Комплексная программа воспитательной работы для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство»
рабочая программа по теме
Положительный опыт воспитательной работы позволяет рекомендовать классным руководителям 5-9 классов специальных (коррекционных) школ для учащихся с нарушением интеллекта комплексную программу воспитательной работы, как совокупность трех программ в области работы с родителями, формирования ценностных установок и профилактики негативных проявлений среди учащихся, способствующую развитию и воспитанию здорового поколения.
Данная Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, может быть реализована для учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в разных формах: совместно с другими обучающимися (инклюзия), в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (специальных (коррекционных) школах).
Она является лауреатом: XI Всероссийского конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя -2016» в номинации «За организацию духовно- нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»; Городского конкурса педагогического мастерства в сфере профилактики негативных проявлений «Инновационное решение- 2017»в номинации: «Лучшая программа в области профилактики негативных проявлений среди обучающихся, способствующая развитию и воспитанию здорового поколения».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексная программа воспитательной работы
для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями
«Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство»
Серышева Н.Н.
Учитель ГБОУ Школа №482, Москва
Ключевые слова: нормативно-правовые документы; учащиеся с интеллектуальными нарушениями; комплексная программа воспитательной работы; блоки программы; личностные результаты.
Аннотация: На основе изучения нормативно-правовых документов, курса ОРКСЭ и анализа контингента учащихся со сложной структурой дефекта, автором разработана и предложена комплексная программа воспитательной работы для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями.
На протяжении нескольких десятилетий одну из ведущих ролей в вопросе изменения жизни и положения ребенка с ограниченными возможностями в российском обществе играли неправительственные общественные организации. Сегодня в современной России мы можем наблюдать своеобразный возврат к истокам, личность подрастающего поколения сегодня является объектом неустанных забот и тревог и государства и Православной Церкви.
Особой категорией детей с ОВЗ являются учащиеся с интеллектуальными нарушениями. Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением центральной нервной системы. Структура дефекта определяет выбор методов, форм, средств проведения коррекционно- развивающих мероприятий в зависимости от интеллектуальных и индивидуальных физических особенностей учащихся. Например, сложная структура дефекта представлена контингентом класса с нарушением зрения (от незначительного до паралитического косоглазия), отслоением сетчатки – ретинопатии, тугоухости 3 степени, пороками развития челюстно-лицевой области, нарушениями спино-мозгового кровообращения, кранеостеноза, детьми с синдромом Дауна, синдромом аномалии Денди – Уокера и т.д;
Возрастающие требования общества к результатам обучения и воспитания учащихся нашли отражение в нормативно-правовых документах (Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»; проект Минобрнауки адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для умственно отсталых обучающихся; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; Конституция РФ), которые легли в методологическую основу разработанной комплексной воспитательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вопросами воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися занимались такие ученые и педагоги как Д.И. Азбукин, В.В. Воронкова Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, М.Ф.Гнездилов, Г.М. Дульнев, И.И.Данюшевский, Н.П. Долгобородова, Л.В. Занков, В.П. Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Б.П. Пузанов и многие другие. Однако анализ современной литературы показал отсутствие системы формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывающей их образовательные потребности, психофизические и возрастные особенности, что и определило актуальность разработки комплексной программы в соответствии с требованиями к структуре, условиям реализации и планируемым результатам.
В условиях ГБОУ специальной (коррекционной) школы №482 города Москвы была разработана и выстроена система комплексной программы воспитательной работы «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные –в этом наше богатство» для учащихся 5-9 классов с нарушением интеллекта.
Данная комплексная программы воспитательной работы:
- реализует частные цели и задачи блоков комплексной программы;
- создает определенные условия для оптимального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
- определяет стратегию по совершенствованию программы развития личностных результатов и обеспечивает овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Для успешного достижения различных уровней личностных результатов учащимися 5- 9 классов с нарушением интеллекта комплексная программа воспитательной работы представлена в виде системы.
Направления воспитательной работы объединены в три блока. Каждый блок представляет собой отдельную программу в АООП для детей с нарушением интеллекта. Последовательность блоков программы определена Стандартами. Например, программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) предшествует работе с обучающимися и подготавливает к ней. Она является одним из ключевых направлений реализации комплексной программы воспитательной работы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Каждое направление блоков программы включает: цели и задачи, принципы и подходы, формы работы и виды деятельности, планируемые результаты, инструменты для мониторинга личностных результатов: анкеты, диагностические методики.
Разработано методическое обеспечение комплексной программы воспитательной работы.
В каждом направлении содержание занятий по «горизонтали (с 5 по 9 класс)» в зависимости от уровня личностных результатов учащихся с интеллектуальными нарушениями предполагает повтор с последующим углублением полученных знаний и применением их на практике; «по вертикали (с сентября по май)» отражает план общешкольных мероприятий специальной (коррекционной) школы, составленный с учетом государственных и религиозных праздников, народных обычаев и традиций, с целью опережающего, обучающего, закрепляющего воспитательного эффекта.
Примерные диагностические, дидактические и лекционные материалы, творческие идеи планируемых форм занятий содержат ссылки на первоисточники, однако объем и качество воспроизведения содержания, приемы и методы занятий зависят от образовательных потребностей учащихся с нарушением интеллекта.
Личностные результаты внеурочной деятельности предполагают оценку качественную и в баллах (от 0 до 3) базовых учебных действий (БУД) и личностных достижений учащихся, занесенных в индивидуальную карту развития, оцениваются качественно и количественно в баллах (от 0 до 5).
Модификация структуры воспитательной работы позволила объединить отдельные программы, представленные тремя блоками, в комплексную программу воспитательной работы
Первый блок посвящен работе с родителями.
Рассматривается направление по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) через организацию мероприятий по направлениям воспитательной работы с детьми: патриотическому, нравственно-этическому, трудовому, эстетическому, экологическому, воспитанию гражданственности, здоровому образу жизни (ЗОЖ), безопасному образу жизни (БОЖ).
В.В. Ткачева рассматривает семью, с одной стороны, как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка, с другой стороны - как партнера в коррекционно- развивающем воздействии.
Цель работы с родителями - организация тесного взаимодействия их с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.
Решаются задачи участия родителей в управлении образовательной организации, в образовательной и внеучебной деятельности.
Второй блок духовно-нравственного развития учащихся, включает следующие направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-
нравственного поведения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Цель блока: социально-педагогическая поддержка в приобщении обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Решаются задачи в области формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями личностной, социальной, семейной культуры.
Третий блок направлен на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся.
Преследуется следующая цель: социально-педагогическая поддержка обучающихся в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Решаются задачи по формированию представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; познавательного интереса и бережного отношения к природе; об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.
Комплексная программа воспитательной работы для учащихся с интеллектуальными нарушениями направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся и основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов. Она реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Особое внимание и главная роль в ПрАООП обучающихся с (интеллектуальными нарушениями отводится личностным результатам в урочной и внеурочной деятельности, которые ориентированы на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) в форме психолого-медико-педагогического консилиума.
Определены общие требования к процедуре оценки:
- критериальный подход к оценке (в качестве критериев выступают планируемые результаты освоения образовательной программы);
- системно-деятельностный подход к оценке, проявляющийся в способности к выполнению учебно-практических задач;
- уровневый подход к разработке оценочных шкал с возможностью оценки динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм оценки, как проекты, практические, творческие работы, самоанализ, самооценка и пр.
Обозначены дополнительные требования к способам оценки:
- обследование нужно строить на основе использования диагностических возможностей всех доступных видов деятельности;
- при обследовании нужно использовать стимульный материал, который позволяет визуализировать информацию, создает зрительную опору;
- фиксирование результатов должно быть удобным и простым, а описание содержания уровней оценки в оценочной шкале должно быть подробным;
- формы оценивания личностных результатов должны отличаться от оценки «академических» знаний. Поскольку способы субъективной оценки (самоанализ, самооценка) в значительной мере затруднены из-за имеющихся особенностей развития ребенка, преобладающими должны стать экспертные оценки (наблюдение, анализ детских работ и пр.);
- задания должны быть представлены в таком виде, чтобы ребенку приходилось рассуждать, анализировать, что позволит выявить отношение личности к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира, социально значимые ценностные установки ребенка, которые и составляют личностные результаты обучения.
Проводится мониторинг оценки сформированности индивидуальных достижений обучающихся и анализ эффективности проводимой в этом направлении работы.
Результаты мониторинга отражаются в индивидуальных картах развития обучающегося планируемых основных личностных результатах через реализацию: программы всех групп (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) базовых учебных действий; программы «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство».
Раскрывается результативность образовательного процесса через презентацию деятельности учащихся, возможность для их самовыражения, взаимодействие с Русской Православной Церковью, взаимодействие с другими институтами.
Эффективность полученного опыта позволяет рекомендовать использования данных методических пособий в логопедической работе с детьми с нарушениями речи, а так определяет необходимость изучения возможности внедрения карточек PESC в работе с другими детьми с ОВЗ.
Практическая значимость комплексной программы воспитательной работы учащихся с интеллектуальными нарушениями:
- мероприятия программы включают материалы предмета ОРКСЭ, которые не предусмотрены планом проекта адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), разработанного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- она является направлением внеурочной деятельности специальной (коррекционной) школы, а материалы программы можно использовать в качестве основы для организации воспитательной работы с учащимися 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями;
- может быть реализована в разных формах: совместно с другими обучающимися (инклюзия), в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (специальных (коррекционных) школах);
- включает компоненты воспитательной работы: взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления;
- учитывает психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта в возможных вариациях: проведение виртуальных экскурсий и посещений музеев; совместной проектно-творческой деятельности учащихся и их родителей и т.д.
- реализует блок «Работа с родителями», который способствует повышению педагогической культуры родителей (законных представителей), взаимодействию родителей со своими детьми и школой, формированию единства взглядов в воспитании духовно-нравственных ценностей;
- содержит мероприятия обогащенные материалами по православному воспитанию (с письменного согласия родителей), адаптированные к интеллектуальным нарушениям обучающихся;
- предполагает оценку продвижения учащегося с нарушением интеллекта в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу личностных результатов.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о необходимости учета:
- стиля воспитания в семье;
- особенностей социально-нравственного взросления учащегося с интеллектуальными нарушениями на каждом уровне при организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания.
Правильная организация комплексной воспитательной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями и использование их компенсаторных возможностей способствуют овладению различными уровнями социальных (жизненных) компетенций необходимых для введения их в культуру, овладения ими социокультурным опытом.
Материалы данной работы были впервые озвучены в 2016 году на Международной научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия личности, общества, и государства в XXI веке». Данная работа в 2016 году стала победителем II (Московского) этапа XI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Программы воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и мое окружение»
Программа предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск.Формы проведения классных часов разнообразны: интегрированные, комплексные, беседы, доклады, мини- сочинения, экскурсии...
Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила
Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна ...
Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.
Данный классный час разработан для учащихся 9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины. Классный час ...
Программа воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и другие»
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, естественно встает вопрос о том, с каким культурным и нравственным багажом будет жить в 21 веке человечество. Образование-необходимое условие движения в будущее...
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойств...