Классный час по профориентации "Выбор профессии – дело серьезное."
классный час (7, 8 класс) на тему

нелидова елена павловна

Форма классного часа - устный журнал.

Страницы: 1. Проблема (статья "Лишние люди на рынке труда": статистика по безработице в России и за рубежом и ее причины)

                   2. Лекбез (типы людей, соответствующих определенным профессиям; тест "Ты и твоя прфессия"; тест, помогающий определить тип человека)

                   3. Поиски истины (какой является профессия учитель: сложной или легкой, интересной или нет, хорошей или плохой)

                   4. Занимательные факты (информация о необычных профессиях: титестер, постижер, мастер спецэфектов).

                   5. Минутка для шутки (команды на определенную букву алфавита задумывают профессию, рассказывают о ней с помощью жестов, остальные учащиеся отгадывают ее)

                   6. Заключительная (подведение итогов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_professii_-_delo_sereznoe.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

               Классный час по профориентации "Выбор профессии – дело серьезное."

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

1. Организационный момент

Классный руководитель: Ребята! Сегодня у нас очень важный классный час, на котором  мы отправимся в удивительный мир профессий. В следующем учебном году каждый из вас задумается, как дальше продолжить свое образование: пойти учиться в профессиональное училище, техникум или продолжать свое обучение в школе. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, каждый должен ответить на вопрос: с какой профессией я хочу связать свою жизнь. Первые шаги в ответе на этот вопрос каждый из вас должен сделать уже сегодня, после нашего классного часа.

        (Начать презентацию)

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека,  это для него значит

сделаться самим собой.

 В.Г. Белинский

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим

делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

Виктор Гюго

(каждое высказывание – на слайде и на доске)

Учитель. Сегодняшний классный час пройдет в форме устного журнала. Представляю вам редакционную коллегию нашего журнала.

        В нашем журнале вас ждут такие рубрики: «Проблема», «Ликбез» (ликвидация безграмотности), «Тесты»,  «Поиски истины», «Занимательные факты» и «Минутка для шутки». ( на доске Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий. Итак, открываем первую страницу нашего журнала.

1. Страница первая: «Проблема». (на доске, на экране)

В рубрике «Проблема» вас ждет статья (имя, фамилия учащихся, готовивших эту страничку) «Лишние люди на рынке труда».

Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры- технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает.

Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%.

        В Брянске по  данным статуправления  число зарегистрированных безработных граждан году составило 1,6%.

Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

2.Страница вторая: «Ликбез». (на доске, на экране)

Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. ( на доске)

Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. ( на доске)

Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. ( на доске)

         Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система.

Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. ( на доске)

 Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

Тест «Ты и твоя профессия»

Учитель. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Предлагаю небольшой тест на профессиональную ориентацию. В нем всего 5 вопросов.

Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы (читает):

1.Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а)      выспаться;

б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;

в)      оказаться в кругу друзей.

2.Из трех подарков вы предпочли бы:

а)      удочку, набор для вышивания;

б)      коньки или лыжи;

в)      турпутевку или билет на интересное представление.

3.Отправляться в путешествие лучше всего:

а)      в одиночку;

б)      с семьей или друзьями;

в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а)      почувствовали бы полную свободу;

б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5.В свое свободное время вы любите:

а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Учитель. А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы. 

а) 1 балла,   б) 2 балла,   в) 3 балла.

(Дети подсчитывают баллы.)

Учитель. Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

Учитель. Те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Учитель. Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Учитель.  Давайте проведем еще один маленький тест. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат (фигуры – на доске), нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Учитель. Эти тесты - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

3.Страница третья: «Поиски истины». (на доске, на экране)

Учитель. А теперь рубрика «Поиски истины». В этой рубрике мы постараемся разобраться, хорошей или плохой, сложной  или  легкой, интересной или нет является профессия учитель, каждый  ли  человек может стать учителем. Эту рубрику подготовили (фамилия, имя).

(на доске два слова «за» и «против», под ними прикрепляют  свои доводы ученики)

1 ученик:  Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:

колоссальные нервные перегрузки на уроках;

подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;

нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;

отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);

некогда заниматься своими детьми;

неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;

низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.

Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека

здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

2 ученик: А я приведу доводы в защиту профессии учитель:

постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;

постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;

во время школьных каникул (четверо каникул, кроме летних) есть возможность дать отдохнуть организму от нервного перенапряжения;

большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;

работа учителя очень важна для общества;

ученики не всегда огорчают, бывает и радуют.

Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Учитель. Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Давайте послушаем доводы класса и сделаем вывод об этой профессии.

1 ученик:  Пожалуйста, кто хочет высказаться?

2 ученик: Спасибо всем за участие в нашей дискуссии. (после высказываний учащихся сделать вывод и спросить, кто из учеников хочет стать учителем).

1 ученик:  Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

4. Страница четвертая: «Занимательные факты». (на доске, на экране)

Занимательные факты для нас подготовили (фамилия, имя).

1 ученик:  Как вы думаете, чем занимается титестер (название на доске)? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

2 ученик:  Еще одна редкая профессия – постижёр (название на доске). Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

3 ученик:  Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.

5. Страница пятая: «Минутка для шутки». (на доске, на экране)

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.).

Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

(слова – на экране)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"

Классный час нацелен на  представление учащихся об основах профессионального самоопределения; активизвцию самопознания, побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию....

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"...

Классный час "Выбор профессии–дело серьезное"

Презентация к классному часу по профориентации в 9 классе...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Классный час попрофориентации дляучащихся 9-го класса«Выбор профессии – делосерьезное"....

классный час по профориентации для кадет 7 класса "Выбор профессии- дело серьезное"

Цели:1)дать кадетам  представление об основах профессионального самоопределения;2)активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.Задачи:1) Формировать у уч...