Главные вкладки

    ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)
    статья

    Эрдеева Зинаида Сангаджиевна

    В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_iz_sbornika.docx36.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Калмыкия

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного

    высшего образования

    «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

    Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-
    экономический университет»

    СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ Региональная научно-практическая конференция Элиста, 31 января 2018 года Материалы, доклады, выступления

    C:\Users\2B14~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

    Элиста

    2018

    Особые дети на литературных занятиях         146

    Багутова И.П.

    Специфика адаптации родителей, имеющих детей с особенностями в развитии, к

    школе         149

    Бадмаева Н.Б.

    Формирование толерантного отношения в социуме образовательного учреждения        152

    Бемм И.Н.

    Инклюзивное обучение - комплексный процесс обеспечения равного доступа к

    качественному образованию детей с ОВЗ         153

    Богданова С.М.

    Инклюзивное образование в современной школе         157

    Годжурова С.А., Сарангова Г.М.

    Организационные технологии создания инклюзивной образовательной среды МБОУ «СОШ

    №10» им. Бембетова В.А         159

    Дорджиева Л.В.

    Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования         163

    Курдюкова Н.С.

    Обучение обучающихся с ОВЗ в начальной школе         168

    Манджиева Е.М., Буваева С.К.

    Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в КОУ РК «Цаган Аманская

    санаторная школа-интернат»         173

    Михайлова Н.Д.

    Создание условий для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ в МБОУ «Русская национальная гимназия им. преподобного С.Радонежского» (из опыта

    работы)         176

    Пранцузова И.В.

    Формирование инклюзивной образовательной среды на примере общеобразовательной

    организации         181

    Убушаева В.М., Бамбуджаева Э.Э.

    Формы организации инклюзивного обучения в МОБУ «Троицкая гимназия имени

    Б.Б.Городовикова»         183

    Эрдеева З.С.

    Инклюзивная культура в поликультурной образовательной среде (из опыта работы МБОУ

    «СОШ №2» г.Элисты)         186

    Волобуева О.А.

    Организация работы по социализации слабослышащих детей в группе комбинированной

    направленности для детей с ОВЗ (слабослышащие)         190

    Даваева М.П.

    Организация доступного образовательного пространства в детском саду         195

    Донцова О.Д.

    Оздоровительная фитбол-гимнастика для детей        с ОВЗ (слабослышащие)         198

    Кулешова Н.П.

    Лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением

    зрения         202

    Леджинова Л.П.

    Инклюзивная среда обучения в ДОУ с детьми РАС        205

    Медко Г.А.

    Инклюзия детей с синдромом Дауна в ДОУ (из опыта работы)        208

    «Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия». Сборник материалов региональной научно-практической конференции - г. Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарноэкономический университет», 2018. - 239 с.

    В сборник включены статьи участников региональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия по актуальным проблемам развития инклюзивного образования, инклюзивной культуры и практики в Республике Калмыкия. Представлены теоретико-методологические исследования, региональный опыт реализации моделей и технологий инклюзивного образования, излагаются проблемы психолого-педагогического сопровождения, преемственности в организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ресурсного обеспечения и подготовки кадров для инклюзивного образования на разных уровнях системы дошкольного, общего и профессионального образования.

    Статьи публикуются в авторской редакции.

    Редакционная коллегия:

    В.В.Новгородова - зам.директора по УМР КФ МГГЭУ Б.Н.Бюрчиева - зам.директора по СВР

    Г.В. Лагаева - старший методист КФ МГГЭУ А.Э.Санджиева - преподаватель КФ МГГЭУ

    З.С. Эрдеева

    ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)

    ЭРДЕЕВА Зинаида Сангаджиевна - зам.директора по УВР МБОУ «СОШ №2» г. Элисты

    В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию. Основные принципы инклюзивного образования:

    ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    каждый человек способен чувствовать и думать;

    каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    все люди нуждаются друг в друге;

    подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

    Инклюзивное образование – это гибкая система, учитывающая потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной группе.

    Одной из основных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано со сложившимся стереотипом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» означало «непригодный к деятельности», и для государства, вынужденного затрачивать на инвалидов определенные средства, они становились иждивенцами. Определенные трудности во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, следовательно, к ним формировалось предвзятое, не всегда заслуженное отношение. Проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), формированием инклюзивной культуры, является очень важной.

    Опираясь на определение философского энциклопедического словаря, можно дать определение понятия «инклюзивная культура» – это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом, отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются инклюзивные ценности. Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Инклюзивная культура – это построение такого школьного сообщества, в котором каждый знает, что ему в школе рады, относятся доброжелательно и с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть препятствия на пути обучения и полноценного, равнозначного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Таким образом, инклюзивное образование - это образование детей с особыми образовательными возможностями в условиях обычной общеобразовательной школы.

    Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.

    В педагогике понятие «поликультурное образование» определяется как образование, которое строится на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель такого образования - формирование умения общения и сотрудничества людей разных национальностей, рас, вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям другой культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, быть готовым к активному взаимодействию. Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, ее представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении своей культуры - основная задача в развитии поликультурного образования в России, так как мы живем в многонациональной стране.

    Между инклюзивным образованием и поликультурным образованием прослеживается определенная взаимосвязь, отражающаяся в общности идей, концепций, в их целях и задачах.

    Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как и входит в состав инклюзивного образования. Все это можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания, культуры или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве очень важного основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.

    В МБОУ «СОШ №2» обучается 456 детей 16-ти национальностей. И, как и во многих школах у нас есть «особые» дети, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 – 2013 уч. году - 11 человек, 5 на дому; в 2013 – 2014 уч. году - 7 человек, 2 на дому; в 2014 – 2015 уч. году - 8 человек, 3 на дому; в 2015 – 2016 уч. году - 8 человек, 3 на дому; в 2016 – 2017 уч. году – 11 человек, 3 на дому; в 2017 – 2018 уч. году –7 человек, 2 на дому.

    Учебно - воспитательная работа нашего образовательного учреждения направлена, в том числе, и на осуществление деятельности по интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и для этого используются непосредственные контакты между учащимися с разными возможностями здоровья, а также неформальное общение детей – общение во внеурочное время, во время проведения общешкольных мероприятий, в бытовой сфере, так называемый «опыт совместной деятельности».

    В широком смысле слова, инклюзивное обучение - это не только обучение детей-инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные особенности личности – это и дети с временной задержкой психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию.

    Соприкосновение здоровых детей и детей с ОВЗ во время и вне учебного процесса вызывает различные реакции – неприятие друг друга, насмешки, но в большинстве своем учащиеся не относятся к детям с ОВЗ, как к детям с особенностями.

    Выпускница 2012-2013 уч. года МБОУ «СОШ №2» Васильченко Надежда, находясь на надомной форме обучения, принимала активное участие во многих мероприятиях разного уровня: «Радонежские чтения – 2011», город, победитель; «Старт в науку», город, 2011, победитель; «Виртуальный альбом», номинация «История моей семьи», республика, диплом 3 степени, 2012г. Также данная работа была отмечена и на Всероссийском уровне. Васильченко Н., являясь членом школьного поискового объединения «Память», выступила инициатором переписки Совета музея истории школы с представителями Красного Креста. Целью переписки стал вопрос сохранности могилы в Польше Раисы Веткаловой, героини Великой Отечественной войны. Надежда на протяжении многих лет посещала кружок бисероплетения «Чудеса из бисера своими руками». Результативное участие Надежды в выставках, конкурсах неоднократно отмечалось грамотами и дипломами.

    В настоящее время в 9б учится Данил Орендаренко. В 5б класс нашей школы Данил поступил в 2013г. Вот что Данил говорит о себе: «Я, Орендаренко Данил, родился 23 ноября 2001 года в городе Элиста Республики Калмыкия. При рождении у меня обнаружилась родовая травма. В 4 года я пошел в детский сад №2 реабилитационного центра Республики Калмыкия в г. Элиста. В первый класс я поступил в 2009 году при этом же центре. В центре я проучился до 4 класса, начальную школу окончил на «хорошо» и «отлично». Я рано стал читать. В детстве очень любил народные сказки, затем полюбил стихи. Я заучивал их наизусть. Стал активно участвовать во всех мероприятиях, занимал призовые места. Награжден грамотами за хорошую учебу и активное участие в общественной жизни центра. В пятый класс я пошел в МБОУ «СОШ №2» города Элисты. В школе я нашел настоящих друзей. Вместе мы ходим в кино, на концерты, в театр, обсуждаем книги, фильмы. С одноклассниками ровные, доброжелательные отношения, никаких трудностей в общении со сверстниками у меня нет. С учебой никаких проблем не возникает. Учусь также хорошо, участвую в олимпиадах. Принимаю активное участие в общественной жизни школы и класса. В этом году я стал заниматься спортом. Мой наставник – Ефимова Екатерина Владимировна, мастер спорта по пауэрлифтингу, очень требовательный и добрый учитель. Мне очень нравятся наши тренировки. У меня большая и дружная семья: мама, папа, бабушка и брат. Я очень благодарен своим родным за поддержку и понимание.

    Ежегодно я выезжаю в санатории с целью лечения своего заболевания. В санаториях принимаю активное участие во всех мероприятиях. Я считаю, что моя активная жизненная позиция поможет мне преодолеть все операции, боли, трудности в жизни. Я люблю своих родителей, друзей, учителей. Я знаю, и они любят меня, каким бы я ни был».

    Данил имеет множество наград. Среди них самые значимые: диплом 1 степени Первого Межрегионального интегрированного фестиваля самодеятельного и декоративно-прикладного творчества «Звезды России»; Диплом Лауреата I Республиканского фестиваля творчества детей-инвалидов «Талисман удачи» (2014г.). Также Данил в составе команды Республики Калмыкия в 2015 г. побывал в г. Москве на Параспартакиаде. Юноша является Лауреатом Именной Премии Главы Администрации г. Элисты «За активную жизненную позицию» в номинации «Образование и наука» (2016г). В 2016г. Данил стал победителем Городского конкурса чтецов среди детей-инвалидов «Энкр мини келм». В январе 2018г. Данил стал обладателем денежной премии Конкурса чтецов среди учащихся общеобразовательных организаций города Элисты «Неизвестный солдат», посвященного 75-летию Сталинградской битвы.

    Успех и Данила, и Надежды, это, безусловно, успех педагогов: Пугачевой Т.П., Рощиной Т.С., Ефимовой Е.В. и успех их классных руководителей: Канаевой Н.М. и Бадмаевой Н.Б. Но главным достижением в обучении и воспитании Васильченко Надежды и Орендаренко Данила является  их психологическое состояние, их ощущение в социуме. Им нравится, им комфортно в школе, они активны, они не чувствуют себя обделенными. Это очень важно, как и важно то, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. 

    Тема, над которой работает в настоящее время педагогический коллектив школы: «Формирование поликультурного образовательного пространства как условие жизненного успеха участников учебно-воспитательного процесса». Цель поликультурного образования – взаимодействие культур, способность к взаимопониманию, интеграции, взаимодействие между детьми разных национальностей. Также педагогический коллектив МБОУ «СОШ №2» г. Элисты продолжает работать над такими задачами, как: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников; активное вовлечение таких детей в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, НПК и др. на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях; разработка системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования детей. Роль школы, школьного сообщества в воспитании каждого ребенка независимым, активным, уверенным в своих силах и способностях, гражданином современного общества очень важна. Все члены школьной команды должны способствовать созданию благоприятной рабочей атмосферы.

    Все дети, независимо от национальности, вероисповедания, способностей и возможностей к обучению должны быть приняты всеми членами школьного коллектива как равные участники образовательного процесса, должна быть исключена любая форма дискриминации в классе и школе, обучение должно быть направлено не только на получение академических знаний, но и развитие практических умений, позволяющих детям успешно адаптироваться к социальным условиям и жизни в обществе.

    «Особые дети», также как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. Это возможно в каждой обычной общеобразовательной школе, в которой мы, ее педагоги,  призваны обеспечить развитие и саморазвитие личности каждого ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставлять каждому ребенку с учетом способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта возможность реализовать себя в познании, поведении, творчестве. Так же следует отметить, что организуя инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.

    Выбор поликультурного контекста для рассмотрения проблемы инклюзивного обучения не случаен, он переводит понятие «терпимости» до «интереса» к другому человеку, не такому, как другие, принятие, уважение и восприятие иной культуры, признание ценности разных культур.

    Современное общество должно научиться принимать каждого человека таким, какой он есть, независимо от его национальности, вероисповедания, непохожести на других и в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Если все современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.

    Список литературы

    1. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. –С. 31–35.

    2. Лебедева, Н.М. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. – М., 2005. – С. 28-32.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды

    Авторская концепция обучения английскому яыку в условиях поликультурной образовательной среды...

    Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.

    Формы и методы, которые  я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем ...

    Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)

    Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Аз...

    Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.

    Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....

    Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.

    Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....

    Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка...

    Использование учителем современных педагогических технологий в образовательной среде. Из опыта работы.

    Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заран...