Классный час "Проступок, правонарушение, преступление"
классный час (7 класс) на тему
В данной работе расрываются понятия: проступок, правонарушение, преступление. Цель мероприятия - дать понять школьникам, что за любое правонарушение или преступление они несут ответственность перед законом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Проступок, правонарушение, преступление»
Цели:
1.Дать учащимся представление о правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
2.Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
3.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации»; задание на листах для малых групп.
Ход мероприятия:
Учитель: Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?
Дети: Все они обозначают нарушение каких – либо правил или законов.
Учитель: Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да – нет? Почему?
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация №1: Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, бродит по территории, близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступок, так как Дима приезжает ничего противозаконного не совершает.
Дети: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Дети: Устав школы.
Учитель: Вспомним его вместе.
Дети: Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к школьному имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Учитель: Чем же будет считаться нарушение какого- либо пункта устава школы?
Дети: Проступком.
Учитель: Предусмотрено какое - либо наказание за проступок? Какое?
Дети: Предусмотрено. Ученик может получить выговор, директор может вызвать в школу родителей.
Учитель: Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить о чем идет речь: о проступке, правонарушении или о преступлении.
Ситуация №2: Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому- либо расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Учитель: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Учитель показывает книгу «Уголовный кодекс Российской Федерации».
Учитель: В « Уголовном кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность .
Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация №3: Десятиклассники Саша, Оля и Игорь в выходной день собрались на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Дети: Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественно месте на территории Дома Культуры.
Учитель: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению и преступлению. Проступок – это …
Дети: Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Учитель: Запишем определение на доске. Проступок- это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение(нарушение правил поведения, вызывающее поведение).Приведите свой пример проступка.
Дети: Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем.
Учитель: Сформулируем определение правонарушения.
Дети: Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Учитель записывает определение на доске.
Учитель: Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16 лет?
Дети: Родители.
Учитель: Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Дети: Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.
Учитель: Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в полицию, а могут ли за административное правонарушение посадит в тюрьму?
Дети: Нет. В тюрьму сажают за преступления.
Учитель: Дайте определение преступлению.
Дети: Преступление- это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Учитель записывает определение на доске и демонстрирует издание «Уголовный кодекс Российской Федерации».
Учитель: С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Дети: С 14 лет.
Учитель: За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Дети: Их могут отправить в колонию, либо в какое - нибудь учреждение закрытого типа.
Дети: Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно - трудовые колонии для несовершеннолетних преступленников).
Учитель: Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
Игра: «Верно-неверно».
Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно- неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуацию по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет - красную, всем понятны правила?
Учитель: Ситуация №1 : Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пошли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.
Я считаю, что это проступок. ( Дети поднимают карточки)
Учитель: Объясните, почему это проступок?
Дети: Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушения, ни преступление, следовательно , их действия можно расценить как проступок.
Учитель: Есть ли у девочек выбор?
Дети: Они должны или уйти или пробовать поговорить с ребятами.
Учитель: Что они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.
Дети: Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.
Учитель: Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому – нибудь о случившимся? И если должны, то кому?
Дети: Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.
Учитель: Ситуация №2 : Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, Другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому- нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней.
Я считаю, что это правонарушение. Вы согласны?
Дети поднимают карточки.
Учитель: Почему вы не согласны со мной? Что же это ,по-вашему?
Дети: Это преступление.
Учитель: Назовите, какое именно преступление?
Дети: Кража/грабеж.
Учитель: Так, что же это, кража или грабеж? В чем их различие?
Дети: Это грабеж- открытое хищение чужого имущества, а кража- это тайное хищение чужого имущества.
Учитель: Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказывать кому-нибудь о случившимся? И если должна, то кому?
Дети: Конечно, должна рассказать родителям и заявить в полицию.
Учитель: Татьяна должна незамедлительно сообщить в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день – два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?
Дети: Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.
Учитель: Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросит, чтобы ее кто- нибудь из родственников встретил.
Ситуация №3 : Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются у нее в сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я все расскажу!», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки.
Я считаю, что это проступок. Вы согласны?
Дети поднимают карточки.
Учитель: Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда, что же это, по вашему мнению?
Дети: Преступление.
Учитель: Какое именно?
Дети: Кража - тайное хищение чужого имущества.
Учитель: Должна ли Маша рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию.
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Дети: Рассказал бы отцу/ Рассказал бы учителю/ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.
Учитель: Ситуация №4 : Группа ребят из 11-го класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенках непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили.
По-моему это преступление. Согласны?
Дети поднимают карточки.
Учитель: Какое преступление совершила группа одиннадцатиклассников?
Дети: Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев.
Учитель: Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением.
Дети: Да, это был грабеж.
Учитель: Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?
Дети: Тоже попытались бы заступиться за малышей/Рассказали бы об этом директору школы или учителю.
Работа в группах.
Учитель: Итак, мы с вами вместе попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение, преступление, а теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить в группах.
Первый ряд- первая группа, второй ряд- вторая группа, третий ряд- третья группа.
Группы, сядьте за круглые столы. Прежде, чем начать выполнять задание повторим правила работы в группах.
Дети: Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде, чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за определенное время.
Учитель: Задание : обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке, о правонарушении, о преступлении и обосновать ответ.
Каждая группа получает лист с заданием.
Варианты заданий:
1.Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.
2. Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
3. Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.
4. От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима ,шатаясь, шел по коридору школы.
5. Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
6. на уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.
Дети работают в малых группах.
Учитель: Я вижу, все справились с заданием. Посмотрим, что у вас получилось.
Один учащийся зачитывает ситуацию №1 вслух и дает определение ситуации.
Учитель: Все согласны, что это правонарушение? Докажите.
Дети: Да. Курить в общественных местах запрещено.
Учитель: Где об этом говориться?
Дети: В Кодексе об административной ответственности.
Учитель: Верно. Группа №2 зачитывает следующую ситуацию.
Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.
Учитель: Группы №1 и №2 согласны с тем, что это проступок?
Дети: Да. Света не нарушила закон. Она, наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она не нарушила, так как продолжает ходить в школу.
Учитель: Следующую ситуацию рассмотрит группа №3
Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.
Учитель: По вашему мнению, это преступление? Все согласны?
Дети: Да.
Учитель: За что можно привлечь эту женщину к уголовной ответственности?
Дети: За распространение наркотиков.
Учитель: Верно. Это статья 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя сбыт наркотических средств.
Учитель: Следующую ситуацию №4 рассмотрит первая группа.
Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.
Учитель: Группа №1 решила, что это проступок .Вы согласны с ними?
Дети: Это правонарушение. Дима находился в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте.
Учитель: Верно. Это статья № 20.21 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях - появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Группа №2 зачитывает ситуацию №5
Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.
Учитель: По мнению группы №2 , это проступок. Согласны?
Дети: Да. Нарушения закона здесь нет. Вова и Андрей нарушили устав школы.
Учитель: И последнюю ситуацию рассмотрит группа №3.
Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.
Учитель: Что же на самом деле свершил Влад: правонарушение или преступление?
Дети: Возможно, что преступление, если он достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Учитель: Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.
Молодцы, ребята! Все группы отлично справились с заданиями.
Итог мероприятия.
Учитель: Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление.
Дети: Да/Нет.
Учитель: Что такое проступок?
Дети: Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения, вызывающее поведение.
Учитель: Что такое правонарушение?
Дети: Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.
Учитель: Дайте определение преступлению.
Дети: Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном кодексе Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/21/picture-61319.jpg)
Презентация для классного часа "Проступок. Правонарушение. Преступление."
Данная презентация использовалась мною при проведении открытого совета профилактики по теме "Проступок. Правонарушение. Преступление.". Думаю данная тема, достаточно актуальна, возможно при...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50472.jpg)
Классный час «Правонарушение? Преступление?»
Данные материалы можно применять при проведении классного часа в 7-8 классах или на уроках обществознания....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-260197-1480526061.jpg)
Классный час"Проступок, правонарушение, преступление"
Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, прест...
классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление" для обучающихся 4-7 классов
Развитие у обучающихся научного мировозрения о законах, воспитание нравственных качеств и уважения к законам, формирование толерантного сознания у обучающихся первичная профилактика правонарушени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-663753-1441716788.jpg)
Классный час "Правонарушение, преступление и подросток"
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихсяТема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, та...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-702645-1450861191.jpg)
Классный час - Правонарушения, преступления и подросток
Классный час - Правонарушения, преступления и подросток...
Классный час "Правонарушение, преступление и подросток"
Конспект классного часа для 6-7 классовПрофилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....