Классный час "Дружба - важный шаг к толерантности"
классный час (5, 6 класс) на тему

Ильина Евгения Васильевна

Цель: формирование таких понятий, как «дружба», «толерантность», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе; показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc53.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_klassnomu_chasu.odp2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час с элементами тренинга для обучающихся 5- 6 классов

«Дружба – важный шаг к толерантности».

Цель: Цель: формирование таких понятий, как «дружба», «толерантность», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе; показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми.

Задачи:

  • Образовательные:
  • познакомить учеников с понятием «толерантность»;
  • познакомить с «кодексом дружбы»;
  • выявить основные черты толерантного человека;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование доброжелательных  отношений обучающихся  между собой;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников чувство уверенности в себе, чувство собственного достоинства;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Материалы к классному часу: ватман, шаблоны ладошек из картона или цветной бумаги, презентация.

Ход классного часа.

Здравствуйте, ребята! Все мы живем на огромной планете под названием Земля. Эта планета пестрит яркими красками. Все люди, живущие на планете, разные, но все мы мечтаем жить в гармонии с собой и другими.

Давайте сейчас проверим, а насколько похожи мы?

Игра «Домино». Насколько мы похожи?

Правила игры: Напоминаются правила игры в домино, и предлагается поиграть в «особенное» домино. Первый участник, желательно ведущий, становится в центр и называет две свои характеристики: «С одной стороны, я ношу очки, с другой – люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например: «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой – у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино.

- Что чувствовали, когда ждали, что к ним кто–нибудь «присоединится»?

- Хотелось ли выделиться?

- Что чувствовали, когда узнавали, что в группе тоже кто – то похож на них?

- Что чувствовали, когда узнавали, что кто – то не похож на них?

- Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей? Почему?

  Сегодня наш классный час будет посвящен теме дружбы между  такими разными, но все же похожими людьми. Мы постараемся выяснить, что же такое дружба, что значит дружить, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг и  кто им может быть; выведем кодекс дружбы.

Так что же такое дружба?

Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Сейчас мы с вами познакомимся с «Притчей о богатстве, любви и дружбе» (видеоролик).

Притча о богатстве, любви и дружбе.

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил: Кто там? За дверью ему ответили: Это твоё богатство. Но старец ответил: Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.  Кто там?  спросил он.  Это твоя любовь!  услышал он ответ. Но старец сказал:  Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья!  и опять не открыл дверь. На третий день к нему снова постучали. Кто там?  спросил старик. Это твоя дружба! услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:  Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:  Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему: Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство.

Какие у вас впечатления от просмотра данного ролика?

Давайте подумаем, а существует ли некий кодекс дружбы?

Если хочешь быть хорошим и верным другом: 
- делись своими успехами, неудачами и новостями;
- умей слушать;
- оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку;
- доверяй другу и будь уверенным в нем;
- сохраняй тайны своего друга;
- не критикуй друга публично;
- не будь назойливым и не поучай; 
- не обсуждай друга в его отсутствие; 
- не ревнуй друга к другим его друзьям; 
- уважай внутренний мир и чувства своего друга;  
- возвращай долги;
- радуйся успехам своего друга.

  Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство.

Посмотрите внимательно на слова, отображенные на экране.

Милосердие. Доброта души. Сострадание. Уважение Дружба. Терпение.

Что объединяет все эти слова?

Это положительные качества человека. Все эти слова можно объединить одним словом «Толерантность».

Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Ребята, слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

  • в английском – готовность быть терпимым;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Давайте подведем итог. Что же такое толерантность? Какими качествами должен обладать толерантный человек?

К сожалению, иногда люди негативно относятся к тем, кто отличается от них, обижает, совершает плохие поступки по отношению к отличающимся. Как чувствует себя такой человек? Давайте попробуем выяснить.

Упражнение  «Паутинка»

Цели:

  • показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
  • дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику

Смотрите, что происходит, когда мы совершаем плохие поступки по отношению к другому человеку…

 (Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует.)

Обсуждение:

–  Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

 Мы с вами пытались узнать, насколько мы похожи, а теперь давайте посмотрим, насколько же разные мы?

 «А я считаю…»

Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других; научиться правилам корректной дискуссии.

На доске расположить в разных местах надписи «совершенно согласен», «не имею точного представления», «совершенно не согласен». Объяснить участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону «плюса» или «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине («не имею точного представления»), но при этом они лишаются права высказаться.

ЛУЧШЕ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, ЧЕМ В БАСКЕТБОЛ

ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ В ШКОЛЕ БЫЛИ ОДНИ ПЕРЕМЕНЫ

ВЕСНА ЛУЧШЕ ОСЕНИ

НОВЫЙ ГОД ЛУЧШИЙ ПРАЗДНИК, ЧЕМ ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ

САМЫЙ КЛАССНЫЙ МУЛЬТИК «ЧЕЛОВЕК-ПАУК»

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПРЕДМЕТ – МАТЕМАТИКА

ПАПА В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ

ИГРАТЬ В «КОМПЬЮТЕР» ВЕСЕЛЕЕ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР

ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ УРОКИ БЫЛИ КОРОЧЕ, НО ИХ БЫЛО БЫ БОЛЬШЕ

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ЖИВОТНОЕ – КОШКА

В ШКОЛЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ СКУЧНО

КОКА – КОЛА ЛУЧШЕ ФАНТЫ

ЗАНИМАТЬСЯ РЫБАЛКОЙ – СТАРОМОДНО

ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ЛЕГЧЕ, ЧЕМ РУССКИЙ

МАНДАРИНЫ ПОЛЕЗНЕЕ АПЕЛЬСИНОВ

-Можно ли сказать, что все из зачитанных утверждений имеют право на существование?

-Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

-Как вы относитесь к человеку, с чьим мнением не согласны?

Нужно обязательно замечать в своих друзьях хорошие черты.

Упражнение «Ладошки».

Ребята, у вас на партах лежат «ладошки».

На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружелюбными.

Мы возьмем ваши ладошки и наклеим их на ватман  у нас получится плакат-портрет нашего класса, и повесим его в классе.

2 вариант упражнения.

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память.

А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

 В конце нашего классного часа мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой классный час "Не конфликтность, уважение, толерантность"

      Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-п...

Классный час "16 ноября- День толерантности!"

материалы  для классного часа,посвященного Дню толерантности в России(16 ноября)...

Классный час "Важней всего погода в классе"

дать детям представление о хорошем психологическом климате в коллективе; напомнить об основных правилах общения; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культуры общения...

Классный час "16 ноября - День Толерантности"

Показать многоаспектность понятия «толерантность;Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;Стимулировать воображение участников ...

Классный час в 7 классе "Толерантная личность"

Классный час в 7 классе "Толерантность"...