классный час "Выбор профессии- дело серьезное"
классный час (10 класс) на тему

Андреева Римма Борисовна

классный час для 10 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klch2.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации для учащихся 10-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Цели:

         

  1.  Содействовать личностному и  профессиональному самоопределению учащихся;
  2. активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою  профнаправленность;

3 )  Формировать правильную оценку мотивов выбора                                                                                      профессии;

4) Развивать коммуникативные качества учащихся;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово

 Классный руководитель: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- этот вопрос взрослые любят задавать еще совсем маленьким детям. И малыши, обычно не задумываясь, очень легко на него отвечают.  Ребенок растет, взрослеет, и ответить на этот вопрос ему почему-то становится сложнее. И вот уже заканчиваются десять лет школьной жизни, а ответ зачастую так и не найден. Наверняка, каждый из вас задумывался над этими важными вопросами: «кто я? чего я хочу? что я могу? ».

  В настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию.  Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

 Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия  – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Выбор профессии – дело ответственное и серьезное. Что же нужно учесть школьнику при выборе будущей профессии?  Каковы причины, побуждающие подростка выбрать ту или иную профессию? Именно об этом я и предлагаю Вам поговорить сегодня.

  3. Индивидуальное задание

Классный руководитель:  В течение 2 минут подумайте над тем, какими мотивами руководствуется человек, выбирая профессию?

(Учащиеся высказываются, учитель записывает мотивы выбора профессии на доску)

Примерный список мотивов выбора профессии:

1. Престиж профессии

2. Высокая заработная плата

3. Доступность обучения

4. Интерес к содержанию профессии

5. Личные способности

6. Физическое здоровье

7. Возможность карьерного роста

8. Востребованность на рынке труда

9. Мнение родителей,семьи

10.Мнение сверстников

 4. Работа в группе

Классный руководитель:   Предлагаю Вам  обсудить мотивы выбора профессии и ранжировать их с точки зрения  личной значимости. ( Учащиеся ведут обсуждение)        

5. Выступление учащихся

Учащиеся предлагают свой рейтинг мотивов и аргументирует его.

Возможная аргументация мотивов:

Интерес к содержанию профессии

Один из главных мотивов. Если работа в радость, то она из необходимости превратиться в любимое дело, результаты ее будут более продуктивны, и появится желание постоянно самосовершенствоваться. Как итог, продвижение по службе, увеличение заработной платы и уважение со стороны коллег.

Престиж профессии

Мотив неплохой, однако в нем кроется ловушка. Уже сейчас на рынке труда ощущается переизбыток бухгалтеров, юристов, особенно не имеющих высшего образования. Обществу одинаково необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Отдавая дань моде, можно выучиться, допустим, на менеджера, а работу по специальности не найти.

Высокая заработная плата

Едва ли при выборе профессии можно опираться только на этот мотив. Размер заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. А повышать ее можно на любой работе. Какой бы высокооплачиваемой ни была работа, она должна приносить и моральное удовлетворение.

 Доступность обучения

Это ложный мотив выбора профессии. Некоторые выпускники идут в учебное заведение, с трудом понимая, какую специальность будут получать, главное, что туда легко поступить.

Физическое здоровье

Незнание или недооценка своих физических особенностей – еще одна ошибка при выборе профессии. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние здоровья.

Личные способности

Один из правильных мотивов. Зная и адекватно оценивая свои способности, можно выбрать профессию, которая позволит реализовать лучшие свои задатки, достичь успеха.

Востребованность на рынке труда

Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

Мнение родителей, семьи.

               Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

             С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения  

     Мнение сверстников.

               Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор.

6. Составление общего рейтинга мотивов выбора будущей профессии

    Классный руководитель: Какими мотивами нужно руководствоваться, чтобы не ошибиться в выборе профессии?

  1. Интерес к содержанию профессии
  2. Личные способности

3. Физическое здоровье

  1. Востребованность на рынке труда
  2. Престиж профессии
  3. Возможность карьерного роста
  4. Высокая заработная плата
  5. Мнение родителей
  6. Доступность обучения

7.Мнение сверстников

 7. Тест на профориентацию

Классный руководитель: Ответьте на предложенные вопросы. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10.

  1. У меня преобладает хорошее настроение.
  2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
  3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
  4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
  5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
  6. Мне трудно дается алгебра.
  7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
  8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
  9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
  10. У меня преобладает хорошее настроение.

Л («левополушарный» результат) = сумма баллов по утверждениям 1, 2, 5, 8, 9.

П («правополушарный» результат) = сумма баллов по утверждениям 3, 4, 6, 7, 10.

Если Л более, чем на 5 баллов превышает П, то ваш тип мышления логический. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, конструктором, программистом, пилотом, организатором производства, водителем.

Если П больше Л, то вы человек художественного склада. Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях ( шум, помехи разного рода). Вас ожидает успех в таких профессиях, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

Если П=Л, то перед Вами открывается широкое поле деятельности. Успех ждет в профессиях, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, Быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации

( управленец, испытатель сложных машин, лектор).

8.Классификация профессий(по Климову Е.А.)

 Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. Человек-природа.
  2. Человек-техника.
  3. Человек-человек.
  4. Человек-знаковая система.
  5. Человек-художественный образ.

 9.Практическая работа по выявлению своих интересов и склонностей

Инструкция .  Начертите “Лист ответов”

Номера и буквенные обозначения в клетках листа соответ

ствуют номерам и обозначениям вопросов. Отвечая на

каждый вопрос, нужно спросить себя: “Нравится ли мне

занятие, о котором говорится в вопросе?” Если скорее нра

вится, чем не нравится, проставьте в нужной клетке один

плюс; если определенно нравится — два плюса; если

очень нравится — три таких знака. Если скорее не нра

вится, чем нравится, — один минус; если определенно не

нравится — два минуса, а если очень не нравится — три.

Ответы старайтесь давать быстро.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

После окончания работы подсчитайте суммы плюсов и

минусов в каждом столбце. Количество плюсов служит

показателем степени выраженности вашей склонности

к одному из типов профессий (I — “человек — природа”,

II — “человек — техника”, III — “человек — человек”,

IV — “человек — знаковая система”, V — “человек —

художественный образ”).

Карта самооценки склонностей

Предположим, что после соответствующего обучения вы

сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам

пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы

вы предпочли? Выбор сделайте, внимательно прочитав оба

утверждения (а и б).

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины,

приборы (следить, регулиро

вать)

2а. Помогать больным лю

дям — лечить их

2б. Составлять таблицы, схе

мы, программы ЭВМ

3а. Следить за качеством

книжных иллюстраций, пла

катов, дисков

3б. Следить за состоянием,

развитием растений

4а. Обрабатывать материалы

4б. Доводить товары до по

требителя

5а. Обсуждать научнопопу

лярные книги, статьи

5б. Обсуждать художествен

ные книги или пьесы

6а. Выращивать молодняк

животных какойлибо породы

6б. Тренировать товарищей

(или младших) в выполнении

какихлибо действий (трудо

вых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки,

изображения или настраивать

музыкальные инструменты

7б. Управлять какимлибо

грузовым (подъемным или

транспортным) средством

8а. Отыскивать и разъяснять

людям нужные им сведения

в справочном бюро, на экс

курсии

8б. Художественно оформлять

выставки, витрины или уча

ствовать в подготовке пьес

9а. Ремонтировать вещи, из

делия, одежду, жилище

9б. Искать и исправлять

ошибки в тексте, таблицах,

рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления,

расчеты

11а. Выводить новые сорта

растений

11б. Конструировать, проек

тировать новые виды про

мышленных изделий

12а. Разбирать споры, ссоры

между людьми, убеждать,

разъяснять, поощрять

12б. Разбираться в чертежах,

схемах, таблицах (проверять,

уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать рабо

ту кружков художественной

самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать

жизнь микробов

14а. Обслуживать, налажи

вать медицинские приборы

14б. Оказывать людям меди

цинскую помощь

15а. Составлять точные описа

ния — отчеты о наблюдаемом

15б. Художественно описы

вать, изображать события

(наблюдаемые или представ

ляемые)

16а. Делать лабораторные

анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать

больных, беседовать с ними,

назначать лечение

17а. Красить или расписывать

стены помещений, поверх

ность изделия

17б. Осуществлять монтаж

зданий или уборку машин,

приборов

18а. Организовывать культпохо

ды сверстников или младших,

экскурсии, походы и т. п.

18б. Играть на сцене, прини

мать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам

детали изделия, строить зда

ния

19б. Заниматься черчением,

копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезня

ми растений, с вредителями

20б. Работать на клавишных

машинах: пишущей, телетай

пе, наборной

Итог.

а) назовите предпочтительный для вас тип профессий;

б) назовите профессии, которые относятся к этому

типу;

в) выясните, где можно получить образование по вы

шеназванным профессиям в вашем регионе.(домашнее задание)

 

Примерные ответы детей:

— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

— Водитель, слесарь, инженер,  конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п,

— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,

- Бухгалтер, ученый, экономист,  математик, программист, нотариус

— Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

 11.Тренинг «Рука судьбы»

Проводит классный руководитель.

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка,  не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.

Классый руководитель.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

 У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это  выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование. 

 10.Профессиональный гороскоп

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиак под которым родился человек

Знаки зодиака

Учащиеся

Конкретные профессии

водолей

Инженер, механик, учитель, переводчик

овен

Учитель, актер, фермер, врач , журналист, стюардесса

рыбы

Программист , бугалтер,детектив,электрик,юрист

телец

Спортсмен ,экономист,  инженер, работник социального обслуживания

близнецы

Инженер, военный, водитель, летчик, переводчик

рак

Менеджер. бухгалтер

лев

Бизнесмен менеджер, дизайнер, социальный работник

дева

Инженер, психолог, врач

весы

Экономист, программист

скорпион

Программист, фермер, механик

стрелец

Врач ,криминалист, менеджер, летчик

козерог

Юрист, дипломат

 

11.  Заключительная беседа

Классный руководитель..  Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья»Выбирая будущую профессию, вы, конечно оцениваете свой характер, интересы и способности. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.

Следующий шаг-самосовершенствование.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников,

Как отсутствие навыков трудовой жизни и построение взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность .

Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность , дисциплинированность,  эмоциональную устойчивость. Вот тут приходит на помощь  самовоспитание. Советы по профессиональному самовоспитанию по развитию внимания памяти мышления вы найдете в книге

Елизаветы Николаевны Прощицкой  «Мое профессиональное будущее»

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам.

Найти себя- значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и  он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам найти себя в этом мире .

Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.»

7.  Рефлексия

Классный руководитель: Закончите предложения:

Классный час помог мне….

Я задумался о…..

Я убедился в том, что….

Одним из главных мотивов выбора профессии является….

Список литературы:

  1. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.
  2. Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.
  3. Мартынова А.В.  «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006
  4. Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.
  5. Савченко М.Ю. «Профориентация.Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам(9-11класс)»:практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/под науч.ред .Л.А.Обуховой-М.:вако,240 с.
  6. Е.Н.Прощицкая «Мое профессиональное будущее»
  7.   Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"

Классный час нацелен на  представление учащихся об основах профессионального самоопределения; активизвцию самопознания, побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию....

Классный час по профориентации "Выбор профессии – дело серьезное."

Форма классного часа - устный журнал.Страницы: 1. Проблема (статья "Лишние люди на рынке труда": статистика по безработице в России и за рубежом и ее причины)        ...

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"...

Классный час "Выбор профессии–дело серьезное"

Презентация к классному часу по профориентации в 9 классе...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Классный час попрофориентации дляучащихся 9-го класса«Выбор профессии – делосерьезное"....

классный час по профориентации для кадет 7 класса "Выбор профессии- дело серьезное"

Цели:1)дать кадетам  представление об основах профессионального самоопределения;2)активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.Задачи:1) Формировать у уч...