Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
методическая разработка на тему

Акатова Елена Дмитриевна

Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_sp.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Волхонщинская СОШ»

Муниципальный заочный конкурс социально-педагогических служб

«Система профилактики правонарушений несовершеннолетних».

Номинация:

«Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении»

Акатова Елена Дмитриевна

Сафонова Елена Михайловна –

социальные педагоги

МБОУ «Волхонщинская СОШ».

2014

1.Пояснительная записка.

1.1Актуальность.

         Возможно, кто-то думает, что проблема безнадзорности и правонарушений среди подростков давно преодолена А.С. Макаренко, а в его «Педагогической поэме» изложены все способы и приёмы по её решению.

          Однако, это далеко не так. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем пока ещё в сложный период для нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Современные условия серьезно обострили проблемы социальной дезадаптации  детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Отсюда наркотизация подростков, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений и безнадзорных детей. И как следствие -  бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков. Таким детям необходима социально-педагогическая помощь.

  Всем знакомо высказывание знаменитого русского хирурга Н. Пирогова, ставшее афоризмом: болезнь легче предупредить, чем лечить.  Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

     Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.  Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой.

1.2.Цель  профилактической работы: создание условий для совершенствования существующей системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа  правонарушений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

1.3.Задачи:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Обеспечение внеурочной и каникулярной  занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
  5. Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
  6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной  ступени образования  к другой.

Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений   несовершеннолетних в нашей школе стоит на « четырёх китах»:

1. Проведение предупредительных мероприятий осуществляется до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

2. «Объектами» профилактики являются все обучающиеся, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

3. Такие элементы профилактики, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

4. Активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и школа.

1.4 Направления.

Работа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, осуществляется по следующим направлениям:

- формирование у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

- содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия;

- повышение правовой культуры родителей учащихся;

-организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально - опасном положении;

- выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа  в нашей школе, являются:

  1. учащиеся;
  2. педагогический коллектив;
  3. семьи.

 Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода,  возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей  общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в  социально-опасную среду, воспитание у подростков  ответственности за свое поведение.

 Повышение правовой компетентности педагогов в области  работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения включает в себя:

-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

-обучение педагогов эффективной коммуникации;

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

1.5.Условия.

Для успешной работы по профилактике правонарушений среди детей  в нашей школе созданы следующие условия:

  • системная и дифференцированная работа  во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом основных значимых лиц;
  • программно-целевой подход;
  • обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе школы;
  • поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
  • анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;
  • обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений  сообщается всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи, по возможности, освещаются (газета, школьное радио и т.д.);
  • ежегодно проводится мониторинг и оценка эффективности работы школы по данной проблеме.

1.6.Результат.

Система работы включает в себя несколько Программ и каждая прогнозирует свои результаты. Обобщив их, мы можем отметить три наиболее важных результата:

1.Повышается социально - психологическая устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

2.Мотивируются интересы учащихся к образовательному процессу.

3.Совершенствуется готовность к жизненным переменам и стремление к разнообразию контактов с окружающими людьми.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

                                                     

                                                            2. Основная часть

          «Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, … не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от целой системы, от целого комплекса влияний».

                                                                                                                  А.С.Макаренко.

2.1.Теоретико-методическое описание системы.

Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. Отсюда возросший интерес исследователей к изучению актуальной проблемы современного российского государства (равно как и самого общества) с одной стороны, и поиск более совершенных мер профилактики преступности и борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних с другой. Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», N 120-ФЗ от 24 июня 1999 года(с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21 июля, 1 декабря 2007 г.)

Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия.

В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно: взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

С точки зрения известных педагогов В.И. Загвязинского, М.П. Зайцева, Г.Н. Кудашева «под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей». Они отмечают, что с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивших название «профилактика».

Согласно Закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В соответствии с этим в педагогике выделено несколько уровней профилактической деятельности:

а) решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;

б) меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;

в) индивидуальная воспитательная профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

                  Возможно, опыт нашей школы поможет коллегам в организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой школе и в каждом классе.   Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили  выявить  следующие факторы «риска»:

- неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);

- экономическая и социальная незащищённость;

- педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);

- влияние дурной компании, окружения, социума;

- отчужденность детей от семьи, школы и общества;

- частые случаи раннего антисоциального поведения.

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей  учащихся позволяет утверждать, что в нашей  школе  обучаются дети  в основном  из семей рабочих  и служащих со средним  специальным образованием, доходы большинства семей  сравнительно невысокие (38% детей из малообеспеченных семей).  

В  полных семьях  воспитывается  - 78%  учащихся.

В неполных семьях - 21 % учащихся.  

Количество опекаемых семей  - 1%

В многодетных семьях   воспитывается  -   18% детей

 Есть дети, живущие  в хронически проблемных семьях. В нашей практике были случаи, когда семейный  кризис  и неблагополучие  достигали такого уровня, что оставался  только один выход – изъять ребёнка из такой семьи и  школа  была вынуждена  выступить  с ходатайством о лишении  родительских  прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет  9% от общей численности учащихся.  

На основании социальных паспортов  класса создан банк данных учащихся, не посещающих или систематически  пропускающих по неуважительным причинам  занятия в школе; состоящих на  разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле  в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН); оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

семей, находящихся в социально-опасном положении.  

Ведётся журнал учёта посещения семей учащихся с целью оказания   помощи, консультирование  и контроль деятельности  родителей за воспитанием  детей.

На каждого несовершеннолетнего  подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения.  

Думаем, что любое общеобразовательное учреждение использует в качестве средств профилактики ведение социально-педагогической работы,  потому что в основе противоправного поведения подростков лежат социальные отклонения в личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего.

Для успешного осуществления процесса профилактики, в первую очередь необходимо провести анализ состояния проблемы правонарушений подростков на основе изучения психолого-педагогической литературы и обобщения передового педагогического опыта. Затем следует определить основные научно-педагогические подходы к организации и содержанию процесса профилактики правонарушений подростков, выявить и обосновать комплекс педагогических условий эффективного использования социально-педагогической работы как средства профилактики правонарушений подростков, разработать и апробировать программу социально-педагогической работы школы по профилактике правонарушений подростков.

Причем деятельность общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков будет эффективной, если:

  • в качестве одного из основных средств профилактики выступает социально-педагогическая работа, обеспечивающая целостное влияние на формирование жизненной, гражданской позиции подростка;
  • одним из важнейших педагогических условий профилактической деятельности школы является дифференцированный подход;
  • в основе системы профилактики правонарушений подростков в условиях школы лежит системный подход, позволяющий решать проблему в условиях целостного педагогического процесса; идеи социально-исторической обусловленности процессов воспитания и формирования личности; личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности; деятельный подход, позволяющий обеспечивать решение определенных жизненно важных задач;
  • технологии профилактики правонарушений подростков соответствуют уровню их социальных и поведенческих отклонений.

2.2.Материально-технические условия.

Формирование и работа системы по профилактике безнадзорности и правонарушений во многом зависит от материально – технического обеспечения школы.

В настоящее время в нашем учебном заведении  ____    учебных кабинетов, из них:

- 1 кабинет информатики;

- 1 лингафонный кабинет;

- 1 специализированный кабинет физики;

- 1 специализированный кабинет химии;

- 1 специализированный кабинет экологии;

- спортивный зал.

- каждое рабочее место учителя оснащено ноутбуком;

- ____ учебных кабинетов оснащены Интерактивными досками, ____  – оснащены мульти видеопроекторами и экранами;

- все учебные кабинеты с современной мебелью в соответствии с физиологическими особенностями детей;

- осуществляет свою деятельность библиотека с информационным центром и фондом электронных образовательных ресурсов;

- постоянный выход в Интернет;

- видеокамера, фотоаппарат, сканеры, принтеры.

2.3.Кадровое обеспечение.

 Кадровое обеспечение также играет важную роль в системе профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся.

Педагогический коллектив МБОУ «Волхонщинская СОШ» обладает высоким потенциалом для реализации задач, обозначенных государственной политикой в области образования.

Всего в коллективе – ____ педагога,

из них:

с высшей категорией - ____ человек (     %);

с первой категорией – ____ человек (     %);

без категории - ____ человек (    %)

 В коллективе сотрудничают _____ Отличника образования, _____ призеров Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, ____ призёр и _____лауреата регионального конкурса «Учитель года», более ____ победителей и призеров муниципальных  и областных конкурсов профессионального мастерства.

2.4.Научно-методическое обеспечение.

Администрацией школы, социальным педагогом и классными руководителями разработано научно-методическое обеспечение системы, в основу которой положены следующие методы:

  1.  Анализ, изучение нормативно - правовой документации, законодательных актов РФ, определяющих принципы государственной политики в области образования в части профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
  2. Понятийно - терминологический анализ: выделение и определение основных понятий, используемых в работе.
  3. Теоретико - методологический анализ: изучение современного состояния образования в РФ в части профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
  4.  При разработке программ рассматривались различные варианты по определению перспектив работы школы, направленной на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, и был выбран наиболее оптимальный из них.

3. Содержательно – смысловое наполнение программ.

Для успешного решения проблемы безнадзорности и правонарушений в нашей школе наряду с целевой Программой разработаны и действуют следующие подпрограммы:

1. «Адаптация» (1 и 5 классы).

2. « Профориентация» ( 9 класс).

3.  «Трудный ребёнок».

4.  «Летний отдых учащихся».

5.  «Профилактика пропусков учебных занятий».

6. «Профилактика употребления ПАВ».

7. «Семья».

8. «Ваши права, дети»

3.1. Цель программ:

систематизировать деятельность коллектива МБОУ «Волхонщинская СОШ» по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних совместно со всеми субъектами образовательного пространства школы.

3.2. Задачи:

  • Развивать гуманистическую систему воспитания, где главным критерием является развитие ребенка;
  • Формировать гуманистические отношения к окружающему миру, приобщать к общечеловеческим ценностям, осваивать, усваивать, присваивать эти ценности;
  • Формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины, потребность в здоровом образе жизни и активной жизненной позиции;
  • Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;
  • Развивать и укреплять детское самоуправление как основу социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
  • Использовать традиции школьного коллектива для вовлечения школьников в организацию общих дел и мероприятий.

3.3. Принципы работы системы:

  1. Личностный подход: признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
  2. Гуманизация межличностных отношений: терпимое отношение к ребёнку, к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как можно меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это оказывает негативное влияние на развитие ребёнка, на его чувства, на его характер, на его поведение.
  3. Опора на чувство ребёнка: только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
  4. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
  5. Средовой подход: школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей, заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.
  6. Культурологический подход: обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
  7. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
  8. Комплексный подход: воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

4. Ожидаемые результаты.

При дальнейшем совершенствовании системы работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений,  будут учитываться возможности и особенности различных групп обучающихся и воспитанников, произойдет становление и развитие личности в многообразии её способностей, имеющих общественную ценность. Ученик получит определенную систему знаний, умений и навыков, сформирует свои убеждения, выработает привычки, нормы и правила поведения. В корне изменится практика воспитания ребенка, его методологическая основа. На смену социометрического и авторитарного по характеру подхода к построению процесса воспитания придет гуманистическая, личностно-ориентированная педагогическая поддержка. Приоритетом в обучении и воспитании должны стать жизнь, здоровье школьника и его свободное развитие.

Итогом работы станет:

  • повышение социального статуса воспитания в системе образования;

  • психолого-педагогическая, медицинская, правовая поддержка и реабилитация детей и неблагополучных семей;

  • контроль над школьниками с девиантным поведением и неблагополучными семьями;

  • организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних;

  • введение здоровьесберегающих технологий и дисциплин, направленных на развитие правовых знаний и здорового образа жизни.

 

В заключении -  притча:

темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья

Программа по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья...

программа профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

программа содержит дидактический материал, рекомендации, алгоритм взаимодействия с правовыми структурами...

Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов

Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...