Этика в профессиональной культуре педагога
проект на тему

Щеглова Ольга Владимировна

Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя является педагогическая этика. Именно об этой составляющей профессиональной культуры педагога пойдет речь в этом проекте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра развития образования

Итоговый практико-значимый проект

ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ.

Тема проекта: Этика в профессиональной культуре педагога

Выполнил: учитель математики

МОУ СОШ №8 г. Сергиев Посад

Щеглова Ольга Владимировна

Проверил: зав. кафедры развития образования,

кандидат педагогических наук

Алферова Лолита Васильевна

Москва 2012

Введение

Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о правильном этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами.

Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя  является педагогическая этика. Именно об этой составляющей профессиональной культуры учителя пойдёт речь в этом проекте. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Если вспомнить свои школьные годы, то чуть ли не каждый второй из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к биологии или математике объяснялась соответствующим отношением к учителю. Некоторых учителей мы боялись и с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции. Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.

Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учит, а семья воспитывает. Однако о многом ребенок узнает не только из учебника, и воспитывает его вся окружающая действительность. Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть и маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.  Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.

Целью данной работы является рассмотрение роли и места этики в профессиональной культуре педагога.

Предмет и задачи педагогической этики

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состояния нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами.

Категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции; правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе; глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость – это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя –  общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.

Формирование этических основ педагогического такта

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно- психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или, по каким-либо причинам,  отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов  учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит от:

- психического склада человека;

- ценностных ориентаций;

- уровня образования и общей культуры;

- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья);

- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

Факторы эффективности профессиональной деятельности учителя

Практика показывает, что никакое анкетирование не заменит общения учителя и ученика. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что любое сказанное им слово  играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и ученика. Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, сформированы «Этические заповеди педагогу» (см. приложение 1)

Учебно-воспитательный процесс выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее от педагога все новых усилий. Создание педагогических условий служит своеобразным катализатором (ускорителем) реализации процесса воспитания. На практике созданию педагогических условий в процессе профессиональной деятельности способствует ряд факторов:

1. Стимулирование активности самого школьника. Воспитание учащегося совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Решающим на данном этапе будет умение педагога вести наблюдение за состоянием воспитанника: не переутомился ли он или не слишком ли легкой является для него задача. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство при создании педагогических условий.

2. Создание условий, актуальных потребностям учащегося. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями школьников и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя их развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребенка на асоциальную дорогу, тогда мы говорим о так называемом «девиантном поведении». Поэтому педагог должен видеть, что происходит с растущим ребенком и что для ребенка кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать неудобство развития, а направлять особенности роста по пути культуры.

3. Совместно-разделенная деятельность. Воспитание личности школьника происходит через деятельность. Суть заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность школьника. Но, в конце концов, доля активности ребенка увеличивается и доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает сам школьник, а педагог, как бы в стороне, наблюдает, оценивает, сопровождает незаметной инструкцией. Первоначальный момент забыт, и школьники чаще всего уверены, что именно им принадлежит инициатива в организации и проведении какого-то дела. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно в эффективности создания педагогических условий воспитательного процесса.

4. Демонстрация уважения и любви к учащемуся. Решающим для благоприятного развития личности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес школьника. Такое педагогическое условие эффективно, когда школьник слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико- пластическую расположенность, когда он переживает вместе с педагогом взаимную симпатию.

5. Установка на успех. Организуемая деятельность сопровождается  ситуацией успеха, которую должен пережить каждый учащийся. Это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности. Положительное подкрепление - самое общее условие создания ситуации успеха. Оно заключает в себе либо поощрение, либо комплимент, либо радость. Педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать страх школьника перед неудачей («ничего страшного»), усилить мотив деятельности («это так важно для нас и для тебя»), отмечать исключительно черты личности школьника, позволяющие надеяться на успех («ведь ты...», «ведь у тебя...»).

6. Целостность воспитательного процесса. Целостность личности школьника предписывает педагогам целостность процесса воспитания. Обеспечивается отношенческой полифонией поступка и поведения, но обеспеченность эта без педагога не реализуется. Если педагог не учитывает этой закономерности, то воспитательный процесс жестоко мстит за это. Например, чтение стихов о высоком в грязной классной комнате,  способствует формированию цинизма и нечистоплотности - что по прошествии некоторого времени крайне удивит педагога, не умеющего видеть целостность протекающей жизненной ситуации и не подозревающего, что на помойке вырастают лишь сорняки. Грубый окрик, призывающий ребенка к гуманности, тоже подвластен закону целостности: вопреки призывам он формирует агрессивность, так как в этот момент действует не набор слов и их воспитательное значение, а только злобная экспрессия.

Таким образом, совершенно очевидно, что этика играет главенствующую роль в профессиональной деятельности педагога и проходит ряд этапов.

Заключение

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя окурками или руганью, дурными идеями. Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

         

Список литературы

1. Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования. – М.: Проспект, 2009.

2. Бреслав Г. М. Особенности воспитательного процесса в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2009.

3. Минаева М. К. Факторы, влияющие на выбор профессии учителя. –            М.: Прогресс. - 2009.

4. Наумчик В.Н. и др. Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999

5. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. - Минск, 1986.

6. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988.

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Этические заповеди педагогу»

1.   Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.

4.   Умейте слушать детей.

5.   Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

6.   Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.

7.  Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с слов «почему?», «как?», «для чего?».

8.   Избегайте штампов в манере вести себя с детьми.

9.   Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

10. Чаще улыбайтесь детям.

11. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

12. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

13. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.

10 наиболее распространённых нарушений в этике

поведения учителя на уроке

  1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
  2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае  своей оплошности.
  3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
  4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
  5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
  6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
  7. Неумение выразить веру в ученика.
  8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
  9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.
  10.  Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

 

Приложение 2

Зарождение и развитие педагогической этики

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного общества высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие. В трудах Коменского делался акцент на доброжелательное отношение педагога к обучаемым и критику формально-показного выполнения учительских обязанностей; Локка уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя.

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветитель Дистервег, более глубоко конкретизировал требования к учителю и критиковал изолированное от общества воспитание. Он сформулировал чёткие требования к учителю – совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время значительный вклад в разработку проблем профессиональной этики, изучение уровня нравственного сознания учителя, был внесён Сухомлинским. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это,  прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация этика в профессиональной культуре педагога

презентация к проекту "этика в профессиональной культуре педагога"...

Этика в профессиональной культуре педагога

Данная работа может быть использована на заседаниях ШМО и РМО, педагогических советах, производственных совещаниях....

Этика в профессиональной культуре педагога

     Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нра...

Этика в профессиональной культуре педагога

     Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нра...

ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА

Презентация по теме "ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА"...

«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

цель:  расширить представления о педагогической этике. Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои...

"Этика в профессиональной культуре педагога дополнительного образования"

Презентация на тему "Этика в профессиональной культуре педагога дополнительного образования"...