Главные вкладки

    Программа
    рабочая программа на тему

    Система работы предусматривает развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, осложнённую общим недоразвитием речи детей, нарушением эмоционально-волевой сферы, поведения, физически ослабленных.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_s_ovz_slozhnyy_defekt.doc135.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №54 комбинированного вида»

    «Организация коррекционно – развивающей работы в группе

    детей с ОВЗ».

    (сложный дефект)

    1 – 2 год обучения

    Уткина Галина Александровна

    учитель дефектолог

    П. Сиверский.

    Пояснительная записка.

       Система работы предусматривает развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, осложнённую общим недоразвитием речи детей, нарушением эмоционально-волевой сферы, поведения, физически ослабленных.

       Она рассчитана для работы с детьми  1 года обучения в условиях детского сада, составлена с учётом пятидневной рабочей  недели. Материал изложен,  исходя  из результатов обследования детей на начало учебного года с основными задачами, умениями и навыками, распределён по основным разделам учебной деятельности учителя-дефектолога.

       Материал программы может быть использован дефектологом,  как на занятиях, так и при индивидуальной работе с детьми.

       Программа составлена с учётом физических, психических и интеллектуальных возможностей ребёнка, особенностей развития речи и коррекции познавательных процессов.

       В структуре программы представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план, ведущим видом деятельности является игра в её разных формах.

       Коррекционные задачи решаются на каждом  занятии и в процессе индивидуальной работы с детьми.

       Программа рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1 октября по 15 мая. Период с 1 по 30 сентября отводится для обследования детей, выявления уровня знаний, умений, навыков, уровня развития, составления индивидуальных программ и времени для адаптации детей к новым условиям.

       Проводятся занятия  ежедневно, носят комплексный характер, длительностью 15 минут каждое, перерыв между занятиями 10-15 минут, где включаются подвижные, хороводные, речедвигательные игры с детьми

    Основные направления коррекционной работы

    1.Совершенствование движения:

       - развитие общей моторики

       - развитие мелкой моторики рук и пальцев

       - развитие навыков каллиграфии

       - развитие артикуляционной моторики.

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

      - развитие зрительного восприятия и узнавания

       - развитие зрительной памяти и внимания

       - формирование обобщённых представлений о свойствах  предметов

       - развитие пространственных представлений и ориентаций

       - развитие представлений о времени

       - развитие слухового внимания и памяти

       - развитие  фонетико - фонематических представлений.

    3. Развитие основных мыслительных операций:

       - формирование навыков соотносительного анализа

       - развитие навыков группировки и классификации

      - формирование умения работать по словесной инструкции

       - формирование умения планировать свою деятельность

       - развитие комбинированных способностей.

    4. Развитие различных видов мышления:

       - развитие наглядно-образного мышления

       - развитие словесно-логического мышления: умение владеть и устанавливать

         логические связи между предметами, явлениями и событиями.

    5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сфере

       (релаксационные упражнения для мышц лица, драматизация, чтение по ролям).

    6. Развитие речи, владение техникой речи.

    7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

    8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

                                               Основные задачи.

    1. Коррекция эмоционально-волевого поведения и состояния (период адаптации).

    2. Развитие и коррекция познавательных процессов через ознакомление с окружающим миром, предметами и явлениями.

    3. Развитие  активной речи, звукопроизношения.

    4. Развитие конструктивных навыков, математических представлений и сенсорных эталонов через действия с предметами.

    5 Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

    Примерные формы обследования детей с отклонениями в развитии на начало учебного года

    1.Таблица №1. Общие сведения о детях. Текущая диагностика группы.

    2.Таблица №2. Обследование речи детей.

    3.Таблица № 3. Обследование сформированности умений и навыков.

    4.Таблица № 4. Уровень развития детей.

    5.Таблица № 5. График динамики развития – ведётся на каждого ребёнка в

        дневнике наблюдений с момента   поступления, исходя из таблицы №4.

    * таблица № 2 и 3  помогает при планировании индивидуальных занятий с

       детьми.

    * таблица № 5 заполняется по мере диагностики: сентябрь, январь, май.

    ТАБЛИЦА № 1.

    Общие сведения о детях группы.

    Фамилия имя

    Дата рожд.

    Дата пост.

    Заключение психоневролога

    Заключение логопеда

    Заключение дефектолога

    Рекомендации

    ПМПК

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    ТАБЛИЦА № 2.

    Обследование речи детей.                    

    Фамилия, имя

    Дата рожд.

    с

    сь

    з

    зь

    ц

    ш

    ж

    ч

    щ

    р

    рь

    л

    ль

    Прим

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    Таблица №3.

    Уровень сформированности умений и навыков детей.

    Ф.и

    Год рождения    

    Звукопроизнош   .

     

    Связная реч ь    

    Конструирование  

    Движен я    

    Мышление  

    Память  

    Внимание  

    К-гиг. Навыки  

    Счёт  

    Цвета  

    Формы  

    Величина  

    Моторика  

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Примечание:  

    --     нет умений и навыков

    (--)   навыки частично сформированы

    (+)   навыки сформированы, но есть пробелы

     +     навыки хорошо развиты.

    Таблица 4.

    Уровень развития навыков у детей.

    Ф.И

    Возраст ребёнка    

    Иссл

       речи

    Иссл

    сенс

        РЭМП

     Психич.

        Процес.

    Игр а  

    Конструирование  

    Движения  

    К-гиг. Навык и  

    Пассивная речь  

    Активная речь  

    Восприяти е

    формы

    Восприятие цвета

    Величина

    Пространство

    Счёт

    Внимание

    Мышление

    Память

    01.10.16

    Расписание занятий.

    Режим занятий.

    9. 00 – 9. 25    –   занятие с 1 подгруппой детей.

    9. 35 – 10. 00  –   занятие со 2 подгруппой детей.

    10.10 – 10. 35  - 3 занятие (музыкальное или физкультурное) с  подгруппой

    10. 45 – 12. 30 –  индивидуальные занятии

    Индивидуальные занятия.

     Задачи коррекции и развития.

    1.Коррекция звукопроизношения.

    2. Коррекция зрительного внимания.

    3. Коррекция слухового внимания.

    4. Развитие сенсорики и мелкой моторики.

    5. Развитие логического мышления.

    6. Развитие памяти.

    7. Развитие элементарных математических представлений.

    8. Развитие связной речи.

    I неделя:  

                     1. Коррекция слухового внимания и восприятия.

                      2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

    II неделя:

                      1. Коррекция зрительного внимания и логического мышления.

                      2. Развитие сенсорных эталонов и действий с предметами.

    III неделя:

                       1. Коррекция мыслительных процессов и моторики.                    

                       2. Развитие элементарных математических представлений.

    IV неделя:

                       1. Коррекция процессов памяти.

                       2. Развитие звукопроизношения  и речи.

    Перспективное планирование работы с детьми

    1 год обучения (сложный дефект)

    1. Игра. Развитие действий с предметами

    Сенсорика.

    1квартал.

      Умение группировать предметы по цвету и форме, величине, учитывая разнообразные свойства предметов и развивая движения пальцев рук:

    « Цветная лесенка - нанизывание колец на стержень»,  « Прокати шары»,

    «Нанизывание шаров», « Бирюльки», « Занимательная коробка», « Закрой мисочки», «Собери колечки».

    2 квартал

     Учить действовать с дидактическими игрушками, нанизывать кольца 3-7 , башенки 3-4 , располагать вверх и  вниз, соотносить по цвету и размеру:  «Посадим ёлочки» (втыкалочки), «Выложи дорожки из цветов» (мозаика),

    « Собери матрёшки»  3-4 местные, «Построим башню», «Собери картинки из 2 частей», « Лото малышам», « Вкладыши», плоскостные  предметные картинки, игрушки, овощи, фрукты, животные, « Горки», « Дома».

    3 квартал

     Соотносить плоскостные и объёмные формы. Подбирать одинаковые предметы по цвету, форме, величине. Составлять целое из частей    (2-3):

     «Навинчивание гаек», «Кому что  подходит» (целое из частей), «Цветная мозаика», «Магазин игрушек», «Подбери бусы» (нанизывание по цвету),

    «Занимательная коробочка», «Вкладыши» (животные, посуда,  мебель, одежда, простые сюжеты), «Шнуровки», «Обводки» (с помощью педагога), «Цветные пирамидки» (до 7 колец  в убывающем порядке), «Магнитная мозаика».

    1. Математика.

    1 квартал

    1.Узнавать и называть формы и геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик, круг.

    2. Группировать предметы по цвету и форме.

    3. Соотносить и называть предметы: много - один.

    4. Соотносить предметы по величине: большой  - маленький.

    5. Ориентировка на схеме собственного тела: называть и показывать  части лица, тела.

    2 квартал.

    1. Различать и называть: шар, кубик, кирпичик, круг, квадрат. Соотносить   их по   цвету, величине.

    2. Называть группу предметов: много – один , 1, 2, 3. Выполнять счётные операции: счёт правой рукой слева направо, пересчёт предметов по одному. Итоговое число.

    3. Закрепить понятие: большой – маленький.

     4. Ориентировка на себе: части лица, туловища (руки, ноги, живот, плечи, колени).

    5. Счёт движений  1, 2, 3.

    6. Ориентировка в пространстве: верх – низ, впереди – сзади.

    3 квартал.

    1.Сравнение предметов контрастных и одинаковых: способы  наложения  и

        приложения.

    2. Группировать предметы по форме (плоских и объёмных) и по цвету.

    3. Счёт предметов до 5. Пересчёт предметов по 1. Закрепить счётные  операции.

    Ознакомление с окружающим и развитие речи.

    1 квартал

     Имена. Помещение группы. Кабинет. Игрушки. Мебель. Овощи (морковь, капуста, огурец, помидор). Домашние животные (узнавать и называть 2-3 животных: кошка, собака, лошадь, корова, кура, петушок). 

    Картины:

    «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Заяц»,  «Медведь»,  «Лиса».

    Серия картин «Дети играют»- Радиной.

    1. квартал.

    Дикие животные (лиса, заяц, медведь). Одежда, обувь. Посуда. Зима. Зимние развлечения детей. Новый год.

     3  квартал.

    1.Части тела, лица. 2. Мебель. 3. Посуда. 4. Одежда. 5. Обувь. 6. Игрушки.

     7. Овощи. Фрукты. Цветы. 8. Животные. 9. Лето. 10. Дети играют.

                       Ознакомление с художественной литературой.

    Стихи, песенки.

    «Солнышко». «Водичка – водичка». «Травка – муравка». «Смотрит солнышко в окошко». «Ладушки». «Огуречик». «Сорока». «Поехали». «Катя, Катя, маленькая». «Вот собачка Жучка». «Петушок». «Пальчик, пальчик….». «Маленькой ёлочке…». З. Александрова. «Мишка косолапый…».  А.Прокофьев.

    Сказки.

      «Курочка ряба». «Колобок». «Теремок». «Рукавичка». «Коза и семеро козлят».

    Произведения советских писателей.

     Е. Шабад. «Лесенка». Н.Павлова. «На машине». А.Барто. «Игрушки». «Кто как кричит». Л.Воронкова. «Маша-растеряша». З.Александрова.  «Собачка Жучка». 6.О.Высотская. «На санках».  Е.Благинина. «Свети-свети солнышко», «Алёнушка». Т.Волгина. «Цыплята», «Дождик», «Солнышко».

    Звуковая культура речи.

    1. Расширять пассивный и активный словарь детей.

    2. Развивать артикуляторный аппарат детей, дыхание, произносить гласные и согласные звуки.

    3. Развивать правильный и длительный выдох.

    4. Учить произносить гласные звуки: А, О, У, И. Согласные звуки: М, П, ПЬ, Б, БЬ, Ф, К, В, Т, ТЬ, Х, Й, С, З, Ц.

    5. Развивать силу голоса.

    6. Развитие звукоподражания:

     «Кто громче», «Узнай по голосу», «Где звенит», «Кто, как кричит», «Что шумит» (разные звуки, стуки, шорох). «На чём играем»,  «Кто позвал»,   « 1, 2, 3…повтори», «Телефон».

    Коррекция зрительного и слухового внимания.

    1. Различать на слух звуки окружающей среды (стук, скрип, шёпот, звон, голоса).

    2. Определять направление звука в пространстве внимательно слушать и

        воспринимать обращённую речь.

     «Скажи, что звучит». «Узнай по звуку». «Кто это». «Угадай, чей голос».

     «Скажи, что ты слышишь». «Тихо - громко». «Кто как кричит».  «Солнце и дождик». «Принеси игрушку». «Что шумит».  «Слушай и выполняй». «Ветер и птицы». «Жмурки с голосом». «Найди игрушку». «Близко или далеко».

    3. Узнавать и называть игрушки (знакомые), предметы на картинках,  находить похожие, собирать и соотносить их, собирать целое из 2-3 частей.

    Развитие зрительно-двигательной координации.

     «Кого не стало». «Кто спрятался». «Чудесный мешочек». «Найди такой же…».

    «Подбери одинаковые…». «Найди такую же картинку, игрушку». «Посмотри и расскажи». « 1, 2, 3, …повтори». «Работа с палочками». Вкладыши.  Мозаика.  Разрезные картинки. «Зоологическое лото».

     Конструирование.

    1 квартал.

    Соотносить формы: шар, куб,  кирпичик, пластинка.

    Сооружать несложные постройки по образцу:

    Дорожки,  загородки, башенки,  заборчик, домик, горки.

     2 квартал

     Находить и называть строительные детали: кубик, кирпичик, крыша, пластина.

     Выполнять постройки по образцу и самостоятельно:

    Дорожки                                                      башни

    домик (двух и трехъярусные)                                  горки

    кубик на кубик                                                        гаражи

    дома                                                        загородки

    3 квартал

    Выполнять несложные постройки по образцу и представлению, добиваясь                    

    устойчивости  деталей. Поощрять самостоятельность и творчество.

    Дом             горка                           стол                забор           мосты

    гараж         скамейка                             стулья                ворота                                                                    

     Литература.

    1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Москва.

      «Просвещение».2001.

    2. Образовательная программа « От рождения до школы»у/ Под ред. Н.Е. Вераксы

     3. Боряева Л.Б. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной

        недостаточностью. С-Петербург. 2001.

    4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки

       психического развития. – М., 2009.

    5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. Москва.

       «Просвещение».2008.

    6. Дети с задержкой психического развития/ под ред. Г.А.Власовой, В, И.

        Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1997.Диагностика и коррекция задержки

         психического развития. Под ред. Шевченко. – М.,2001.

    7. Григорьева Г. Г. Воспитание детей раннего возраста. Методическое пособие к  

          программе «Кроха». Новгород.2003.

    8. Екжанова Е.А. задержка психического развития у детей и пути её

          психологической коррекции в условиях дошкольного учреждения.

        «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» 2002.

    9. Е.А. Екжанова. Е.А.Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и развитие.2013.

    10. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения

          дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002.

    11. Новосёлова С.Н. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.

          Москва. 2005.

    12. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми 3 лет. Москва.

         «Просвещение». 2008.

    13. Развитие детей дошкольного возраста. «Дневник воспитателя». Москва. 2010.

          НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие».

    Картотека дидактических игр для младших детей.

    1. « Зверюшки на дорожках»

    2. «Шофёры».

    3. «Сложи узор».

    4. Посадим огород».

    5. «Гномы с мешочком».

    6. «Придумай сам».

    7. «Сложи картинки».

    8. «Узнай и назови».

    9. «Как пройти по дорожке?».

    10. «секреты».

    12. Найди одинаковые».

    12. Волшебная мозаика».

    13. «Кому что нужно?».

    14. «Чудесный лес».

    15. «Весёлые человечки».

    16. «Угадай, что спрятано».

    17. «Что лишнее?»18. «Домино».

    19. «Зоологическое лото».

    20. «Ботаническое лото».

    21. «Собери фигуры».

    22. Что для чего?».

    23. «Развесим яблоки».

    24. «Волшебный коврик».

    25. «Разноцветные цепочки».

    26. «Магазин игрушек».

    27. «Составь картинку из палочек».

    28. «Найди отличия».

    29. «Парные картинки».

    30. «Разные дома».

    31. Ёлка с подарками».

    32. «Расставь по местам».

    33. «Что изменилось?».

    34. «Какого предмета не стало?».

    35. «Составь целое».

    36. «Найди фигуры».

    37. «4 лишний по всем темам».

    38. «Пазлы».

    40. «Мозаики».

    41. Конструктор «Лего».

    42. Разрезные кубики.

    43. Дидактические игрушки, вкладыши по Монтессори.

    Дидактические игры по разделам программы.

     Развитие действий с предметами и сенсорики.

    1. «Застёжки».

    2. «Шнуровки».

    3. Вкладыши  и пазлы по лексическим темам: младшие – предметные,

        средние – простые сюжеты.

    4. «Разложи по цвету: кубики, шары, кирпичики, колёса, овощи, палочки,

        бусы, и т.д.

    5. Обводки из пластика, линолеума, картона по всем лексическим темам.

    6. «Найди одинаковые: бабочки, мячи, пирамидки флажки».

    7. Иллюстрации из журнала «Весёлые картинки»: найди одинаковые

        картинки, расставь по местам, лабиринты, дорожки и т.д.

    8. Трафареты знакомых предметов: «Узнай, что это?».

    9. «Бирюльки».

    10. «Чудесный мешочек».

    11. «Разрезные картинки из 2.3,4,6,8 частей».

    12. «Геометрическая мозаика».

    13. Пирамидки.

    14. Вкладыши: мисочки, ведёрки, колечки, коробочки.

    15. «Волшебная коробочка».

    16. «Цветные цепочки».

    17. «Собери бусы».

    18. «Заводные механические игрушки».

    19. Мозаики.

    20. Разрезные кубики из 4,6,9 частей по лексическим темам.

    Математика.

    1. «Разложи так же». 2. «Какая фигура спряталась?»

    3. «Когда это бывает?». 4. «Собери машину».

    5. Найди похожие фигуры».

    6. «Найди знакомые фигуры в предметах».

    7. «Танграм».

    8. «Найди, назови, сосчитай».

    9. «Разложи так же».

    10. «1,2,3...сосчитай».

    11. «Волшебные зонтики».

    12. «Найди одинаковые игрушки и сосчитай».

    13. «Подбери зайке морковку по величине».

    14. «Посади и сосчитай цветы на клумбе».

    15. «Найди похожие фигуры».

    16. «Волшебные колпачки по цвету».

    17. Демонстрационный и раздаточный счётный материал в пределах 5.

    Ознакомление с окружающим и развитие речи.

    1. Контуры предметов, расположенных в разном направлении.

    2. «Что лишнее?» - по всем  лексически темам.

    3. «Подбери и назови».

    4. «Найди парные картинки».

    5. «Найди различие».

    6. «Подбери детёнышей».

    7. «Оденем куклу - трафареты».

    8. «Кому что нужно для работы?»

    9.  Лото».

    10. «Ромашка» - исключение лишнего по темам.

    11. «Что так, что не так?»

    12. «Что напутал художник?»

    13. «Незнайкины рассказы».

    14. «4 лишний по всем темам».

    15. «Разрезные картинки».

    16. «Загадки-отгадки».

    17. «Каждому животному свой домик»

    16. «Кто где живёт?»

    19. «Расскажи сказку».

    20. «Добавь картинку».

    21. Простые сюжеты из серии Незнайкины рассказы.

    22. «Составь цепочки из картинок».

    23. «Поможем Оле». Соотнести фигуры с предметами.

    24. «Подбери овощи. Фрукты по форме, цвету».

    25. «Составь последовательность».

    26. «Когда это бывает?»

    27. «Кто спрятался в лесу?»

    28. «Найди недостающие части».

    29. « Парные картинки».

    30. Демонстрационный и раздаточный материал в картинках по всем

          изучаемым лексическим темам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

    Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

    Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

    Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

    Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

    Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...