«Справимся с агрессией вместе»
план-конспект на тему

Эльза Ильгизовна Никитина

Мероприятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina_tarko-sale_shkola1.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе»

Э.И.Никитина

МБОУ «СОШ №1»г.Тарко-Сале, Пуровского района.

Тема: агрессия, агрессивное состояние, агрессивное поведение.

Цель: создание психологических условий, позволяющих обучающимся успешно снять агрессивное напряжение.

Задачи:

1. Определить понятия «агрессия», «агрессивное состояние», «агрессивное действие».

2. Выяснить, каким образом можно безопасно выразить свои негативные эмоции, агрессию.

3. Осуществить на основе психологических упражнений снятие агрессивного напряжения.

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, узыкальное сопровождение, 15 красных жетона, 15 зеленых жетона, воздушные шарики, нитки, надписи «Опасно», «Безопасно», таблички со способами выражения агрессии, карточки «Незаконченные предложения», 30 листов А4, 30 ручек

Примечание: перед занятием участники делятся на 2 группы.

Ход занятия

1.Приветствие учеников.

Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.

«Здравствуй».

Приветствуем соседа, хлопая поочередно друг друга по ладошкам, называя по имени.

 2. Основная часть (слово ведущего).

Сегодня нам предстоит поговорить о том, почему иногда наши настроение и поведение меняются, становятся плохими и неуправляемыми. Почему с нами случаются перемены и как этого избежать. Вы готовы? Тогда приступим.

Согласитесь, иногда, когда у нас плохое настроение, мы начинаем понимать, что нас начинает все раздражать. (Например: «Какой огромный рассказ нужно прочитать!», «Как громко разговаривает сосед по парте!», «Почему дежурные так медленно накрывают порции на завтрак?», «Я хочу идти гулять без шапки, а мне не разрешают, почему?»)

Скажите, пожалуйста, что происходит с человеком, когда его начинает все раздражать? (ответы, обобщение). Человек начинает сердиться, злиться. Что происходит с его лицом? (ответы, обобщение). Лицо краснеет, мышцы напряжены, рот искривлен, брови нахмурены, зубы стиснуты. Иногда у человека даже сжаты кулаки. (показываю иллюстрации). Что происходит у человека внутри? Какие эмоции его переполняют? (ответы) В это время человек хочет причинить вред другому. Объясняется это просто: человек думает – мне плохо, пусть и другим будет плохо. Как мы можем назвать такое поведение? (ответы учеников). Такое поведение называется агрессивным. Как вы думаете, что такое агрессия?

Агрессия – это поведение человека, направленное на причинение вреда другим, вследствие переполнения его негативными эмоциями.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Это то, что человек чувствует, но держится, скрывает, прячет свои чувства от других.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном причинении вреда другому человеку: оскорблениях, драках. Понятна разница?

Упражнение «Рассерженные шарики».

Я попрошу вас надуть воздушные шарики и завязать их.

Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? (нет)

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? (ответы) Человек не выдержит и «взорвется», лопнет, как шарик. (лопаем шарики) Что получилось с негативными эмоциями и чувствами? Они вырвались, выплеснулись на окружающих людей. Если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например драку.

Давайте надуем ещё один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился? (да)

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? (нет)

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого-нибудь? (не напугал)

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. А что значит «контролируем»? (ответы) Это значит, что мы выбираем безопасный способ выражения агрессии. Но есть и опасные способы, такие, которые причиняют другим людям вред.

Сейчас нам предстоит в этом разобраться. (работа в группах)

Задание «Опасно или безопасно?»

Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите надпись «ОПАСНО», и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию. (Задание для первой группы).

А на 2-й половине доски вы видите надпись «БЕЗОПАСНО». Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные действия, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось. (Задание для второй группы).

А теперь берите со стола таблички, читайте их, выбирайте нужные и прикрепляйте на доску с соответствующей стороны.

Опасно

Безопасно

Обижаться

Заняться творчеством

Оскорблять

Рисовать

Жаловаться

Успокоиться

Обвинять

Заниматься спортом

Драться

Трудиться

Злиться

Смеяться

Использовать вредные привычки

Помечтать

Грубить

Танцевать

Сердиться

Почитать

Спорить

Топать ногами

Лениться

Посоветоваться

Нервничать

Послушать музыку

Ругаться

Играть

Не прислушиваться к совету старших

Поговорить

Кричать

Петь

 (Проверка выполненного задания каждой группы. Доказательство правильности выбора).

Давайте сделаем вывод: повторим еще раз, как можно снять агрессивное напряжение (ответы учеников, обобщение).

Чтобы немножко отвлечься от нашей работы и расслабится, предлагаю отправиться в путешествие на облаке. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

Минутка релаксации «Путешествие на облаке» (с музыкальным сопровождением)

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Удалось представить путешествие на облаке? Смогли ли вы расслабиться?

А теперь давайте поговорим о том, что иногда нас очень сильно беспокоит. Я буду зачитывать вам начала различных предложений. Вам необходимо закончить эти предложения своей мыслью. (Высказывания идут по кругу, участники во время своего высказывания держат в руках предмет, например, игрушку или мячик, затем передают его следующему ученику)

Упражнение «Незаконченные предложения».

Я не могу слышать, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Когда я злюсь…

Меня просто раздражает, когда…

Я не хочу говорить, когда…

Когда меня не слушают, я…

У меня портится настроение, когда…

Теперь, после того, как каждый высказался, поделился своими мыслями, я предлагаю попробовать избавиться от неприятных чувств, эмоций.

Упражнение «Листок гнева».

У каждого из вас есть листок. На этом листе нужно написать слова, которые когда-либо заставляли вас злиться, нервничать, кричать, может, даже плакать. Вспомните обидные слова, которые вы слышали в свой адрес. Не бойтесь, то, что написано на вашем листке, никто, кроме вас, не увидит.

(в течение 1-2 минут участники пишут слова)

Теперь, когда все готово, предлагаю сильно-сильно зачеркнуть, закрасить ручкой эти слова. Можете закрасить весь листок. Теперь скомкайте свой лист, вложите все негативные эмоции в этот бумажный комок. Можете, бросить комок на пол и потопаться на нем, можете разорвать его на мелкие кусочки. Сейчас все, что осталось от вашего листка, необходимо выкинуть.

Какие чувства вы испытывали, когда писали обидные слова? Когда избавлялись от негативных эмоций? Произошли какие-то изменения в вашем настроении? (выводы учеников)

Послушайте советы, которые помогут избавиться от агрессивного состояния:

-возьми себя в руки

-успокойся

-заведи дневник и записывай на бумагу все, что тебя беспокоит

-послушай любимую музыку

-если возможно, останься наедине с собой

-попроси совет

-поговори с друзьями

-вспомни что-нибудь приятное, хорошее, что заставляет тебя улыбаться.

Чтобы хорошее настроение не покидало нас весь день, нужно стараться не отпускать его от себя. Как это можно сделать? (ответы учеников) Просто нужно чаще улыбаться, смеяться и радоваться, дарить хорошее настроение своим друзьям. Это мы и попытаемся сейчас сделать.

Упражнение «Метафора».

Вам нужно сравнить своего соседа по кругу с кем-то или чем-то очень хорошим. Например, Коля, я хочу сравнить тебя с солнцем, потому что, когда ты улыбаешься, ты сияешь так же, как солнце.

Сейчас мы услышали хорошие слова в свой адрес. Они помогут нам сохранить хорошее настроение и положительные эмоции. Как вы думаете, а как еще мы можем сохранить хорошее настроение, зарядиться хорошими мыслями и положительными эмоциями? (ответы учеников) Наверное, мы сможем это сделать, если не только кто-то нас похвалит, но и мы сами похвалим себя.

Упражнение «Я-подарок!»

Сейчас нам нужно представить, что мы находимся в магазине подарков. Но мы не покупатели, мы подарки. Нам нужно, чтоб нас скорей купили и подарили. Но как это сделать? Нужно сказать о себе что-то очень хорошее, что-то, что могло бы отличить от других. Например, я хороший подарок, потому что я верный и преданный друг, я никогда не обижаюсь на своих друзей и не огорчаю их и т. д.

Что вам нравится больше, когда вам говорят хорошие слова или когда вы сами себя хвалите? Почему?

Давайте вернемся в начало нашего занятия и вспомним, о чем мы говорили.

-Что такое агрессия, агрессивное состояние, действие;

-Способы выражения агрессии (опасные, безопасные);

Надеюсь, что этот урок оказалось для вас полезным, вы открыли для себя что-то новое.

3. Ритуал прощания.

Давайте поблагодарим друг друга за работу на занятии, за успешную работу и общение. Делать это будем следующим образом: своему соседу справа скажем: «Спасибо, я была рада общению и работе с тобой».

Спасибо за урок  ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Техника игры. Технические приемы: «Срезка» (срезка слева, срезка справа), « Накат» (накат слева, накат справа)»

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре...

Занятие с элементами тренинга "Мир без насилия-мы вместе справимся!"

Данная разработка адресована психологам школ и классным руководителям при организации работы по предупреждению насилия и профилактике жестокого обращения с детьми. Занятие разработано для учащихся под...

Презентация "Справимся с агрессией вместе!"

Презентация к занятию  "Справимся с агрессией вместе!"...

Как справиться с детской агрессией: рекомендации для родителей:

Как справиться с детской агрессией: рекомендации для родителей:...

Агрессия. Виды агрессии. Виртуальная агрессия.

Мы часто говорим про здоровье наших детей, имея в виду здоровье физическое, и редко думаем об их психическом здоровье. Говоря о виртуальной агрессии, прежде всего, нужно определиться, что вообще ...

Занятие с элементами тренинга «Мир без насилия - вместе мы справимся»

Занятие с элементами тренинга «Мир без насилия - вместе мы справимся»...