Самосовершенствование учителя математики
статья

Шиман Ольга Алексеевна

Самосовершенствование учителя математики через работу школьного методического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shiman_somosovershenstvovanie.docx84.95 КБ

Предварительный просмотр:

Самосовершенствование учителя как показатель профессионализма

          Учитель. С детства это слово вызывает у нас уважение. Профессия учителя – благородная профессия. Как известно, хороший учитель продолжает учиться всю жизнь.

          В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества выпускника школы, как компетентность, инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.  

         Меняется мир, меняются требования к выпускнику школы, поменялись стандарты образования и учитель должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь  принимать  самостоятельные  решения,  адаптироваться  в  социальной  и профессиональной среде, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

          Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

          Профессионализм учителя заключается в общей образованности, глубоких познаниях в разных областях; знании психологии, в частности возрастной; в отличном знании собственного предмета и умении четко и понятно его изложить. Хороший учитель должен любить свое дело, любить детей и уметь находить с ними общий язык. Самосовершенствование учителя это постоянное повышение уровня как знаний, касающихся его предмета, так и педагогических навыков. В самосовершенствовании учителя одним из обязательных условий является желание его самого повышать уровень профессионализма и искренняя заинтересованность делом.

Если учитель работает без интереса и думает только о том, как бы скорее отбыть урок (а такие тоже встречаются) – никакой речи о самосовершенствовании такого учителя быть не может.

Самосовершенствование учителя происходит в двух направлениях – самообразовании и самовоспитании. Как известно, учитель, который дает только тот материал, который изложен в учебнике, особого уважения у учеников не вызывает.

         Профессиональная  компетентность  учителя  является  наряду  с  профессиональной

направленностью и гибкостью интегральной характеристикой его личности. В настоящее время не существует  точного  определения  как  понятия  компетентности  вообще,  так  и  понятия

профессиональной компетентности в частности, в том числе понятия компетентности учителя. В 2017 году хотя и будет введен тест на профпригодность учителя, но кто его будет проводить и оценивать, то есть механизм оценки еще не разработан.

           Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

          Самосовершенствование учителя – это повышение уровня его профессионализма.

В наше время бесконечного потока новой информации, нужно быть крайне подготовленным, чтоб не попасть впросак, столкнувшись с вопросами любознательных учеников. Учителя часто говорят, что учатся у своих учеников, имея ввиду, что каждый ученик, каждый новый класс — это новая история отношений, порой очень непростых.

Справляться с такими задачами помогают именно самовоспитание и совершенствование педагогических навыков.

          Исходя из структуризации педагогической компетентности, осуществленной Л.М. Митиной,мы считаем необходимой и достаточной следующую совокупность компетенций, уровень овладения которыми будет определять уровень развития педагогической компетентности:

- деятельностная или специальная компетенция (знания, умения, навыки и индивидуальные

способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности);

- личностная или профессиональная компетенция (знания, умения, навыки профессионального

самосовершенствования и саморазвития);

- коммуникативная компетенция (знания, умения, навыки и способы творческого

осуществления педагогического общения).

           Деятельностная компетенция учителя математики ориентирована на овладение знаниями,

умениями, навыками и индивидуальными способами самостоятельного и ответственного обучения математике. В настоящее время особое значение имеет отбор содержания, к которому необходим фундаментальный подход – содержание образования должно включать все, что необходимо для развития личности ученика, удовлетворения его запросов, его профессионального самоопределения. Учитель математики обязан владеть критериями и признаками отбора содержания.

           Личностная (или персональная) компетенция учителя математики означает овладение

способностями к профессиональному самосовершенствованию и самореализации. Потребность

личности  в  самосовершенствовании  и  самореализации  в  соответствии  с  концепцией

самоактуализации  личности  А.  Маслоу    является  высшей  потребностью  личности.

Самоактуализация личности – это стремление человека к самоосуществлению, попытка реализовать свои потенциальные возможности, «стать тем, чем он может быть». А. Маслоу предлагает следующую  трактовку  природы  личности:  человек  от  природы  хорош  и  способен  к самосовершенствованию, люди – сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Согласно А. Маслоу тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержанием потребности в деятельности является потребность в самоактуализации.

             Коммуникативная компетенция.

Овладение коммуникативной компетенцией, а именно знаниями, умениями, навыками и

способами творческого осуществления педагогического обучения, приводит к коммуникативной компетентности личности педагога. Коммуникативный компонент педагогической компетентности:

1) отражает суть взаимодействия между педагогической деятельностью и личностью; 2) способствует раскрытию личностей учителя и ученика в процессе обучения; 3) содержит в себе обучающий и воспитательный эффект подготовки. Таким образом, коммуникативная компетентность учителя является его профессионально значимой характеристикой. Она включает действия, связанные с становлением педагогически целесообразных взаимоотношений между учителем и учеником, направленные на достижение общих целей; действия мотивирования участников педагогического процесса к взаимодействию; действия проникновения во внутренний мир друг друга.

Системообразующим  элементом  коммуникативной  компетентности  является  развитие

профессионально значимых личностных качеств.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».
  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно.

Формы самообразования учителя:

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе

Источники самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Источники информации:

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации
  • Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Результаты самообразования учителя на некотором этапе:

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.
  • апробирование новых форм, методов и приемов обучения.
  • доклады, выступления.
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
  • разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям.
  • создание комплектов педагогических разработок.
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой теме.

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития педагогов в значительной мере зависит с одной стороны от самообразования самого педагога, с другой - от эффективной системы методической работы в школе. Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом труде, является важнейшим средством повышения  педагогического мастерства учителей, и как результат - целая система работы всей школы. В нашей школе создано школьное методическое объединение естественно научного цикла, которым я руковожу.

Вся методическая работа в школе нацелена на обеспечение профессионального роста учителя. Мы считаем, что профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования;

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия, учителей в организованных школой мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием «Методическая работа».  

В данной системе методическое объединение является основной и универсальной формой профессионального объединения педагогов. Такая форма совместной работы педагогов одного профиля способствует росту творческой активности и оказалась в настоящее время очень востребованной. А результативность деятельности нашего методического объединения способствует переводу его из режима функционирования в режим развития.

В начале года провожу анкетирование учителей (Приложение № 1- 2). По результатам анкетирования составляю план работы ШМО и разрабатываем проведение открытых уроков (кто чем может поделится из учителей, у какого учителя что лучше получается), проводим семинары, круглые столы, мастер- классы, стендовые отчеты и доклады.

Учителями ШМО естественного цикла были выбраны темы самообразования: «Исследовательская работа  учащихся на уроках химии как одна из форм педагогической  деятельности» (учитель химии  Лукошко А.А.), «Деятельностный подход на уроках географии, как средство повышения качества образования по географии» (учитель географии Метелкина З.З.), «Формирование УУД на уроках физики» (учитель физики  Чурдикова Т.В.), «Формирование познавательных УУД на уроках биологии» (учитель биологии Васильева Н.Ф.), «Лепбук на уроках математики, как одна из форм работы над проектом» (учитель математики Шиман О.А.).

В 2015-2016 учебном году ШМО естественного цикла работало над методической темой «Формирование УУД на уроках естественного цикла», которая содержательно связана с научно-методической темой школы.

Целью деятельности ШМО  учителей естественного цикла является создание условий для творческой работы, практического решения проблем межпредметных связей, выработка единых педагогических требований к изучению предметов.

         Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся;

2.Постоянно повышать уровень обще-дидактической и методической подготовки педагогов;

3.Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности с другими учителями;

4.Выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;

5.Создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство для творческой работы коллектива.

Работа в ШМО естественного цикла школы построена так, что каждый педагог имеет возможность системно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В школе были проведены:

 Ярмарка открытых уроков по теме: «Формирование УУД на уроках естественного цикла»;

Методическая неделя;

Круглые столы

Мастер-классы: «Лепбук на уроках математики»

Учитель профессионально совершенствуется в процессе общения и контактов с коллегами. Методическое объединение - прекрасная форма обмена опытом, учебы, знакомства с достижениями науки и промышленности региона, методами работы коллег и, наконец просто общения. Свои работы педагоги представляют на заседаниях ШМО, а наиболее интересные и ярко подготовленные работы - на уровне школы, района. Шиман О.А. провела мастер-класс «Внеурочная деятельность» «Решение логических задач». Тексты выступлений и открытых уроков учителя сдают в методический фонд школы, который сформирован в школьной библиотеке.

В нашем коллективе хорошо прижилась такая форма работы, как взаимопосещение открытых уроков с обязательным разбором и анализом уроков каждым педагогом.

Открытый урок - это еще одна форма повышения педагогического (методического) мастерства и возможность демонстрации опыта педагогов. В 2015-2016 учебном году учителями ШМО  были проведены открытые уроки и мероприятия, что позволило изучать опыт друг друга. Они проводили уроки – презентации с применением новых технологий по формированию УУД.  Такие уроки были проведены: Шиман О.А. Детективное агентство «Десятичные дроби», Чурдикова Т.В. «Чудеса Архимедовой силы», Метелкина З.З. Путешествие к Пику Знаний», Васильева Н.Ф. «Строение и функции органов дыхания».

Заслуживает внимания то, что все участники методического объединения провели открытые уроки на достаточно высоком уровне и владеют методикой по формированию УУД. Это позволяет творчески контролировать преподавания предметов и одновременно повышать квалификацию педагогов.

Учителя старались применять на уроках  дифференцированный подход к каждому ученику, изучали методы проведения современного урока, посещали открытые мероприятия школы и района по изучению и внедрению новых технологий, совершенствующих процесс преподавания и изучения предметов. Обучающимся такие уроки нравятся. Они с удовольствием принимают в них участие. Уроки развивают инициативу и творчество учащихся, способствуют лучшему усвоению программного материала и развитию интереса к предметам естественного цикла. Школьный учитель вынужден постоянно повышать не только профессиональную квалификацию, но специальную подготовку, владеть современными методами не только учебно—методической и педагогической, но и научной, и интеллектуальной деятельности, этому обязывает требование времени.

Очень часто используется такая форма работы, как круглые столы, на которых обсуждаются актуальные проблемы образования и воспитания детей, осуществляется обмен наработками с представлением литературы по теме, это стимулирует педагогов на раскрытие профессиональных секретов, которыми они щедро делятся с коллегами. Темы, рассматриваемые на  заседаниях ШМО, самые различные: «Вопросы организации учебно-воспитательного процесса в объединении»; «Технология работы с рабочими программами УМК»; «Современные педагогические технологии (технология проблемного обучения, проектная технология, организация исследовательской деятельности, инновационная деятельность)»; «Самоанализ деятельности педагогов в ШМО»; «Работа над единой методической темой школы», «Формирование УУД на уроках естественного цикла» и др. На заседаниях методического  объединения обсуждаются вопросы  методики преподавания и организации  уроков, анализируются и корректируются рабочие программы, отрабатываются  мастер – классы, представляется передовой  педагогический  опыт. Внутри методического объединения создаются микрогруппы, способные подготовить выступления на конкурсе, защитить рабочие программы на педсовете. В методическом объединении учителей данного цикла создан  методический фонд:  

- нормативно – правовая  документация;

- методические  рекомендации по различной проблематике;  

- планы и анализы  работы ШМО;

- анализы деятельности педагогов;

- наработки  по  итоговой  аттестации  обучающихся;  

- каталог  литературы  по  направлениям  деятельности;  

- конспекты  открытых уроков,  мероприятий;  

- разработки  тем  по  самообразованию.

В  ШМО ведется большая аналитическая работа. Отслеживается уровень участия каждого педагога в методической деятельности. На основании этих показателей строим графики, диаграммы; выстраивается рейтинг педагогов. В дальнейшем эти показатели используются для морального и материального стимулирования педагогического труда.

Таким образом, в результате совместной деятельности формируется команда единомышленников, нацеленная на достижение оптимальных результатов. Такая работа позволяет совершенствовать свой профессиональный уровень педагогам с разным уровнем квалификации, образования, опыта работы. Для начинающих педагогов — это хорошая практическая школа, для педагогов с большим стажем — это возможность поделиться опытом. Для всех — это возможность совместной творческой работы. В октябре 2015 года проведена декада естественных наук, цель которой было формирование положительной мотивации к изучению естественных наук, активизации познавательной деятельности. В ходе декады были проведены следующие мероприятия: «Урок веселой физики» — Чурдикова Т.В.; «Час занимательной химии» - Лукошко А.А.; «Викторина о здоровом образе жизни» - Васильева Н.Ф.;  «Путешествие в мир географии» - Метелкина З.З.; Конкурс веселых математиков Шиман О.А.; Математика на службе в Армии Шиман О.А.: выставка поделок «Необычный инструмент»; выставка школьных газет «Математический калейдоскоп», создана книга «Математическая сказка», и конкурс «Ребусы и кроссворды».  Проведенные мероприятия способствовали воспитанию учащихся, развитию познавательной активности, творческих способностей, устойчивого интереса учащихся к предметам, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Все учителя ШМО при проведении декады основное внимание уделяли следующим аспектам: привлекали как можно больше учащихся к активной демонстрации своих достижений по предметам.

Основой работы ШМО являются семинары учителей, участие в методической недели, научной конференции, пед.советах, работы которых осуществляются согласно плану. С учителями тесно сотрудничает завуч школы по УВР Метелкина З.З. - знающий, требовательный руководитель, которая оказывает постоянную действенную методическую помощь. Учителя приняли активное участие в работе семинаров по проведению итоговой аттестации  выпускников  9 и 11 классах, где были разработаны и проанализированы задания повышенного уровня, посещая такие семинары учителя, повышают свой профессиональный уровень – это позволяет использовать в дальнейшей их работе при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В течение всего учебного года члены ШМО повышали педагогическое мастерство, проходя различные курсы: дистанционные, очные, заочные.

Обучение учащихся основам наук с широким использованием регионального материала, обычаев и традиций быта и культуры народов, природоиспользования и общения человека с природой требует ведения исследовательской работы на современном уровне. Эта проблема у нас решена в результате совместной творческой и научной деятельности, учащиеся участвуют в НПК района по предметам, а также НПК «Казачьи судьбы», «Катановские чтения», «Ломоносовские чтения» и др.  

Таким образом, в своей педагогической деятельности члены ШМО активно используют различные образовательные технологии, что позволяет им повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность уроков, добиваться достойных результатов деятельности учащихся, а повышение педагогического мастерства, участие в работе семинаров, наработки по теме самообразования, посещение уроков своих коллег способствуют профессиональному росту учителя. Учитель профессионально совершенствуется в процессе общения и контактов с коллегами. Именно ШМО-прекрасная форма обмена опытом. ШМО – универсальная форма профессионального роста учителя, которая охватывает интеллектуальную сферу, сферу самопознания, область навыков и практических действий. Только в сотрудничестве педагогов можно добиться больших результатов, которые хотят постоянно учиться и профессионально расти.

Время мчится вперед, наука не стоит на месте и человеческие отношения диктуют новые правила. Потому учитель учится всю жизнь – ведь предела совершенствованию своих знаний и навыков — нет.

Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

Анкета № 1 - для выявления способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в школе.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние заместителя по УВР.
  5. Организация работы в школе с учителем естественно научного цикла.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

        Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

        Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

        Данные заносятся в таблицу.

        Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

        Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное)

Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

№ п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.

педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

1

Активное развитие

2

Не сложившееся развитие

3

Остановившееся развитие

Анкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работы

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:

+ - владею свободно,

? - владею посредственно, вызывает затруднение,

! – не владею.

Приложение 2

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА  В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО УРОКА

(самодиагностика педагога)

____________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

________________               ___________________           ______________

     (стаж работы)                             (категория)                              (дата)

1.Знание анатомо-физиологических особенностей детей, необходимых для построения образовательного процесса в условиях образовательного учреждения         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

2.Владение педагогической диагностикой         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

3.Умение выбрать  тип занятия и темп его проведения         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

4.Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения учащимися полученных знаний и умений)         

            Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

 5.Умение планировать учебно-воспитательный процесс         

             Не владею                    Владею частично                            Владею свободно        

6.Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

7.Использование методов, направленных на развитие школьников         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно    

8.Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии школьников         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

9.Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

10.Использование здоровьесберегающих технологий         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно              

11. Организация  работы в группе:         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

12.Организация активных методов работы на уроке и внеурочных занятиях

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

13. Умение осуществлять анализ полученных на уроках  результатов обучения, воспитания и развития школьников         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно  

14.Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями учащихся и социумом

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

Обобщение опыта учителя математики и председателя ШМО учителей математики и физики В.А. Воробьевой

Презентация о методических находках учителя как обобщение опыта за последние 5 лет и отчет о проведении предметной недели в школе....

презентация на тему "Профессиональное самосовершенствование учителя"

Презентация создана для тематического семинара по теме "Профессиональное самосовершенствование учителя"....

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...