Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающих семьях.
методическая разработка на тему

Злобина Зинаида Васильевна

Программа по сопровождению замещающих семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное учреждение центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства

«СемьЯ»

Программа

по сопровождению замещающих семей

на тему:

«Профилактика и преодоление    кризисных ситуаций в замещающих семьях».

        Подготовила:

        Социальный педагог

        Г(О(БУ) Центра «СемьЯ»

        Злобина Зинаида Васильевна

                                       Тербуны - 2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Научная обоснованность
  3. Структура и содержание Программы по сопровождению замещающих семей
  4. Цель программы
  5. Задачи
  6. Адресат
  7. Продолжительность курса
  8. Планируемые  результаты реализации программы
  9. Литература

10.Приложение.

Пояснительная записка

  1. Актуальность и перспективность.

      Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению

ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность.

     Выявленная проблема в настоящее время решается государством

с помощью устройства детей – сирот в замещающие семьи. В средствах

массовой информации появилось большое количество социальной рекламы, рассказывающей о тяжелых судьбах детей – сирот. В связи с эти в органы опеки и попечительства часто обращаются люди, которым небезразлична судьба этих детей.

      Граждане, решившие создать замещающие семьи, проходят поэтапную подготовку в Службе по устройству детей в семью, где с кандидатами работают специалисты. Но как показывает практика, этого оказывается недостаточно, так как замещающие семьи сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. То есть семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистами: психологами, социальными педагогами, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих семьи. Важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающей семье.

Как форма социализации, замещающая семья является семейно-государственной, имеющей признаки семейных форм социализации и государственных институтов. Как семейная форма социализации, замещающая семья имеет следующие качественные характеристики:

  • естественная, свойственная природе ребёнка социализация осуществляется в условиях института первичной социализации – семье;
  • агентов первичной социализации, т.е. биологических родителей замещают приёмные родители без установления родственных связей между ними и ребёнком. Социализирующая роль приёмных родителей в условиях семьи естественна;
  • в условиях замещающей семьи ребёнок выполняет социальные роли по отношению к родителям, братьям, сёстрам, другим членам семьи в сферах деятельности, общения. Обеспечивается становление поведенческих форм.

Работа специалистов психолого-педагогического сопровождения нацелена на:

  • регулярное наблюдение ребёнка психологом и социальным педагогом;
  • контроль соблюдения прав ребёнка и организацией условий для его нормального развития;
  • периодическая оценка степени адаптивности ребёнка в семье;
  • консультирование родителей по вопросам адаптации ребёнка в новых условиях или возникающих проблем, в том числе касающихся формирования умений родителей устанавливать контакт с ребёнком, создания доверительных отношений и др.

Актуальность проблемы состоит в том, что кризисные ситуации в замещающих семьях, являются острой проблемой в социуме.

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи - к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, порой предъявляя завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность, друг другом. И к сожалению, некоторые приемные родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится вернуть ребенка обратно.

Очень часто приемные родители начинают испытывать комплекс неполноценности, а недавно обожаемый ими малыш вызывает раздражение. Почему так происходит? 

Приемные родители, уже воспитавшие своих детей или имеющие кровного ребенка, считают, что они легко справятся и с воспитанием приемного малыша. Но натыкаются на непреодолимые препятствия. Специалисты, которые проводили исследования трудностей адаптации взрослых и малышей друг к другу в замещающих семьях пришли к выводу, что основные проблемы у таких родителей, как правило, одинаковые: незнание особенностей возрастного развития детей, которые имели негативный опыт проживания в биологической семье и впоследствии воспитывались в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в отношениях, возникающим с появлением в семье нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы - основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми, родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические или другие реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты со сверстниками, педагогами, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома и др. 

Программа  предполагает создание на региональном уровне благоприятных условий для поддержки замещающих семей и развития самого института приёмной семьи.

  1. Научная обоснованность:

1.     Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием  Федерального Закона «Об опеке и попечительстве», N 49-ФЗ.

Принят Государственной  Думой 11.04.2008 г..

2. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 28. 12. 2012 г.

3.    Постановление Правительства РФ № 423  «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», от 18. 05. 2009 г.

4.   Проект  ПОЛОЖЕНИЯ  о Службе сопровождения замещающих семей.

5.    Закон Липецкой области «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области». Принят постановлением Липецкого областного совета депутатов от 23. 12. 2004г. № 707-пс.

3. Структура и содержание программы по сопровождению замещающих семей

 

В структуре социального и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, представленной в данной Программе, можно выделить несколько составляющих, которые способствуют достижению конечной цели.

Профилактическая работа направлена на оказание психологической    помощи и поддержки родителей, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения приемных детей.

Диагностическая работа направлена на выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение внутри семейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье.

Включает в себя проведение диагностических мероприятий с членами замещающих семей (родители, кровные и приёмные дети), а также постоянный мониторинг проживания ребёнка в замещающей семье.

Мониторинг проживания ребёнка в семье и эффективности замещающей заботы осуществляется в ходе визитов специалистов в замещающие семьи, бесед с членами замещающих семей, диагностических мероприятий с членами замещающих семей, бесед с педагогами общеобразовательных учреждений.

Мониторинг проводится в той или иной форме не менее 2-х раз в год для каждой семьи, частота контактов определяется специалистами Центра. При наличии установленных проблем в семье частота контактов увеличивается, составляются карта и план сопровождения замещающей семьи (Приложение 1). Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи на срок от 6 месяцев до года.

Для контроля результативности программы и мониторинга существующих потребностей и трудностей замещающей семьи применяется комплекс диагностических методик: тестирование и анкетирование детей и родителей, опросы, беседы, проективные методики, рисуночные тесты.

Мониторинг проживания ребёнка в семье специалистами производится коллегиально с целью оценки следующих параметров:

а) обеспечение потребностей ребёнка:

  • здоровье и физическое развитие;
  • образование, обеспечение развития способностей ребёнка (соответствие возрастной норме, успеваемость в школе, посещение учреждений дополнительного образования);
  • эмоциональное развитие (поведение по отношению к замещающим родителям, сверстникам, педагогам, знакомым, эмоциональные реакции ребёнка, невротические проявления);
  •   отношение с семьей и другими людьми (наблюдается ли стабильность в отношении с семьей, социумом);
  • внешний вид и адаптация к социальным требованиям (соответствие одежды возрасту, полу, личная гигиена, адекватность поведения ребёнка в различной обстановке, восприятие советов замещающих родителей);
  • навыки самообслуживания (умение   одеваться, самостоятельно питаться, решать социальные и бытовые проблемы в соответствии с возрастом, выражает ли желание помогать в домашних делах, есть ли домашние обязанности).

 

 б) способность замещающего родителя обеспечить потребности ребёнка:

  • основной уход (степень удовлетворения базовых потребностей ребёнка в пище, жилье, медицинской помощи, соблюдение режима дня);
  • обеспечение безопасности ребёнка (защищенность ребёнка от причинения ему вреда и опасностей);
  • эмоциональное тепло и обеспечение стабильности (отсутствие конфликтов в семье, обеспечение благоприятной эмоциональной обстановки, стиль отношений родителя и ребёнка и др.);
  • обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития (наличие развивающей среды в семье, наличие дополнительных занятий со специалистами, продолжительность общения взрослого с ребёнком в течение дня).

в) факторы семьи и социального окружения:

  • семейная история (изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, семейные ценности и традиции, природа отношений замещающих родителей с родственниками и между собой);
  • социальные связи семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребёнка со сверстниками, педагогами, воспитателями, изолированность и закрытость семьи);
  • жилищно-бытовые условия проживания семьи и ребёнка (наличие у ребёнка своей комнаты, спального и рабочего места, места для игр, благоустроенность, санитарно-гигиеническое состояние)
  • работа (наличие работы, режим работы, изменения, влияние на ребёнка);
  • доход (обеспечивает ли нужды семьи, обеспечен ли ребёнок всем необходимым);
  • ресурсы по месту жительства (доступность образовательных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения, спортивных сооружений).

Все полученные в ходе изучения семьи результаты отмечаются в отчёте о результатах обследования условий жизни и воспитания ребёнка, воспитывающегося в замещающей семье.

Г.В. Семья сводит показатели адаптации в одну таблицу, сопоставляя их с проявлениями дезадаптации. (Таблица 1).

Показатели

развития

Показатели адаптации

Проявления дезадаптации

Физическое развитие

1. Хорошее здоровье, прибавка в весе

2. Ребенок не болеет

3. Хороший сон, исчезли ночные страхи и кошмары, восстановился сон

4. Хороший аппетит, стабилизация аппетита

1. Дефицит веса

2.Постоянные болезни, травмы

3. Плохой сон, напряженное состояние даже во сне

4. Ест с жадностью и беспокойством, ест без остановки

5. Плохой аппетит, с недоверием относится к местной еде

Психомоторное развитие

1. Исчезновение стереотипных действий либо быстрое переключение с них.

2. Уверенный бодрый вид

3. Подвижность, активность

4. Ребенок младенческого возраста следит глазами за предметами, взрослыми, хватает предмет

5. Дети начинают ходить в установленные нормой сроки

6. Развитие самообслуживания (самостоятельно едят и одеваются)

7. Ловкость, спортивные достижения

8. Хорошая тонкая моторика (рисование, игра с мелкими предметами)

1. Моторные стереотипные аутостимуляторные действия (раскачивание, сосание пальцев, расцарапывание кожи и др.)

2. Нет других потребностей, кроме физических и биологических

3. Дети младенческого возраста долго не ходят, ползают

4. Ребенок может долго оставаться в кровати

5. Нет чувства времени

Эмоциональное развитие

1. Показывает плачем то, что не нравится

2. Преобладает хорошее настроение

3. Много улыбается, смеется

4. Терпеливость, спокойствие, уравновешенность

5. Уверенный вид

6. Чувство свободы

7. Открытость

8. Самостоятельность

9. Решительность, настойчивость, добивается своего

10. Любознательность

1. Страх темноты, не засыпает один

2. Боится всего

3. Агрессия в случае неисполнения желаний (злится, кричит, жестикулирует)

4. Агрессия по отношению к родителям (крики, плач)

5. Упрямый характер

Взаимодействие с окружающими

1. С другими детьми в семье демонстрирует дружбу и любовь

2. С другими детьми хорошее взаимодействие, игры, предпочтение отдается более взрослым детям

3. Лидер среди детей, любит играть с детьми своего возраста, подражает им

4. Активные игры с животными

5. Внимательно слушает родителей, отвечает на улыбку, обращение, реагирует на свое имя

6. Подражание родителям, матери, (ходит за матерью, старается делать то, что делает она)

7. Желание расположить к себе незнакомых людей, привлечь их внимание

8. Рад визитам других родственников, привязан к ним

1. Боится других детей

2. Играет только с младшими детьми

3. Физическая агрессивность

4. Плачь, крик

5. Иногда от перевозбуждения проявляет агрессию по отношению к другим детям

6. Предпочитает играть один

7. Агрессия по отношению к родителям (крики, плач)

Социальное развитие, отношение к нормам

1. Демонстрирует послушание

2. Ходит в садик без слез

3. Знает все правила и элементы повседневной жизни

4. Считается с запретами

5. Соблюдение гигиенических норм

6. Соблюдает режим без особого труда: правила и нормы придают уверенности

1. Непослушание

2. Недовольство из-за требований родителей

3. Необходимы постоянные напоминания о правилах поведения с другими взрослыми людьми

4. Трудность в соблюдении правил и норм, режима

Развитие речи и общения

1. Ищет общения

2. Легкость в общении

3. Общение на вербальном и невербальном уровне

4. Хорошее понимание речи

5. Произносит некоторые слова

6. Хорошо говорит

7. Свободно передает свои ощущения, желания

8. Вербализация агрессии как рефлексия первопричины

9. Вербализация эмоционального состояния (поток слов)

10. Глубокие рассуждения о событиях и высказывание своих чувств по этому поводу

1. Трудности в установлении контакта и общении

2. Замкнутость

3. Любит бывать в одиночестве

4. С трудом понимает речь окружающих (фрустрация в ситуации, когда никто не говорит на родном языке ребенка)

5. Небольшой словарный запас

6. Не уверен в правильности произносимых слов, поэтому не любит говорить с чужими людьми

7. Трудно вербализовать свои эмоции

Игрушки, любимые занятия, обучение

1. Активный интересный образ жизни

2. Интерес к игрушкам

3. Самостоятельная игра с игрушками и куклами

4. Участие в игровой деятельности с детьми в детской группе

5. Активное участие в спортивных занятиях, ждет их с нетерпением

6. Игры на улице, любит играть на природе

7. Любит разгадывать загадки, играть в настольные игры, ходить в кино, библиотеки, надевать красивые вещи

8. Хорошо рисует, лепит, вышивает и т.п.

9. Любит книжки,  детские передачи, музыку

10. Любит новое, любит исследовать

11. Быстрая обучаемость

12. Хорошо запоминает цифры, буквы

13. Любит читать

14. Все повторяет за взрослыми

1. Гиперактивность

2. Не умеет играть с игрушками

3. Не умеет играть самостоятельно, только с родителями

4. Бегает бесцельно

5. Залезает куда-либо

6. Учится без желания

Ощущение защищенности, привязанность

к родителям

1. Визуальный контакт

2. Разрешает дотрагиваться до себя, любит ласку

3. Положительно реагирует на физическую близость

4. Нуждается в любви и ласке готовность к тактильным (телесным) контактам (обнимания, прижимания и т.п.);

5. Чувствует, что может получить утешение

6. Привязанность к родителям

7. Отвечает на знаки внимания родителей

8. Грустит без родителей, радуется их возвращению

9. Проявляет избирательность в общении

10. Особая привязанность к матери

11. Любит разговоры перед сном

12. Целует тех, кого любит

13. Готовность остаться одному дома или спокойно отпустить члена семьи, к которому сформировалось привязанность.

1. Отсутствие зрительного контакта

2. Неприятие и страх телесных контактов

3. Отсутствие контакта, отказ от физического контакта, держат родителей на расстоянии

4. Нарушение привязанности: все равно к кому идти на руки – к родителям или чужим людям

5. Поверхностная привязанность к родителям, к взрослым

6. Невнимательность к матери

7. Нет представления о своем доме (входят в другие дома)

8. Трудно переживает отсутствие отца дома, закатывает истерики

9. Страх быть оставленным, обеспокоенность, что увезут обратно в детский дом

10. Агрессия из-за того, что не усыновили раньше

Консультативная работа направлена на освещение вопросов, связанных с проблемами обучения, развития, жизненного самоопределения приемных детей. Реализуется в форме организации индивидуального социально-педагогического и психологического консультирования родителей и детей по их запросу, также организации индивидуальных и групповых консультаций со специалистами: юристом, медицинским работником, социальным работником. Консультирование используется для передачи психолого-педагогической, юридической и административной информации замещающим родителям и детям, а также как вид социально-психолого-педагогической помощи членам замещающих семей. Необходимость консультативной работы определяется индивидуально с каждым участником Программы. Консультации проводятся в согласованном с ним режиме согласно (Таблица 2).

Направления работы

 Формы работы

Срок исполнения

Диагностическая, консультационная, коррекционная  работа

1.

Консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений, воспитания детей и по определению индивидуального образовательного маршрута ребёнка.

Консультации

В течение года

2.

Социально– педагогическое сопровождение процесса социализации детей, лишённых родительского попечения, в условиях учреждения и в социуме осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам разрешения проблемных ситуаций, а также как экстренная помощь в кризисных ситуациях.

Беседы,

рекомендации

В течение года

3.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Беседы,

тестирование, рекомендации

В течение года

4.

Оказание психолого-социальной помощи подросткам, родителям, педагогам.

Консультации

В течение года

5.

Решение проблемы школьной и социальной дезадаптации на индивидуальном и социальном уровнях жизнедеятельности ребёнка.

Встречи с педагогами, одноклассниками ребенка, работниками органов опеки и попечительства

В течение года

6.

Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников

Разработка методических материалов в помощь подросткам, педагогам, родителям

В течение года

7.

Формирования социально-психологической компетентности у подростков в образовательной среде.

Разработка методических материалов в помощь подросткам, педагогам, родителям

В течение года

   

Организационно-методическая работа

1.

Взаимодействие с органами местного управления, выполняющими отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также  организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам психолого-педагогического сопровождения   воспитанников,  а также временно передаваемых в семьи граждан на период каникул, в праздничные и выходные дни.

Выезды в семьи

По графику

(в течение года)

2.

Изучение форм школьной  дезадаптации у детей.

Беседы, анкетирование, консультирование

В течение года

3.

Участие в научно-практических конференциях.

По общему плану

4.

Пополнение банка данных методическими разработками из опыта работы социальных педагогов и педагогов-психологов по формированию социальной адаптации  детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.                              

В течение года

Коррекционная работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки замещающим родителям в решении личностных проблем приемных детей (по результатам диагностического обследования). Составление и реализация индивидуальных программ реабилитации семьи. Программа составляется при наличии выявленных проблем в семье на период от 6 месяцев до 1 года на консилиуме специалистов. В программе указываются сроки и содержание реабилитационной работы с семьей в целом, с замещающими родителями, с кровными и приемными детьми, с социальным окружением семьи по преодолению выявленных проблем, например, частота посещений, тематика коррекционных занятий с психологом, социально-правовая помощь, работа по повышению педагогической компетентности замещающих родителей.

Составление и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей из замещающих семей. Разрабатываются и реализуются при наличии выявленных проблем у ребёнка, требующих проведения коррекционной работы: эмоционально-поведенческие проблемы, проблемы межличностных отношений, проблемы психологического развития. Программа разрабатывается продолжительностью не более 8-10 занятий.

Просветительская работа направлена на повышение психологической

компетентности замещающих родителей, на популяризацию психолого- педагогических знаний среди замещающих семей.

Информационно-просветительская деятельность заключается в подготовке и распространении качественной и достоверной информации по вопросам воспитания ребенка в замещающей семье. Информация может быть представлена в виде информационных листов, буклетов и памяток. Также программой предусмотрено размещение информации по вопросам воспитания приемного ребенка в семье на электронных ресурсах и в средствах массовой информации.  

Тематика разрабатываемых информационных материалов определяется с учетом запросов замещающих родителей, частоты обращения по какому-либо вопросу.

4.Цель программы:

Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающих семьях.

5.Задачи:

  1. Оказание помощи ребенку и приемным родителям в решении

           проблем   в  период кризиса.

  1.  Предупреждение распада замещающей семьи;
  2.  Отслеживание успешности становления замещающей семьи.

Данная Программа составлена на основе научных исследований В.Н. Ослон, А.Б.Холмогоровой, Ж.А.Захаровой, Г.В.Семьи и др., а также методических рекомендаций Г(О)БУ Центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» (г. Липецк).

6.Адресат.

Данная программа рассчитана для работы с детьми, оставшихся без попечения родителей и с их замещающими родителями.

Участники Программы:

1. Служба сопровождения замещающих семей (социальный педагог, педагог-психолог).

2. Замещающие семьи (родители, дети).

3. Органы опеки и попечительства и иные лица, привлечённые к участию в Программе.

7.Продолжительность курса.

Срок реализации программы – 2 года, для замещающих  семей.

8. Планируемые  результаты реализации программы.

  • Эффективная система сопровождения замещающих семей.
  • Отсутствие кризисных ситуаций в сопровождаемых семья в период адаптации.
  • Гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей.
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком.
  • Повышение уровня психического и личностного развития детей.
  • Укрепление социальных связей семьи.
  • Максимальное сокращение случаев возвращения ребенка в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Повышение социального статуса замещающей семьи.

Список литературы

1. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений   несовершеннолетних / А.А.Бакаев. – М.: Логос, 2004.

2.  Джудит С. Райкус, Рональд, С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.I. Концептуальные основы социальной работы с детьми.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008.

3. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. - СПб.:Питер , 2009.

4. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.III. Развитие и благополучие детей.- М.: Эксмо, 2009.

5. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.IV. Размещение и стабильные условия жизни.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009.

6.   Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7.  Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга.  – М.: Дрофа, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

1. Установление контакта и прояснение ситуации

Цель: формирование условий для оказания социально-педагогической  помощи.

Продолжительность: 2–3 первых консультации.

Установление социально – педагогического  контакта происходит за счет эмпатичного выслушивания клиентов, создания клиентам условий для отреагирования болезненных переживаний, оказания социально-педагогической  поддержки.

На этом этапе выдвигаются предварительные гипотезы возникновения проблемы, происходит ее переформулирование, обсуждаются возможные направления работы по преодолению кризисной ситуации.

В итоге с родителями должен быть составлен контракт на оказание услуги.

Контракт должен содержать информацию о том, на что предполагается направлять усилия специалиста и семьи, что должен делать социальный педагог, чего он ожидает от семьи.

Основное внимание специалиста должно быть направлен:

  • на кризисную ситуацию и особенности ее проживания членами семьи;
  • на эмоциональное состояние участников консультации;
  • на проявления внутрисемейных отношений, которые помогают или препятствуют преодолению кризисной ситуации.

2. Проработка проблемы

Цель: преодоление кризисной ситуации.

Продолжительность: 3–4 первых консультации.

Основные направления работы специалиста на данном этапе:

  • выявление когнитивных искажений, связанных с кризисной ситуацией;
  • помощь в преодолении негативных эмоциональных переживаний;
  • обсуждение возможных способов преодоления кризисной ситуации;
  • выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы

разрешения психологического кризиса, и их коррекция;

  • активизация установки членов семьи на активное участие в разрешении

кризисной ситуации.

В тех случаях, когда родитель или ребенок не могут справиться с кризисной ситуацией самостоятельно, специалист должен организовать работу с ближайшим окружением ребенка и семьи (с целью смягчения кризисной ситуации и поисков новых ресурсов для ее преодоления).

3. Поиск ресурсов и завершение консультирования

Цель: закрепление в повседневной жизни достигнутых результатов.

Продолжительность: 2–3 консультации.

Основные направления работы специалиста на данном этапе:

  • обучение родителей нетравмирующим способам общения с ребенком, в том числе в кризисных ситуациях: открытым формам проявления чувств, прямым высказываниям, позитивному подкреплению его успехов, и др.;
  • повышение родительской компетентности и уверенности в себе как в родителе;
  • обучение навыкам самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок по отношению к проблемам ребенка.

В конце этапа специалист должен совместно с родителями подвести итоги

работы и составить план действий по закреплению в повседневной жизни нового опыта родителей в преодолении кризисных ситуаций, взаимодействия с ребенком.

Специалист должен договориться с родителями о приемлемых для них

формах  дальнейшего контроля и поддержки семьи.

Рекомендации для замещающих семей:

1.Нарушения в поведении ребенка: капризы, непослушание, упрямство,  

    драки, воровство.

2. Построение взаимоотношений с близкими людьми.

3. Детские страхи – ступеньки детства.

4. Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей.

5. Как воспитывать в детях честность.

6. Поощрение и наказание.

8. Обязанности ребёнка.

9. Родной и приёмный ребёнок в семье.

10. Бегу туда, не знаю куда.

11. Хулиганство как особый вид правонарушения.

12. Конфликт и выход из него.

13. Ложь человека не красит.

14. Подростковый суицид.

15. Хулиганство как особый вид правонарушения.

16. Беседы по нравственному воспитанию.

17. Родителям о наркотиках.

Памятки для замещающих семей:

1.Почему уходят дети из дома?

2.Стадия переживания горя.

3.Подростковый суицид.

4.Подростковая наркомания.

5.Алкоголь – наш враг.

6.Хулиганство как особый вид правонарушений.

7.Мстительность.

8.Воровство.

9.Адаптация детей в замещающей семье.

10.Проблемы в обучении ребенка.

11.Взросление, подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

12.Я человек. У меня есть право.

13.Обязанности ребёнка.

В работе использовались анкеты для замещающих семей:

1.«Голос Родителя» - (для родителей подростков).

2. «Выявление детских привычек».

3. « Анкета для подростков».

4. «Я и мои друзья».

5.«Критерии агрессивного ребёнка» - (для родителей).

6. «Наказание в семье».

7. Анкета для учащихся «группы риска».

8. «Курение».

9. «Алкоголь».

10. «Откровенность».

11. «Насилие и дети» - для подростков.

12. «Моя семья».

Профилактическая работа (клуб замещающих родителей):

Доклады:

1.«Профилактика родительской усталости».

2.«Как помочь детям склонным к воровству».

3.«Роль матери в жизни ребёнка. Как стать для приёмного ребёнка родным».

3.«Как помочь детям, склонным к асоциальному  поведению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков

Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет пом...

ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»

Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...

"Профилактика кризисных ситуаций в подростковом возрасте"

Материал представляет собой презентацию, адресованную участникам образовательного процесса (родителям, педагогам) с целью освещения вопросов подросткового возраста и профилактической деятельности. В п...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...