Внеклассное мероприятие "Учимся быть толерантными"
классный час по теме

Гамаюнова Любовь Васильевна

Воспитание толерантности у подростков – очень актуальная сегодня проблема. В нашем регионе, в нашей школе разработана целенаправленная программа по национальному вопросу. В школе обучается 80% детей турецкой национальности. Предлагаю одно из воспитательных мероприятий, проведенных в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon воспитательное мероприятие 650.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

Воспитание толерантности у подростков – очень актуальная сегодня проблема. В нашем регионе, в нашей школе разработана целенаправленная  программа по национальному вопросу. В школе обучается 80% детей турецкой национальности. Предлагаю одно из воспитательных мероприятий, проведенных в школе.

Направление: конкурс сценариев воспитательных мероприятий, праздников.

    Мастер-класс (интегрированный)            

     Тема: «Учимся быть толерантными»

    Цели: способствовать интерактивному общению через организацию совместной деятельности, чтобы изменить поведение, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.

  Задачи: раскрыть содержание понятия толерантности; способствовать осознанию себя как личности, воспитание негативного отношения к проявлениям ассоциативного поведения, воспитывать качества толерантной личности развивать навыки противостояния дискриминации, воспитание гуманного отношения в коллективе, формирование понятия о равенстве детей разных национальностей.

  Методы работы: профилактические, деятельностные, мониторинговые. Вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество, Метод переубеждения с аргументированием, метод переключения с одной деятельности на другую (труд, учеба, спорт и т.д.) тренинги, психологические тесты, ситуации, развивающие толерантность.

     Ожидаемые результаты:

     1.  Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через  

          организацию социально значимой деятельности.

     2.  Воспитание у детей чувства коллективизма, классного и школьного

           патриотизма.

     3.  Сознательное отношение к людям как к индивидуальностям, а не как к людям другой национальности.

       4.  Умение демократическими методами решать конфликты на основе уважения  прав и свобод человека, учета интересов оппонента.

Форма проведения: интегрированный мастер-класс.

Возраст обучающихся: 13-14 лет; родители обучающихся.

Дата  проведения: сентябрь 2011года; к годовщине событий  в городе Беслан.

Оформление кабинета: на доске высказывания: «Толерантный человек умеет терпимо относиться к слабостям людей, окружающих его, и уважать мнение других», «Испытание на мужество человек проходят в одиночестве, толерантность проявляется среди людей».

Мультимедийная доска, тесты (раздаточный материал, магнитофон)

Ученические столы стоят по кругу кабинета; в центре – свечи, вода в бутылочках, мягкие игрушки.

Классный руководитель: Тема сегодняшнего классного часа «Учимся быть толерантными». Слово «толерантность» сегодня все чаще звучит в окружающей нас жизни. Что же такое «толерантность»?

(читаем высказывание на доске и определяем: терпимость к людям, уважение мнения других).

     Классный руководитель: Умеем ли мы быть терпимыми к своим товарищам, младшим детям, родителям, умеем ли прислушиваться к мнению других? Сейчас немного истории.

 Учитель истории: Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков. Великая Отечественная война кровью породнила все народы Советского Союза. В Братских могилах лежат русские, армяне, украинцы, казахи, татары, осетины, башкиры, белорусы – люди всех национальностей. Сейчас в России проживают люди 160 национальностей. Это национальное многообразие – настоящее богатство России. Ведь у каждого народа своя культура, традиция, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан,  армянин Айвазовский, грузин Багратион белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира – русские. Невозможно представить русскую историю без имени И.В. Мичурина, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, С.В. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, А.А. Ахматовой,  - и у всех у них татарские корни. Знаток русского языка  В. Даль,  не имея ни капли русской крови: отец – датчанин, мать – немка.  «Я русский по духу» - всегда заявлял Даль. Человек той национальности, на языке которой он думает; - говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы. Немка Екатерина II, правление которой – целая эпоха в истории России Фонвизин, Лермонтов, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия.

 Классный руководитель: Хотелось бы услышать ваше мнение. Есть ли среди вас чистокровные русские?

И у кого какие национальности были в роду?

(высказывания детей и учителей)

 

     Учитель истории: Это неудивительно, что у многих наших одноклассников были в роду люди разных национальностей. Ученые подсчитали, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества.

     Классный руководитель: Сегодня на нашем классном часе работает архивариус, это Кристина С. Она подготовила научные определения понятий таких как: шовинизм, расизм, фашизм, нацизм,  дискриминация.

     Архивариус: Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны. Однако многие при этом неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются.

(на интерактивной доске слайд №2, «Что я знаю о фашизме»)

Слайд № 2

Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через государственно-политическую машину, включающую систему массового террора.

     Учитель немецкого языка:

С приходом к власти в 1920 г. в Италии диктатора Муссолини были запрещены все партии, кроме фашистской. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организации юных фашистов.

     Гитлер в Германии в основу своей философии поставил мысль, что немцы «настоящие люди», а потому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать и даже истреблять другие народы. Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге не толерантные отношения приводят к насилию по отношению к другим. Что же такое фашизм?

     Архивариус: (читаем слайд № 2)

     Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием под массами.

     Классный руководитель: Современная молодежь,  настроенная экстремистски подхватила фашистские лозунги «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и др. чем они отличаются от призывов Гитлера по смыслу – ничем. В 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке в Москве. Среди пострадавших много женщин и детей. Что же такое экстремизм, расизм, национализм, шовинизм.

       Архивариус (слайд № 3)


Национализм – нетерпимость к людям другой национальности, неприятие их национальных традиций, обычаев, норм.

Шовинизм – крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности.

Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

     Шовинизм – крайняя форма национализма проповедь национальной исключительности.

     Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

     Классный руководитель: Сегодня появляются организации, проповедующие национальную и расовую нетерпимость.

     Ученик:   1. 11 января 2006 г. в Московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам.

     Ученица :   25 марта 2006 г. в г. Санкт - Петербурге совершено нападение на  9-летнюю девочку – мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом.

     Ученик:   7 апреля 2006г. в г. Санкт – Петербурге убит 28-летний студент, гражданин Сенегала. Ружье со свастикой найдено неподалеку от места преступления.

     Ученица:  25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19 – летний гражданин России армянского происхождения.

(слайд № 4)

Статистика за шесть месяцев 2006 г.:

  1. За первые шесть месяцев 2006 г. в России зафиксировано более 100 нападений на почве национальной вражды;
  2. В результате 92 человека пострадали, 14 человек погибло;
  3. В Москве погибли 9 человек и 35 человек избиты;
  4. В Санкт - Петербурге 2 человека погибли и 17 человек получили увечья.

     Классный руководитель: О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Почему же возникает тенденция свысока относиться к другим нациям (ответы учащиеся и учителей)

     Классный руководитель (вывод): Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, неважно – представляет она большинство населения или нет.

     Ученица:    Всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов на Дубровке в Москве в 2002, и в Беслане в 2004 г., добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. Чтобы совершить такой поступок, человек должен уметь чувствовать горе людей, как свое собственное. Это называется способностью к эмпатии, т.е. умение понять другого посредством сопереживания, Леонид Рошаль  не интересовался, сколько среди заложников русских и сколько нерусских.

(слайды № 5  Леонид Рошаль)

Ученик 6 (читает стих) «Это Беслан»

                                            Солнце, улыбки, смех и цветы,

                                       Белые блузки, косички, банты

                                            Солнце лучи в чистых окнах блестят,

                                            Ждет с нетерпением школа ребят…

                                                                                        Это Беслан….

                                            Вот старшеклассник идет, не спеша

                                            Мама ведет в 1 класс малыша

                                            Стайкой веселой подружки бегут.

                                            Шум и веселье, радость – все тут!

                                                                                        Это Беслан…

                                    Бабушка внуку помашет рукой:

                                           «Учись на пятерки, мой дорогой!

                                            Умным и сильным скорей вырастай,

                                            И будет тобой гордиться твой край!»

                                                                                Это Беслан….

                                            Учитель встречает ребят у ворот:

                                           «Здравствуй, веселый школьный народ!»

                                            Добрые руки, внимательно взгляд,

                                            Как же ребят всех видеть он рад!!!

                                                                                       Это Беслан….

                                            Ранее утро….. Сентябрьский день….

                                            Вдруг солнце закрыла зловещая тень….

                                            Кто мог подумать тогда о таком,

                                            Что будет две грани: до и потом….?

                                                                                        Это Беслан…..

                                            Да – это счастье, улыбка, цветы,

                                            Шутки и смех, портфели, банты,

                                            Ну, а потом – это слезы и стон,

                                            Ну, а потом, словно страшный был сон…

                                                                                        Это Беслан…...

                                            Слезы отчаянные, крик и мольба,

                                            А голову ниже – иначе стрельба.

                                            Потрескались губы, и хочется пить,

                                            Но нужно же выжить, «Так хочется жить!!!»

                                                                                        Это Беслан…..

                                            И стиснуты руки до хруста в зубах,

                                            А в детских глазах – ужас и страх.

                                            В спортзале, где мячик веселый летал,

                                            Гранаты и мины – военный металл.

                                            И тянется другу навстречу рука:

                                           «Давай продержись, уже помощь близка!»

                                            Но слаб уже друг, и в ответ тишина…

                                            Страшно…так страшно…. Как будто войны…

                                                                                        Это Беслан……

                                            Пусть люди на нашей огромной планете

                                            За руки возьмутся: взрослые и дети.

                                           «Нет ТЕРРОРИЗМУ!» - звучит как пароль,

                                            Помни, Беслан, эту страшную боль….

                                                                                         Помни….

(по ходу стихотворения демонстрируются слайды № 6 и 7 г. Беслан)


Учитель турецкой                       Я и моя семья вынужденные переселенцы из  

   национальности                                Ферганской долины в 90-е годы.

     Мы ощутили  национализм со стороны узбеков в полной негативности. Мы приехали в Россию.  Россия  приютила мою семью, предоставила убежище и гражданство. Мне дали работу. Здесь в России родились мои дети и внуки. Это просто бескультурье, дикость и варварство – презирать человека за его национальность. И иногда можно услышать в свой адрес презрительные клички: «хачик», «кавказец», «черный» и т.д.

Классный руководитель: Что же можем мы ответить нашему гостю?

Примерные ответы детей:

-  Люди с Кавказа часто ведут себя агрессивно, сами затевают конфликты.

-  Потому что некоторые показывают презрительное отношение к русским.

-  Не надо обращать внимание, везде есть ненормальные.

-  С появлением у нас турок, появилась наркомания.

     Мальчик (турок): Нужно, чтобы в России научились уважать права человека, права личности. Чтобы не стремились всех «причесать под одну гребенку».

5 декабря 2008 г в прямом эфире телевидения В.В. Путин дал четкую оценку экстремизму в России, отвечая на вопрос представителя Республики Саха (Якутия).  Был задан конкретный вопрос: «До каких пор граждане России с другим цветом кожи должны опасаться за свою жизнь, посещая Москву?» Ответ: Нам нужно  учиться толерантности, умению жить в разнообразном мире, терпимо относиться к взглядам, обычаям, традициям.

     Ученик: Русские всегда были терпимы к чужой вере  и национальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни.

     Ученица: Толерантность. Выполнение законов России, по которым национальная нетерпимость – это преступление, по предположению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

(слайд № 8 дети с разным цветом кожи)

Используется песня: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» - все подпевают.

     Классный руководитель (рефлексия): «Что дал вам сегодняшний разговор?»      

Возникло  ли у вас желание быть терпимее к людям другой национальности? Считаете ли вы себя толерантными?

(на экране слайд № 9 «Портрет толерантной личности»)

ПОРТРЕТ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

1. Толерантная личность знает о своих достоинствах и недостатках, умеет  

    относиться к себе критично.

2.  Умеет жить в согласии с другими и самим собой.

3.  Имеет чувство ответственности, которую не перекладывает на других.

4.  Толерантный человек убежден, что его судьба зависит от него самого, а не  

     от расположения звезд.

5.  Признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения,  

     не делит мир на две части – черные и белые, а людей только на два сорта –  

     хорошие и плохие, свои и чужие.

6.  Умеет сопереживать, быть чутким и внимательным к людям.

7. Обладает чувством юмора, способностью посмеяться над собой, не  

     показывает своего превосходства над другими.

     

 Классный руководитель: Являетесь ли вы толерантным человеком?

(дети заполняют тест)

             ЯВЛЯЮСЬ ЛИ Я ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?

   1.  Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт,  

                                     которые,  по твоему мнению, у тебя наиболее

                                     выражены, знак  –  «напротив тех трех черт»,      

                                      которые у  тебя наименее выражены.

2.  В колонке «В» поставь знак «+»  напротив тех трех черт, которые на твой  

     взгляд,  наиболее характерны для толерантной личности.

Черты толерантной личности

Колонка, А

Колонка, В

  1. Расположенность к другим
  2. Снисходительность
  3. Терпение
  4. Чувство юмора
  5. Чуткость
  6. Доверие
  7. Альтруизм
  8. Терпимость к различиям
  9. Умение владеть собой
  10. Доброжелательность
  11. Умение не осуждать других
  12. Гуманизм
  13. Умение слушать
  14. Любознательность
  15. Способность к сопереживанию

 

     Рефлексия: Сравни свои представления о себе («+» в колонке, А) с портретом толерантной личности («+» в колонке, В).

     Классный руководитель: Россия – многонациональная страна. В нашей школе учатся дети разных наций. В нашем классе учатся русские, турки – месхетинцы, молдаване, украинцы,  азербайджанцы. В заключение хочу прочитать слова  Д.С. Михайлова: «Любя свой народ, свою семью,  скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей….. Ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа – хотя бы на тех, кто не признает национализма».

         (Дети читают стихотворение: Южной Осетии  посвящается)

Во времена Олимпиады,                         Бомбят цхинвальцев вертолеты,  

Не нарушал никто покой.                      Без жертв не прожито ни дня,

В Элладе миру были рады –                  Наводят ужас их полеты,

Обычай древний был такой.                  И люди гибнут от огня.

       Олимпиаду чтим и ныне                        Беда пришла сюда большая

       Пришел в Китай ее черед,                      И как бывало в трудный час

       Собрался в городе Пекине                    «Россия, матушка родная,

       Со всех концов Земли народ.                Спаси от недруга всех нас!»

Неймется только в Вашингтоне –         Россия – матушка всех горцев

Покоя не дает Кавказ,                             Хранит, как мать свое дитя.

Выносят планы в Пентагоне,                 Стоят здесь наши миротворцы

Конечно, только против нас                  Для мира, жизни не щадя.

       Есть друг у них – Саакашвили              С Кавказом русские дружили –

       И дядя Сем дает наказ:                           Одна семья, одна страна.                                    

      «Не зря же мы тебя учили,                      А кто для вас Саакашвили?

       Теперь ты слушай только нас!»             Для вас он горе и война

Вассал, сатрап – Саакашвили                 Грузин, не будь же оккупантом,

Готов исполнить ваш приказ,                 Мы ж жили братьями вчера –

Ведь в белом доме так решили,              Россия есть для вас гарантом,

Чтоб запылал в войне Кавказ.                 Гарантом мира и добра!

       В священный день Олимпиады              Мы помним все год сорок первый

       Обрушился смертельный шквал –         Сражались вместе, как один,

       Гремели танки, били «грады»,               Отцы дружили крепко, верно –

       И запылал в войне Цхинвал.                   Абхазец, русский и грузин.

Домам и школам нет пощады,                Людское горе и проклятье

Ни старикам, ни матерям.                       России нашей не нужны.

Здесь геноцид устроить надо,                 Мы мир Кавказу, людям счастье

Стреляют, бьют по площадям!               Всем проповедать должны.

       И плачут дети, воют мины,                    Скажите все: ОСТАНОВИТЕСЬ

       Снаряды сеют смерть и страх.               В братоубийственной войне!

       В Цхинвале скорбь, кругом руины,       По-братски крепко обнимитесь!

       Детей и женщин мертвый прах.             Дай Бог всем мира не земле!

 

Инструкция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусство быть толерантным" конкурсная программа

Мероприятие расчитано на учащихся 8-9 классов, которые являются активными его участниками. Представленная конкурсная программа обладает огромным воспитывающим потенциалом, формирует правильное предста...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть современным - быть толерантным

В современном мире с особой омтротой возникла потребность в формировании личности - личности толерантной. Толерантность - это прежде всего активное отношение формируемое на основе признания универсиал...