Роль семьи в воспитании и обучении детей с ЗПРР
консультация на тему

Фахриева Ирина Ильдусовна

Что такое семья? Какую роль она выполняет в воспитании и обучении детей с задержкой психоречевого развития?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_i_obuchenii_detey_s_zprr.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТСТАН

ГБУ ДУВАНСКАЯ ПМПК

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9094906000b5e3887185a66e6be50c7e&n=33&h=190&w=286

«Роль семьи в воспитании и обучении

детей с задержкой психоречевого развития»

Фахриева И.И.,

социальный педагог

МЕСЯГУТОВО


        Что такое семья? Какую роль она выполняет в воспитании и обучении детей с задержкой психоречевого развития?

        Чтобы ответить на этот вопрос начнем с понятия семья.

Говоря научным языком, СЕМЬЯ - это ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

        Для ребенка  СЕМЬЯ – это особый мир из самых близких людей: мама, папа братья и сестры.

Семья - это первый воспитательный институт, который формирует и развивает личность человека, стимулирует социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

        Именно семья выполняет главную роль в воспитании детей с отклонениями в развитии, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.

        Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития.        Очень большое значение в воспитании детей играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания.

        При неправильном отношении родителей к дефекту ребенка, у детей может сформироваться:

  1. Негативное самоотношение и неприятие факта своей ограниченности (дети стараются скрыть проблемы в состоянии своего здоровья).
  • сравнение своей речи с речью других детей;
  • укоры родителей и близких родственников («Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!»). У ребенка возникает комплекс неполноценности.
  • насмешки детей. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).
  1. Позиция: «Мне обязаны все!» (дети манипулируют окружающими посредством своего состояния здоровья);
  2. Позиция: «Я – сам!» (ребенок во что бы то ни стало хочет самостоятельно преодолеть свои трудности, он раздражается, когда к нему относятся как к немощному);
  3. Неосознание своего дефекта (дети не знают о состоянии своего здоровья).
  • попустительское отношение родителей к дефекту ребенка («Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает»). Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности;
  • игнорирование родителями отклонения в развитии ребенка.

        Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми. 

        Воспитание детей с нарушениями речи должно строиться согласно следующим принципам:

  1. В процессе воспитания и обучения ребенка с нарушениями речи должны принимать участие все члены семьи, которые должны иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
  2. Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.
  3. Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушением речевого развития является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.
  4. При воспитании детей с нарушениями речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе. Разговаривая с ребенком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него, лучше всего переспросить, если вы не поняли его.
  5. Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.
  6. Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями в развитии является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих недостатков.
  7. Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий. 

ПОМНИТЕ! Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями! Как писал великий русский писатель Л.Н.Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание : Роль родителей в воспитании и обучении детей.

В материале раскрывается роль родителей в обучении и воспитании детей: привлечение родителей к повышению мотивации в обучении их собственных детей....

Протокол родительского собрания "Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка"

Первое собрание в 5 классе проходит совместно с детьми  в форме круглого стола, создаёт дружественную атмосферу...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...

Роль семьи в воспитании и развитии детей

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

"Роль отца в воспитании и обучении детей"

16 февраля в рамках работы семейного клуба «Подсолнух» прошло мероприятие на тему «Роль отца в воспитание детей»  ( руководитель, социальный педагог Факушина А.З.)  ...