Круглый стол. Жизнь без наркотиков.
методическая разработка на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, осознанного восприятия информации по проблеме; поиск форм профилактики и борьбы с наркоманией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol._zhizn_bez_narkotikov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область, ХМАО-Югра,

г. Нижневартовск, МБОУ «СШ № 29»

учитель химии и биологии

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ
(круглый стол)

Цели: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, осознанного восприятия информации по проблеме; поиск форм профилактики и борьбы с наркоманией.

Вступительное слово.

                                В тебе прокиснет кровь отцов и дедов.

                                Стать сильным, как они, не суждено.

                                На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,

                                Ты будешь как больной смотреть через окно.

                                И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

                                И скука въестся в плоть, желания губя.

                                И в черепе твоем мечты окостенеют,

                                И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

                                Себя преодолеть!

                                                        Эмиль Верхари

В и д ы   н а р к о м а н и и.

Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное – полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни… И все это в 13... 16 лет!

Да, страшная картина, название которой – наркомания. Сегодня мы с вами собрались поговорить о серьезной проблеме, о трагедии всего человечества.В природе существует немало веществ, способных оказывать на человека наркотическое действие. Какие виды дурмана вы знаете? (Ответы учащихся.)

Лекарственные препараты предназначены для лечения или смягчения проявленной болезни. Однако эти средства приносят пользу лишь тогда, когда используются разумно и по назначению врача. В  противном случае они могут стать вредными и даже смертельно опасными. К сожалению, и новейшие препараты синтетического происхождения – стимуляторы, снотворные, успокаивающие – тоже становятся потенциальными объектами злоупотребления.

 Зависимость... Наркотики довольно широко применяются в современной медицине как обезболивающие и усыпляющие средства. Но этим эффектом воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему не ограничивается. Многие из них вызывают у людей особое психическое состояние возбуждения – эйфорию. Человек в той или иной степени отключается от реальности. В общественном положении, в делах и окружающей обстановке ничего не меняется. Человек же чувствует себя наверху блаженства, только вследствие «обмана» психики химическим веществом. Что с ним происходит? (Ответы учащихся.)

 Наряду с термином «наркомания» очень часто употребляется и другой – «токсикомания». Существенная разница между ними? (Ответы учащихся.)

А что означает слово «наркомания»? («Наркотикос» – от греч. «приводящий в оцепенение, одурманивающий».) Если человек злоупотребляет препаратами, официально отнесенными к группе наркотиков, то это считается наркоманией. Во всех остальных случаях правильнее говорить о токсикомании: нюхание бензина, ядовитых средств, лакокрасочных изделий, злоупотребление различными лекарственными препаратами.

А курение табака? Что это? Почему мы ведем борьбу с курением?

Слово учителю химии.

С т а д и и   з а в и с и м о с т и.

Существует несколько стадий наркомании. Первоначально прием наркотических веществ обычно вызывает защитную реакцию, объясняемую их токсическим действием. Это могут быть головная боль, головокружение, тошнота или рвота.

Однако при повторных приемах наркотика начинает преобладать эйфория, защитная реакция постепенно слабеет. Затем наркотическое состояние становится для человека потребностью – без него он уже не может обходиться. Развивается навязчивое влечение к наркотику. Различают психическую и физическую зависимости организма от наркотиков.

Под психической зависимостью понимают состояние, при котором лекарственное средство вызывает чувство удовлетворения и подъема и которое требует периодического возобновления приема этого вещества.

А под физической зависимостью человека подразумевается состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами.О чем его мысли? На что они направлены? (Ответы учащихся.)

Это называется абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, головной болью, дрожанием конечностей, сильными болями, что видно даже со стороны.

Возникает неудержимое стремление немедленно, вопреки любым преградам найти и применить наркотик. Пагубное влечение полностью подчиняет себе поведение больного.Такое состояние – на грани человеческих сил и разума. Воля человека угнетается, незаметно для себя он попадает в рабскую зависимость от наркотика.

Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит повышение устойчивости организма к яду (толерантность). Пока наркотики еще не вписались органически в обмен веществ, формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается зависимость физическая с выраженным абстинентным синдромом. В сформировавшемся наркоманическом состоянии происходит нарушение функций всех систем организма, падает аппетит, развивается авитаминоз, слабеет иммунитет.

Параллельно возникают изменения в психической сфере, ведущие к деградации личности.

А л к о г о л ь.

Весьма похожий синдром зависимости проявляется и при алкоголизме, что сближает это состояние с наркоманией. Алкоголизм является специфическим нервным ядом. Он поражает прежде всего головной мозг. Каким становится человек? (Ответы учащихся.)

Происходит постепенная зависимость оталкоголя. С возникновением физической зависимости у больного теряется чувство меры и контроля за количеством выпитого. Обращаю ваше внимание на то, что именно потребности являются движущей силой всех действий и поступков человека. Как и почему формируется и становится главной потребность в наркотическом веществе? (Ответы учащихся.)

Человек в силу своего ума направляет активность в плане удовлетворения желаний в наркотике.         Но у человека же есть еще воля и разум. Воля – психологический механизм, который обслуживает основную потребность. Если потребность в наркотическом веществе еще не сделалась для человека главной, воля может помочь. Когда уже это стало привычкой, все волевые усилия направляются на преодоление препятствий к получению и очередному употреблению наркотика.

Аналогично и с разумом. Если же что-то нарушается внутри психики, то и сам разум теряет правильную ориентацию.

К у р е н и е.

Аналогичные зависимости происходят и при курении. Курение – мода на почве подражания. Средство приобщения к миру взрослых. Почему люди, дети курят? (Ответы учащихся.)

Курение и общение. Но уже на определенном этапе мы рассматриваем курение не как привычку, а как болезнь. Переход от привычки к болезни определяется развитием болезненных явлений при прекращении курения, проявлением различных заболеваний, связанных с курением.

Организм все больше и больше привыкает к никотину, ощущения, доставляющие какое-то удовлетворение, все уменьшаются, вырабатывается привыкание. У детей и подростков нарушается обмен веществ, прежде всего усвоение сахара, идет отставание в физическом развитии, учащаются заболевания горла и бронхов. Наибольшее число неуспевающих учеников – это курящие ученики. Однако наиболее сильными являются добавляемые к табаку наркотические вещества – гашиш, опий.

Причины и мотивы. Что побуждает подростков впервые попробовать наркотик? Рассмотрим мотивы такого приобщения.

Мотив – это то, что внутренне побуждает человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, любопытство, чувства и т. д. Потребности оказываются неудовлетворенными, не находят разрядки в деятельности. И разрядиться они могут неожиданным и случайным образом. Мотивы употребления наркотиков различны – любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера, в той или иной мере выражением независимости, иногда враждебного отношения к окружающим.

Конечно, немалую долю в приобщение вносит стремление познать новое, волнующее, таящее опасность. Да, действительно, во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно запретного плода. Иногда достаточно сказать человеку «нельзя», чтобы ему захотелось попробовать. Сам факт запрещения, если это не объяснено, вызывает предположения, догадки.

Бывает, что наркотическая зависимость возникает от желания «ясности мышления», «творческого вдохновения», самоутверждения, независимости – попыток завоевания популярности, лидерства.

Стрессовые моменты... Особый, весьма серьезный мотив – переживаемые трудности. К чему может привести наркомания? (Ответы учащихся.)

Теряется интерес к учебе, работе. Наступает разрушение личности и ее отчуждение от общества.

Слово инспектору по делам несовершеннолетних.

Применение наркотиков может привести к заражению СПИДом.

Слово врачу-педиатру.

Наркоман в семье – это трагедия. Как строить взаимоотношения с наркоманом? Если ваш знакомый начал употреблять наркотики, что делать? Молчать или действовать? На все вопросы ответит представитель Центра социально-психологической помощи семьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Круглый стол «Пищевые добавки и здоровый образ жизни»

Методическая разработка деловой игры "Круглый стол "Пищевые добавки и здоровый образ жизни" рассчитана на студентов 1-4 курса колледжей, техникумов и учащихся старших классов школ.  В ходе игры у...

Круглый стол "Предложи альтернативу наркотикам"

Внеклассное мероприятие в форме круглого стола содержит творческие задания для учащихся, формирует знания о здоровом образе жизни, развивает умение отстаивать свою точку зрения....

«Село без наркотиков» Круглый стол

Важная и нужная тема для учащихся....

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МИФЫ И ПРАВДА О НАРКОТИКАХ»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МИФЫ И ПРАВДА О НАРКОТИКАХ»...

Круглый стол «Жизнь без конфликта: возможно ли это?»

Круглый стол «Жизнь без конфликта: возможно ли это?»...

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...

Круглый стол «Мы выбираем жизнь без наркотиков!»

В ходе мероприятия, учащиеся знакомятся с иторией наркотиков, как пагубное влияние они оказывают на жизнь и здоровье человека....