет переломить создавшуюся ситуацию. В этой работе не последнюю роль может сыграть Православие. История России неразрывно связана с Русской Православной Церковью. В самые тяжелые испытания Церковь приходила государству на помощь. И сейчас она имеет потенциал, силы, знания и умения для возможного «вытягивания» общества их болота бездуховности.

В результате реформ системы образования, кризиса экономической и социальных сфер общества, появилась необходимость возрождения культурно-воспитательного пространства, возрождения духовно-нравственного воспитания. Всему этому вполне отвечает опыт православных педагогических традиций. Именно эти традиции могут поспособствовать восполнению потенциала духовного наследия, повышению уровня патриотизма в обществе, воссозданию общенациональной идеи, способной сплотить общество и открыть ему новые пути развития.

Православие на современном этапе развития общества все еще является основным религиозным направлением России. Его культурные традиции обладают значительным духовно-нравственным потенциалом.

Православная педагогика развивается в нашем Отечестве уже более тысячи лет. Она опирается на систему учений, взглядов, образцов поведения высоко духовных личностей нашей истории. До революции 1917 года Православие было органически вплетено в весь процесс образования и выполняло не только образовательные, но в большей степени воспитательные функции.

К сожалению, сейчас педагогика слабо ориентируется на православные традиции. Это обуславливается, прежде всего, наличием большого количества концессий в современном обществе. Большинство школ имеют многонациональный контингент учащихся, что является препоной к введению в школьный курс предмета, изучающего только Православие.

Данная проблема уже решена Русской православной Церковью: создана целая сеть воскресных школ, существует возможность введения элективных курсов в общеобразовательных школах, создаются негосударственные школы, образовательный процесс в которых строится на основе православных ценностей и культуры. Одной из таких школ является Тверская епархиальная общеобразовательная средняя школа во имя святого Тихона Задонского – одна из уникальных российских школ, в которой активно используется духовное наследие Русской Православной Церкви и православной религии в целом.

Педагогические, духовно-нравственные наработки этой школы очень важны для определения проблем нравственного воспитания молодого поколения в современном мире и для определения путей их преодоления.

Наряду с получением полного среднего образования детей здесь приобщают к основам духовности и культуры, заложенным в Православии. В детях воспитывается сознательное отношение к вере, Родине, культуре России.

Осмысление истории России и мира позволяет сквозь призму культуры и духовной жизни народа воспитывать духовные устои, формировать шкалу нравственных ценностей, необходимых для становления личности ребенка.

 Программы патриотического воспитания, разработанные и внедренные в Тверской епархиальной общеобразовательной средней школе во имя святого Тихона Задонского, направлены на воспитание любви к Родине, стойкости, мужества, воли. Именно эти качества, привитые уже в школьном возрасте, позволяют детям стать впоследствии достойными гражданами своей Родины. Наглядным примером действенности программ воспитания данной школы могут стать судьбы ее выпускников. Одним из ярких примеров мужества, патриотизма, любви к Родине, а также высокой духовности становится судьба Андрея Ходченко, погибшего во время военных действий в Чечне в ходе выполнения специального задания.

Основой патриотического и духовно-нравственного воспитания в нашем Отечестве всегда было понимание духовности как стремления души, человека к Богу, как внутреннее преображение на этом пути.

В настоящее время появляется потребность возвращения к своим истокам, к духовным ориентирам, которые сохранились в Православии и, несомненно, именно Русская Православная Церковь может стать этим ориентиром на пути выздоровления общества.

Богатое духовное наследие, сохраняемое Русской Православной Церковью, может стать для современной молодежи серьезным нравственным ориентиром, опорой в современном мире. Но низкий уровень знаний основ православной религии лишает молодежь понимания истории и культуры своей страны, не позволяет им дать адекватную оценку современных вопросов жизни Русской православной Церкви и ее взаимосвязи с государством. Как правило, именно непонимание приводит к потере интереса и ценности какого-либо объекта для человека. Поэтому очень важно, чтобы в патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения использовались основы национальной культуры, заложенные в основы Православия.

Введение в образовательный процесс курсов, направленных на изучение основ Православия с одной стороны вполне оправдано, с другой стороны может вызвать ряд недовольства в обществе. Многонациональность нашей родины предполагает и многоконфессиальность общества. Именно большое количество разнообразных вероучений, направлений может стать препоной в разработке образовательных программ по возрождению духовности в обществе. Невозможно объять необъятное. Большое количество информации и строго ограниченное количество времени неизбежно повлекут за собой уменьшение глубины полученных знаний, не дадут возможности посеять в души детей зерна нравственности. Такие курсы теряют свое основное предназначение – воспитание духовной зрелости детских душ.

Можно по разному относиться к различным направлениям и религиям, безусловно, нужно уважать выбор человека на этом пути. Но все равно остается много вопросов о целесообразности их существования на просторах России. Богатство Православия непреложно, оно доказало свою состоятельность на ниве воспитания Человека. Именно Православная Церковь в тяжелые годы испытаний приходило на помощь. Русская Православная Церковь утешала души страждущих,  вселяла надежду, а иногда и с оружием в руках отстаивала свое Отечество. Именно Православная Церковь была и осталась оплотом духовности в нашей стране.

Еще одной религией, широко распространенной на территории Росси является мусульманство. Эти две конфессии способны возродить духовность в нашем обществе. Именно они, дополняя друг друга, могут стать маяками на пути оздоровления российского общества. Будучи наиболее распространенными, они имеют полное право на изучение. Именно изучение этих религий в комплексе даст возможность к воспитанию в детях уважения к окружающим, терпимости, добрососедства.

В отношении других религиозных направлений возможно изучение их в целях общего образования. Нисколько не умаляя их достоинств, все же, я считаю, развитие данных направлений в России искусственным, нарочитым, неестественным. К сожалению иногда даже и вредным для развития детских душ.

Современное общество – это многокультурное, многослойное, чрезвычайно сложное социальное образование. В нем сплетаются различные нации, религии, социальные образования. В нем общаются интересы различных личностей, групп. Это общество выдвигает множество вопросов и спорных ситуаций, справиться с которыми молодому поколению подчас очень сложно. Жизнь в современном обществе зависит от умения молодого поколения ориентироваться в многообразном пространстве, населенном различными по своей сути людьми, от духовно-нравственных ориентиров, привитых в детстве, от того, насколько эти ориентиры стали сущностью личности. Взросление молодого поколения в настоящее время происходит на фоне формирования нового общества, с его новой шкалой ценностей. Это становление сопровождается рядом мировоззренческих проблем и главным ориентиром в них становится воспитание отношения к себе, к вере, культуре, Родине, воспитание духовно-нравственного гражданина своей страны.


Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Студзона

http://studzona.com/referats/view/38093

2

Энциклопедия знаний

http://pandia.ru/text/77/150/8928.php

3

Библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://www.gumer.info/

4

Электронная библиотека диссертаций

http://www.dissercat.com/content/razvitie-idei-pravoslavnoi-pedagogiki-v-nasledii-kd-ushinskogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

"Вызовы и реалии современного педагогического процесса"

Выступление на Круглом столе педагогов дополнительного образования 29 августа 2014г....

Эссе по теме "Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий"

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примеров для ученика является сам учитель.А. Дистервег...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...