Профилактика агрессии среди обучающихся начальной школы
статья (5 класс) по теме

Елена Анатольевна Пушкина

Выступление, посвященное профилактике агрессии в среде младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pushkinoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

         Департамент образования Администрации города Омска

ФГБОУ ВПО «Омский  Государственный университет имени Ф.М.Достоевского»

XVI городские этические чтения

« Нравственность и духовность в развитии общества»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 135

имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева»

Секция: «Формирование качеств миролюбия и добрососедства в детях как фактор профилактики экстремизма и ксенофобии»

Профилактика агрессии среди обучающихся начальной школы.

Автор:  Пушкина Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

социальный педагог высшей категории.

Омск – 2016 год.

        Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям Такое поведение является специфической формой поведения, а так же способом решения социальных проблем. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют понятие агрессивности, терминологический диапазон находится в спектре от понимания явления как враждебной реакции человека для защиты собственного мнения до стремления господствовать над другими людьми.

Достаточно часто агрессивность обнаруживается уже у маленьких детей. Детская агрессивность - явление специфическое и отнюдь не неизбежное.

Детские агрессивные действия выступают в качестве:

 1.средства достижения какой-либо цели;

2.способа психологической разрядки;

3.способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

           В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого.

Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Сразу отметим, что агрессивность как свойство личности ребенка или взрослого следует отличать от "доброкачественной" агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. Такая ситуативная агрессия имеет совершенно нормальный защитный характер, и вряд ли стоит корректировать ее в поведении ребенка. В этом случае имеет смысл просто научить его адекватным и принятым в обществе способам проявления агрессивных чувств. Говоря же об истинной ("злокачественной") агрессивности, мы имеем в виду устойчивые свойства личности, которые выражаются в повышенной готовности к агрессии. Внешние проявления агрессивности могут несколько различаться в разные возрастные периоды. В младшем школьном возрасте ребёнку приходится осваивать все перипетии отношений со сверстниками, так как в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и чувством личности.

Учебная деятельность в начальной школе  с новой стороны определяет отношения ребёнка  со взрослыми, ровесниками и одноклассниками..

Часто причиной агрессии детей является недостаток внимания и понимания со стороны родителей и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

        Если ребёнку хотя бы один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, а окружающие уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего.

Наказание за агрессию приводит к такому же результату т.к. загнанная внутрь агрессия обязательно проявится: если не дома, то в школе.

Таким образом, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают её уровень. Ребёнок должен знать, что окружающим не нравится его поведение, и они оставляют за собой право лишить его, например, просмотра мультфильмов и т.д.

Статистика телевизионных программ и Интернет ресурсов свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 10 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

Таким образом, зная причины агрессии детей младшего школьного возраста, мы можем предупредить данное отклонение, это намного проще, чем выводить ребенка из этого состояния.  

В нашей школе мы ведем большую работу по профилактике агрессии среди детей, начиная именно  с младших классах. Для этого уже на протяжении 10 лет ведётся кружок «Полезные привычки  (на основе программы О.В.Романовой). Занятия проходят в группе. Тематика занятий имеет спиральный характер: темы повторяются на протяжении 4 лет, что позволяет закрепить знания в предыдущих классах. Занятия проходят в группах по 15 человек.  

Основная цель групповой работы с агрессивными детьми- снижение уровня  агрессивности путем обучения навыкам адаптивного, доброжелательного  поведения.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.

  1. Научить ребенка понимать переживания, состояния  и интересы других людей.
  2. Выработать у ребенка умение  грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
  3. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

                                     Цель программы

1.Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения школьников

2.Формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;

3.Обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.

           Занятия не похожи  на школьные уроки.. Это – занятия с элементами тренинга, ролевые игры, мозговой штурм, ( используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.), участие в НОУ, занятия с волонтёрами школы. Ребята с удовольствием посещают такие занятия.

          Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий - на классных часах.           

         Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

        Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

          Упражнения -энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы, играют большое значение в сплочении группы.

        Само занятие начинается с упражнения «Передай мячик». Ребята садятся в круг. Задача: передать мячик соседу и сказать ему какой-нибудь комплимент или доброе слово. Упражнение занимает 2-3 минуты. Оно настраивает детей на положительные эмоции, доброту, спокойную и приятную работу. Даже  если ребенок пришел на занятие в плохом настроении, оно у него тут же поднимается.

Для выявления серьезных внутренних проблем у детей использую методику «Кактус». Методика апробирована в течение пяти лет с детьми старше 3-х лет.

Форма проведения: индивидуальная или  групповая.

Проведение теста: 10 – 15 минут

Цель методики – определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность.

Оборудование: лист белой бумаги размера А 4, цветные карандаши.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь», вопросы, и дополнительные объяснения не допускаются.

Интерпретация результатов.

При обработке результатов учитываются характеристики всех графических методик: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели,   специфические именно для данной методики:  характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

После выполнения рисунка ребенку задаются вопросы для уточнения интерпретации:

  1. Это кактус домашний или дикий?
  2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  4. Когда кактус подрастет, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
  5. Видел ли ты когда-нибудь кактус, если да, то похож ли он на твой, нарисованный?

  Данная методика  помогает выявить особенности психоэмоционального состояния ребенка, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии, а также её интенсивность. Возможно и определить причины, , вызывающие негативные чувства у ребёнка.

        Такая методика позволяет не только педагогу разобраться, что у ребенка внутри, но и самому ребенку разобраться в своих проблемах. Не надо забывать, что проблемы детей нам, взрослым, часто кажутся смешными, но для ребенка они очень серьезны. Поэтому мы просто обязаны отнестись к ним  со всей серьезностью, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности.

И самое главное: если ребенок будет видеть в нас помощника и друга, он будет нам доверять и будет обращаться к нам за помощью, а не пойдет спрашивать совета на улицу или в Интернет. Именно мы, взрослые,  обязаны помочь детям освоиться в этом непростом мире и научить их быть успешными в реальной жизни. Но научить не скучными наставлениями и строгостью, а терпением и лаской. Не зря великий Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». Помните об этом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год

План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....

Профилактика суицидов среди обучающихся (воспитанников) детского дома

В данном информационном буклете представлена необходимая информация: куда можно обратиться за помощью в случае суицида, указаны основные направления профилактической работы, опасные симптомы в поведен...

План мероприятий во взаимодействии с родителями по профилактике экстремизма среди обучающихся

План мероприятий во взаимодействии с родителями по профилактике экстремизма среди обучающихся...

Методические рекомендации по профилактике суицида среди обучающихся

Методические рекомендации по профилактике суицида среди обучающихся...

План мероприятий по профилактике правонарушений среди обучающихся школы

План мероприятий месячника по профилактике правонарушений среди обучающихся МБОУ СОШ пгт. Вахрушев....

«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»

laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...