Программа работы с учащимися "группы риска"
методическая разработка на тему

Титова Людмила Ивановна

Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально-значимую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чутеевская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

          

ПРОГРАММА

работы с учащимися «группы риска»

В МБОУ «Чутеевская СОШ»

                                                           

                                                                       Составила: Титова Людмила Ивановна,

                                                                 социальный педагог

                                                         

Чутеево 2015    

 Оглавление

Пояснительная записка        3

Цели и задачи программы        4

Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» _        5

1 этап – выявление детей «группы риска»        5

2 этап – дифференциация по подгруппам        5

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности        6

Методическое обеспечение   программы        7

Кадровое обеспечение программы        9

Формы подведения итогов реализации программы        9

Ожидаемые результаты        9


Пояснительная записка

В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, т.к. дома их не ждет забота и уют.

Поэтому работа по организации свободного времени детей и подростков с девиантным поведением стала жизненно важным условием для школы с. Чутеево.

Многогранная деятельность МБОУ «Чутеевская СОШ» требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

Положив в основу данный закон, в МБОУ «Чутеевская СОШ» разработана программа деятельности с трудными детьми и подростками. Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально значимую деятельность.

Программа предоставляет детям  и подросткам  возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными.

Направлена программа на детей и подростков с девиантным поведением 5-11 классов, реализуется в течение учебного года.

Цели и задачи программы

Цель программы: 

Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением в условиях дополнительного образования.

Задачи программы:

  1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
  2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Формирование  творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
  5. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.

В рамках Программы выработан следующий алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска»:

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап – дифференциация по подгруппам;

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности.

Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в МБОУ «Чутеевская СОШ»

1 этап – выявление детей «группы риска»

Социальный педагог и классные руководители формируют банк данных о воспитанниках «группы риска» МБОУ «Чутеевская СОШ». Банк данных позволяет осуществлять количественную и качественную оценку по специально выделенным критериям:

  • персональные данные воспитанника (ФИО, дата рождения, домашний адрес, информация о родителях, вид учета);
  • статистические данные (название объединения, педагог);
  • учет фактов нарушения Устава школы;
  • учет мероприятий, проводимых с обучающимися;
  • характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

Банк данных об учащихся «группы риска» является открытым лишь для администрации школы и педагогов.

Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у учащихся школы, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.

2 этап – дифференциация по подгруппам

При анализе данных и состава обучающихся школы выявляются дети «группы риска», которые делятся на 2 подгруппы.

1 подгруппа – учащиеся, состоящие на различных видах учета и посещающие различные кружки школы.

2 подгруппа  - учащиеся школы, имеющие склонности к различным формам девиантного поведения, но не состоящие на учете.

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности

С учащимися первой и второй подгруппы планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в реализации программ индивидуального сопровождения учащихся.

Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты (соц. педагог и классные руководители) установят:

  • индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в обучении и профессиональном самоопределении;
  • зону его ближайшего развития, перспективы;
  • определят эффективные методы, меры комплексного педагогического и социального воздействия.

Методическое обеспечение   программы

  1. Социально-реабилитационные технологии:
  • Исследование микросоциума ребенка.
  • Установление доверительных отношений.

  1. Методы обучения и воспитания:
  • Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.
  • Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.
  • Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.
  • Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

  1. Диагностика подростков:
  • Исследование интересов подростков.
  • Исследование ценностных ориентаций участников программы.

4.   Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

  • на формирование позитивных дружеских отношений.
  • групповую сплоченность.
  • на формирование доверия друг к другу.

5.   Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:

  •  игра «911» - направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения,  противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска»  5-6 классов.
  • гражданско-патриотические игры  - направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов.
  • познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков 8 – 11 классов.
  • спортивные мероприятия: «Веселые старты», турниры по волейболу, баскетболу, пионерболу, настольные игры (шахматы, шашки) и т.д.

Кадровое обеспечение программы

К реализации программы привлекаются:

  • руководители кружков и секций, в которых занимаются дети «группы риска»
  • социальный педагог: проведение конкурсно - познавательных игр «911», «В мире профессий» и гражданско-патриотической игры;
  • учитель физкультуры: проведение спортивных мероприятий.

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Анализ проводимых методик и тестов.
  2. Отзывы подростков – участников программы.
  3. Отзывы заинтересованных лиц (педагогов , родителей, социального педагога)
  4. Реализация социально значимых мероприятий, их анализ.

Ожидаемые результаты

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

  • использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • повысить количество учащихся с девиантным поведением, вовлеченных во внеклассные мероприятия;
  • осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
  • создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
  • совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагого



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.

Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.Задачи:- развитие умений и потребностей в поз...

Программа работы с детьми "группы риска"

Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

Программа работы с детьми группы риска

В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...

Программа работы с воспитанниками группы риска

Средь множества пытливых глазПопробуй заслужить признанье.Ребенок - главный среди насВсегда он требует вниманья.Сумей всех лаской обаять,Встречая каждый день улыбкой.И много знать, и не солгать,Не сов...