Главные вкладки

    Коррекционное занятие (классный час) "Учимся быть толерантными"
    план-конспект занятия (6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Чернова Дарья Сергеевна

    Занятие направлено на развитие нравственных качеств - доброты, терпимости, уважительного отношения к окружающим. Раскрывается сущность понятие "толерантность" и "толерантное общество".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchimsya_byt_tolerantnymi.doc156 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

    Коррекционное занятие по теме:

    «Учимся быть толерантными!»

    (подпрограмма «Учимся жить в обществе»)

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fe6/0002e28d-23376304/3/640/img9.jpg

    Выполнил:

    воспитатель старшей группы

     отделения соцреабилитации

    Чернова Д.С.

    Саратов

    Цель: формировать положительные нравственные качества личности - отзывчивость, сочувствие, терпимость, доброту.

    Задачи:

    - формировать представление о толерантности

    - формировать толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей

    - воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов

    Целевая аудитория: подростки 13-16 лет

    Форма проведения: круглый стол

    МТО: карточки с высказываниями и заповедями, карточки с качествами, солнышко-«толерантность», копия немецкого плаката о толерантности, бумага, цветные карандаши

     Приветствие

     Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

    Вступление

    Коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

    Притча «Ладная семья»

    «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «Любовь. Прощение. Терпение.» И в конце листа: «100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение.» Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

    Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

    Основная часть

     Что же такое толерантность? Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

    Эпиграфом к теме послужит высказывание Бернарда Шоу :

    «Теперь, когда мы научились

    Летать по воздуху, как птицы,

    Плавать под водой, как рыбы,

    Нам не хватает только одного:

    Научиться жить на земле, как люди».

    Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

    Итак, толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

     16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

    Понимание толерантности в разных языках трактуется по- разному.

    В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

    Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

    В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения».

     В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

    В арабском языке -  толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

    В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

    В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием  чего – либо или кого – либо).

    Какое из определений вам импонирует более всего? Что общего в этих определениях?

    Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
    У вас на столах лежат карточки , на них записаны высказывания. Ваша задача прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
    Дети зачитывают высказывания и соотносят с библейской заповедью.

    •  «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего) 
    • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
    • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
    • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
    • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
    • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)

    Итак, быть толерантным, значит:

    • Уважать другого.
    • Любить ближнего своего.
    • Не злиться.
    • Быть добрым, терпимым.
    • Сострадать.

    «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему? Солнце обогревает весь мир, так и толерантный человек, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Он понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

    Физкультминутка.

    Упражнение «Толерантная и интолерантная личность».

    Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантный человек. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность.

    Качества:

    • Терпимость
    • Бессердечность
    • Конфликт
    • Сострадание
    • Прощение
    • Вспыльчивость
    • Желание что-либо делать вместе
    • Милосердие
    • Злорадство
    • Ложь
    • Сотрудничество
    • Уважение прав других
    • Раздражение
    • Принятие другого таким, какой он есть
    • Зависть

    Для релаксации давайте прочтем стихи о толерантности. (Читают дети).

    Толерантность - это дружба,
    Труд и уважение.
    И для нас она не служба,
    А одно спасенье.

    Толерантным будь всегда!
    Ненависть откинь ты.
    И гуманность навсегда,
    Закрепи ты в мире.

    Совладать сумей с собой,
    Слушай своих близких.
    В мире мы живем семьей,
    Нет поступкам низким!

    Доверяй своим друзьям!
    Будь, терпим и вежлив!
    Не кричи по пустякам!
    Не кати ком снежный!

    Кто в беде покинет друга,
    Сам узнает горечь бед,
    И на сердце будет вьюга,
    Если дружбы в сердце нет!

    Давайте подведем итоги. Попробуйте сформулировать девиз толерантного общества

     «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,
    МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

    Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
    Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.
    Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.
    В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 60-х гг.


    Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

    Твой Иисус – еврей.
    Твой автомобиль – японский.
    Твой кофе – бразильский.
    Твои цифры – арабские.
    Твои буквы – латинские.
    Твоя демократия – греческая.
    Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

    Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж: человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран), и символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом.

    Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!
    Что необходимо человеку в эпоху глобализации?
    Конечно, толерантность. Без толерантного отношения к друг другу невозможно гармоничное развитие современного общества и мира в целом.

    Толерантны ли вы? Какие чувства вы испытываете, когда, например, в транспорте или на улице видите рядом девушку в длинной юбке и мусульманском платке (инвалида в коляске, пожилого неряшливо одетого человека, студента-африканца)? Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами? Как корректно следует поступать в таких случаях?

    Упражнение. Создание плаката «Толерантность»

    В конце нашего занятия предлагаю нам самим создать плакат «Толерантность». На каждую букву этого слова придумайте подходящее к данному понятию определение или качество личности.

    Рефлексия в конце занятия:

    Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии? Что больше всего понравилось?

    Заключение

    Молитва о встрече

    Я пришел в этот мир

    не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

    не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

    не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

    И ты пришел в это мир

    не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

    не для того, чтобы отвечать моим интересам,

    не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

    Потому что я - это я, а ты - это ты.

    Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

    А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

               

    Спасибо за участие! Желаю вам воспитывать в себе качества толерантной личности, уважать окружающих и сохранять при этом собственное достоинство!

    https://fs00.infourok.ru/images/doc/182/208478/640/img49.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    классный час " Учимся быть терпимыми"

    Классный час направлен на развитие толерантности....

    Открытый классный час "Учимся быть культурными"

    Классный час "Учимся быть культурными" для учащихся 6 класса. Кейс-метод...

    Классный час «Учимся быть толерантными»

    Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока.)Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня мы с вами собрались на классном часе, который называется «Учимся быть толерантными». Мы вспомн...

    Классный час " учись быть вежливым".

    Рекомендовано  учителям  начальных  классов коррекционной  школы 8 вида....

    Проведение классного часа "Учимся быть толерантными"

    Проблема в том, что в наше время люди стали менее терпимыми, все менее толерантными, а ведь толерантность это дорога к миру. Данный классный час посвящен именно проблеме взаимоотношений, понимания доб...

    Конспект классного часа "Учимся быть терпимыми (толерантность)"

    Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности, изучение самих себя....