Рабочая программа социального педагога
рабочая программа на тему

Никулина Елена Александровна

Рабочая прграмма социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sotsialnogo_pedagoga_2015_god.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 390

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Рекомендовано к использованию»

Протокол педсовета №

от «___» ______2015

«Утверждаю»

Директор________ Л.В.Иванова

Приказ от______№______

Рабочая программа

социального педагога

                                                       

   Автор-составитель

Социальный педагога Никулина Е.А.

                                                     

                                                                             

           Санкт-Петербург,2015

Пояснительная записка.

Актуальность.

В течение последних лет мы наблюдается усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.

Можно выделить основные группы проблем:

- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;

- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Социальный педагог – сотрудник образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

Основное назначение социального педагога - помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое состояние и социально-экономическое положение в личности обществе, анализирует кризисную ситуацию, планирует пути её преодоления. Работает с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с 4 детьми с нарушениями в поведении.

Объектом работы социального педагога является:

- работа с учащимися;

- работа с педагогами;

- работа с родителями;

-взаимодействие социально-педагогической службы.


          Социально- педагогическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально- педагогическая помощь детям, родителям,учителям.

      В ходе социально-педагогической работы с педагогами, обучающимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

                 
       В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: родитель-ребёнок–учитель.

Данная программа предусматривает оказание помощи обучающимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

Цель: социальная защита обучающихся их развитие, воспитание, образование.

Задачи:


1.
 Создание благоприятных условий для развития личности ребенка – физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального.

2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.

3. Защита ребенка в его жизненном пространстве.

Направления:


- практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами;
- социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у детей потребность в правовых, морально-нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребёнка;
- консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания;
- социально-педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
1. сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
2. оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

Функции: 


1. Изучать ребёнка, его состояние,  отношения  в семье, в  школе,  с  группой, во  дворе, его состояние в стадии конфликта;
2.Оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время;
3.Направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;
4.Охранять и защищать личность, её права, интересы;
5.Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
6.Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей;
7.Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями;
8.Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.


Методы и формы: 


-изучение документации;
-беседа;
-наблюдение;
-тестирование;
-анкетирование;
-анализ;
-консультирование;
-индивидуальная работа;
-групповая работа:
-диагностика.

Принципы:


1. Доступность- возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
2. Индивидуализация- индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
3.Эффективность - ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;
4. Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;
5.Оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
6.Адаптация- ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Планируемый результат:

  • Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка.
  • Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
  • Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  • Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  • Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.
  • Создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.

Список  нормативных документов

  1. Конвенция ОНН о правах ребенка. 1989 г.

  1. Конституция Российской Федерации.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Семейный Кодекс Российской Федерации.

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию»(с изменениями на 28 июля 2012 года).

  1. Письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников».

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 1 июня 2012 г. №761.

  1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года.

  1. Информационное письмо Комитета по образованию от 29.04.2011 г. № 01-13-511/11-0-2 «Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения».

  1. Информационное письмо Комитета по образованию от 13.05.2011 г. «О методике педагогического расследования».

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

План работы на 2015 – 2016 учебный год

п/п

Наименование работ

Срок исполнения

Ответственные

исполнители

  1. Организационная работа

1.1

Взаимодействие с классными руководителями школы по:

  • составлению социального портрета школы на основе социальных  паспортов классов;
  • информированию посещаемости обучающихся;
  • созданию папки для работы классных руководителей.

сентябрь

Социальный педагог, классный руководитель

1.2

Продолжить работу по созданию электронной базы   данных «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ».

сентябрь

Социальный педагог, ответственный за информатизацию

1.3

Налаживание  контакта   с  инспекторами  ПДН  (42, 54, 84 отделениями милиции), с целью уточнения  сведения о несовершеннолетних, состоящих на  учете  в полиции.

до 15.09.2015

Социальный педагог, инспектор ПДН

1.4

Взаимодействие с инспектором ПДН (84 отдел полиции)

по уточнению  плана совместной работы школы и ПДН на 2014 – 2015 учебный год.

до 15.09.2015

Социальный педагог, инспектор ПДН

1.5

Утверждение плана совместных действий в  рамках  договорного

соглашения с ЦПМСС  Красносельского района.

до 15.09.2015

Социальный педагог, зам. директора ЦПМСС

1.6

Организация и проведение лекции для родителей

  • 1А, 1Б кл. - «Как помочь первокласснику», «Первый раз в первый класс»

сентябрь

  • 4А,4Б, 4В, 4Г кл. – «Здравствуй средняя школа»

апрель

  • 1-4кл.- «Безопасный интернет»

февраль

педагог-психолог

  • 5А, 5Б кл. - «Возрастные особенности в младшем, подростковом возрасте»

ноябрь

  • 9А, 9Б, 11А кл.- «Делаем выбор вместе»,

октябрь-ноябрь

  • 9А, 9Б, 11А кл. - «Сдаем экзамены вместе»

март-апрель

1.7

Организация профилактических бесед инспектором  84 отделения  полиции  с обучающимися 5-8 классов, с целью предупреждения детской преступности.

1 четверть

Социальный педагог,

Инспектор ПДН

1.8

Взаимодействие с  отделом социальной защиты  детства «Комплексного центра» по  оказанию  различных  видов  социальной помощи  детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Социальный педагог

1.9

Взаимодействие с сотрудниками отделения воспитательного сопровождения «Контакт»

В течение года

Социальный педагог

1.10

Взаимодействие  с  ПТУ, лицеями, колледжами   района  и  города,  с  целью  устройства учащихся в эти учреждения, а также проведение экскурсий в них.

В течение года

Социальный педагог

1.11

Взаимодействие с МО «Константиновское», МО «Урицк», с молодежной  биржей  труда, с городским и районным центрами занятости, центром организации досуга Красносельского района, с ТОО «Новое поколение», ТПМПК Красносельского района.

В течение года

Социальный педагог

1.12

Взаимодействие с ОО по представлению отчетности  соц. педагога по различным направлениям деятельности.

Ежемесячно

Социальный педагог

II. Профилактическая работа

2.01

Знакомство и устройство обучающихся школы в профессиональные училища

города.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

2.02

Трудоустройство учащихся в ООО «Новое поколение».

В течение года

Социальный педагог

2.03

Выполнение соглашения с ЦПМСС в 2015-2016 учебном году к договору о совместной деятельности по сетевому взаимодействию

В течение года

Социальный педагог, психологи ЦПМСС

2.04

Проведение  совместной   индивидуальной   профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ПДН.

В течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН

2.05

Профилактика жестокости среди н/с и жестокого обращения с ними (беседы).

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

2.06

Участие в методических объединениях, семинарах района, направленных на профилактическую работу с учащимися школы.

Каждая четвертая среда месяца

Социальный педагог

III. Индивидуальное социально-педагогическое

сопровождение учащихся

3.1

Выявление обучающихся с проблемами социальной  и  школьной адаптации (в союзе с классными руководителями).

По мере необходимости

Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог

3.2

Обследование учащихся,  с  целью  выявления  проблем  каждого ребенка.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

3.3

Социальный  патронаж  учащихся,  уклоняющихся  от  обучения,

состоящих на учете в ПДН, на внутришкольном контроле.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

3.4

Проведение ППК совместно  с классными руководителями и учителями-предметниками  по  результатам обследования обучающихся.

Ноябрь – декабрь

Социальный педагог, педагог-психолог

3.5

Оказание  различных  видов  социальной  помощи  и  поддержки:

- индивидуальное     консультирование    родителям,    учащимся, педагогам;

- направления учащихся к специалистам разного профиля;

- трудоустройство, с продолжением образования;

- устройство в ОУ различного профиля;

- оказание  помощи  через  органы  социальной  защиты  детства и другие.

В течение года.

Консультационный день – вторник с 16.00 до 18.00

Социальный педагог, педагог-психолог

3.6

Проведение заседаний Совета профилактики

1 раз в месяц

Корнеенко Л.В.

Никулина Е.А.

Старикова И.И.

IV. Контрольно-аналитическая работа

4.1

Работа с документами.

В течение года

Социальный педагог

4.2

Ежемесячный отчет по следующим направлениям:

- уклонение от обучения;

- отчисление и выбытие;

- сведения об учете в ПДН и КДН и ЗП;

5 числа каждого месяца

Социальный педагог

4.3

Анализ работы социального педагога за  2014-2015  учебный год.

До 1 июня

4.4

Планирование   работы    социального    педагога    на   2015-2016 учебный  год.

До 20.05

Социальный педагог

4.5

Участие в проведении Методических Советов, М.О, совещаний социальных педагогов.

ежемесячно

Социальный педагог

Список литературы

  1. Асадуллина М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95.
  2. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии – 2009. - № 1. – С. 37-39.
  3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999. – 198 с.
  4. Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование – 1997. - № 1. – С. 76-81.
  5. Боярова Н.А., Особенности подросткового возраста http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/03/12/material-dlya-roditelskogo-lektoriya-po-teme
  6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.– М.: Издательский центр «Владос», 2005. – 343 с.
  7. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
  8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  9. Горовая М. С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Материалы IV международной научной конференции. – Пермь, 2013. - С. 34-36.
  10. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: Медицина, 1980 - 272 с.
  11. Евсеева Н.А. Экскурсионная деятельность как средство формирования этнорегиональной идентичности учащихся // Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии: Материалы городской научно-практической конференции / Под.общ.ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой, С.А.Косабуцкой. – СПб.: Издательство Культ-информ-пресс, 2015 – С.144-147.
  12. Еременко Н.И. Деятельность социального педагогов образовательном учреждении.– Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007. – 112 с.
  13. Желонкина В.С. Роль семьи в профилактике и преодолении девиантного поведения подростков // Актуальные проблемы семейной педагогики – 2012.- № 1.
  14. Кашлякова Г., Акулинина Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Технология и практика – 2010. - № 2. – С.44-47.
  15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2001.-160 с.
  16. Косабуцкая С.А. Причины правонарушений учащихся образовательных учреждений и пути их преодоления. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 106 с.
  17. Леонова И.В. Девиантное поведение виктимых детей, его причины и особенности // Знание. Понимание. Умение. – 2008.- №3. – С. 210-214.
  18. Макаренко А.С. Социология / Под ред. А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 359 с
  19. Маленкова Л.И. Педагоги, Родители, Дети. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 303 с.
  20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
  21. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  22. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 456 с.
  23. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  24. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введениев должность.- СПб.: Издательство «Каро», 2000. – 269 с.
  25. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 148 с.
  26. Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – 107 с.
  27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьвеа И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
  28. Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции. – СПб., 2012. – С. 193-196.
  29. Родители – в ответе за воспитание детей: Методическое пособие. / под обш. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2002. – 43 с.
  30. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Владос», 2001. – 240 с.
  31. Семья и школа: информационное пространство взаимодействия: монография / под ред. О.А.Щекиной.- СПб.: СПб АППО, 2010. – 94 с.
  32. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ.ред. О.А.Щекиной.- СПб.: СПб АППО, 2013. – 90 с.
  33. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 410 с.
  34. Фролов С. С. Общая социология: учебник.– М.: Проспект, 2011.- 384 с.
  35. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 272 с.
  36. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 292 с.
  37. Целуйко В.М. Отклоняющиеся формы поведения детей и подростков: пути предупреждения и преодоления // Семейная психология и семейная терапия. – 2012. – № 3. – С.30-43.
  38. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
  39. Шептенко П.А, Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  40. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005. - 336с.
  41. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
  42. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Материалы городской научно-практической конференции. – СПб., 2012 – С.193-195.
  43. Щекина О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия. Научно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006. – 172 с.
  44. Якушева С.Д., Буревич Т.В. Роль семьи в воспитании подростка // материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. – С.60-71
  45. Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С.86-91.
  46.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
  47. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999. - № 6. – С.23-32.
  48.  Селевко Г.Т. Энциклопедия педагогических технологий .Т. 1. – М.: Народное образование. – 556 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога

Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...

Рабочая программа социального педагога

Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...

Рабочая программа социального педагога

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая программа социального педагога...

Рабочая программа социального педагога.

Рабочая программа социального педагога....

Рабочая программа социального педагога

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...

Рабочая программа социального педагога

1. Рабочая программа социального педагога1.1. Организационная работа1.2. Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета1.3. Правовое образование и воспитание учащ...