Публичная лекция "Учить детей быть счастливыми"
статья на тему

Брит Татьяна Николаевна

Публичная лекция на конкурс педагогического мастерства "Учитель года". Если вы хотите учить детей быть счастливыми, вызывать у них положительные эмоции. Начните с себя. Учитель сам должен чувствовать себя счастливым в какой-то степени. Н работе забудьте о проблемах, если они есть, ваш положительный настрой поможет детям настроится на работу, поднять настроение. Улыбнитесь – ведь от улыбки  будет всем светлей. Положиетльные эмоции – это и повышение мотивации к учению, помощь здоровью, признак счастья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брит Т.Н,  учитель истории и обществознания

МБОУ Николаевской СОШ Татарского района Новосибирской области

Публичная лекция

на конкурс «Учитель года»

«Учить детей быть счастливыми»

        

                           

                             

 

 

Счастье, идеал человеческой жизни, смысл  страдания…. Трудно найти другие критерии, которые с древнейших времен и вплоть дот наших дней не вызывали бы  такой живейший интерес среди людей. Это и понятно, так как в них фиксируется и выражается деятельное, творческое  отношение человека к миру, они неразрывно связаны с пониманием его социальной и  духовной сущности.

   Счастье и страдание одно из противоречий нашей жизни. В самом деле, стремление к всеобщему человеческому счастью, движение сообщества людей через противоречия и страдания к радости, представляет собой вечную и неизменную мечту человечества.

    Каждая эпоха представляла собой «манифест счастья», в котором иерхарически были размещены ценностные приоритеты, предпочтения и интересы человека. Рассуждали о счастье, благе, блаженстве Аристотель,Фома Аквинский,  Так, Ж. Ж. Руссо писал : «Каждый человек хочет быть счастливым, но для достижения счастья нужно прежде всего знать, что такое счастье?»

    Жизнь человека независимо от возраста, профессии, образования, материального достатка, как маятник, качается от счастья к страданию, и наоборот. И несчастье выступает как обязательный фон счастья. И чем больше человек стремится избежать в своей жизни неудовольствия, скорби, избавиться от страданий, тем больше он ввергает себя в дополнительные страдания. Его эскапизм оборачивается против него самого. И родители, стараясь оградить ребенка от неприятностей в жизни, растят эгоиста и себялюбца. В свою очередь, школьные педагоги, «обходя стороной» категорию счастья и страдания в жизни людей, способствует выбору ребенком социальной роли, которую он начнет играть , как только почувствует силу и способность к независимому от школы и родителей существованию. Чаще всего это позиция «иметь».

     А.С. Макаренко утверждал, что есть два пути быть счастливым. «Логика старая – я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных. Логика новая – я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив» (Макаренко А.С., Соч.: В 7 т.- М,1958. Т. С. 452.

Потенциально человек создан для счастья. Он наделен всеми способностями к функциям, которые обеспечивают счастье. И каждый имеет свой идеал счастья, который с возрастом меняется, и само ощущение счастья. Это вполне объяснимо, так как в соответствии с возрастом меняются факторы   счастья,  переосмысливаются цели, планы, весь образ жизни.

  И если для подростков главным является семья (48 %), отсутствие проблем в школе (30 %) и сама жизнь как процесс существования (22 %), то для студентов: взаимопонимание (26 %), семья (22%), любовь (37%) и необходимость быть нужным людям (15%).

Ведь понятие «счастье» определяется как состояние высоко         удовлетворенностью жизнью. Это удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми, природой, когда мы находимся в истинном согласии с самим собой. С латыни счастье называли фортуной (fortuna), с французского языка оно переводится- шанс (chance), с английского- удача (luck). В русском языке слово «счастье» имеет общеславянские корни - приставка съ в значении «хороший» и часть – «доля, часть, удел». И первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля, совместное участие».

Если вы хотите учить детей быть счастливыми, вызывать у них положительные эмоции. Начните с себя. Учитель сам должен чувствовать себя счастливым в какой-то степени. Н работе забудьте о проблемах, если они есть, ваш положительный настрой поможет детям настроится на работу, поднять настроение. Улыбнитесь – ведь от улыбки  будет всем светлей. Положиетльные эмоции – это и повышение мотивации к учению, помощь здоровью, признак счастья.

Говоря с ребенком о счастье, педагог должен помнить, что каждый из нас – индивидуальность со своим богатым  внутренним миром и со своим представлением о счастье, и не давать готовых «рецептов» счастья, а направлять мысль воспитанника на осмысление его желаний, намерений, целей, планов и общего образа жизни. И когда ребенок говорит : «Я хочу быть счастливым, а надо мной все смеются», - он тоже имеет свое видение счастья, может быть отличное от тех представлений, которые существуют у его одноклассников. И педагог может содействовать рождению этого счастья, научая ребенка воспринимать, сопереживать, оценивать жизнь, размышлять о смысле ее и судьбе своей.

Каждый контакт с миром приносит человеку не только удовольствие, но доставляет и страдание. Так, работа, любовь, семья, друзья дают нам радость и наслаждение, но, кроме этого, работа требует усилий, любовь вносит беспокойство и огорчение. Поэтому, умножая источники удовольствия, мы умножаем и источники страдания. Счастье всегда выступает в паре со страданием. Эта двойственность, амбивалентность, сопровождает человека всю жизнь:

  • Удовольствие – огорчение,
  • Радость- грусть,
  • Наслаждение-боль,
  • Счастье-страдание.

         Наша реакция на события, происходящие с нами  и вокруг нас, зависит от возраста, условий жизни, предшествующих событий (радость ощущается сильнее после страдания, и наоборот), психического состояния человека, сравнения данного события с другими.

        Характер восприятия зависит также от нашей социально-психологической развитости и от воспитания. И тогда об одном и том же можно сказать : «Мне больно видеть выброшенную на улицу собаку, и я ее по утрам подкармливаю».

      «Мне больно видеть выброшенную на улицу собаку,  но я стараюсь обходить стороной, у меня и своих проблем достаточно».

      Чтобы быть счастливым , человек должен обладать «духовным аппаратом», чтобы узнавать и распознавать мгновения счастья.

     В противном случае они мелькнут в череде дней, не оставляя  следа, и счастье человека будет заключаться лишь «в созерцании мелькающих магазинных витрин, в приобретении всего того, что он может получить за наличные или в кредит» (Фромм Э., Искусство любить. С.132).

    Сила переживания удовлетворенностью жизнью и мера длительности позволяют выделить пять уровней счастья. Их можно условно изобразить как ступеньки на пути к наибольшему счастью:

 5.Удовлетворенность о деятельности по совершенствованию          

жизни (оставляю после себя)

4.Удовлетворенность в момент творчества ( созидаю, создаю)

3. Удовлетворенность от общения с другими людьми

( взаимопонимание, дружба, быть кому-либо полезным

2. Удовлетворенность материальными благами

(имею, приобрел что-либо)

1. Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив)

Дети склонны утрировать положительные и отрицательные стороны событий, происходящих в их жизни, а также приятные и неприятные оттенки своих переживаний, в силу своей эмоциональности сгущая краски.

    Так, например, первая любовь, чистая и романтичная, всегда полна сомнений, грусти, горячей радости и безысходного страдания. И подростки то поднимаются на вершину счастья, счастья всеобъемлющего и необозримого, когда весь мир кажется «розовым», хочется петь, танцевать, то падают в бездонную пропасть страдания. Но никто? Наверное, не захотел бы вычеркнуть из своей жизни периоды несчастной любви, со всеми горестями и наслаждениями.

      Совершает он поступок или отказывается от него – ни одно действие нельзя вычеркнуть из жизни так, как будто их и не было совсем. Благодаря такому осмыслению, хотя и невозможно вернуть содеянное, этот возврат может быть осуществлен в области духовной и нравственной, во внутреннем плане его жизни.

 Страдание для человека – это способ уберечься от апатии, от духовного окоченения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно, так как  оно делает нас внутренне богаче и сильнее.

 И тот, кто пытается «отвлечься» и «не думает» о несчастье или притупить их наркотиками, алкоголем, мистикой, не осознают, что они прибегают к духовной анестезии. Но подобно анестезии в медицине, которая может вызвать смерть при передозировке, духовная анестезия может привести к смерти духовной. И постоянно подавляя в себе страдания или убегая от них, человек в итоге убивает свою внутреннюю жизнь.

Многие думают, что «Счастье» - это просто птица удачи. А знаете ли Вы, что категория «Счастье» всегда была объектом исследования социологов многих стран. Так в 80-е годы прошлого столетия проводился опрос населения в 140 странах мира, в результате которого, Дания – страна с самым счастливым населением! Уровень счастливых людей там достиг отметки в 92%, когда в нашей стране лишь 53%.. (можно использовать плакат с графиком)

В большинстве случаев люди, живущие за границей, на вопрос «Как дела?» отвечают «Всё о’кей!» А какой ответ обычно звучит в нашей стране? (ответы учеников) Да, Вы правы! У нас чаще можно услышать такого рода ответы, как «Да так себе» или «Могло быть и хуже». Почему?

 Если проследить по графику линию жизненного уровня наших соотечественников, а значит и «уровня счастья», то можно наблюдать резкий спад этих параметров в 1991 году, а за последние семь лет кривая значительно повысилась

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!

Правила счастливого человека, которые предлагают философы:

  • спросите себя, что может сделать вас счастливым, и постарайтесь это сделать для себя
  • будьте всегда честны перед собой и перед другими
  • будьте предельно внимательны к людям
  • помните: вам никто ничего не должен. Сострадая и помогая людям, не возвышайтесь над ними
  • в каждой ситуации стремитесь добиться таких результатов, которые будут благоприятны не только для вас, но и для максимально возможного числа людей.

Согласно проведенному исследованию, чтобы дети стали счастливыми, они должны обучаться следующим принципам:

- Заботиться о других людях больше, чем о себе;

- Не сравнивать себя постоянно с другими людьми;

- Ставить перед собой реально достижимые цели;

- Уметь сосредоточиться на положительном, таким образом борясь с отрицательным.

А закончить выступление  мне хочется притчей:

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег.

Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый.

Другой брат попросил красивую жену. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой.

- Что тебе нужно? – спросило Счастье.

- А тебе что нужно? – спросил брат

- Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь.

А Счастье за ним побежало...

Раздаточный материал

Учите своих детей: для того, чтобы быть счастливыми
В жизни не надо иметь ничего дополнительно:
Ни человека, ни места, ни какой-то вещи,
Что настоящее счастье находиться внутри них самих.
Учите их, что они самодостаточны.
Учите своих детей, что поражение это только вымысел,
Что каждая попытка это успех,
И что каждое достижение приводит к победе,
И что первая победа не менее почетна, чем последняя.
Учите своих детей, что они все соединены со всей жизнью,
Что они – Одно со всеми людьми,
И что они никогда не разделены с Богом.
Учите своих детей, что они живут в мире
Невероятного изобилия,
Что всего в этом мире достаточно для всех,
И все это равно на всех,
А не находится в накоплении большинства,
Которое это же большинство и получает.
Учите своих детей, что чего бы они ни захотели в своей жизни иметь
Не есть недостойно или невыполнимо.
Что им не надо соревноваться с другими из-за чего-то,
И что Божье благословение для всех.
Учите своих детей, что их никогда не будут осуждать,
Что им не надо беспокоиться, чтобы всегда быть правыми.
Что им не надо быть лучше
Чтобы выглядеть прекрасными в глазах Бога.
Учите своих детей, что последствие и наказание
Не одно и то же.
Что смерти нет в мире,
И что Бог никогда никого не осуждает.
Учите своих детей, что для любви нет условий,
И что им не надо беспокоиться, если они теряют вашу любовь или Бога
И что их собственная любовь, подаренная безусловно,
Самый большой подарок, какой они только могут дать миру.
Учите ваших детей, что быть особенным
Не значит быть лучше,
Что показывать превосходство перед другими
Не значит, что люди смогут увидеть, кем эти люди являются на самом деле.
И что самое большое исцеление в знании:
«мой способ не значит лучше, мой способ – просто другой»
Учите ваших детей, что нет ничего,
Что бы они не смогли сделать в жизни.
Что иллюзия незнания о Вселенских законах искореняется с планеты Земля.
И что единственное, что необходимо вернуть всем людям на планете
Это напоминание о том, кто они есть на самом деле.
Учите этому своих детей не через слова,
Но через свои действия.
Не через дискуссии,
А через демонстрирование.
И то, что вы будете делать, ваши дети будут отражать
И как вы живете сейчас – они будут жить.
Учите их этому, и вы научите их великому.
И помните... Мы все едины...
Знай это превыше всего:
Любовь – есть ответ
Любовь – есть ответ на всё
Каков бы ни был вопрос...
Любовь – есть ответ на всё



Предварительный просмотр:

Составляющие публичного выступления, мини-лекции

(по "Public speaking for college and carrier")

Схема анализа публичного выступления.

Главные части публичного выступления:

1. Вступление.

Скажи, что ты собираешься сказать.

Возможные составляющие:

привлечение внимания (представление, название темы выступления, соотнесение ее с событиями или проблемами, близкими и понятными аудитории);

предложение по дальнейшему материалу (центральная идея выступления, схема изложения).

2. Основная часть.

Скажи то, что хотел.

1) Формулирование основной идеи выступления;

2) Развитие этой идеи, ее определение, объяснение.

Логические образцы организации информации:

1. Причина - эффект.

2. Проблема - ее решение.

3. Сравнение

4. Pro et con

?

"

3 требует доработки

4 хорошо

5 замечательно

1.

Позиция лектора

"

"

"

 

Внешний образ

"

"

"

 

Уверенность в себе, не выглядит нервозным

"

"

"

 

Налажен невербальный контакт с аудиторией

"

"

"

2.

Способ представления сообщения

"

"

"

 

Достаточная громкость голоса, колебания тона

"

"

"

 

Чистое, понятное произношение

"

"

"

 

Необходимая жестикуляция

"

"

"

 

Эмоциональность и юмор

"

"

"

3.

Содержание выступления

"

"

"

 

Интересная тема

"

"

"

 

Логическая организация материала

"

"

"

 

Информативность

"

"

"

 

Влияние на аудиторию

"

"

"

 

Соотнесенность выступления с конкретной аудиторией

"

"

"

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Публичная лекция Брит Татьяны Николаевны учителя истории Брит Т.Н, учитель истории и обществознания МБОУ Николаевской СОШ Татарского района Новосибирской области

Слайд 2

Тема лекции: Учить детей быть счасливыми «Хочешь быть счастливым – будь им!»

Слайд 3

счастье ? идеал жизни? смысл жизни? Деятельное, творческое отношение человека к миру

Слайд 4

счастье страдание Стремление человека к счастью – есть способ разрешения противоречия между должным и сущным в его жизни.

Слайд 5

Аристотель; Фома Аквинский; Ж.Ж.Руссо «Каждый человек хочет быть счастливым, но для достижения счастья нужно прежде всего знать, что такое счастье?» Л. Н. Толстой; Представления о счастье - из истории

Слайд 7

А.С.Макаренко «Логика старая – я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных». «Логика новая – я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив». Пути быть счастливым Счастье - это не цель, а образ жизни.

Слайд 8

Для подростков счастье – это…

Слайд 9

Для студентов счастье – это…

Слайд 10

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения... С латыни – фортуна; С французского языка – шанс; С английского – удача; Общеславянские корни - «съ» - хороший, «часть» - доля, часть, удел = хорошая участь.

Слайд 13

рождение счастья - научить ребенка воспринимать окружающий мир; - сопереживать; оценивать жизнь; размышлять о смысле жизни, судьбе своей.

Слайд 16

Счастье - страдание Удовольствие – огорчение; Радость – грусть; Наслаждение – боль; Счастье - страдание реакция на события Зависит от: - возраста; условий жизни; предшествующих событий; психического состояния человека; сравнения события с другими; социально-психологической развитости и воспитанности личности.

Слайд 17

Уровни счастья по силе переживания удовлетворенностью жизнью и мере длительности Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив) Удовлетворенность материальными благами (имею, приобрел что-либо). Удовлетворенность об общения с другими людьми (взаимопонимание, дружба, быть кому-либо полезным). Удовлетворенность в момент творчества (созидаю, создаю). Удовлетворенность о деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя).

Слайд 18

Любовь Счастье

Слайд 19

Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно, так как оно делает нас внутренне богаче и сильнее.

Слайд 21

По данным на 01.04.2009

Слайд 25

Будьте всегда честными перед собой и перед другими; Будьте предельно внимательными к людям; Помните, вам никто ничего не должен. Сострадая и помогая людям, не возвышайтесь на ними; Спросите себя, что может сделать вас счастливым и постарайтесь это сделать для себя; В каждой ситуации стремитесь добиться таких результатов, которые будут благоприятны не только для вас, но и для максимально возможного числа людей.

Слайд 26

Согласно проведенному исследованию, чтобы дети стали счастливыми, они должны обучаться следующим принципам: - Заботиться о других людях больше, чем о себе; - Не сравнивать себя постоянно с другими людьми; - Ставить перед собой реально достижимые цели; - Уметь сосредоточиться на положительном, таким образом борясь с отрицательным.

Слайд 27

И поют деревья и мосты, Краски лета и ветра событий, Звезды, птицы. Реки и цветы: Дорожите счастьем, дорожите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов

Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...

Дискуссия "Ценности, без которых человек не может быть счастливым"

Человеку для счастья надо много, мало того, у разных людей разные потребности. Но есть ценности, в которых нуждается, вообщем-то, каждый из нас..... Песни я пишу давно. О том, что вижу и чувствую...

Проект "Хочешь быть счастливым и успешным - выбирай здоровье!"

Проект, направленный на формирование осознанного выбора у детей и подростков здорового образа жизни...

Быть счастливым

презентация к классному часу...

Хотите быть счастливыми?

Классный час на тему "Хотите быть счастливыми?"...