Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.
проект на тему

Атарщикова Екатерина Сабировна

Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.

Сысоева А.В., учитель английского языка

Атарщикова Е.С., учитель французского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда»

“Высшим результатом образования является терпимость”

Келлер Хелен Адамс

По результатам последней переписи населения (2010 год) на территории Волгоградской области проживает более 30 национальностей, самыми многочисленными из которых являются русские, казахи, украинцы, армяне и татары. Ежегодный прирост мигрантов, по данным Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, составляет примерно 3000 человек из стран СНГ и дальнего зарубежья. Следовательно, меняется национальный состав учреждений образования, классов, групп. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе, а значит и в школе. В связи с этим, первоочередное значение имеют вопросы формирования толерантности к представителям другой национальности, вероисповедания, культуры. 

Что понимается под толерантностью?

Наиболее точное в современной отечественной педагогике определение толерантности дал  Вульфов Б.З. в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства”: “Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, иной образ жизни”. Формирование личности, которая способна проживать в мире и согласии с другими, – сложный и  непрерывный процесс. Его невозможно осуществить только в рамках урочной деятельности, хотя в условиях нашей гимназии с углубленным изучением английского языка учащиеся изначально поставлены в ситуацию,  когда изучение иностранных языков невозможно без погружения в  иноязычную культуру и знакомства с нравами, обычаями и национальными особенностями представителей англоговорящих и франкоговорящих стран. Таким образом, гимназисты учатся уважать чужую культуру, узнавая, сравнивая и сопоставляя самобытные особенности. Гимназисты учатся строить диалог с представителями другой культуры  проявляя терпимость, а значит, признавая то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Процесс формирования толерантности в условиях поликультурной образовательной среды нашего образовательного учреждения имеет не только предметную, но и социальную направленность. Благодаря процессу миграции национальный состав нашей гимназии значительно поменялся, и для наших учащихся актуальным стало знакомство с национальными особенностями и обычаями разных народов, населяющих наш регион. Дело не в том, что стали возникать конфликты на национальной почве. С этим у нас всё обстоит благополучно. Но для истинного понимания, плодотворного ведения совместной деятельности, нужно иметь представление о тех, кто проживает и учится по соседству. Так как в рамках учебной деятельности изучение данного материала не предусмотрено, то нам показалось возможным и интересным заняться изучением данных вопросов на факультете межкультурной коммуникации в рамках созданного в нашей гимназии Гражданского университета, как одной из форм внеурочной деятельности учащихся. Занятия в Университете имеют нетрадиционную форму: экскурсии, творческие мастерские, практикумы, проектная деятельность и всё это направлено на достижение следующей цели:

- способствовать формированию толерантного отношения к иному мнению, истории и культуре, а также формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Задачи:

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей (эмпатия);

- осознание своей национальной  принадлежности в контексте многообразия  культур;

- формирование самоуважения и позитивной самооценки, чувства собственного достоинства;

- развитие умения сотрудничать и взаимодействовать в группе для достижения общих целей, рационально оценивать достигнутые результаты.

Исходя из поставленных задач, мы пришли к выводу, что самой продуктивной технологией, способствующей их решению, будет “технология сотрудничества”

В “Концепции среднего образования Российской Федерации” сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В результате использования  “технологии сотрудничества” гимназисты учатся:

 - взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

 - работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

  - вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  - испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, что способствует созданию условий для формирования толерантности и для обучения культуре общения.

 Культура общения лучше всего развивается в процессе коллективной творческой деятельности, надёжным результатом грамотного осуществления которой  является позитивная активность детей и подростков, причем не зрительская, а деятельностная. Решение воспитательных задач через совместное творчество позволяет добиться таких результатов как:

- продуктивное и позитивное взаимодействие учащихся друг с другом и с окружающими их людьми;

- умение оценить личностные качества каждого вне зависимости от национальной, религиозной и социальной принадлежности;

- ответственность не только за свой фронт работы, но и за конечный общий результат.

Яркими примерами плодотворного использования “технологии сотрудничества” и “коллективной творческой деятельности” в формировании толерантности в нашей гимназии является ежегодное участие творческой группы учащихся в исследовательском проекте “Мир национальностей” в рамках  работы Гражданского университета с дальнейшим представлением результатов на районном фестивале - конкурсе.

Целью исследовательского проекта “Мир национальностей” является повышение культуры межнациональных и этнических отношений у подрастающего  поколения.

Задачи, реализуемые в ходе работы над проектом:

-  знакомство с культурой народов мира;

-  содействие развитию творческого потенциала учащихся;

-  выявление и поддержка одаренных и талантливых детей.

В 2014-2015 учебном году мы работали над исследовательским проектом “Мир национальностей. Казахи”. Работа велась по различным направлениям, в проекте были задействованы учащиеся разных возрастов. Ученики 6-х и 10-х классов изучали историю, культуру, народное творчество, ремесла, традиции и обычаи казахов, проживающих на территории нашей области. Результаты проведенной  исследовательской работы были представлены на районном фестивале – конкурсе “Мир национальностей - 2014”, где наш коллектив занял III место в номинации “Лучший национальный костюм” и II место в номинации “Лучший реферат”.

В первом полугодии текущего учебного года темой нашего исследования стали “Немцы Поволжья”. Была проведена колоссальная исследовательская работа, включающая в себя не только работу с документами и первоисточниками, но и знакомство с семейными архивами учащихся, родственники которых имеют немецкие корни. Кроме того мы посетили музей – заповедник “Старая Сарепта” и познакомились с историей и бытом самого большого немецкого поселения на территории нашей области. Признанием важности работы нашего гимназического коллектива стала победа во всех номинациях на “Мире национальностей - 2015”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.

Формы и методы, которые  я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем ...

Урок в условиях современной информационной образовательной среды (ИОС)

Поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) стал появлением новых ФГОСов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяю...

Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...