Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи. Выступление на методическом объединении.
материал по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Раскрывается понятие социализации, её этапы, задачи. Определяются социальные условия развития личности, в том числе условия социализации для лиц с ОВЗ. Дано поянтие социальной адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_ovz._etapy_i_zadachi.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи.»


Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи.

Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.

Процесс социализации – это  процесс  взаимодействия личности  и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.

Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач, решение этих  задач является объективной необходимостью для развития человека:

Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания)

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным  и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.

По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.

Социальные условия развития личности:

  1. Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
  2. Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.

Современные условия социализации детей с ОВЗ:

  • актуальность проблемы взаимодействия органов власти с различными типами учреждений, общественными организациями по вопросу социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество»;
  • развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учреждений дополнительного образования;
  • научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности комплексных центров социального обслуживания населения в оказании реабилитационных услуг несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;
  • интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду более здоровых сверстников;
  • особенности работы общественной организации в поиске возможных социальных партнеров.

Интеграция социальная — социальная адаптация в общей системе социальных отношений и взаимодействия, использование социальных благ и привилегий с учетом потребностей индивида.

Л.С.Выгодский одним из первых обосновал идею интеграции.

Социальная адаптация- активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения в обществе; формирование индивидуальное и групповое поведение аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Формы адаптации:

  1. Биологическая (к условиям внешней среды).
  2. Сенсорная (органы чувств к раздражителям).
  3. Психологическая (приспособление человека как личность, существующего в обществе в соответствие с соц. требованиями).
  4. Социальная.

Для этого используются методы интеграции, которая также можно подразделить на формы:

  1. Психологическая - достигается за счёт компенсатор. объединения разрозненных ВПФ, для выполнения психолог. деятельности. Дефект обычно вызывает психологическую дезинтеграцию с нарушением связей между различными ВПФ. В частности, эмоционально насыщенная, интересная деятельность, осуществляется в игровой форме и направляемая психологом, позволяет интегрировать нарушения ВПФ.
  2. Педагогическая - объединение аномального ребёнка с нормальными детьми в процессе воспитания и обучения, при которую он не чувствует себя изолированным в коллективе и адекватно участвует в совместной деятельности. активно используется также дом. обучение и воспитание, а также создание спец. классов в общеобразовательных учреждениях. Это позволяет не изолировать от коллектива, семьи, нормальных сверстников.

интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограничен. труд. способностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах соц. жизни наравне и вместе с остальными членами общества.

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближёнными к условиям и стилю жизни общества, в которых они живут. Применительно к детям это означает след:

  1. Ребенок с особыми образ. потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых-потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
  2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающею к нормальной.
  3. Учиться могут все дети, а значит, всем им должна предоставляется возможность получить образование.

Принципы "нормализации" сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

Вывод: принятие интеграции населением, каждым человеком -это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения.

Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает

Социальная интеграция детей с ОВЗ - целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе).

Основными формами интегрированного обучения являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе. Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью и др.) или объединять различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др.). Совместное обучение в одном классе более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой детского церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.

При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек. При инклюзивном обучении необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Важным компонентом успешного инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников является подготовка окружения к интегрированному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов учреждений и программ повышения родительской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

Выступление на методическом объединении .Тема: "Дети и творчество"

Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и р...

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

Выступление на методическом объединении Использование арт-терапевтических техник в преодолении трудностей социализации у детей-мигрантов

Выступление на методическом объединении Использование арт-терапевтических техник в преодолении трудностей социализации у детей-мигрантов...

Задачи воспитательной деятельности (выступление на методическом объединении).

Цель воспитательной работы с воспитанниками группы, задачи и функции воспитателя школы-интерната, документация и формы отчётной документации....