"Выбор профессии - дело серьезное!"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Полякова Ирина Ильинична

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Каждый год появляются новые профессии, исчезают старые, стираются границы между некоторыми профессиями. Ориентироваться в этом огромном и динамичном мире профессий нелегко. Задача нас, педагогов помочь воспитанникам определиться с выбором будущей профессии, найти свое призвание в жизни, чтобы работа доставляла радость и удовольствие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ АО для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Улыбка»

Конспект  занятия:

«Выбор профессии – дело серьезное!»

                                                                                                           Подготовила:

воспитатель

                                                                                                            Полякова И.И.

Наримановский район, п. Прикаспийский,

2014г.

Цель: помочь воспитанникам в выборе будущей профессии.

Задачи:

     - скорректировать профессиональные предпочтения воспитанников;

     - формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

      - побуждать к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь,

то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

Слайд №3

Упражнение «Пожелание»

       Давайте начнем нашу встречу с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встает, подходит к любому из нас, здоровается и высказывает ему пожелание на сегодня. Тот, кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

Слайд №4

Групповая работа «Самые нужные профессии»     

 Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

       Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, квалификация, специальность - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии»

Вторая группа «Профессии, которые всегда нужны»

Третья группа – «Самые отважные профессии»

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки)

Слайд №5

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, пластический хирург, эколог…

Слайд №6

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, строитель, шофер (водитель), парикмахер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер… 

Слайд №7

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер…

       А теперь, ребята давайте с вами вспомним самые забытые профессии.

       Примерные списки профессий:

Слайд №8

Самые забытые: конюх, камердинер (комнатный слуга при богатом доме), ключник (в Древней Руси человек, ведавший продовольственными запасами дома и ключами от их места хранения), шорник (мастер по изготовлению конской упряжи, ремонту седел, уздечек), трубочист, бондарь (ремесленник, выделывающий бочки, изготавливающий корабельные мачты), ямщик (погонщик лошадей)…

      Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире гораздо больше, но, выбирая себе специальность, вы должны ориентироваться не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

      ??? Как же найти среди такого количества свою профессию? Что нужно учитывать, дабы не ошибиться?

       Прежде всего, необходимо четко определить круг своих интересов, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель. Имея перед собой цель, вы сможете достичь успеха быстрее, чем ваши ровесники, которые только начинают шевелить мозгами: чем бы таким заняться? Очень мудро по этому поводу высказался английский философ XVI – XVII вв. Френсис Бэкон «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти».

Слайд №9

Упражнение «Выбери правильный путь» 

Одного из учеников мы просим выйти из класса. Остальным ребятам предлагаю «подобрать» профессию вышедшему ученику.

Общее обсуждение: докажите, что индивидуальные особенности вышедшего учащегося соответствуют требованиям профессии.

         ??? Совпадает ли подобранная ребятами профессия с выбранной учащимся?  

        ??? К чему может привести искаженное представление о своих способностях?

К неправильному выбору. 

       ??? А еще, какая причина может привести к ошибке?

Искаженное представление о будущей профессии.

Слайд №10

Упражнение «Оптимисты и скептики» 

       Проанализируйте профессию журналиста, записав в колонну «Оптимисты» положительные качества профессии, а в колонну «Скептики» - отрицательные. Работаем по вариантам. Я предлагаю выходить к доске тому, кому приходит в голову умная мысль.

Оптимисты (люди, которые видят во всем светлые стороны, верят в успех, победу добра) – 1-й вариант

       Работа имеет огромное общественное значение; встречи с интересными людьми; командировки, дающие возможность много увидеть, быть в гуще событий; использование современной техники…

Скептики (люди, которые ко всему относятся критически, недоверчиво; все подвергают сомнению) – 2-й вариант

      Трудности, связанные с устройством на работу; частые командировки, осложняющие личную жизнь; большая ответственность; нервные перегрузки; ненормированный рабочий день; постоянное общение с людьми…

      Итак, вы выбрали профессию, но у нее столько отрицательных признаков! А вы раньше как-то о них и не задумывались. Может наступить разочарование.

        ??? Что же нужно предпринять, чтобы этого не произошло?

Выбирая профессию, подумай, соответствует ли она наиболее привлекательным для тебя характеристикам; узнай как можно больше о данной профессии из достоверных источников; взвесь свои возможности.

Слайд №11

Упражнение «Экзамен без подготовки»

       На столе разложены билеты с заданиями. Вы по желанию берете билет и отвечаете на вопрос. Работаем в парах.

Билет №1. В чем вы видите необходимость для общества выбранной вами профессии?

(Комментарий педагога: «Если труд, то труд такой уж, чтоб и польза была, и честь», Луцилий Гай).

Билет №2. Можно ли считать удавшейся жизнь человека, не имеющего любимого дела?

(Комментарий педагога: Очень важно, чтобы работа доставляла тебе радость, потому что ненависть к ней ты будешь испытывать не только с девяти до пяти. Она будет отравлять твою жизнь круглосуточно. Если ты будешь проводить рабочее время в непрерывном поглядывании на часы, на самом деле ты будешь следить, как постепенно уходит твоя жизнь).

Билет №3. Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические возможности?

Как поступить, если цель высока, а средства слабоваты? Приведу два примера. А вы скажете, какой из них достоин подражания.

       Известный древнегреческий оратор Демосфен начал свой путь к славе с жестокой неудачи. От оратора требовались зычный голос, четкая дикция, выразительные жесты. А Демосфен от рождения картавил, голосом обладал очень слабым. Вдобавок нервная привычка подергивать плечом делала его не величавым, а смешным. Почти всякий на его месте и не думал бы о политической карьере. Но будущий оратор уходил на берег моря, набирал полный рот камешков, чтобы чисто произносить звук «р», и часами произносил речи, заглушая шум прибоя. И даже подвешивал над непослушным плечом острый, как бритва, меч, чтобы избавиться от подергивания. Когда же, наконец, Демосфен произнес речь за сохранение независимости Афин, против македонского царя Филиппа II, желавшего подчинить себе Афины, сограждане устроили овацию и понесли его на руках. Эта и последующие его речи остались в истории как шедевр ораторского искусства.

        И другой пример. Писателя Фонвизина в 37 лет разбил паралич. Когда его возили в коляске мимо Академии наук (там был тогда университет), он кричал выходившим оттуда студентам: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что со мной сделала литература!» Не пересилив себя, он умер через 10 лет).

(Комментарий педагога: Нужно оценивать свои физические данные объективно, но ни в коем случае нельзя опускать руки, если что-то не получается.)

Слайд №12

Упражнение «Волшебная лавка»

      Подросткам предлагается «купить» в волшебной лавке необычные вещи: доброта, честность, снисходительность, терпимость, умение владеть собой, чуткость, доверие, бескорыстность, общительность, смелость, расположенность к другим, доброжелательность.

      Купить их можно не за деньги, а за те качества личности, которые не очень нравятся подростку. Например: несдержанность, грубость, ложь, агрессивность, обидчивость, нетерпимость, злоба, зависть и т. д.

Условие: обмен должен совершить каждый подросток.

Вопросы детям:

- Что помогло вам выполнить упражнение «Волшебная лавка»?

- Трудно ли признаться, что у вас есть недостатки?

     Слайд №13-16

      Ребята, следующие слайды расскажут вам о том, что нам советуют звезды, но с этой информацией вы можете ознакомиться после занятия в индивидуальном порядке.

Слайд №17

Упражнение «Тропинка к мечте»

       Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту. Далее нужно представить свою мечту в виде какого либо объекта.

Каждый должен нарисовать на листе тропинку, в начале которой находится он, а в конце  - его «мечта». На этой тропинке могут оказаться преграды и ухабы - те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения поставленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» - значит, к цели будет двигаться легко.

(Включается музыка, дети рисуют свою мечту)

Вопросы детям:

- Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»?

- Если были затруднения, то почему?

- Может быть, мы иногда бываем несколько самонадеянны, и нам кажется все легким?

- Нужно ли уметь видеть препятствия?

   Слайд №18-19

Рефлексия

Закончите высказывания:

  • На сегодняшнем занятии я…
  • Новым для меня было…
  • Для себя я возьму…

     Помните: выбирая профессию, выбирая кем стать – вы выбираете судьбу.

     Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимум реализации ваших возможностей.

     Только после внимательного анализа всех своих склонностей и пожеланий можно определиться кем стать, т. е. сделать выбор в пользу той или иной профессии.

 Тысячи тропок готовит судьба

 Сотни загадок в запасе хранит.

 Какой она будет – тропинка твоя

 Это тебе доказать предстоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор профессии - дело серьезное.

Урок -  беседа для учащихся 9 класса....

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

"Выбор профессии-дело серьезное!"

Презентация относится к занятию «Выбор профессии – дело серьезное!» Содержит в себе интересную информацию для детей. Презентация поможет педагогу наиболее эффективно провести занятие....

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"

Классный час нацелен на  представление учащихся об основах профессионального самоопределения; активизвцию самопознания, побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию....

Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии - дело серьезное"

Конспект воспитательного занятия  по теме "Выбор профессии – дело серьёзное". Занятие позволяет формировать у воспитанников школы-интерната знания о профессиях;  активизирует  процессы ...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...