Программа "Компетентный потребитель"
рабочая программа на тему

Малышева Татьяна Васильевна

Технология. Социальная адаптация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.potr_malysheva.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка

Программа «Компетентный потребитель» предназначена для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность. Любой человек – центральная фигура в экономике. Он выступает в роли производителя и потребителя, он должен уметь принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ними стоит. Его права, как потребителя, защищены специальным законом, который называется «Закон о защите прав потребителей». Во многих житейских ситуациях Закон защищает наше здоровье, кошельки, покой от действий недобросовестных производителей и продавцов. Необходимо учить молодых людей с ограниченными возможностями здоровья основам потребительской культуры и умению пользоваться этим законом. Знание своих законных прав и умение ими пользоваться – это и есть потребительская культура. Грамотно и рационально спланировать потребительский бюджет, знать, куда и как вложить свои сбережения, знать принципы торговли и уметь выбирать качественные товары и вести свое домашнее хозяйство, – все это и многое другое можно узнать на занятиях по программе «Компетентный потребитель».

Новизна. В настоящее время в детском доме нет специального предмета, в результате изучения которого молодые инвалиды приобретали бы знания, необходимые им в такой важной сфере экономической жизни общества как потребление. Предлагаемая программа: «Компетентный потребитель» поможет молодым людям овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации, поможет адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Цель программы – подготовить молодых людей к выполнению социальной роли потребителя, демонстрирующего рыночную модель поведения.
        Задачи программы:

        Обучающие:

формирование у воспитанников знаний о потребителе как основном участнике экономики (потребности, мотивы, интересы, положение на рынке);

  • овладение знаниями, необходимыми рациональному участнику
    обмена (покупателю);
  •  знакомство с финансовыми инструментами (страхование,
    кредитование, инвестирование), с правами потребителя и способами их
    защиты;
  • овладение умениями принятия рациональных потребительских
    решений, критического анализа экономической информации, планирования финансовых ресурсов и защиты прав потребителя;

Развивающие:

  • развитие навыков рационального поведения в экономической среде и экономических отношениях;
  •  развитие экономического мышления в целях выбора эффективных способов решения практических ситуаций в сфере потребления

Воспитательные:

  • формирование основ культуры потребления;
  • овладение этическими нормами потребителя;

Коррекционные:

  • Обогащение словарного запаса
  • Развитие логического и критического мышления, толерантности, коммуникативных умений.
  • Социализация  личности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. 
  • Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность
  • наглядность
  • индивидуальный подход
  • принцип практической направленности обучения,
  • принцип коррекции и целесообразности

Программой предусматривается годовая нагрузка 40 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения  по данной программе воспитанники 

должны знать:

  • основные понятия, характеризующие потребление как сферу экономики;
  • как осуществить рациональный выбор товара и услуги;
  • основные права потребителей;
  • финансовые инструменты, обеспечивающие рациональное использование денежных средств;
  • этику потребления;
  • способы защиты прав потребителя.

Уметь:

  • выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, ценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и др.)
  •  грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы сбыта, на транспорте и др.

Учебно-тематический план

Тема

Теоретич.

Практич.

Кол-во часов

1

Потребитель – основной участник обмена.

7

7

14

1

Кто такой потребитель? Мотив и потребность. Индивидуальные и общие потребности. Полезность товаров и услуг.

1

2

Выбор и цена выбора. Дополнительные затраты. Дополнительные выгоды

1

3

Как продаются товары. Торговля: оптовая и розничная. Путь товара от производителя к потребителю. Торговая наценка. Импортёр.

1

4

Магазины: специализированные и универсальные, супер- и гипермаркеты.

1

5

Экскурсия в магазины. Покупка товара.

1

Экскурсия на рынок. Покупка товара.

1

6

Телемагазины. Интернет-магазины. Внемагазинная форма торговли: по каталогам, посылочная.

1

7

Заказ и оплата товара в интернет-магазине

1

8-9

Правила пользования платежным терминалом.

2

10

Сбыт продукции. Стимулирование сбыта или продаж. Ценовое стимулирование (предоставление скидок). Предоставление гарантии. Стимулирующие лотереи.

11

Сфера услуг.  Виды услуг. Как продаются услуги Лицензия.

1

12

Экскурсия в ателье.

1

13

Экскурсия на почту.

1

14

Запись к специалистам через систему Интернет

1

2

Источники информации для потребителей

4

4

8

1

Информация. Источники информации. Достоверность информации.

1

2

Реклама. Формы рекламы. Товарный знак фирмы.

1

3-4

Поиск информации о товаре или услуге в сети Интернет.

2

5-6

О чем говорит этикетка. Символы и обозначения на этикетке.

2

7

Исследуем этикетку продукта.

1

8

Исследуем маркировку электроприборов

1

3

Финансовое планирование и финансовые инструменты

6

2

8

1

Деньги.  Из истории возникновения денег. Бюджет семьи. Доходы и расходы.

1

2

Проблема сбережения. Инвестиции.

1

3

Страхование.

1

4

Займы. Кредиты.

1

5

Скидки на товары и услуги. Дисконтные карты. Распродажи.

1

6

Платежные карты. Кредитные и дебетовые карты.

1

7

Экскурсия в сбербанк.

1

8

Деловая игра: «Мой личный финансовый план»

1

4

Культура потребительского поведения

2

3

5

1-2

Разумный потребитель: основные правила поведения в магазине, службе быта, на транспорте, в туристической поездке.

1

3

Сюжетно-ролевая игра «В продуктовом магазине»

1

4

Сюжетно-ролевая игра « Если кто-то заболел»

1

5

Сюжетно-ролевая игра «В туристической поездке»

5

Права потребителя и их защита

3

1

4

1

Права потребителей.

2

Самозащита потребителя.

3

Государственная защита прав потребителей. Роспотребнадзор. Общественная защита прав потребителя.

4

Решение ситуационных заданий, анализ проблемных ситуаций.

8

Итоговое занятие

1

1

Игра - викторина «Эксперты»

Итого:

22

18

40

 

Содержание программы:

Тема 1:  «ПОТРЕБИТЕЛЬ – ОСНОВНОЙ УЧАСТНИК ОБМЕНА»

Потребление как вид экономической деятельности. Товары и услуги. Спрос и предложение.

Проблема выбора. Потребности «надо» и «хочу». Индивидуальные и общие потребности. Полезность товаров и услуг. Психологические факторы поведения потребителя. Рациональный и эмоциональный выбор. Цена выбора. Дополнительные затраты. Дополнительные выгоды. Ограниченность ресурсов.

Как продаются товары. Торговля: оптовая и розничная. Путь товара от производителя к потребителю. Торговая наценка.

Конкуренция продавцов. Суверенитет потребителя. Импортёр.
Магазины: специализированные и универсальные, супер- и гипермаркеты. Традиционная торговля. Импульсные покупки.
Телемагазины. Интернет - магазины: преимущества и недостатки.
Внемагазинные формы торговли: по каталогам,  посылочная.

Торговые агенты, прямые продажи.
Сбыт продукции. Стимулирование сбыта или продаж. Ценовое
стимулирование (предоставление скидок). Предоставление гарантии.
Стимулирующие лотереи.
Как продаются услуги. Виды услуг. Проблемы с защитой своих прав в
сфере услуг. Лицензия.


Тема 2: « Источники информации для потребителей».

Информация. Источники информации: советы друзей и специалистов, потребительская информация, специальные потребительские издания,  независимые источники информации. Как пользоваться информацией. Достоверность информации.

Реклама. Форы рекламы. Методы, позволяющие привлечь внимание потребителей к конкретному товару. Рекламная кампания.

Товарный знак фирмы.

О чем говорит этикетка. Символы и обозначения на этикетке. Символы, подтверждающие соответствие стандартам качества и безопасности. Символы, рассказывающие о составе продуктов. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Символы, информирующие о правилах пользования товаром. Символы, указывающие на экологическую безопасность товара. Срок годности.

Маркировка товара.

Тема 3: «Финансовое планирование и финансовые инструменты»

Деньги. Из истории возникновения денег.

Бюджет семьи. Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Иерархия потребностей. Текущие и долговременные расходы. Запланированные и незапланированные расходы.

Проблема сбережения. Инвестиции.

Страхование. Основные объекты страхования: жизнь и здоровье граждан, имущество граждан, автомобили и гражданская ответственность автовладельцев, страхование вкладов.

Займы, кредиты. Виды кредитов: в зависимости от сроков (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), в зависимости от условий (обеспеченный, необеспеченный), в зависимости от назначения (на неотложные нужды, потребительский, ипотечный). Кредитная история.

Скидки на товары и услуги. Распродажи.

Платёжные карты. Кредитные и дебетовые карты.

Тема 4: « Культура потребительского поведения»

Разумный потребитель: основные правила поведения в магазине, службе быта, на транспорте, в туристической поездке. Культура потребительского поведения. Доброжелательность, вежливость, компромисс.

Тема 5: «Права потребителя и их защита».

Потребительское законодательство.

Права потребителей.

Право на безопасность. Отзыв товара с рынка. Срок службы (годности) товара.

Право на качество. Гарантийный срок.

Право на информацию. Информация о продавце (изготовителе). Информация о товаре (услуге).

Право на выбор.

Право на компенсацию причиненного вреда. Имущественный (материальный) и неимущественный (моральный) вред.

Государственная защита прав потребителей. Роспотребнадзор. Общественная защита прав потребителя.

Тема 5: «Итоговое занятие»

Игра-викторина «Эксперты», подведение итогов.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности   программы:

  • Входящий контроль: собеседование, опрос, индивидуальные  задания
  • Текущий и промежуточный контроль: наблюдение, опрос, индивидуальные и тестовые задания, практические задания.
  • Итоговый контроль: тестовые задания, игра-викторина.

Организационно-педагогические условия.

Обучение по программе «Компетентный потребитель» планируется с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников, используя практику педагогики сотрудничества, основанной на добровольности участия в деятельности.

В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков. 

Структура данных занятий зависит от поставленных целей и задач, включает в себя: организационный момент, повторение и закрепление изученного, объяснение нового материала, закрепление нового материала.

Методическое  и дидактическое обеспечение программы.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, беседы, дискуссии, анализ источников, решение ситуативных задач, экскурсии, деловые игры, игры-викторины игры, а и другие. Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Методы:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  •  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитанников:

  • объяснительно-иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся  на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение  заданий, решение проблем.

Приёмы:

  • Игровые приемы.
  • Практические упражнения.
  • Использование проблемных ситуаций.
  • Самостоятельная работа обучающихся, которая включает поиск информации, осмысление и анализ фактов, выборе и покупке  товара или услуги.

Дидактический материал программы включает:

  1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
  2. Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Оборудованный учебный класс, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.
  2. Современное компьютерное обеспечение, множительная техника.

Информационно-электронные ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/
  2. http://nsportal.ru/
  3. http://www.twirpx.com/
  4. http://pochemu4ka.ru/
  5. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami/
  6. http://aplikacii.ru/
  7. http://www.solnushki.ru/

Список литературы:

  1. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Метод. пособие. – М., 2004.
  2. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учебное пособие. – М., 2007.
  3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «ЭКОНОМИКА»для учащихся 5-7 кл. общеобр. учр. – М., 2013.
  4. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева.-3-е изд.-М.:Вита-Пресс,2008.
  5. Закон РФ «О защите прав потребителя»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ "ПОТРЕБИТЕЛИ"

"Хотите ль, не хотите ли, но все мы - потребители". И именно поэтому разработка по данной теме очень важна, так как на этом занятии учащиеся знакомятся с понятиями полезность, суверенитет потребителя,...

Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"

Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...

Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...

классный час "Права потребителей"

·         Классный час в 8 классе посвящен знакомству учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, формированию элементарных умений защит...

Защита прав потребителя.

Кто такой грамотный потребитель?...

Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...