Отчет о реализации программы "Трудовые мастерские"
рабочая программа на тему

Олейник Елена Сергеевна

В отчете представлен весь опыт работы с инвалидами молодого возраста с результатами проведенных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_o_realizatsii_programmy_trudovye_masterskie-2015.docx50.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для инвалидов молодого возраста

Отчет

о реализации программы

«Трудовые мастерские»

Разработчик:

Елена Сергеевна Олейник,

инструктор по труду

реабилитационного отделения

для инвалидов молодого возраста

г.Урай, 2015

Актуальность.

…возможность трудиться,
приносить своей работой пользу
для окружающих, чувствовать свою
востребованность в обществе – один
из главных приоритетов в жизни каждого человека.
Сергей Ольгин,
инвалид 2 группы

        Особенно актуально, на сегодняшний день, для решения проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по трудовой реабилитации. Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом.    

        Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Поэтому необходимо учиться и трудиться, нужно пробовать себя в разных творческих направлениях.

        Программа «Творческие мастерские» помогает молодым людям освоить такие виды профессиональной деятельности, как швейное дело и изготовление сувенирной продукции в разных техниках декоративно-прикладного творчества, тем самым обеспечивает их трудовой занятостью в мастерской.

Цель:

Социальная интеграция инвалидов молодого возраста в общество через трудовую реабилитацию, профориентацию и развитие творческого потенциала.

Задачи:

  • Способствовать повышению уровня мотивации к трудовой деятельности у молодых людей с учетом их интересов.
  • Обучить основам  швейного дела инвалидов молодого возраста и членов их семей, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.
  • Способствовать молодым людям и членам их семей в освоении новых приемов по изготовлению изделий в различных техниках декоративно-прикладного творчества.
  • Способствовать реализации сувенирной продукции, изготовленной молодыми инвалидами через выставки-продажи.
  • Проводить обучающие занятия по декоративно-прикладному творчеству в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении.

Целевая группа: инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет

Востребованность программы

      Востребованность программы подтверждается тем, что в 2015 году в ней приняли участие  23 инвалида  молодого возраста, а также были привлечены к работе в мастерской и на дому  шесть родителей инвалидов.

Таблица 1

Соответствие количественных и качественных показателей достигнутых – ожидаемым.

№ п/п

Задачи

Ожидаемые результаты

Достигнутые результаты

1

Способствовать повышению уровня мотивации к трудовой деятельностиу молодых людей с учетом их интересов.

У инвалидов молодого возраста повысится уровень мотивации к трудовой деятельности через профориентационные экскурсии, поощрения, награждения по результатам выставок и конкурсов.

В конкурсах, выставках, фестивалях примут участие не менее 20 молодых людей с ограниченными возможностями.

Мероприятиями по профориентации и обучению будет охвачено 20 инвалидов молодого возраста.

Мероприятиями по профориентации и обучению охвачено 23 инвалида молодого возраста. Мотивация к трудовой деятельности измеряется количеством и желанием участников посещать трудовые мастерские, а также проведением профориентационных экскурсий,поощрением, награждением  по результатам выставок и конкурсов.(100%)

2

Обучить основам  швейного дела инвалидов молодого возраста и членов их семей, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.

Молодые люди обучатся основам конструирования и моделирования одежды через теоретические и практические занятия в мастерских.

Молодые люди обучатся приемам работы на вязальной и вышивальной  машинках через теоретические и практические занятия.

Занятиями по освоению вязальной и вышивальных машин будет охвачено не менее 5 инвалидов молодого возраста

Занятиями по обучению швейным навыкам было охвачено 5 (30%) человек. Проведено 48 занятий по плану.

Занятиями по освоению вязальной и вышивальных машин охвачено 5 человек. Молодые люди познакомились с правилами набора петель и передвижения каретки, научились вязать полотна шарфиков и закрывать петли последнего ряда. 100%)

3

Способствовать молодым людям и членам их семей в освоении новых приемов по изготовлению сувениров в различных техниках декоративно-прикладного творчества.

Успешная профессиональная адаптация на рабочем месте, в результате проведения обучающих занятий с учетом интересов молодых инвалидов и их индивидуальных возможностей.

Молодые люди освоили новые приемы в различных техниках по изготовлению сувениров в декоративно-прикладном творчестве, охвачено 23 чел (100%)

4

Способствовать реализации сувенирной продукции, изготовленной молодыми инвалидами через выставки-продажи.

Будут организованы 3 выставки-продажи к памятным датам с целью реализации сувениров изготовленных молодыми инвалидами.

Организовано и проведено 9 выставок-продаж. (300%)

5

Проводить обучающие занятия по декоративно-прикладному творчеству в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении.

Проведение обучающих занятий по декоративно-прикладному творчеству в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении, будут способствовать самовыражению и социализации в общество.

Проведены обучающие занятия по работе с зернами и крупами, в результате были изготовлены панно в данной технике и занятия по работе с шерстью (сухое валяние), изготовлен букет цветов ромашек. Охвачено 2 семьи. (100%)


Таблица 2

Выполнение рабочего плана реализации программы

Мероприятия

Сроки реализации

Отметка

Подготовительный этап

1

Набор в группы.  Создание условий для реализации программы

Январь- декабрь

Группы формировалисьв количестве 5-6человек для  обучения декоративно-прикладному творчеству. Пять человек приняты на индивидуальную форму работы по швейному направлению.

2

Проведение анкетирования и диагностики молодых инвалидов.

Январь- декабрь

Анкетирование и диагностика молодых инвалидовпроводились с целью выявления интересов и способностей – охват 23 чел.

3

Разработка индивидуальных программ реабилитации.

Январь- декабрь

Разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услугреабилитации в соответствии с диагностикой в количестве 23-х

   4

Методическое обеспечение программы: разработка  инструкционных карт и технологических карт.

Январь- декабрь

Разработаны 4 инструкционныхи 2 технологических карты

Основной этап

1

Шитье «Лоскутная пластика»

Знакомство со швейным оборудованием и инструментами.

Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с ручными инструментами и на швейной машине.

Обучение выполнению машинных строчек, применение полученных знаний на практике (изготовление прихваток, салфеток, шитье мягкой игрушки, декоративных подушек).

Февраль - декабрь

Проведены

индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 20-ти занятий/ 2 человека

2

Конструирование и моделирование. «Конструирование и создание моделей домашнего обихода», «Конструирование прямой юбки и плечевого изделия», «Конструирование и моделирование других изделий». Выполнение простейших разметок и выкроек с использованием сантиметровой ленты, лекала, мела. Правильная подготовка ткани к раскрою, правильному раскладыванию выкройки на ткани. Раскрой и проведение примерки изделий. Практические работы по пошиву изделий. Изготовление сувениров в технике «Чердачная игрушка»

Февраль - декабрь

Проведены

индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 20-тизанятий./ 3 чел.

3

Машинная вышивка.

  Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с ручными инструментами и на вышивальной  машине. Подготовка машины к работе: заправка нитей, выбор образца вышивки и редактирование. Практические работы по выполнению  вышивки на свадебной атрибутике, на салфетках, пеленках и других изделиях. Уход за вышивальной машиной.

Февраль - декабрь

Проведены

индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 10-ти занятий. 2 чел.

4

Бисероплетение. Знакомство с историей появления бисера, изделий из бисера. Обучение правильному пользованию материалом и инструментами в работе с бисером (проволока, нитки, кусачки, ножницы). Обучение приемам плетения по схемам, по образцам. Изготовление бисерных изделий и обучение декорированию.

Февраль - декабрь

Проведены

обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 50 занятий./ 6 чел. Изготовлено более 10 сувениров.

5

Валяние шерсти.

Знакомство с историей шерсти, её свойствами, используемыми инструментами. Обучение различным способам и приёмам валяния шерсти (сухое, мокрое, комбинированное, нунофелтинг). Изготовление украшений из шерсти, аксессуаров.

Февраль - декабрь

Проведены

индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 10-ти занятий./ 2 чел.

6

Машинное вязание.

Краткие сведения из истории. Знакомство с вышивальной машиной (правила по технике безопасности), нитями, их свойствами для вязания на машине. Обучение приёмам работы на вязальной машине с перфокартами и без них. Технология выполнения различных петель, набор петель. Вязание изделий: шарфов.

Февраль - декабрь

Проведены

индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось 8занятий./ 2 чел.

7

Аппликация с применением бумаги, ткани и др. материалов.

Привлечь внимание к различным материалам (бумага, картон, мех, природный материал, ткань и др.), знакомство с их свойствами.

Обучение способам работы с ними. Обучение составлению композиции из кусочков ткани, кожи, меха. Обучение техники пришивания или приклеивания элементов композиции на фон. Обучение технике складывания бумаги и ткани (оригами). Комбинирование разных техник и материалов при составлении коллажа. Выполнение работ индивидуально и коллективно.

Февраль - декабрь

Данное направление реализовано в форме проведения обучающих занятий по  изготовлениюпанно из бобовых культур, а также мастер-классов по работе с бумагой, картоном.

8

Беседы.

«Я и моя профессия »: умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии.

 «Техника безопасности на рабочем месте»: правила хранения и использования колющих и режущих инструментов.

Правила работы на швейном оборудовании и с утюгом.

Февраль - декабрь

Беседы проводились впроцессе обучающих занятий. Участие приняли 20 инвалидов молодого возраста.

9

Мастер-классы.

Проведение мастер-классов по различным направлениям декоративно – прикладного творчества с участием молодых инвалидов  для учащихся школ и детских садов города с целью установления толерантных отношений между  ними.

В течение года (по доп. плану)

Мастер-класс «Ромашка из фетра», приуроченный к празднованию Дня семьи, любви и верности совместно со школой народных промыслов и ремесел.

Мастер-класс «Семейный оберег», приуроченный к празднованию Дня семьи, любви и верности на Фестивале клубов молодых семей ХМАО-Югры.

Мастер-класс «Чирочки» на окружном конкурсе фестиваля народных художественных промыслов и ремесел «Город мастеров».

Мастер-класс по плетению украинского венка из искусственных цветов на городском юбилейном проекте «Этнодворы».

Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира-держателя «Обезьянка» в ДОУ № 21.

Мастер-класс «Жизнь старым книгам» в технике «скрапбукинг».

Мастер-класс по изготовлению украшения «Новогодний шарик» в технике «декупаж» в МОУ № 4.

10

Экскурсии.

Организация и проведение экскурсий на предприятия города с целью профессиональной ориентации и формирования у молодых людей  представлений о содержании труда профессионалов.

Февраль - декабрь

Проведено 7 экскурсий: городской музей, городская библиотека,  «Школа-мастерская народных ремесел». Охвачено 18 молодых людей и их родственников.

11

Выставки. Тематические выставки, персональные, выставки-продажи (не менее 4х за год).

В течение года

Организовано и проведено 6 выставок, реализовано более 30 работ.

12

Конкурсы. Участие в городских, межрегиональных, окружных, российских конкурсах декоративно-прикладного творчества.

В течение года

(по доп. плану)

Приняли участие в конкурсах: «Созвездие талантов» - 4 диплома (из них 3 диплома первой степени и один – второй степени);

Окружной конкурс «Ситцевый бал» - диплом 1 степени

13

Методическое обеспечение.

Разработка методического материала (памятки, буклеты, раздаточный материал, наглядные пособия) в швейном направлении и декоративно-прикладном творчестве.

В течение года

Разработано 10 видов буклетов и наглядность в виде готовых изделий.

14

Работа со СМИ. Написание статей о работе в мастерских в газету «64 Меридиан». Сюжеты для ТРК «Спектр».

В течение года

Вышел в эфир на ТРК «Спектр» 1 сюжет 20.05.15г. Опубликована статья «Радуга творчества» в городской газете «64 Меридиан» 26.03.2015г. Информация на сайте БУ КЦСОН «Импульс» о проводимых мероприятиях по социально-трудовой реабилитации.

Заключительный этап

1

Анализ результатов деятельности, предоставление отчетов.

Декабрь

Мероприятия по реализации программы проанализированы

2

Определение перспектив работы по программе.

Декабрь

Перспективы работы отмечены в выводе.

Уровень методического обеспечения программы

В рамках программы разработаны буклеты 10 видов:

  • «Вторая жизнь книгам»
  • «Алгоритм выполнения матрешки в лоскутной технике»
  • «Живопись шерстью»
  • «Колье из фетра»
  • «Алгоритм выполнения цветка из атласной ленты «Роза»
  • «Алгоритм выполнения цветка из шерсти «Лотос»
  • «Алгоритм выполнения цветочной композиции из фоамирана»
  • «Алгоритм изготовления куклы-Тильды»
  • «Алгоритм выполнения резинки для волос в технике «Канзаши»
  • «Алгоритм выполнения новогоднего сувенира «Озорная обезьянка»

Информирование

       Приняла участие в съемках сюжета о новых формах работы с инвалидами молодого возраста для ТРК «Спектр». (20.05.15г)

Опубликована статья «Радуга творчества» в городской газете «64 Меридиан» 26.03.2015года.

Размещены 2 мастер-класса на сайте БУ КЦСОН «Импульс».

Использование инновационных подходов в реализации программы

Инновационным подходом в реализации программы можно считать внедрение нового направления по обучению на вязальной машине и изучение новых техник ДПИ, а именно - техника «живопись шерстью» и работа с фетром.

Полнота использования ресурсов отделения

Кадровое обеспечение

      Программа реализовалась в мастерских реабилитационного отделения для инвалидов молодого возраста инструктором по труду.

Материально-техническая база

        Для проведения качественного образовательного процесса мастерские оснащены необходимой материально-технической базой. Также привлекались средства грантов (2011 – 2014г.г) полученных в результате участия в конкурсах:

- ЛУКОЙЛ «Стратегия успеха»

(оборудование и инструменты для швейно-вышивальных и вязальных работ)

- Участие в благотворительной акции «Помоги мастеру» по сбору подручных материалов (для декорирования сувенирной продукции, выполненной руками инвалидов молодого возраста).

Имеющиеся ресурсы использовались в полном объёме.

Социальный эффект программы для профессионального сообщества

       Актуальным на сегодняшний день для решения проблем социальной и профессиональной адаптации людей с ОВЗ вести работу с учётом индивидуальных потребностей.

Выводы, перспективы реализации

       Проанализировав полученные результаты   мероприятий программы, выявлено, что они являются эффективными и востребованными, так как стимулируют трудовую активность инвалидов молодого возраста, подавляют развитие иждивенческих тенденций, формируют трудовые навыки.

Эффективность отслеживалась посредством анкетирования клиентов, проведения плановых мероприятий и соответствия ожидаемых и достигнутых результатов.

      Востребованность программы подтверждается тем, что в 2015 году ежемесячно трудовые мастерские посещали от 10 до 15 молодых людей с ограниченными возможностями при норме 10 человек. Уровень сформированности трудовых навыков у инвалидов молодого возраста посещающих отделение в 2015 году с положительной динамикой.  Результаты представлены в таблицах.

Таблица 3

Всего получателей услуг

Уровни выполнения заданий (первоначальная)

Высокий

Средний

Низкий

Нулевой

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

23

6

26

7

30

6

22

4

22

Таблица 4

Всего получателей услуг

Уровни выполнения заданий (промежуточная)

Высокий

Средний

Низкий

Нулевой

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

23

7

30

8

35

8

35

2

5

Таблица 5

Всего получателей услуг

Уровни выполнения заданий (итоговая)

Высокий

Средний

Низкий

Нулевой

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

23

10

43

8

35

5

22

0

0

        В результате опроса клиентов выявлены их пожелания в освоении новых техник.  В связи с их пожеланиями намечено внедрение новых техник -пошив авторских кукол и кукол в стиле «Тильда» и нового направления по социально-трудовой реабилитации - изготовлению полиграфической продукции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по реализации комплекса мер по модернизации образования

Итоги реализации комплекса мер по модернизации образования в 2011 году и задачи на 2012 год...

Отчет о реализации социального проекта «Слово – энергетическое оружие»

Целями и задачами проекта являлось воспитание культуры речевого поведения среди подрастающего поколения и создание положительной энергетики между учащимися в техникуме. Материал содержит план проведен...

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

Отчет о работе школьной мастерской

Отчет о проделанной работе  школьной мастерской...

Конспект занятия «Техника «Выцинанка» в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»

Конспект занятия «Техника «Выцинанка»в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»...

Конспект занятия «Техника «Выцицанка» в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»

Конспект занятия «Техника «Выцицанка»в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»...