Одарённые дети
методическая разработка на тему

Одаренность- это системное, развивающееся в течении всей жизни качество психики человека, определяющее возможность добиться более высоких результатов. В данном пособии раскрывается понятие "Одарённость",  методы работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc844 КБ

Предварительный просмотр:

На заметку…..

Способность- индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенным видом деятельности.

Склонности - это стремления к деятельности, способности - это возразрешености ее выполнения.

МБУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие»

г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4

тел. 3-07-74

Подготовила педагог-организатор Палиани Г.Н.

При подготовке материала использован опыт Родиковой Л.В.,

педагога-психолога г. Югорск

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Советский районный Центр развития творчества детей и юношества                                                      

   «Созвездие»

Информационно-методическое пособие

для педагогов и родителей

«Одаренный ребенок:

 способы выявления,

формы и методы работы»

«Одаренность человека-это маленький расточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

 к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.»

                                                           В.А. Сухомлинский

г. Советский, 2015 год

Одаренность- это системное, развивающееся в течении всей жизни качество психики человека, определяющее возможность добиться более высоких результатов.

Среди многих моделей одаренности заслуживает особое внимание «трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли, созданная на основе изучения одаренных детей и взрослых. Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего, усиленную мотивацию и креативность (расположенность к творчеству). Из структуры следует, что различия по умственной одаренности  сводится к тому, что могут быть различными соотношения «составляющих»,  относительная роль каждой из них. Этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя одаренность ребенка

Этапы развития одаренности:

Наследственные задатки -   способность(ти)-    одаренность-     талант.

Одаренность можно различить:

1. По широте проявления:

  • общая одаренность(интеллектуальная, творческая)
  • специальная одаренность.

2. По типу предпочитаемой деятельности:

  • интелектуальная,
  • творческая
  • академическая
  • художественная
  • психомоторная ( спортивная)
  • конструкторская
  • лидерская и др.

3.По интенсивности появления:

  • повышенная готовность к обучению(способные)
  • одаренные
  • высокоодаренные(талантливые).

4. По темпу психофизиологического развития:

  • с нормальным темпом возрастного развития;
  • со значительным опережением возрастного темпа развития.

5. По возрастным проявлениям:

  • стабильная
  • возрастная.                                                                                          2
  • прививайте любовь к чтению книг с энциклопедическим содержанием
  • информируйте ребенка о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно, мировой политике, экономике , науке;
  • воспитывайте чувство собственного достоинства и здорового смысла.
  • приучайте к вариативности развития различных ситуаций.

Методика работы одаренными детьми.

Для таких детей следует:

  • давать задания опережающего характера;
  • индивидуальные задания
  • использовать технологию развивающего обучения.

   Изучая детей с ранними проявлениями одаренности, можно выделить, во-первых, глубокое взаимопроникновение опережающего возрастного и индиобзоруального развития этих детей. Во-вторых, взаимосвязь склонностей и способностей.

  Склонности и способности как бы усиливают друг друга. Склонности - это стремления к деятельности, способности - это возразрешености ее выполнения. В-третьих, дети с ранним развитием одаренности отличаются легкостью усвоения, быстрым темпом развития, талантю к сосредоточению внимания, быстротой мыслительных процессов, высокой продуктивностью умственной деятельности, повышенными возразрешеностями к анализу и обобщению, талантю к напряженной и продолаборигенной умственной работе, приводящей к высоким результатам.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.                                                                 7

  • для лепки, рисования, конструирования, черчения ит.д.

чаще мотивируйте ребенка к  созданию произведений прикладного значения (украшение для дома, одежды или чего-    нибудь  подобного)                                  приучайте ребенка высказывать свое мнение о классических произведениях, выслушивайте даже критическое, но с приведением доводов.

литературное дарование:

  • обращайте внимание , чтобы ребенок рассказывая о чем-либо, придерживался выбранного сюжета, не терял основную мысль.
  • поощряйте импровизацию, фантазию на тему действительного события, причем с приданием новых деталей чего-то необычного.
  • обогащайте словарь ребенка содержанием слов передачи   эмоциональных состояний, переживаний, чувств героев сюжета;
  • упражняйте в изображении персонажей живыми и интересными, очеловеченными;
  • чаще оставляйте ребенка наедине со своими размышлениями, предлагая написать рассказы, стихи и т.д.

способности к научной работе:

  • учите пониманию и использованию абстрактных понятий, обобщений.
  • стимулируйте четкое выражение словами чужих и собственных мыслей и наблюдений;
  • читайте и смотрите детскую  техническую литературу (лил научно- популярные книги), прививая к ним больший вкус, чем к развлекательной литературе;
  • чаще предлагайте найти собственные объяснения причин и смысла самых разнообразных событий;
  • совместно создавайте собственные проекты, конструкции, схемы, коллекции;

поддерживайте в неудачах  и предлагайте усовершенствовать ил создать новый проект или изобретение.        

                                                   

развитие интеллектуальных способностей:

  • приучайте ребенка к рассуждениям, ясному мышлению,

пониманию недосказанного, улавливанию причин и мотивов других людей;                                                  

  • развивайте все виды памяти;
  • стимулируйте к придуманным и оправданным  ситуацией вопросам;

6

     Интеллектуально- творческий потенциал личности, иначе говоря одаренность, не может быть  сведен к  какой-то одной характеристике. Особое сочетание личностных характеристик составляют его потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности ребенка легко наблюдаются и вполне могут быть                                                       заметны как педагогами, так и родителями. Все  наиболее важные качества и характеристики одаренности  объединены в три группы:

интегративные личностные характеристики :

  • любопытство
  • сверхчувствительность к проблеме
  • способность к прогнозированию
  • словарный запас
  • способность к оценке;

умственное развитие:

  • оригинальность мышления
  • гибкость мышления
  • продуктивность мышления
  • способность к анализу и синтезу
  • классификация
  • высокая концентрация внимания
  • память;

характеристика сферы личностного развития:

  • увлеченность содержанием задачи;
  • перфикционализм
  • противостояние мнению большинства
  • лидерство
  • соревновательность
  • широта интересов
  • юмор.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже с младшего школьного возраста на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Специалисты разделяют одаренных личностей  на четыре основных типа.

  • Вундеркинды. В их случае постаралась природа. Такие дети с самого раннего возраста шокируют взрослых умными вопросами, отличной памятью, горячим желанием постоянно чему-то учиться. Вундеркиндам интересно все, они рано начинают говорить, читать, считать, без труда запоминают стихотворения и буквально на лету схватывают новую     информацию. Родители порой не знают, что ответить на вопросы таких       3

чудо-детей, а те в свой очередь продолжают требовать от старших объяснения, почему снег белый, а трава зеленая. Такие дети очень увлекающиеся. Они с интересом берутся за любое занятие. Вундеркиндам показана спецшкола, экстернат и глубокое образование.

      Очень способные. Такие дети опережают своих сверстников в развитии, очень любят учиться и добиваются в школе самых высоких результатов. Они исполнительны, сосредоточены, покладисты. Им нравиться учиться, особенно если над заданием нужно крепко подумать. При этом им все равно, что учить – ОБЖ или астрономию

      Мотивированные. Этих детей большинство. Они просто хотят учиться. Им нравиться быть хорошими учениками. Мотивированные дети прилежны и старательны. Они выполняют все задания, с ответственностью подходят к учебе. Обычная школьная программа и традиционные требования – то, что им нужно.

Творческие натуры. Это особый тип одаренных детей – они невероятно самобытные, нестандартные личности. Их одаренность заметна невооруженным глазом, достаточно немного пообщаться с ребенком. Искать самые невероятные решения проблем, выдвигать гипотезы, фантазировать, экспериментировать – их характерные черты. Творческие натуры обычно плохо успевают в школе, потому что разжеванные знания им не интересны. Намного увлекательнее самому докапываться до истины. Порой для этого просто жизненно необходимо разобрать телевизор или что-нибудь посложнее. Они обожают создавать что-то новое и ломать стереотипы.

Методы диагностики одаренности

      Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.  

        Рекомендуется проводить диагностические срезы следующих параметров индивидуального развития детей:

1) определение уровня познавательных интересов с помощью            анкетирования;

2) определение уровня интеллекта с помощью теста англ. психолога Айзенка, состоящего из 40 заданий;

 3) определение уровня развития творческих способностей с помощью теста Пола Торранса, в котором учащимся предлагается придумать как можно 4

больше вариантов того, что изображено на рисунке.

Памятка по

развитию различных видов одаренности у детей

артистический талант:

  • помогайте ребенку выражать свои чувства мимикой, жестами , движениями;
  • учите вызывать своим увлекательным рассказом эмоциональные реакции других,
  • пусть ребенок пробуе5т парадировать, меняя тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает,
  • стремитесь, чтобы  ребенок полезно «передразнивал» чьи-то позы, выражения;
  • развивайте у него пластичность;
  • прививайте вкус к красивой одежде и понимать значение ее характеристики.

музыкальный талант:

  • стремитесь вместе туда, где можно послушать музыку.
  • помогайте отзываться на ритм, мелодию,
  • приручая внимательно вслушиваться в них и запоминать.
  • полезно ребенка приучать петь или играть на музыкальном инструменте, вкладывая в исполнение много чувств и энергии, а так же свое настроение;
  • предложите сочинить собственные мелодии, чаще предлагайте это упражнение по собственному образцу.

художественные способности:

  • чаще предлагайте ребенку выразить свое настроение или чувства через лепку или рисунок то, что не всегда ребенок может выразить словами;

обратить внимание на отражение в картинах всего разнообразия

  • предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаться» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно привлекайте внимание ребенка к произведениям искусства, обращайте внимание на какой вид привлекает наибольше (портрет, пейзаж и т.д.)
  • обеспечивайте ребенка в развивающей среде наличие материалов              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Проектирование ИОТ для одарённых детей (академическая одарённость) во внеурочной деятельности «Познай мир», 6 класс

Индивидуальная образовательная траектория для одарённых детей  во внеурочной деятельности по географии. Мы часто  даём детям уже готовые знания, но современный мир диктует свои условия. Сего...

Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости

 Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...