Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Куянова Валентина Викторовна

Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аддиктивное поведение.27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды».

Аддиктивное поведение представляет собой чрезвычайно сложный и многоаспектный феномен, имеющий при этом психолого-педагогическую сущность.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

В настоящее время актуальность исследований в русле проблемы аддиктивного поведения и его профилактики подтверждается постоянным нарастанием темпов и масштабов его распространения в современном мире, появлением новых форм зависимости, тенденцией к омоложению контингента аддиктов, а также низкой эффективностью предпринимаемых мер предупреждения и борьбы с разного рода зависимостями.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Большая способность к приспособлению, или адаптации, - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу”. “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация”.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем.

Аддиктивные реализации у подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у взрослых людей.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций (по представлению различных авторов), которые свойственны в том числе и подросткам:

1) употребление алкоголя, никотина;

2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;

3) участие в азартных играх, включая компьютерные;

4) сексуальное аддиктивное поведение;

5) переедание или голодание;

6) «работоголизм»;

7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;

8) политика, религия, сектантство, большой спорт;

9) манипулирование со своей психикой;

10) нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п.

Для аддикта зависимое поведение выполняет определенные функции, по мере его развития доминирующая функция меняется. Это:

  • Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).
  • Гедоническая функция (получение удовольствия).
  • Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).
  • Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).
  • Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).
  • Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников со сходной аддикцией).
  • Анестетическая функция (избегание боли).

Особую значимость профилактика аддиктивного поведения приобретает в подростковом возрасте, что связано как с кризисностью данного периода развития, так и с формированием в это время важных качеств личности, являющихся факторами риска и противостояния аддикции. Психолого-педагогическая сущность аддиктивного поведения, а также невозможность прогноза того, воздействию каких факторов риска может подвергнуться ребенок, подросток, — диктуют приоритет в предупреждающей работе первичной психолого-педагогической профилактики.

Адекватная самооценка, высокий уровень эмпатии, нормальный уровень тревожности, преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, продуктивные стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки выступают в качестве факторов предупреждения аддиктивного поведения. Неадекватная самооценка, низкий уровень эмпатии, низкая или высокая тревожность, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, стратегии избегания и ухода от реальности являются факторами риска аддикции.

Существуют различные формы психопрофилактической работы. 
Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам. 
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

  • Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
  • Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
  • Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма  организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). 
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма  организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма  активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма  минимизация негативных последствий зависимого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В работе педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения можно выделить следующие этапы:

1. Диагностический этап.

Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения: 
-повышенная тревожность, 
-низкая стрессоустойчивость, 
-неустойчивая Я-концепция, 
-низкий уровень интернальности, 
-неспособность к эмпатии,
-некоммуникабельность,
-повышенный эгоцентризм,
-низкое восприятие социальной поддержки, 
-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, 
-направленность на поиск ощущений, 
-стремление к социальному одобрению,
-высокие показатели по шкале алекситимии, 
-высокие показатели по шкале депрессивности 
-агрессивность и др.
Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.
         Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является 
сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, об увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах.
         Еще одним важным источником информации является 
наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:

  • Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.
  • Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»
  • Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

2. Информационно-просветительский этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как: 
-психо-сексуальное развитие, 
-культура межличностных отношений, 
-технология общения, 
-способы преодолевания стрессовых ситуаций, 
-конфликтология, 
-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д. 

3. Развивающе – коррекционный этап.

Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопрос о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу. 
Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника) с аддиктивным поведением, зависимостью.
Второй критерий отбора – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личностной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюдениями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми этим детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций. 
У детей «группы риска» необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства. Поэтому это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.
 
Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.
         Отдельно хотелось бы остановиться на психо-физиологии аддиктивных подростков. В литературе есть данные об изменениях функциональной асимметрии мозга, профилей функциональной асимметрии (моторных, сенсорных, когнитивных) при остром введении психоактивных веществ (ПАВ), а также при хроническом алкоголизме, наркоманиях и патологическом гемблинге.

Несмотря на многочисленные противоречия в эмпирических данных, авторы высказывают мнение, что «нейропсихологическую почву» химической зависимости (вероятно, и нехимической тоже) составляет нарушение функциональной асимметрии мозга, которое выражается в повышенной активности правого полушария и сопутствующем левополушарном дефиците. 
       
Хроническое потребление ПАВ в большей степени, влияющих на правое полушарие, должно неизбежно приводить к дезорганизации его работы и функциональному снижению, что приводит к когнитивному дефициту обоих полушарий.
Делается вывод о перспективности нейропсихологического подхода к анализу заболеваний, связанных как с химической, так и нехимическими аддикциями. Изучение профилей моторной, сенсорной и когнитивной асимметрии может быть использовано для выделения лиц, входящих в группу риска по аддиктивному поведению. В этом случае способом профилактики аддиктивного поведения может быть развитие межполушарных связей и левого полушария методами кинезиологической коррекции.

Формирование индивидуальных особенностей подростка зависит от очередности и темпов созревания функциональных систем головного мозга, то есть у каждого подростка своя индивидуальная траектория развития. Основные этапы созревания коры больших полушарий головного мозга, формирование мозолистого тела отмечаются к 6-7 годам. В последнюю очередь завершают свое созревание наиболее молодые образования -фронтальные зоны передних отделов коры больших полушарий. Фронтальные зоны играют важнейшую роль в аналитико-синтетической деятельности мозга, в построении программ поведения и контроле их исполнения, в переработке информации эмоционального содержания.

        Интересно отметить, что функциональные показатели, получаемые по электроэнцефалограмме, свидетельствуют о некоторых регрессивных изменениях в биологической активности мозга подростков. В подростковый период отмечается определенная дестабилизация электрической активности мозга. Значительно нарастает амплитуда фонового альфа ритма, появляются высокоамплитудные разряды тета-ритма в теменных и центральных областях обоих полушарий. Все это отражает повышенную активность доэнцефальных структур головного мозга в период гормональных перестроек.

        Эти изменения возникают в начальном периоде полового созревания вследствие возросшей активности ряда образований в глубоких структурах мозга, которые отвечают за эндокринную перестройку организма. На поведенческом уровне избыточная подкорковая активация может проявляться в повышении возбудимости, эмоциональной неустойчивости, девиациях.

На заключительных этапах полового созревания регрессивные сдвиги в энцефалограмме подростков исчезают. К этому времени по морфологическим и функциональным критериям передние отделы мозга достигают состояния зрелости. Это рассматривается как физиологическое условие возникновения способности к произвольной регуляции поведения и абстрактному мышлению.

        Другой причиной, приводящей подростков к тяжелой социальной дезадаптации, является наличие остаточных явлений патологии ЦНС.

C точки зрения психофизиологии девиантные подростки в своей деятельности используют только ведущее полушарие из-за недостаточной сформированности мозолистого тела и, вследствии этого, неинтегрированной работы мозга. Диагностика показывает у девиантных подростков меньшую степень межполушарного взаимодействия и более позднее созревание головного мозга, чем у детей без социальных отклонений.

У девиантных подростков способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты значительно ниже, чем у социально благополучных детей. Поэтому для них характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Отмечается высокая потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий (бродяжничество, наркотизм, рискованные игры, создание стрессовых ситуаций.)

В коррекционной работе с девиантными подростками особенно успешны психотерапевтические приемы, гармонизирующие работу правого и левого полушарий, а также развивающие межполушарные связи. При кинезиологической коррекции осуществляется подборка именно этих комплексов.

        Для снятия стрессовых и невротических состояний необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга, для чего можно также использовать кинезиологические программы.
        Для профилактики аддиктивного поведения подростков можно использовать метод Ключ Хасайя Алиева.
Хасай Алиев - автор метода "Ключ", к.м.н., психолог, Член Межведомственного Совета по координации деятельности психологических служб г. Москвы, Генеральный директор Центра защиты от стресса.

Его метод Ключ по скорости действия и эффективности не имеет аналогов в мире ( патенты № 1785711, № 2041721).
Метод утвержден Минздравом СССР в 1987 году, рекомендован для снижения стресса и утомляемости у работающего человека, а также для психопрофилактики и лечения различных невротических нарушений и психосоматических заболеваний (фобии, тревожные расстройства, ситуативные депрессии, нарушения сна, гипертонические состояния, стенокардии, бронхиальная астма, нарушения системы пищеварения, остеохондрозы, радикулиты, начальный диабет и другие.)
"Ключ" открывает способность:
* Самостоятельно проверять и в любой момент регулировать уровень собственного нервно-психического напряжения.
* Сохранять ясность ума и уверенность в себе в ответственных ситуациях.
* Включать дополнительные резервы для решения сложных проблем.
* Быстро восстанавливать силы после умственных и физических нагрузок
* Сокращать количества сна за счет повышения качества.
* Контролировать страх, боль, преодолевать психологические барьеры.
* Посмотреть на ситуацию со стороны, дать себе верный совет, и, главное – выполнить.
* Находить контакт с "проблемным"собеседником.
* Яснее осознавать свои цели и добиваться их наиболее доступным и коротким для себя путем.
* Раскрывать творческие ресурсы.
* Повышать скорость обучения, освоения новой деятельности, адаптации в новых условиях.

Это эффективнейшая схемотехника, в которой и психоанализ, и диагностика, и коррекция, и контроль эффективности коррекции, и психологическая разгрузка, и инсайт, и другие реабилитационные и мобилизационные процессы происходят органично в едином процессе.
А выглядит это необыкновенно просто.
Потому что соответствует природе. Из книги:
Существует много способов преодолевать стресс, но только тот правильный, при котором становится лучше не только при его действии, но и после действия.
Вот простой пример. Является ли сигарета эффективным способом защиты от стресса? Нет. Потому что через некоторое время после ее применения происходит спазм сосудов мозга и требуется новая сигарета. Стало быть, сигарета не решает проблемы стресса, а курение становится зависимостью: теперь не чувствуешь себя нормально, пока не закуришь. Для того чтобы бросить курить и не испытать новый стресс — потерять в жизни «праздник», нужно восстановить свою прежнюю целостность, которая была до курения.
 Метод Ключ позволяет это сделать. 
        
В заключение хотелось бы еще раз высказать свое пожелание привлекать к профилактической работе аддиктивного поведения подростков кроме всех прочих средств методы, направленные на коррекцию психофизиологического статуса подростка, в частности использовать кинезиологические программы (Сиротюк А.Л.), возможно и Ключ Хасайя Алиева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Профилактика суицидов среди подростков"

Переходный возраст – это самый сложный этап становления взрослой личности. Именно поэтому среди этой возрастной категории крайне высок процент совершения суицидов. Причины самоубийства подростко...

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)

В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к обра...

Использование учителем современных педагогических технологий в образовательной среде. Из опыта работы.

Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заран...

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....

Статья на тему : " Формирование счётных навыков у дошкольников с ЗПР 5-7 лет" (из опыта работы)

Статья содержит описание опыта работы по формированию счётных навыков у дошкольников с задержкой психического развития. Она будет полезна для работы учителям-дефектологам....