Статья. Конфликт в семье - одно из причин ухода детей и подростков из дома и приобщения к наркотикам.
статья на тему

Статья посвящена одной из самых сложных и актуальных тем - проблеме приобщения подростков к наркотикам. В ней отражена связь конфликтной семейной ситуации и девиантногот поведения в подростковой среде.Даны разные подходы к возможным решениям как в теории, так на основе  опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._konflikt_v_seme.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ № 371 Московского района Санкт-Петербурга

Дружинина Мета Григорьевна, социальный педагог ГБОУ № 371 Московского района Санкт-Петербурга

Статья.  Конфликт в семье – одна из причин ухода детей и подростков из дома и приобщения к наркотикам

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности

необходимо расти в семейном окружении

 в атмосфере счастья, любви и понимания

Конвенция о правах ребенка

Наркотики сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Многовековое противостояние рассудка и безумия. Тьмы и света, и. наконец жизни и смерти продолжается и сегодня. Соблазн получить удовольствие слишком велик, чтобы удержаться от него на том лишь основании, что «этого делать нельзя». В разное время в разных странах противостояние то ослабевало, то вспыхивало с новой силой. По-разному складывались взаимоотношения общества в различных культурах на том или ином этапе развития.

В России первая волна наркомании проходила на рубеже XIX-XX веков. Первыми служителями наркотического культа и первыми его жертвами стали офицеры Российской армии, принимавшие участие в русско-японской войне. Позор поражения, крушение идеалов и надежд подтолкнуло людей к поиску способов, которые позволяли бы отвлечься, от тягостных мыслей и не ощущать столь сильную горечь и разочарование.

После первого всплеска на протяжении нескольких десятилетий в России было несколько периодов, связанных с увеличе6нием популярности наркотиков и, собственно, числа потребителей. Это и увлечение кокаином артистической богемы в 20-30-г.г. прошлого века, и многочисленные жертвы морфина в послевоенную пору.

Исследователи отмечают, что повышение интереса к наркотикам во всех странах и во все времена напрямую связано с изменениями в обществе. Чем сильнее «встряска», тем значительнее нарушается привычный ритм жизни, устои, традиции и сложившиеся алгоритмы, тем больше вероятность того, что не найдя в себе силы перестроить жизнь и принять предложенные изменения какая-то часть общества предпочтет усилиям уход в наркотики.

Россия сегодня оказалась в состоянии эпидемии наркомании. Наркомании подростковой и даже детской.

Став открытым обществом, мы с неослабевающим рвением принялись перенимать без разбора все, и хорошее и плохое - «так должно быть в любой цивилизованной стране».

На этой волне появились не только наркотики - изменилось отношение к насилию, возросло число бездомных, беспризорных, обострились социальные проблемы.

В настоящее время в нашем обществе увеличилось число факторов длительно разрушающих уклад жизни людей.

Кроме очевидных для всех материальных, социальных и психологических проблем населения выявилась еще одна и, может быть, наиболее опасная тенденция – разложение духовных, в том числе семейных ценностей и нравственных ориентиров.

Изменения, произошедшие в жизни нашего общества:

  • Социально-экономическая нестабильность,
  • Обнищание различных слоев населения,
  • Разрушение связей трудовых, межличностных, семейных,
  • Ослабление моральных устоев - все это не могло не оказать влияние на подрастающее поколение.

Современный этап развития общества характеризуется углублением конфликтных проявлений в семье и в социуме в целом.

Жизнь детей и подростков стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних докризисного периода по самым различным показателям.

Создание семьи, как правило, начинается с вступления в брак. Однако в условиях современного общества многие предпочитают не заключать законного брака, о чем косвенно свидетельствуют данные о количестве детей, родившихся вне брака. Только в 2014 году таких детей было 29% от общего числа новорожденных.

Число рождений у несовершеннолетних увеличилось. В этой категории населения сексуальность и проекция семьи часто не связаны, и ребенок появляется спонтанно, его рождение часто не планируется.

На первом месте среди социальных проблем детства оказалась проблема семьи. Неуклонно растет число детей, оказавшихся без родительского попечения.

     

 По стране бродят беспризорники. Не киношные, романтически-вольные и бесшабашные оборванцы, а "всамделишные" живые, и у большинства из них есть родной дом, есть родители.

Основная масса этих детей имеет опыт употребления табака, алкоголя, многие пробовали нюхать токсические вещества, а некоторые имеют даже опыт употребления наркотических веществ, кое-кто уже стал наркоманом.

Как такое могло случиться?

Почему дети бегут из дома?

Что делать, чтобы эта беда обошла стороной?

Одной  из причин ухода детей и подростков из дома является конфликт в семье.

В случае нарушения эмоционального контакта ребенка и родителей разрушается  и эмоциональная зависимость – основа воспитания. Но поскольку человек не в состоянии существовать вне группы, а эмоциональные и в дальнейшем социальные связи необходимы для полноценного развития, то он начинает искать возможность «прикрепляться» к кому-то вне семьи.

В условиях эпидемии подростковой наркомании крайне высока вероятность того, что группа, которую ребенок выберет в качестве эмоционального «донора» будет заражена наркотическим «вирусом».

Устанавливая связь с такой группой, ребенок оказывается связанным с наркогенной средой, а значит и с НАРКОТИКОМ.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ - это наука о конфликтах, она изучает:

                          - причины конфликтов,

                          - виды конфликтов,

                          - пути протекания конфликтов,

                          - меры решения конфликтов,

                          - пути предупреждения конфликтных ситуаций.

   

КОНФЛИКТ - это ситуация существования или ощущения противодействия активности.

Конфликт постоянно присутствует в нашей жизни.

Субъектом конфликта может быть отдельная личность, группа людей, организация и даже государство.

Любой конфликт развивается в определенной динамике:

                        - возникновение,

                        - осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из участников

                        конфликта,  
                       - конфликтное поведение,
                       - решение конфликта, исход.

На стадии возникновения конфликт характеризуется столкновением интересов отдельных людей или групп.

Можно выделить три основных формы столкновения:

          а) принципиальная - когда удовлетворение интересов одних может быть реализовано ТОЛЬКО через ущемление интересов других,

          б) затрагивают лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их моральных, материальных, духовных потребностей,

          в) возникает представление столкновения интересов, но это лишь мнимое столкновение, не задевающее интересы людей, может сказаться точная, искаженная информация.

На стадии осознания конфликта стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов, начинают вырабатывать свою позицию.

Стадия осознания очень важна для дальнейшего урегулирования конфликта.

На этой стадии возможны три варианта:

          а) оба участника приходят к выводу нецелесообразности конфликта и готовы

отказаться от взаимных претензий,

          б) один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить, не желая дальнейшего обострения, но другой участник идет на обострение, рассматривает эту уступку как слабость другой стороны,

          в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречия и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Конфликтное поведение принято понимать как систему обоюдонаправленных, эмоционально окрашенных действий, затрудняющих достижение цели противоборствующей стороны и тем самым облегчающий реализацию собственных намерений.

Исход конфликта возможен по трем направлениям:

           - может идти по созидательному пути (разрешение),

           - по деструктивному - вплоть до уничтожения,

            - может быть замораживание конфликта, что ведет к более позднему взрыву.

Конфликт имеет позитивные и негативные стороны.

К позитивным сторонам конфликта можно отнести следующее:

             - конфликт помогает понять сущность его участников, при этом снимается внутреннее напряжение,

             - появляется возможность выявить причину конфликта,

             - во время конфликта познается истина,

             - после конфликта наступает примирение, возникает самоуважение.

К негативным сторонам конфликта следует, прежде всего, отнести СТРЕСС, который испытывают  его участники.                                  

Большое количество детей уходит из семьи в связи со сложившейся там конфликтной ситуацией.

Из опыта работы можно выделить следующие основные типы семейных конфликтов:

 1.  Связанный с учебной деятельностью ребенка.

     Часто в семье возникает конфликтная ситуация между родителями и детьми,

     связанная с плохой (с точки зрения родителей) успеваемостью ребенка в

     школе. Родители определяют детей в престижные гимназии, платят деньги за

     их обучение, и когда ребенок не справляется со сложной программой, как

     правило, довольно агрессивно. Причиной этому иногда служит нежелание

     н/летнего учиться в выбранном для него родителями учебном заведении, т.к.

     это разлучает его с друзьями, разрывает привычные связи с бывшими

     одноклассниками.

     При конфликтах такого рода специалисты: психологи, педагоги, социальная

     служба, проводят беседы с родителям отдельно и совместно с ребенком, в

     результате, которых находиться решение, удовлетворяющее всех участников

     конфликта.  

Например: Саша В.-13 лет, ушел из дома, пришлось на время поместить его в  Центр социальной помощи. При опросе подростка выяснилось, что родители перевели его в другую школу, где мальчик не смог адаптироваться в новом коллективе сверстников. В прежней школе Саша являлся неформальным лидером, а в новом классе он не смог выступить в этой же роли. После проведенной работы с родителями, мальчик вернулся в прежний класс, и конфликт был разрешен.

Часто ребенок не достигает желаемых результатов в учебе "не по своей вине, а по своей беде"- это могут быть по следствия различных травм, инфекций, наличие у ребенка  различных заболеваний, общая ослабленность организма. В подобных случаях требуется помощь специалистов, ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определит педагогический маршрут и тот уровень обучения, с которым ребенок сможет справиться.

После проведенной работы подобные конфликты успешно  разрешаются

Вера У.-15 лет, получила травму в результате физического насилия со стороны отца, была направлена в больницу, поставлен диагноз: сотрясение мозга. При тщательном  обследовании были выявлены остаточные явления минимальной мозговой дисфункции. Конфликт в семье заключался в плохой успеваемости Веры, т.к. она не оправдывала ожиданий родителей. С родителями была проведена работа по повышению родительской  компетенции и дано направление в Семейный кризисный центр.

 2.Конфликт между родителями и подростками.

 Эти проблемы в семьях возникают довольно часто. Если прежде переходный возраст наступал в 13-15 лет, то в настоящее время типично подростковые настроения, поведение начинают проявляться в 11-12 лет.

Основная причина возникновения подобных конфликтов: нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми. Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями, это скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. Совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи, как подростку, так и его родителям. Родители нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. К сожалению, часто помощь приходит тогда, когда конфликт зашел уже достаточно далеко и подросток, который не в силах справится с ним самостоятельно, уходит из семьи и попадает в криминогенную обстановку. Спасением для него может оказаться центр, где его поймут, примут таким, каков он есть, помогут разобраться в себе и восстановить доверительные отношения с родными.

               Катя С.-15 лет, Девочка неоднократно уходила из семьи в результате конфликтов с матерью, которые сопровождаются иногда физическим насилием. Каждый раз специалисты  проводили работу с Катей и ее мамой, рекомендовали им постоянно посещать занятия с психологом в кризисном центре. И каждый раз, при возвращении домой, конфликт разгорался вновь. Специалистами была проделана большая работа, направленная на повышение самооценки девочки, она была направлена на обучение в сменную школу (10 класс) и в школьный производственный комбинат для получения специальности. По истечении времени Катя сама вернулась домой, она смогла преодолеть конфликт с мамой.

 3.Конфликт, вызванный асоциальным поведением родителей.

Низкая материальная обеспеченность семей является хроническим психотравмирующим фактором, но не решающим. Не находя адекватных способов разрешения своих проблем, некоторые родители уходят от них, приобщаясь к алкоголю, пополняют ряды наркоманов, ведут асоциальный образ жизни.

 В таких случаях дети нередко подвергаются физическому насилию, когда физические расправы являются единственным способом воспитания. В некоторых случаях возникает угроза развратных действий по отношению к детям. Дети подчас голодают, не имеют необходимых игрушек, учебных пособий и канцелярских принадлежностей. Ведомые чувством страха перед такими родителями, дети оказываются на улице, становятся "социальными сиротами", прекращают обучение в школе, возникает угроза пpотивопpавоправных действий, опыта проституции. Конфликт такого рода можно решить только юридическим путем, лишив родителей родительских прав, и передав ребенка под опеку государства или других родственников.

4. Конфликт, вызванный гипоопекой со стороны родителей

В условия вынужденной гипоопеки со стороны родителей могут оказаться и дети из очень обеспеченных семей. Это происходит из-за постоянной занятости родителей, если досуг детей бесконтролен. При этом такая семья формально может казаться вполне благополучной. Конфликты между родителями и детьми в таких семьях возникают из-за прогулов занятий в школе, снижения успеваемости, поздних возвращений домой, а воспитание сводится лишь к наказаниям. Не получая эмоциональной поддержки от родителей, пpи отсутствии теплых доверительных отношений, дети уходят из дома. В таких семьях родители зачастую отсутствие теплых отношений "компенсируют" дорогими подарками, компьютерами, дают деньги на посещение элитных клубов.

Поводом для конфликта часто является то, что дети не оправдывают ожиданий родителей, которые, якобы, создают им все условия: обучение в престижных школах, модные дорогие вещи, отдых за границей.

Эти конфликты часто являются причиной ухода детей из дома.

         Маша К.-14 лет ушла из дома и проживала в Социальной гостинице после конфликта с родителями. Первые дни не хотела ничего рассказывать о семье, говорила, что отец один из богатейших людей города, что хочет быстрее пойти работать, чтобы отдать родителям все деньги, которые они на нее тратили, а потом за это упрекали. Скандал разразился из-за того, что отцу не понравились Машины друзья, они тебе не компания – далеки от "золотой молодежи". Родители с благодарностью пошли на контакт со специалистами гостиницы, приняли все рекомендации, контакт между родителями и девочкой был восстановлен.

4.Конфликт, связанный с появлением нового члена семьи (отчима, мачехи).

Появление в семье отчима или мачехи всегда представляет собой стрессовую ситуацию для детей, особенно если ребенок вступил в подростковый возраст. При правильном, чутком отношении родителей к ребенку и друг к другу, конфликт в новой семье сглаживается и детям  становиться в ней тепло и комфортно.

Но иногда не все происходит  так гладко. В основном это дети из асоциальных семей, где новый мамин муж или очередной сожитель представляет собой угрозу здоровью,  а иногда даже жизни ребенка. Дети в таких семьях подвергаются физическому насилию, иногда испытывают  и сексуальные домогательства.  Мать, как правило, за детей постоять, не способна, т.к. либо сама является асоциальной личностью, либо подвергается физическому насилию со стороны мужа и боится его. Опасаясь дальнейшей агрессии в свой адрес, дети уходят из таких семей.

   Катя Р.-12 лет, ушла из дома из-за систематических побоев отчима. Два года назад умер родной отец  Кати, мать не сумела справиться с потерей мужа и стала пить. Вскоре в семье появился мамин сожитель, человек грубый, пьющий и жестокий. За каждую небольшую провинность подвергал девочку физическому наказанию. Мать боялась обратиться в полицию.

После очередных побоев Катя сама обратилась за помощью в полицию, откуда была направлена для проживания в социальную гостиницу. Семья была поставлена на контроль в органах правопорядка. Отчим понес заслуженное наказание. И после психологической реабилитации  девочка смогла вернуться домой.

5.Конфликт, связанный с эмоциональным отвержением родителями своих детей.

Подобные конфликты в практике нашего учреждения встречаются реже. Рассмотрим такие ситуации на примерах:

 Сережа Ч.-12 лет. По просьбе матери был направлен в социозащитное учреждение, т.к. она от него отказывается. Из семи детей, он единственный является изгоем, его не принимают ни мать, ни братья и сестры. По каким причинам он оказался в семье лишним – трудно сказать. Работа с матерью была проведена большая и серьезная, но конфликт удалось только сгладить, чтобы ребенок смог вернуться домой.

 Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими превратились в одну из глобальных проблем для России.

С - Петербург является крупным потребителем наркотиков: начиная с 1999 года ежегодно правоохранительными органами города и области из незаконного оборота изымается до 50 кг героина и около 500 кг различных видов наркотических средств и сильнодействующих стимуляторов. За последние десять лет количество наркоманов в нашем городе увеличилось в 10 раз.

По оценкам экспертов наркоманами в С-Петербурге являются 300 тыс. человек. Необходимо учитывать, что каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков еще 10-15 человек из своего окружения.

Это означает, что в ближайшем будущем в С-Петербурге может появиться уже более полумиллиона наркозависимых.

Особую тревогу вызывает так называемое омоложение наркомании. По данным городского комитета здравоохранения С-Петербурга, каждый десятый подросток употребляет наркотики. Более 8 тысяч из них состоят на диспансерном учете с диагнозом наркомания. Возраст, с которого начинается злоупотребление наркотиками, снизился на 6 лет- с 17,6 до 11,3 лет. Доля потребляющих наркотики или пробовавших их хотя бы один раз среди подростков и молодежи в возрасте 12-22 лет составляет 44,8 %.

В каждом конкретном случае причиной употребления наркотиков могут быть самые разные обстоятельства и факторы. Однако существуют некоторые наиболее распространенные причины:

-Любопытство. Оно связано с желанием молодого человека узнать: А что почувствуешь, если попробуешь это?

-Психологическое давление, инстинкт подражания, влияние моды. В молодежных группах, лидеры которых употребляют наркотики, эти вещества становятся главным элементом, дающим ощущение единства, отождествляя себя со всей группой.

-Невежество. Многие годы о наркомании предпочитали молчать. Практически отсутствовала достоверная, объективная и доходчивая информация о природе и последствиях этой болезни. Например, было распространено убеждение, что если контролировать прием наркотиков, то они не представляют опасности.

-Доверчивость. Известно, что наркоманы стараются всеми способами вовлечь в свой круг новых людей.

Защита от наркотиков не только дело каждого родителя, но и дело, которое требует объединения усилий.

Вчитайтесь в слова «Исповеди» ребенка:

  Шум праздный, душный смех, разгар веселья.

            Что ж, как я буду жить Угар похмелья.

            Хоть я дышу, моя душа мертва.

            Надежда теплиться? Она еще жива?

            Устал в борьбе с собой. Во тьме ночи

            Я гибну и взываю к помощи:

            Прошу любви, участья, состраданья.

            Лишен был с детства я добра и пониманья.

            Озлобившись, готов прожить был век,

            Но встретился мне черный человек

            Мрак. Бездна. В пропасть я стремительно лечу.

            Что ж счастлив? Да! Но задержаться я хочу:

            Увидеть солнца луч, услышать соловья…

            Но ощущаю холод дна. Безумец я!

            Спаси меня и сохрани, Любовь!

            Тебя, Христос, я призываю вновь.

               Надежду дай и Веру подари.

            Я душу приношу в святые алтари.     К.К. 6 класс, С-Петербург

   

Покинув семью и оказавшись без попечения взрослых, ребенок подвергается опасности быть вовлеченным в преступные группы, пристраститься к алкоголю и наркотикам, подвергнуться насилию.

Хорошо, если он осведомлен о том, что можно обратиться в Центры социальной помощи, где он не останется один на один со своей бедой, где поймут и помогут. Там ребенок получает любовь, уважение, помощь педагогов и психологов, что позволяет пережить ту конфликтную ситуацию в семье,  в которой он оказался.

Однако шрам в душе ребенка от пережитого остается надолго. Поэтому необходимо усовершенствовать профилактическую разъяснительную работу с семьями, а особенно с теми, где присутствует дисгармония внутрисемейных отношений, дисгармония семейного воспитания и нарушения в сфере детско-родительских отношений, с целью повышения педагогического образования родителей и нравственной культуры всех членов семьи.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  • Конфликтология

под редакцией А.С. Карминой

С-Петербург, 2003 г.

  • Дон Фонтенел. Проблемы переходного возраста.

Москва «Росмэн», 2005 г.

  • Е.В.Алексеева и др. Наш проблемный ребенок.

С-Петербург «Союз»,1999 г.

  • М.И.Буянов Ребенок из неблагополучной семьи.

Москва «Просвещение», 2000 г.

  • М.Е. Позднякова Социологический анализ наркомании.

М. Институт социологии РАН, 2010 г.

  • Предупреждение подростковой и юношеской наркомании

под редакцией С.В. Берцина

М. издательство Института Психотерапии, 2001 г.

  • Д.Д. Речнов и др. Шаг за шагом от наркотиков.

Книга для родителей.

С-Петербург, 2009 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальньно-психологические причины курения детей и подростков.

Так что же тогда может заставить человека отказаться от курения? Ни для кого не секрет, что основополагающим фактором в принятии решений человеком являются его внутренние взгляды и убеждения. Люди, за...

Статья. Конфликт в семье - одно из причин ухода детей и подростков из дома и приобщения к наркотикам.

Статья посвящена одной из самых сложных и актуальных тем - проблеме приобщения подростков к наркотикам. Дана оценка конфликтной ситуации, рассмотрены разные подходы к возможным решениям как в теории, ...

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ОТЧУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ОТЧУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Сегодня читала воспоминания о детстве дочери Льва Семеновича Выготского. И она описывает один, казалось бы, ничем не примечательный момент из детства. Но сколько с...

Профилактика уходов детей и подростков из дома

Профилактика уходов детей и подростков из дома, даже однократных, представляется исключительно важной, в том числе и по причине возможного развития синдрома бродяжничества.Семья является первичным и о...

Предупреждение самовольных уходов детей или подростков из дома. Памятка.

Предупреждение самовольных уходов детей или подростков из дома. Памятка. Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома - это очень сильная эмоциональная ре...