Адаптация первоклассника к школе
методическая разработка на тему

Ткачева Людмила Вячеславовна

  Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство детей приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми!

  Кто то из детей вовсе не посещал дошкольных учреждений, не придерживался режиму дня, был ограничен в общении с детьми, а то и вовсе воспитывался бабушкой у которой всё можно.

   В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. 

  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx24.12 КБ
Office presentation icon adaptatsiya.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школьным условиям

информация для родителей  


    Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений .

 НОВЫЕ ПРАВИЛА, многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. 


  Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом.

    У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. 

2  Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям.

Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели.

Что такое адаптация первоклассника? 

3    Условия возникновения необходимости  адаптации ребенка к школе:

- меняется социальная позиция (с дошкольника на ученика),

- появляются новые и сложные обязанности

- смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)

- меняется социальное окружение 

4   Виды адаптации.

- физиологическая

- социальная

- психологическая 

5  Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". 

В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.  

  Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.  

6  Социально - психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

 Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". 

Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.   

  Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» 

  Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей.

   То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

   В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.  

 ______________

    Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. 


7.  Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: 

   Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: 

  Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: 

  Третья группа – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

В редких случаях ребенок вообще не может адаптироваться к школьным условиям.

8.  Признаки успешной адаптации 

 положительное отношение к школе,

адекватно воспринимает требования учителя,

 легко усваивает новый учебный материал,

прилежно выполняет задания без внешнего контроля,

проявляет самостоятельность,

имеет хороший статус в коллективе


9.  Наиболее типичные проявления дезадаптации: 

 нарушение сна;

 нарушение аппетита;

жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;

навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей )

нарушение темпа речи (запинки).

невротические расстройства,

астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость )

снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

снижение учебной мотивации.

снижение самооценки,

повышенная тревожность,

эмоциональное напряжение.


Как помочь ребенку?!

10 . Соблюдайте режим дня 

   Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.   

  Не загружайте первоклассника дополнительным образованием (кружками).


11. Провожайте ребенка в школу доброжелательно!

  Старайтесь провожать ребенка в школу добрыми словами и пожеланиями удачи и успехов, не предъявляя при этом требований. Встречая ребенка после школы, не приставайте в нему с расспросами, но дайте понять, что вас интересует его школьная жизнь и вы всегда можете поговорить и выслушать.  


12. Учите ребенка выражать свои чувства 

   Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.  


13. Не требуйте, а предлагайте 

  Все, что вы хотите – выражайте в форме предложений и сотрудничества. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение.

  Прежде, чем предоставлять ребенку самостоятельность в связи с переменой его статуса, родители должны заранее обсудить, какую часть своей ответственности они готовы передать ребенку. Потом обсудите со своим первоклассником, за что он теперь отвечает (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.)  


14. Хвалите ребенка 

  Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка.

   Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера.

 Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.  

15. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков.

   Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка. Ни в коем случае не давайте никаких диагнозов и прогнозов на будущее.  

16  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований 

 Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.   

17. Спокойствие, только спокойствие!

Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику. Как помочь ребенку? 


18.  Будем учиться с удовольствием!!! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ НАО «Средняя школа № 3» Адаптация первоклассников к школьным условиям информация для родителей соц.педагог Ткачева Л.В. 2016 год

Слайд 2

Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Что такое адаптация первоклассника?

Слайд 3

Условия возникновения необходимости адаптации ребенка к школе . меняется социальная позиция (с дошкольника на ученика) появляются новые и сложные обязанности смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение

Слайд 4

Виды адаптации.

Слайд 5

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури" . В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление . Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Период относительно устойчивого приспособления . Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Физиологическая адаптация

Слайд 6

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Социально-психологическая адаптация

Слайд 7

положительное отношение к школе, адекватно воспринимает требования учителя, легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без внешнего контроля, проявляет самостоятельность, имеет хороший статус в коллективе Признаки успешной адаптации

Слайд 8

нарушение сна; нарушение аппетита; жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.; навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей ) нарушение темпа речи (запинки). невротические расстройства, астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость ) снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость). снижение учебной мотивации. снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение. Наиболее типичные проявления дезадаптации:

Слайд 9

1.Соблюдайте режим дня 2. Провожайте ребенка в школу доброжелательно! 3. Учите ребенка выражать свои чувства 4. Не требуйте, а предлагайте 5. Хвалите ребенка 6. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков 7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований 8. Спокойствие, только спокойствие! Как помочь ребенку?

Слайд 10

Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику. Как помочь ребенку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....

Трудности адаптации первоклассников к школе

Адаптация – это процесс привыкания к новым школьным условиям...

Буклет для родителей "Адаптация первоклассника в школе"

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, безз...

Родительское собрание. Трудности адаптации первоклассников к школе

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребёнка. Для формирования положительного отношения к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными задан...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.Предложить практические советы организации общения с первоклассником.Вопросы для обсуждения....

Адаптация первоклассников к школе

Принципы адаптации. основные этапы адаптации по М.М.Безруких...