Программа "Ремёсел древних новизна"
рабочая программа на тему

Гайнулина Наталья Вячеславовна

      В последнее время  в мире происходят изменения в возрастной структуре населения: общее постарение или «демографическая революция». Например, в конце 80-х годов в стране (в то  время СССР) насчитывалось 40 млн. человек пенсионного возраста, а к 2006 году эта цифра возросла до 51 млн. Сегодня каждый четвертый-пятый житель России – пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек.

     Увеличение численности пожилых людей и возрастание их доли во всем населении страны – это влиятельная социально-демографическая тенденция, проявляющаяся в жизнедеятельности практически всех развитых стран.

      В нашей стране 2/3 пожилых людей – это люди до 70 лет, сохраняющие свой потенциал и работоспособность.

      Таким образом, налицо прогрессирующий процесс старения. Социальные изменения и судьба человеческой популяции могут оказаться в зависимости от того, насколько эффективно будут удовлетворены потребности пожилых людей. Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем составе населения остро ставит вопрос о том, как переживается старость в непосредственном социальном окружении. Поэтому изучение социальных проблем и адаптации лиц пожилого возраста становится актуальным и для науки, и для государственной социальной политики, и для общества и для каждой конкретной семьи.

       Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, социально-экономическими преобразованиями в обществе требуют проведение адекватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации их личностного потенциала, по снятию чувства повышенной тревожности, недоверия, одиночества, неопределённости, поддержания высокого уровня социального самочувствия.

     Это достигается путем предоставления разнообразных услуг социально-реабилитационной и адаптационной направленности, использованием различных форм и методов трудотерапии.

        Трудотерапия – один из методов терапевтического воздействия, который применяется  в социальной работе для оказания помощи пожилым людям и людям с физическими недостатками с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

     Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Эта проблема особенно остро встает у людей пожилого возраста и инвалидов.       

      Так, по данным статистики МУ ЦГБ города Урая  в 2009 году поставлен диагноз ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) 34 пожилым людям, 297 пенсионерам поставлен диагноз ПАРЕЗ (не функционируемость) рук и ног.

      В данной ситуации особенно актуальным будет использование в реабилитационной деятельности трудотерапии, как метода восстановительного лечения, так как  трудовая терапия имеет  большое значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышению социального статуса человека, улучшению психоэмоционального состояния.

     По нашему мнению, наиболее актуальным будет вовлечение пожилых людей в мир декоративно-прикладного искусства народов Севера методом трудотерапии.

 

      Внедрение программы «Ремёсел древних новизна» принесёт оздоровительный эффект, поскольку среди двигательных функций, движение пальцев рук имеет особое  значение, оно оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности человека.      

      Вследствие развития связей стимуляции нейрорецепторов пальцев рук по механизму обратной связи, улучшится кровообращение (питание) нервов, сосудов, мышц больной конечности. Увеличится объем движения в суставах пальцев рук, формируется хватательный рефлекс. В процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других, позволяет организовать общественно-полезную совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, переживания.

     

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_remyosel_novizna.doc572 КБ

Предварительный просмотр:

 

1.1 Концептуальный  подход

      В последнее время  в мире происходят изменения в возрастной структуре населения: общее постарение или «демографическая революция». Например, в конце 80-х годов в стране (в то  время СССР) насчитывалось 40 млн. человек пенсионного возраста, а к 2006 году эта цифра возросла до 51 млн. Сегодня каждый четвертый-пятый житель России – пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек.

     Увеличение численности пожилых людей и возрастание их доли во всем населении страны – это влиятельная социально-демографическая тенденция, проявляющаяся в жизнедеятельности практически всех развитых стран.

      В нашей стране 2/3 пожилых людей – это люди до 70 лет, сохраняющие свой потенциал и работоспособность.

      Таким образом, налицо прогрессирующий процесс старения. Социальные изменения и судьба человеческой популяции могут оказаться в зависимости от того, насколько эффективно будут удовлетворены потребности пожилых людей. Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем составе населения остро ставит вопрос о том, как переживается старость в непосредственном социальном окружении. Поэтому изучение социальных проблем и адаптации лиц пожилого возраста становится актуальным и для науки, и для государственной социальной политики, и для общества и для каждой конкретной семьи.

       Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, социально-экономическими преобразованиями в обществе требуют проведение адекватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации их личностного потенциала, по снятию чувства повышенной тревожности, недоверия, одиночества, неопределённости, поддержания высокого уровня социального самочувствия.

     Это достигается путем предоставления разнообразных услуг социально-реабилитационной и адаптационной направленности, использованием различных форм и методов трудотерапии.

        Трудотерапия – один из методов терапевтического воздействия, который применяется  в социальной работе для оказания помощи пожилым людям и людям с физическими недостатками с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

     Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Эта проблема особенно остро встает у людей пожилого возраста и инвалидов.       

      Так, по данным статистики МУ ЦГБ города Урая  в 2009 году поставлен диагноз ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) 34 пожилым людям, 297 пенсионерам поставлен диагноз ПАРЕЗ (не функционируемость) рук и ног.

      В данной ситуации особенно актуальным будет использование в реабилитационной деятельности трудотерапии, как метода восстановительного лечения, так как  трудовая терапия имеет  большое значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышению социального статуса человека, улучшению психоэмоционального состояния.

     По нашему мнению, наиболее актуальным будет вовлечение пожилых людей в мир декоративно-прикладного искусства народов Севера методом трудотерапии.

      Внедрение программы «Ремёсел древних новизна» принесёт оздоровительный эффект, поскольку среди двигательных функций, движение пальцев рук имеет особое  значение, оно оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности человека.      

      Вследствие развития связей стимуляции нейрорецепторов пальцев рук по механизму обратной связи, улучшится кровообращение (питание) нервов, сосудов, мышц больной конечности. Увеличится объем движения в суставах пальцев рук, формируется хватательный рефлекс. В процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других, позволяет организовать общественно-полезную совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, переживания.

     

1.2 Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для поддержания активного образа жизни пожилых граждан, осуществление ими посильной трудовой деятельности, приобретение новых трудовых навыков в декоративно-прикладном творчестве коренных народов Севера.

           Для достижения поставленной цели задачами данной программы являются:

  • оказание содействия гражданам пожилого возраста и инвалидам в формировании поведенческих форм, включающих трудовую реабилитацию и расширение индивидуальных способностей: физической активности, приобретения, восстановление и поддержание навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи;

  • проведение социально-терапевтических мероприятий с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленных на развитие их посильной трудовой деятельности, приобретение новых трудовых навыков, улучшение социального самочувствия;

  • раскрытие творческих способностей у граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие данных природой возможностей, пробуждение потребности к самореализации.

1.3 Основное содержание программы

      Из поколения в поколение передавались опыт, знания, орудия труда и изделия декоративно-прикладного творчества.

       В  программе  за основу  взято декоративно-прикладное творчество коренных народов Севера. Для реализации программы «Ремёсел древних новизна» работа осуществляется по следующим основным этапам:

       подготовительный этап – проведение диагностических исследований, анкетирование с целью выявления социально-трудовых навыков, желание заниматься национальным творчеством. С целью информирования и знакомства с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера планируется разработка памяток по социально-трудовой реабилитации.

      основной этап – в процессе работы на занятиях  по декоративно- прикладному творчеству народов Севера знакомятся с методиками работы с мехом и природными материалами. Технологиями изготовления сувениров, национальной куклы, оберегов. Особое значение уделяется орнаментальному искусству. Обучаются подбору цветовой гаммы и определению качества материалов, проектированию и перевода орнамента на ткань. Изучают технику сшивания деталей, вышивку бисером.

      Проводятся беседы, консультации. Используется демонстрационный материал и специальная литература. Привлекаются специалисты с филиала окружного центра прикладного творчества и ремёсел «Анкли» для проведения мастер-классов. Планируется подготовка итоговой выставки изготовленных работ, основным направлением которой явились мотивы декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера.

      В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства народов Севера предоставляется возможность посещения с экскурсией в музей истории города Урая – этнографический зал, Учинский музей в поселке  Половинка, филиал окружного центра прикладного творчества и ремёсел «Анкли».

     заключительный этап – проведение диагностических исследований с целью определения полученных знаний и умений.

      Подготовка итоговой выставки «Ты сердце моё -  Югра».

   

1.4 Этапы реализации программы

 Программа «Ремесел древних новизна» рассчитана на 1 год.   

  1. этап – подготовительный. Срок реализации – январь 2010 года. 

  Цель: изучение уровня социально-трудовых навыков, желания заниматься творческим трудом, проведение диагностических исследований.

 

      2  этап – основной, социально-педагогический. Срок реализации февраль-ноябрь 2010 года.

    Цель: знакомство с декоративно-прикладным творчеством народов Севера,

  технологией выполнения работ с северной тематикой в различных техниках.

      3 этап – заключительный.    Срок реализации – декабрь 2010 года.

   Цель: диагностика, подведение итогов, анализ внедрения программы.

   

1.5 Кадровое обеспечение, материально-техническая база, благополучатели проекта

   Целевую группу, на которую направлена реализация программы, составляют люди пенсионного возраста и инвалиды от 50 до 80 лет.

     Реализатор программы -  инструктор по труду социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов Гайнулина Н.В.

Занятия планируется проводить в кабинете трудотерапии социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов  КЦСОН «Импульс».

Инструменты

Оборудование

Материалы

Ножницы

Швейная машинка

Ткани: ситец, бязь разных расцветок, бортовка, мешковина, сукно разных цветов.

Ножи

Электрическая  плитка

Натуральная кожа разных расцветок.

Иглы разных размеров

Бисер, стеклярус, бусы разных размеров.

Пробойники

Картон, цветная бумага, копировальная бумага.

Молотки

Нитки разных цветов.

Клей ПВА, клей «Момент», клей «карандаш».

1.6 Количественные и качественные показатели реализации программы

  Реализация программы «Ремёсел древних новизна» предполагает достижение количественных результатов:

  1. Создать атмосферу творческого поиска, интерес к творчеству народов Севера, провести выставки, мастер-классы с привлечением мастеров из центра национальных ремёсел «Анкли».
  2. Развить трудовые навыки и приемы через систему занятий декоративно-прикладным творчеством коренных народов Севера в количестве 50 человек.
  3. Оформить альбом с фотографиями, отражающие занятия творческим трудом граждан пожилого возраста и инвалидов.

  Реализация программы «Ремёсел древних новизна» предполагает достижение качественных результатов:

  1. В процессе работы ожидается положительная динамика в социально-личностном и творческом развитии у граждан пожилого возраста и инвалидов через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера.
  2. Сформируются и закрепятся социально-трудовые навыки, повысится самооценка.
  3. Повысится интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством коренных народов Севера.
  4. Восстановятся  двигательные функции верхних конечностей, функции передвижения.
  5. Восстановятся речь, память, внимание.
  6. Произойдет восстановление утраченных навыков самообслуживания

1.7 Рабочий план реализации программы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1

Подготовительный.

1.1

Анкетирование. Диагностические исследования.

ежемесячно

1.2

Создание памяток для подготовки к творческому труду

Январь 2010 год.

1.3

Разработка и написание тематических бесед.

Январь 2010 год.

1.4

Разработка и написание тематических занятий по декоративно-прикладному творчеству.

Январь 2010 год.

2

Основной.

2.1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.

Февраль 2010 год.

2.2

Изготовление подвески «Солнце».

Февраль 2010 год.

2.3

Консультация на тему: «Сувенир из кожи с использованием национального орнамента.

Февраль 2010 год.

2.4

Изготовление сувенира с использованием орнамента «Тучан».

Март 2010 год.

2.5

Беседа на тему: «Национальная кукла народов Севера».

Март 2010 год.

2.6

Изготовление национальной куклы «Охотник».

Март 2010 год.

2.7

Изготовление сувенирной куклы «Акань» в виде декоративного украшения.

Март 2010 год.

2.8

Изготовление сувенирных национальных кукол.

Апрель 2010 год.

2.9

Беседа на тему: «Обереги».

Апрель 2010 год.

2.10

Мастер-класс «Изготовление национальной игольницы»,  

Апрель 2010 год.

2.11

Изготовление оберега «Глухарка».

Май 2010 год.

2.12

Изготовление оберега «Шишка».

Май 2010 год.

2.13

Изготовление оберега «священный медведь».

Май 2010 год.

2.14

Консультация на тему: «Сюжетные картины».

Июнь 2010 год.

2.15

Беседа на тему «Национальное жилище»

Июнь 2010 год.

2.16

Изготовление сюжетной  картины с использованием традиционных материалов народов Севера.

Июль 2010 год.

2.17

Беседа на тему: «Знакомство с берестой»

Август 2010 год.

2.18

Изготовление сувенирного туеска.

Август 2010 год.

2.19

Беседа на тему: «Фольклор народов Севера».

Сентябрь 2010 год.

2.20

Изготовление панно  с использованием меха оленя.

Сентябрь 2010 год.

2.21

Беседа «Национальная аппликация из кожи, бисера, бересты».

Октябрь 2010 год.

2.22

Изготовление сувенира «Северяночка».

Октябрь 2010 год.

2.23

Консультация на тему: «Сувенир из меха оленя».

Ноябрь 2010 год.

2.24

Изготовление панно «Чум».

Ноябрь 2010 год.

2.25

Беседа на тему: Природа и человек».

Ноябрь 2010 год.

2.26

Экскурсия в филиал окружного центра прикладного творчества и ремесел «Анкли».

Декабрь 2010 год.

3

Заключительный.

3.1

Анкетирование. Диагностические исследования.

ежемесячно

3.2

Подведение итогов реализации программы, анализ.

Декабрь 2010 год.

3.3

Итоговая выставка «Ты сердце мое Югра».

Декабрь 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. 7 актуальных вопросов В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандар-том 2004 г.?

В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.? Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Эта таблица при...

Уроки с применением ИКТ (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)

Форма проведения уроков с использованием электронных обучающих систем даёт возможность изменить учебный процесс, таким образом, чтобы он удовлетворял современным требованиям, предъявляемым к образован...

Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования

Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского...

Дополнительное образование (актуальность и новизна)

Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности....

Программа "Ремёсел древних новизна" подпрограмма "Кожа в умелых руках"

    Реализация программы «Ремёсел древних новизна» в 2010 году показала свою эффективность от внедрения. У всех граждан участвовавшие в программе, вследствие развития связей стимуляци...

Статья "Новизна учебных программ курса "География".

Новизна новых  учебных программ курса "География" ....

в чем новизна современного урока по требовании ФГОС

конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного...