Урок в условиях современной информационной образовательной среды (ИОС)
статья на тему

Поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) стал появлением новых ФГОСов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально – экономических условиях.

Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в ИОС, обеспечивающей информационно – методические условия реализации образовательной программы.

Функционирование ИОС образовательного учреждения обеспечивается средствами  ИКТ и  квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в условиях современной информационной образовательной среды (ИОС)

  1. Новое понимание учебного процесса в ИОСе.

Поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) стал появлением новых ФГОСов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально – экономических условиях.

Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в ИОС, обеспечивающей информационно – методические условия реализации образовательной программы.

Функционирование ИОС образовательного учреждения обеспечивается средствами  ИКТ и  квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

Учебный процесс в ИОС ОУ, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

  • Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  • Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
  • Повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
  • Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
  • Активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
  • Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
  • Создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.

Дидактические характеристики ИОС урока:

       Гибкость организационной структуры обучения.

ИОС своеобразный конструктор, из элементов которого учитель может создавать ее варианты(версии), наиболее адекватно удовлетворяющие потребности поставленных учебных задач для каждого фрагмента осваиваемого содержания. Методическое мастерство учителя в этом случае определяется умением формировать различные версии среды в зависимости от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала.

Целостность, т.е. внутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развертывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса. Она конструируется с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей обучения.

Открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.

Полифункциональность. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Вариативность.  Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных результатов. Вариативность предполагает различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью ИОСы.

Визуализация – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.

Интерактивность предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ, возможности использования новых педагогических инструментов для решения учебных задач (тем самым расширяя круг решаемых задач), возможности перехода к принципиально новым моделям изучаемых процессов и объектов с возможностями их оперативного анализа, исследования и экспериментов с ними.

Планирование учебного процесса сегодня – это цепь тщательно отобранных и взаимосвязанных компонентов, предполагающих анализ и отбор актуальных для данного этапа обучения планируемых образовательных результатов, подбор видов учебной деятельности, соответствующих выделенным результатам, и средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности.

Данный подход дает учителю возможность выстроить урок по-новому при условии использования в процессе обучения ИКТ.

  1. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной ИОСе.

Учитель должен уметь:

  • Управлять учебным процессом;
  • Составлять и редактировать электронные таблицы; тексты и презентации;
  • Индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
  • Визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
  • Работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
  • Размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников; используемые участниками учебного прцесса информационные ресурсы);
  • Проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
  • Использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к ГИА;
  • Осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей)использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.

До введения ФГОСов активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуация. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Одинаковые учебники для учащихся всего класса предоставляют ограниченные возможности углубленного изучения интересующих тем.

Сегодня, с учетом ФГОСов, учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдается таким методам обучения, как познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, практическая, коммуникативная.

Учебный процесс отражается в принципах педагогики сотрудничества:

  • Демократичность (свобода выбора, равноправие,, личностный характер отношений);
  • Открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики);
  • Альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности);
  • Диалогичность (полилогичность);
  • Рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности и характера взаимодействия).

В такой среде достигается понимание и признание ученика, основанное на стремлении учителя встать на место ученика.

Важно подчеркнуть, что в новой ИОС педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) учебного процесса в соответствии с указанными принципами. Кроме того,  в условиях учебного процесса в ИОС такие функции учителя,  как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.

В связи с этим у учащихся формируются:

  • потребность в самообучении, саморазвитии;
  • умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности в ней;
  • потребности в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата…

при этом педагог выступает в таких ролях, как:

  • участник проектной деятельности учащихся,
  • разработчик или исполнитель образовательных проектов;
  • проектировщик учебных курсов:
  • эксперт учебной деятельности учащихся;
  • организатор педагогической поддержки учащихся в ходе процесса обучения;
  • тьютор.
  1. Дидактические принципы проектирования урока в ИОС.

В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации.

Принцип научности – один из основных дидактических принципов.; определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания, что должно стать не целью, а средством достижения планируемых образовательных результатов.

Из принципа научности вытекает требование проблемно – деятельностной постановки учебного процесса в информационной образовательной среде. Такая модель обучения ставит учащегося в положение исследователя, конструктора, проектанта, участника коммуникации, организатора общения, способствует развитию аналитического и логического мышления.

Принцип визуализации – выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Средства ИКТ дают возможность и необходимость не только предъявлять объект изучения, но и организовать деятельность учащегося по преобразованию объекта либо в форме достраивания модели или процесса, либо в форме видоизменения и переконструирования.

Принцип системности -  включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. В связи с этим необходимо выделять в объектах или явлениях основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде.

Принцип активности – призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся. Это говорит о том, что школьник активно воспроизводит не только предметные, но и собственные учебные действия, в ходе которых и происходит освоение предметных умений. Так, если ставится задача формирования у детей типовых умений, то организацию деятельности следует вести по готовому алгоритму, заданному средствами ИКТ. Напротив, если предполагается формирование умений решать эвристическую задачу, то необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно построить алгоритм действий.

Принцип индивидуального подхода – базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание этого принципа предстает как система индивидуализированных приемов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления.

Принцип кооперации – отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определенные функции, при этом учитель,  прежде всего стремится создать условия для развития школьников, которые должны быть ориентированы на достижение новых образовательных результатов.

Учебный процесс в ИОС строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, которые соответствуют урочной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения. Важнейшим качеством учебного процесса в такой среде на базе применения средств ИКТ является его целостность, а также взаимосвязь всех компонентов – блоков. Таких блоков 5(пять).

Ценностно-целевой (совокупность целей и задач учебного процесса в ИОС).

Программно-методический (вся необходимая информация относительно возможных стратегий, форм, программ и технологий обучения).

Информационный (информация положенная в основу учебной деятельности).

Коммуникационный (формы взаимодействия между участниками учебного процесса).

Технологический (средства обучения, используемые в ИОС).

Важным элементом урока в ИОС является учебник. Но на смену прежним, традиционным учебникам приходит учебно-методический комплекс (УМК), включающий электронные приложения, средства методической поддержки, интернет поддержку образовательного процесса и многое другое.

Итак, дидактические принципы построения урока в ИОС являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.

  1. Этапы проектирования урока в ИОС.

Основополагающим  в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.

Этапы подготовки урока в ИОС

1.Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных)

2.Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

3.Выбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов

С введением ФГОС под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Личностные ресурсы можно разделить на:

 – мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности);

 – инструментальные или операционные (освоенные универсальные способы деятельности);

 – когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – когнитивных.

Личностные результаты – это сформировавшаяся образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – это освоение обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в усвоении учащимся конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

В ходе определения планируемых образовательных результатов важно помнить, что существуют результаты, которые не подлежат итоговой аттестации, в том числе:

– ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);

 – характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

 – индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других исследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся:

 – научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах:

 – умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;

 – коммуникативные и информационные умения;

 – умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

 – способность к контролю и самоконтролю;

 – способность к творческому решению учебных и практических задач.

Проанализируем все три группы образовательных результатов.

Предметные образовательные  результаты

Могут быть представлены как результат освоения ряда предметных образовательных программ. В связи с этим предметные результаты будут проанализированы через совокупность следующих компонентов:

  • Базовые категории предмета и его ключевые понятия;
  • Ведущие научные идеи и теории;
  • Законы, закономерности, правила;
  • Методы решения задач;
  • Факты;
  • Культурологический компонент (идеи, традиции и ценности);
  • Проблемы и гипотезы.

Анализ планируемого образовательного результата можно провести, используя следующую цепочку элементов:

1.Элементы описания результата: знание проблем, гипотез

2.Критерии дости- жения результата: ученик может сфор- мулировать проблемы и гипотезы, находящиеся в центре внимания современной науки

3.Форма представле- ния результата: эссе по проблемным вопросам

4.Условия формирова- ния предметного опы- та ученика: ознакомление с областью перспектив- ных проблем и вопросов, проблемные дискуссии, кейс-метод

Анализируя предметные результаты, необходимо руководствоваться принципом обучения ч/з деятельность. В логике этого принципа процесс анализа планируемых предметных результатов предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший тот или иной предмет?», «На какие вопросы сможет ответить ученик?», «Какие задачи сможет решать ученик?».

Метапредметные результаты в них необходимо  выделить такие области культуры, как: проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная культура –  это опыт, приобретенный учеником в процессе реализации учебных проектов. Она предусматривает:

  • Наличие специально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
  • Планирование действий по разрешению проблемы: проектирование самого проекта, определение вида продукта и формы презентации;
  • Обязательная исследовательская работа – поиск информации, ее обработка, осмысление и представление участникам группы;
  • Результат работы над проектом – продукт;
  • Презентация продукта.

При подготовке учебных проектов важно помнить о:

  • Практической, теоретической, познавательной значимости предполагаемых результатов;
  • Необходимости структурирования содержательной части проекта (по этапам);
  • Необходимости применения исследовательских методов(определение проблемы, задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы).

Исследовательская культура включает в себя:

  • Общеучебную культуру (умения отвечать на вопросы, решать задачи, структурировать задания, планировать работу, проверять полученный результат, оценивать себя в контексте учебной ситуации и др.);
  • Культуру работы с информацией (стратегия поиска информации, отбор информации, необходимой для выполнения конкретного задания, использование информации для выполнения задания и др.);
  • Культуру проведения исследования (определение цели исследования, умение проводить отбор методов исследования, планирование этапов исследовательской работы, формулировка выводов на основании проведенного эксперимента, презентация и защита продукта исследовательской работы).

Коммуникативная культура учитывает два основных подхода к классификации личностно значимых ситуаций, способствующих достижению личностных результатов:

  • По тину взаимодействия с различными сторонами образовательного процесса:

- ситуации, в которых со стороны ученика необходимы проявления ответственности, принятие решения, мобилизация собственных сил, действия;

- ситуации, предполагающие осуществление учеником свободного выбора модели поведения;

- ситуации, ставящие ученика перед необходимостью взаимодействия, диалога, оказания помощи другим;

- ситуации, дающие возможность переживать успех, общественное признание, похвалу и восхищение.

  • По содержанию (личностному смыслу) внутреннего состояния:

- ситуации, способствующие размышлению, формированию оценочного суждения и ценностного осознания того или иного явления школьной жизни;

- ситуации, вызывающие состояние потребности в проявлении эмпатии, понимании другого, поиске оснований для сплоченности с другими ради совместных действий или при принятии решений;

- ситуации, вызывающие стремление к осуществлению действий, получению результата, реализации собственного честолюбия, амбиций и притязаний.

Необходимо отметить, что анализ планируемых личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов следует проводить комплексно, в рамках одного либо нескольких отдельно взятых уроков с учетом степени сформированности этих результатов и преемственности с ранее достигнутыми.

4.2.Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам.

В ходе отбора видов учебной деятельности учитель может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде:

  • Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
  • Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить свое адекватное решение;
  • Ситуация-иллюстрация – прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами электронных образовательных ресурсов, которая вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);
  • Ситуация-тренинг – образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию).

Также на учебных занятиях возможны:

  • Классическая ситуация – дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; учащиеся должны самостоятельно вычленить из ее контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение;
  • Живая ситуация – берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило;
  • Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – учащимся предлагается ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.

По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Оба вида этих ситуаций представлены в обучении, но организация второй требует от учителя больших усилий. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту задачу.

Вывод: учебные ситуации, содержащие в себе условия, противоречия, в которых развивается учебная деятельность школьников, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения, могут являться структурным элементом учебного процесса в информационной образовательной среде.

Подбор видов учебной деятельности необходимо осуществлять дифференцированно, т.е. в соответствии с уровнями развития школьников:

I уровень: воспроизводящий (репродуктивный);

II уровень: воспроизводяще творческий (эвристический);

III уровень: творческий.

На воспроизводящем уровне учащийся действует по заданному образцу, алгоритму. Он распознает учебную информацию, может ее описать, дать готовое определение, применить известные ему приемы деятельности. Умение воспроизводить признаки фактов, понятий, законов позволяет учащемуся решать задачи по образцу, что не способствует формированию у него достаточно обобщённых связей между различными видами информации. Побудительными силами учебной деятельности школьников в этом случае, как правило, являются внешние причины: сообщение учителя или определенный учебный текст, который нужно запомнить в соответствии с предложенным образцом действий.

На воспроизводяще творческом уровне происходит деятельность по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям. Поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов отвлекают учащегося от образца, предоставляют простор для размышлений. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, законов позволяют использовать знания в измененных ситуациях. Побудительными силами учебной деятельности учащихся являются как внешние, так и внутренние (ситуативно проявляющийся интерес к содержанию и процессу деятельности).

Творческий уровень предполагает самостоятельное планирование и свободное выполнение деятельности. В этой ситуации процесс усвоения материала и решение задач по применению знаний на практике осуществляются на основе элементов самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования как результатов решений, так и способов деятельности. Данный уровень характеризуется творческим мышлением, проявляющимся в специфическом видении различных ситуаций и явлений, оригинальности суждений. Усвоенные положения позволяют установить метапредметные и предметные связи, что, в свою очередь, способствует достижению новых образовательных результатов. Побудительными силами являются в основном внутренние причины: установление учеником факта незнания того или иного познавательного объекта, потребность самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

Выбор методов обучения при подготовке  к уроку зависит и от планируемых образовательных результатов, и от возрастных особенностей учащихся, и от уровня их развития и мыслительных способностей, а также от предполагаемого набора средств обучения.

Перечислим признаки обучения:

- источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

- методы логики (аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный методы обучения);

- тип обучения (объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие методы обучения);

- уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

- уровень проблемности (монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

- дидактическая цель и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

- вид деятельности преподавателя (методы изложения учебного материала и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и др..

Метод обучения, используемый на уроке в ИОС, должен обладать специфическими характеристиками. Среди них: нацеленность на получение индивидуальных образовательных результатов, рефлексивность,  коммуникативность, интерактивность.  На уроке в ИОС наиболее эффективны такие методы обучения, как: обучение на основе информационных ресурсов, ассоциативный метод, методы, основанные на использовании искусственного интеллекта (метод вынужденного предположения, метод прецедента, учебное компьютерное моделирование, обучение посредством телеконференций, метод реификации и др.).

Метод обучения на основе информационных ресурсов характеризуется активным использованием учащимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации. Применение этого метода стало возможным благодаря развитию современных телекоммуникационных технологий (гипертекст, гипермедиа, мультимедиа и др.).

Ассоциативный метод обучения предполагает создание информационной обучающей среды на базе, например, электронных образовательных ресурсов, которые обусловливают возможность для учащихся изучать учебный материал не в определенной учителем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами.

Метод вынужденного предположения в процессе обучения ставит школьника в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, учащийся поощряется к ее коррекции или выдвижению новой версии. Т.о., школьник приобретает новое знание, осваивает методы познания.

Модификацией метода вынужденных предположений является так называемый метод прецедента. От предыдущего метода он отличается тем, что после выдвижения гипотезы учащемуся предоставляется информация об имеющихся прецедентах решения поставленной проблемы. Прецеденты дают возможность школьнику оценить выдвинутую гипотезу, сравнить с уже существующими вариантами решения задачи и при необходимости скорректировать гипотезу.

Одним из наиболее известных методов, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, считается учебное компьютерное моделирование. Его образовательное значение, роль в формировании мышления учащихся общепризнаны. Современная концепция учебного моделирования определяет четыре образовательных действия:

  1. Последовательность моделей – учащегося вводят в предметную область, предлагая ему последовательность соответствующих моделей;
  2. Задания – ученику дают задания на исследование, прогнозирование и т.д.;
  3. Объяснения – образовательные действия реализуются в учебной модели на основе классификации различных типов объяснений – структурных, функциональных, по аналогии и т.д.;
  4. Рабочие гипотезы – это инструменты обучаемого в формировании и обосновании различных предположений. Они включают в себя элементы. Необходимые для разработки гипотез, - действия, отношения, условия.

Метод реификации (от англ. reity –материализовать) возник вследствие гипотезы о том, что совместные дискуссии по тем или иным проблемам инициируют проявление неформальных знаний профессионалов, которые они используют в реальной практике. Для того, чтобы овладеть будущей профессией, школьнику требуется получить доступ к неформальным знаниям профессионалов и таким образом как бы войти в «профессиональное сообщество». ИОС, основанная на использовании средств ИКТ, позволяет организовать виртуальные профессиональные и учебные группы, работающие в асинхронном режиме.

Вывод: методы обучения, применяемые в условиях ИОС(ы), в большей степени ориентированы на достижение новых образовательных результатов. Важным для достижения новых образовательных результатов является то, что данные методы усиливают интеграцию отдельных учебных предметов, что наиболее доступно сделать в условиях учебного процесса в ИОС(е).

4.3.Отбор средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

Понятие средства обучения используется в педагогике в 2-х значениях:

- в широком – это все, посредством чего достигаются образовательные результаты (содержание, методы, виды деятельности);

- в узком – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (учебники, учебные наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.д.).

В ИОС(е) обучения понятие «средства обучения» приобретает обновленный смысл. Необходимым потенциалом обладают только те средства  обучения и технологии на основе информационных и коммуникационных технологий, т.к. именно они смогут обеспечить индивидуализацию, адаптивность, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, моделированию (и экспериментам с этими моделями) изучаемых процессов и объектов, фактически создать принципиально новую среду обучения, т.е. информационно-образовательную.

При подготовке урока в ИОС, основанной на использовании средств ИКТ, используются следующие средства обучения:

- электронные образовательные ресурсы (электронные издания для поддержки и развития учебного процесса, электронные информационно-справочные источники, электронные издания общекультурного характера);

- образовательные Интернет-ресурсы;

- необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доска, интерактивные планшеты и др.);

- средства телекоммуникации и др.

Следует учитывать тот факт, что электронные образовательные ресурсы обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога. Применение средств ИКТ на уроках позволяет:

  • Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;
  • Обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению;
  • Повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;
  • Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;
  • Расширить круг учебных задач, используемых в обучении;
  • Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использование средств ИКТ;
  • Создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);
  • Повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых;
  • Погрузиться обучаемым в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

Группы электронных образовательных ресурсов: 

  • Демонстрационные программы и компьютерные презентации служат для визуализации учебного материала, повышения наглядности в обучении.
  • Тренажерные программные средства применяются для тренинга типовых умений.
  • Контролирующие программные средства обеспечивают оперативный контроль и оценку учебных достижений обучаемых, формирование электронного портфолио, анализ динамики изменения знаний и умений школьников.
  • Информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и энциклопедии предназначены для ввода, хранения и предъявления учителям и учащимся различной информации.
  • Средства компьютерных телекоммуникаций обеспечивают доступ к удаленным источникам знаний и системам обучения, организацию групповой учебной деятельности.
  • Моделирующие программные средства служат для создания компьютерных моделей изучаемых объектов и процессов и для проведения учебных экспериментов с ними.
  • Интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. В ИОС на основе модели обучающегося осуществляется рефлексивное управление обучения.

Приступая к отбору средств обучения, в частности средств ИКТ, учителю необходимо учитывать:

 – вид используемых средств ИКТ;

 – реальную целесообразность использования тех или иных средств ИКТ на конкретном этапе урока;

 – методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов – обучающие, информационно- поисковые, имитационные, демонстрационные, контролирующие, учебно-игровые и т.п.;

 – работоспособность требуемых средств ИКТ;

 – наличие и готовность к использованию программных средств;

 – целесообразность использования образовательных сацйтов Интернета;

 – требуемое при использовании средств ИКТ время и гигиенические ограничения во время работы учащихся с ними.

(таблица 2,3)

Классификация Интернет-ресурсов:

 – электронные библиотеки;

 – энциклопедии и справочники;

 – электронные учебники и учебные пособия, размещенные в Интернете;

 – лекции в Интернете;

 – web – квесты;

 – презентации;

 – дистанционные учебные курсы;

 – контролирующие средства и тренажеры;

 – методические сайты.

Отбор средств обучения , используемых на уроке в ИОС(е), основанной на использовании средств ИКТ, надлежит осуществлять с учетом форм их использования, а именно:

  1. Самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуального темпа изучения определенной темы или части урока. Учащийся управляет собственной учебно0-познавательной деятельностью самостоятельно, используя возможности компьютерной программы.
  2. Работа с мультимедийным содержанием электронного образовательного ресурса отдельных групп учащихся в процессе изучения конкретной темы урока, когда остальная часть класса изучает материал по плану учителя.
  3. Использование учителем мультимедийного материала электронного образовательного ресурса как одного из средств обучения в рамках комбинированного, интегрированного, проектного уроков.
  4. Выборочное использование схем, таблиц, диаграмм, других дидактических элементов средств обучения при проведении урока.
  5. Организация учителем лабораторно-практических занятий на основе текста, таблиц, диаграмм, видеофрагментов, имеющихся в данном электронном образовательном ресурсе.

Таким образом, подготовка урока в ИОС(е) представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:

  • Педагогическая ситуация;
  • Содержание обучения;
  • Техническое оснащение;
  • Программное обеспечение;
  • Организация обучения в ИОС(е) урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО

применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики...

Проектирование урока математики в современной информационно - образовательной среде

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образова...