Детско - родительская профориентационная игра Тема «Выбор профессии - это серьезно»
методическая разработка на тему

Хэно Вета Владимировна

Детско - родительская профориентационная игра

Тема «Выбор профессии - это серьезно»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Игра предназначена для выпускников школы и их родителей. Проводить её необходимо в середине учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какую профессию они хотят получить после школы. Но в то же время родители и сами выпускники еще четкого плана и стратегию поступления в учебное заведение не имеют, или вообще их взгляды не совпадают и их мнения во многом расходятся. Одна из основных задач данного мероприятия - разработка выпускниками сознательной стратегии поступления в профессиональные учебные заведения. Как правило, выбор будущей профессии - это дело не только самого ученика, но и всей его семьи. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача игры - согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Детско - родительская профориентационная игра

Тема «Выбор профессии - это серьезно»

социальный педагог

Хэно Вета Владимировна

Цель: обеспечение готовности родителей и детей к эффективному сотрудничеству на этапе профессионального самоопределения и реализации профессионально - образовательных планов.

Задачи:

Создать во время игры для участников комфортную, дружескую атмосферу.

Предложить для родителей и детей эффективные способы взаимодействия по вопросам профессионального самоопределения старшеклассника и поощрять их использование.

Создать условия для повышения взаимопонимания детей и родителей, в ситуации профессионального самоопределения старшеклассников и процессе реализации профессионально - образовательных планов.

Участники игры: ученики 9, 11 класса, родители, классный руководитель, социальный педагог.

Продолжительность игры: - 60 мин.

Необходимые материалы: 2 разноцветных круга (3 комплекта), компьютер, проектор, экран для показа презентаций, столы, стулья, листы формата А4, цветные карандаши, маркеры, ватманы - 3 шт.

Ход игры

Организационный этап

Приветствие участников. Вступительное слово ведущего о целях, особенностях занятия и режиме работы.

Ведущий: Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать на профориентационной игре «Выбор профессии». Сегодня мы собрались для того, чтобы Вы ребята лучше и точнее представили ещё раз, как Вы будете продвигаться к своей профессии, а родители лучше понимали в этот непростой момент вас - своих детей. Несомненно, многие из Вас уже определились, кто, куда пойдет учиться, но, несмотря на это я надеюсь, наше сегодняшнее занятие поможет Вам утвердиться в правильности выбора.

Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе, поскольку профессиональное самоопределение - вопрос семейный. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор - сам ребенок или родители?

Упражнение «Решение»

Вот два круга: один из них – ребёнок, другой – родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессии ребенка. Степень положения кругов друг на друга будет показывать влияние родителя на профессиональный выбор ребенка. Кто готов? Пожалуйста (первый доброволец накладывает круги драг на друга). Есть ли у кого-то другое мнение? Кто ещё хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю вам встать и подойти к тому варианту, который вам близок.

Таким образом, образуются несколько кругов отражающее мнение присутствующих.

Ведущий: Уважаемые участники, скажите о своем настроении одной фразой. Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу. 

Разминка

Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний. В качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фразу:

- «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в ВУЗ...».

Дети продолжают фразу

- «Когда я думаю о поступлении в ВУЗ...».

Задание №1. 

Родители на отдельных листочках пишут название той профессии, которую они советуют выбрать своему ребенку; дети пишут название той профессии, которую они выбирают сами. Заполнив листочки, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования.

(Задача ведущего - так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями).

Задание №2. 

Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом их местоположение в нем уже не играет существенной роли. Ведущий составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4 - 5 наиболее популярных профессий в данном коллективе. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий. Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.

Вспомогательные вопросы для составления памятки:

- Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?

- Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?

- Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?

- В каких вузах готовят таких специалистов?

- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?

Задание №3. Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в ВУЗ (приложение 1). Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.

После того как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети. Через 5-10 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый). Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов - это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово - «дети».

Завещающий этап

Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи. Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк (см. приложение 2), а затем собраться снова в одном кругу.

Заключение

Ведущий: в мире достаточно профессии, судеб, характеров. Радист станочник, знатный шахтер, известный учёный, электрик и портной, цветовод и водитель троллейбуса, слесарь и испытатель машин…. Пожалуйста, смотрите, думайте и выбирайте свою судьбу. Я надеюсь, все это поможет тем, кто серьезно задумался над этими вопросами. Ищите себя, думайте о том, для какого дела вы рождены и где вы принесете людям наибольшую пользу. Пожалуй, на свете нет такой профессии, для которой не существует учебных заведений. Именно там вчерашние школьники становятся мастерами: металлистами, электриками, строителями городов, заводов, гидростанций, механизаторами сельского хозяйства, поварами….

Рефлексия

Упражнение «Рефлексивный экран»

Ведущий. Уважаемые родители и ребята выберите по желанию себе фразу и закончите ее.

  • Мне сегодня на встрече было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Меня сегодня удивило…
  • Я попробую…
  • Я получила от встречи…
  • Для меня было открытием, что …
  • На мой взгляд, удалось…
  • На встрече было важным…

Ритуал прощания

Все участники встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятные часы». И с помощью упражнения «Аплодисменты» благодарят, друг друга за проделанную совместную работу.

Приложение 1

Памятка для поступления в профессиональные учебные заведения

  1. Выбрать профессию.
  2. Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника.
  3. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
  4. Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность.
  5. Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы.
  6. Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетиторами.
  7. Выбрать конкретный вуз для поступления.
  8. Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе.
  9. Успешно сдать вступительные экзамены.

Приложение 2

Итоговый бланк

  1. Я выбираю профессию (написать, какую) ...
  2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии (ненужное зачеркнуть).
  3. Я поступаю в вуз (написать название вуза) ...
  4. Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как...
  5. Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать какие).

Список использованной литературы

  1. Белоусова Р.В. Понамаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192 с.
  2. Истратова О.Н. Эксакустог Т.В. Справочник психолога средней школы / Изд. 6-е Ростов н / Д: Феникс, «Тренинговое профориентационное занятие (по материалам программы школы юного психолога при ТРТУ кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности), 2010.-510 с.
  3. Цветкова Г.В. Родительские собрания: 11 класс-Волгоград: Учитель, 2009.-139 с.
  4. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.-167с.
  5. Афонькина Ю.А. Справочник педагога-психолога школы – Волгоград : 2016. – Учитель. – 173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбор профессии-это серьезно!"

Цель: сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей. Задачи: расширять общий кругозор учащихся;познакомить с миром пр...

Классный час «Выбор профессии – это серьезно…»

профориентационный классный час...

Выбор профессии - дело серьезное.

Урок -  беседа для учащихся 9 класса....

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

"Выбор профессии - дело серьезное!"

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Каждый год появляются новые профессии, исчезают старые, стираются границы между некоторыми профессиями. Ориентироваться в этом огромном и динам...

"Выбор профессии-дело серьезное!"

Презентация относится к занятию «Выбор профессии – дело серьезное!» Содержит в себе интересную информацию для детей. Презентация поможет педагогу наиболее эффективно провести занятие....

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...