Путеводитель по здоровьесбережению
статья на тему

В настоящее время почти все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ребенок действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов - исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников.

Все чаще в школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ. Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий - формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putevoditel_po_zdorovesberezheniyu.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В настоящее время почти все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ребенок действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов - исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников.

Все чаще в школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ. Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий - формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.

Ученые и практики понимают влияние постоянного переутомления на здоровье учащихся и борются с этим явлением, но мало кто идет путем предотвращения перегрузки через использование «здоровьесберегающих технологий», т.е. совокупности приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

  • учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей учащихся, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.;
  • недопущение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога;
  • обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся;
  • делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящем вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.

Для реализации последнего требования появились целые направления, которые могут помочь воспитать в учащихся особый, здоровый образ жизни - привычку быть более взвешенными и осмотрительными, уверенными в себе, более осознано относиться к самому себе как к уникальному творению природы, понять свою единую психофизиологическую суть, наконец, осознать личную ответственность за собственное здоровье. Почему сегодня так важно развитие новых идей сохранения здоровья человека?

Здоровье-это одна из основных ценностей - как для отдельной личности, так и для государства в целом. Уровень здоровья последнее время во многих странах мира постоянно из года в год падает. Мы живем во все более усложняющемся мире, требующем все большего и большего напряжения мозга, нередко переходящего в психоэмоциональное напряжение. Все чаще человек оказывается в состоянии хронического стресса. Отсюда - болезни сердца, нервов, желудка так далее…

Условия нашей жизни благоприятными не назовешь. Для укрепления здоровья нужно сознательные способности, разум, интеллектуальную деятельность сосредоточить не только на производстве все новых благ цивилизации, но, прежде всего, на сохранение и укрепление своего здоровья.

Важнейшим условием деятельности педагогических коллективов школ становится обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  • чередование позы с учетом видов деятельности;
  • использование физкультурных пауз на уроках и т.д.

Успешность любой педагогической технологии зависит, прежде всего, от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителям школ необходимо разрабатывать интегрированные курсы, что позволит снизить учебную нагрузку учащихся, а также учитывать коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.

Возникает необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.

Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни. Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОУ

 1. Медико-гигиенические технологии включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.

   2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

   3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

   4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют преподаватели ОБЖ, грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

   5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

   В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

   Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

   Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда.


Критерии урока с позиции здоровьесбережения

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно-рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60 % и не более 75 – 80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 – 20 мин

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3 видов

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуется

7

Наличие эмоциональных разрядок

2 - 3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением СанПиН

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель следит за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 25-30 мин урока по 1 мин. из 3 легких упражнений 3 – 4 повтора

1 фикульминутка с неправильным содержанием и продолжительностью

Отсутствует

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин


ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА, НАПРАВЛЕННОГО НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1.  Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки процесса познавательной деятельности и ее результатов. Задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно объективно оценивать свою работу. Рефлексия приучает человека к ответственности, самостоятельности.

2.  Учитель планирует не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика. Это относится ко всем этапам урока и особенно важно при низкой мотивации к учебной деятельности учащихся. Необходимо отказаться от традиционных приемов, когда один говорит, а остальные слушают. Наблюдения показывают, что за ответом одноклассника следят во время опроса 3-4 человека, а остальные занимаются своими делами. Альтернативой этому будет самопроверка и взаимопроверка. Если проверяется практическая работа, то дается образец выполнения либо на доске, либо на кодоплёнке, либо по образцу, оформленному учеником предыдущих лет, в альбоме. При этом отметка выставляется по критериям, которые даёт учитель. Следует отметить, что при любой форме проверки должна звучать внешняя речь ученика. Это означает, что ученик на уроке должен говорить вслух, так как внешняя речевая деятельность активно влияет на развитие сознания, ибо слово есть «самое прямое выражение» исторической природы человеческого сознания.

Учитель продумывает критерии оценки к каждому виду деятельности учащихся. Например, после прослушивания нового материала учащимся предлагается поставить себе оценку. Учитель поясняет: «Если вы были внимательны, уверены, что поняли материал и можете его воспроизвести так же, как сделал я, то поставьте себе «5». Если вы были не всегда внимательны, но в целом материал поняли и можете ответить на вопросы, то поставьте себе «4». Если же вы были рассеянны, поняли лишь часть материала, то поставьте себе «3». Если же вы были невнимательны и не поняли совсем то, о чем мы говорили, поставьте себе «минус».

На этапе закрепления нового материала используются комментирование, парная, групповая формы работы. Но всегда работа начинается с самостоятельной пробы самих учащихся, а с помощью комментирования закрепляются необходимое умение.

Что касается самостоятельной работы на уроке, то она обязательно проверяется на этом же уроке.

      Итоговая отметка за урок ставится самими учащимися. Критерием итоговой отметки выступает не средняя арифметическая отметка, а та, которая характеризует уровень усвоения знаний и приобретения умений применять знания в практической работе.

 3.  Учитель должен доверять самооценке ученика. Если доверия нет, не следует вводить самооценку. На первых уроках самооценка завышается большинством учащихся. Однако уже через 3-4 урока происходит саморегуляция системы, более того, проявляется противоположная тенденция - занижение отметки. Объясняется это те, что во время тестов, зачетов, контрольной работы высокая оценка может не получить подтверждения, что расценивается детьми как неоправданный риск. Ещё через 5-6 уроков и этот страх исчезает; на смену ему приходит уверенность. Самое главное для ребёнка преодолеть страх перед самим собой и обрести уверенность в себе, в учителе, в товарищах, в системе.

4.  Данная структура урока помогает каждому ученику выходить, как минимум, на уровень применения знаний в сходных ситуациях, а как максимум — на применение знаний в изменённых ситуациях, т.е. на творческий уровень.

5.  Изменение роли учителя на уроке, преодоление сложившегося стереотипа «деятельного» учителя. Роль учителя почти незаметна. Он в полном смысле управляет педагогическим процессом как бы со стороны, включая самих учащихся в активный мыслительный процесс.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

-воспитание, а не изучение культуры здоровья;

-элементы индивидуализации обучения;

-отсутствие назидательности и авторитарности;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и ученико;

-интерес к учебе, желание идти в школу;

-наличие физкультминуток;

-наличие гигиенического контроля.

Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: 

-учет возрастно-половых особенностей;

-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся  (вводная часть, основная и заключительная);

- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Здоровьесберегающие действия:   

-оптимальная плотность урока;

-чередование видов учебной деятельности;

Оптимальная плотность урока:

-количество видов учебной деятельности;

- их смена;

- длительность и чередование;

-отвлечения от учебной работы. 

Чередование видов учебной деятельности:

-чтение;

- письмо;

- слушание;

- рассказ;

- рассматривание пособий;

- ответ на вопрос;

- решение примеров.

Рекомендации:

-считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

Оздоровительные моменты на уроке:

-физкультминутки, динамические паузы;

-минутки релаксации;

-дыхательная гимнастика;

-гимнастика для глаз;

-массаж активных точек.

Цель оздоровительных моментов:

-отдых центральной нервной системы;

-профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 

Рекомендации:

-комплексы упражнений должны меняться;

-проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью.

Наличие эмоциональных разрядок:

-поговорка;

-высказывание;

- веселое четверостишие;

-юмористическая или поучительная картинка;

-необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Правильная поза ученика во время занятий за столом:

-длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;

- высота ножек стула должна равняться длине голени;

-голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;

-между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка;

-расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;

-тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

Правильная рабочая поза при письме:

-при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;

- позвоночник опирается на спинку стула;

-предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;

- надплечья находятся на одном уровне/

Рекомендации:

-рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке;

-ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом;

-непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления;

- педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

Положительные эмоции:

-создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса;

- положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА НА УРОКЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основной задачей здоровьесберегающих педагогики является такая организация      режима     обучения,      которая      бы      обеспечила     высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями нервной системы. Решение этой задачи - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников - возможно только при правильной организации их деятельности.

Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Одна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательного учреждения любого уровня — посещение уроков учителей. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителей.

Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный/аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из « потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80%;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;

16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Поскольку посещение урока, особенно руководством, — стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения — ведь впереди следующий урок. Лучший способ — сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания всех уроков, когда и проверявший, и педагог успеют освободиться от занятий и немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать получение учителем обратной связи — он все же волнуется (особенно с учетом повышенного у всех учителей чувства ответственности).

При анализе урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов на личность учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе учителя, поскольку именно это способно уменьшить переутомление как учителя, так и его учеников. Проведение анализа урока в форме доверительной беседы, обсуждения гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. Кроме того, это не нанесет вреда здоровью проверяемого учителя.

АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩИХ  И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УРОКА

1. Есть ли у учащихся возможность выбора вида деятельности на уроках, ее содержания? Значима ли для них эта деятельность?

2. Учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствует ли предметный материал «контексту» их лично- смысловой сферы?

3. Импровизирует ли учитель на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации?

4. Имеется ли у учеников потребность искать смысл учебной деятельности, смысл школьного образования, смысл жизни вообще?

5. Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно значимую, имеющую смысл для жизненной самореализации?

6. Работают ли ученики с риском потерпеть неудачу?

7. Нацелен ли учитель на экскурсию, коллективный поиск, субъектное общение; использует ли проблемные, эвристические методы; проектирует ли задания развивающего характера?

КОМПЛЕКС ФИЗМИНУТОК

КОМПЛЕКС АКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ГЛАЗ

1. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию:

- рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, по диагонали;

- перемещать оба глаза вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали, по кругу, по прямоугольнику.

Вверх — вдох, вниз — выдох, вправо — вдох, влево — выдох. Каждое упражнение по 6 раз 3 раза в день.

Упражнения должны вызывать мускульные болевые ощущения в глазах. Каждое задание чередовать с морганием.

2. Стоя или сидя, глубоко вздохнуть, низко наклониться и десять раз моргать, не дыша, в течение 10 сек. По 6 раз 3 раза в день.

3. "Глаза жука". На выдохе закрыть глаза крепко сжать веки на 6 сек. При вдохе как можно шире открыть глаза (вытаращить) на 6 сек. По 6 раз 3 раза в день.

4. "Соляризация". Сидя с закрытыми глазами перед лампой 150-200 Вт на расстоянии 30 см наклоняться в

стороны от света с интервалом 3-5 сек. 2 раза по 2-3 мин. Лучше всего соляризацию делать под лучами солнца

наклоняясь в тень.

5. "Ванночки". Набрав в ладошки воду, брызгать на закрытые глаза. Утром 10 горячих приемов, потом — 10

холодных. Вечером — 10 холодных, потом — 10 горячих приемов.

6. "Пальминг". Мягко закрыть глаза и прикрыть их перекрещенными ладонями рук так, чтобы основания наложенных друг на друга мизинцев служили дужками от очков на твердой части переносицы носа (не надавливая и не ограничивая носовое дыхание, важное при расслаблении зрения). Кисти рук свободные, впадины ладоней расположены точно над орбитами глаз и не касаются ни век, ни  ресниц. Открыть глаза, проверить полноту темноты и вновь закрыть. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястье,

локти. Цель пальминга — достичь абсолютно черного поля, которое возможно при полном расслаблении мышц тела и психики. Время пальминга, чем больше, тем лучше (но только до достижения дискомфорта). Пальминг показан после изнурительной длительной нагрузки на глаза, а также после соляризации перед сном (после "ванночек"). Проводить пальминг следует не менее 2-х раз в день.

7. "Близко-далеко". Вырезать из бумаги круг диаметром 3 мм и прикрепить его на окне. На расстоянии 30 см

от глаз. На вдохе все внимание взгляда сконцентрировать на круге (3-5 сек.). С выдохом взор направить вдаль

не стараясь увидеть что-либо (3-5 сек.). В первый день занятий упражнение выполнять в течение 1 мин.

Ежедневно (в течение 10 дней) увеличивать время по 1 мин. Затем в обратном порядке, сокращая время до 1

мин. После десятидневного перерыва начать с начала.

Желательно, чтоб привычкой в жизни стали такие моменты:

никогда не щуриться;

не напрягать глаза, пытаясь разглядеть предметы: руководствоваться принципом — расслабление вернет мне остроту зрения;

избегать длительной фиксации взгляда на одном предмете, стараясь как можно чаще переводить взгляд;

моргать при любом удобном случае.

       

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ

Основные вредные факторы, влияющие на здоровье людей, работающих за компьютером:

·         сидячее положение в течение длительного времени;

·         воздействие электромагнитного излучения монитора;

·         утомление глаз, нагрузка на зрение;

·         перегрузка суставов кистей;

·         стресс при потере информации.  

МАССАЖ ГЛАЗ

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.                

ПАЛЬМИНГ

    Сложите чашкообразно ладони рук и положите одну ладонь руки на другую крест-накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков. Окончательно подберите положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света, проверить, направив взгляд на источник света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким-либо мышечным напряжением. В этих целях в домашних условиях очень удобна полужесткая подушечка, которая подкладывается под локти при положении сидя или лежа на животе. Если же Вы сидите за столом, то необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола, так чтобы позвоночник и шея находились на одной прямой. Помните, что основная задача - избежать излишнего напряжения. Мягко закройте глаза.

    Вторым, и наиболее трудным, этапом выполнения является психическое расслабление. Возможно, что перед Вашими закрытыми глазами предстанут довольно разнообразные калейдоскопические явления - штрихи, кружки, пятна, отражающие возбуждение зрительных центров мозга. Ваша цель - достигнуть совершенно черного поля перед глазами. При этом степень черноты, подобно манометру в паровозе, указывает на глубину расслабления. В этой связи необходимо усвоить ряд важных замечаний, от которых будет зависеть успешность выполнения упражнения.

    Не пытайтесь прочувствовать глаза, то есть не обращайте внимание на глаза как на физические органы, так как они практически не поддаются волевому управлению.

    Не следует добиваться черноты поля путем приложения усилий, то есть пытаться обязательно разглядеть черное. Это приведет только к усилению напряжения и обратному эффекту. Помните, что чернота появится автоматически, как только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и психики.

    Правильность и законченность выполнения упражнения характеризуется абсолютно идеальным воспоминанием цвета любого объекта, наличием перед закрытыми и прикрытыми ладонями глазами совершенно черного поля, а также немедленным улучшением зрения при открытии глаз. Повысится острота зрения и снизятся симптомы зрительного дискомфорта. Обычно, чем дольше упражняться, тем более глубокого оттенка черного можно добиться. В то же время в ряде случаев помогают непродолжительные, но частые занятия. Следует апробировать оба варианта тренировки и выбрать лучший.

    Следует еще раз подчеркнуть необходимость при выполнении упражнения не столько физического, сколько психического расслабления при отсутствии напряжения и излишней концентрации внимания. Именно поэтому для достижения эффекта Вам потребуется найти для себя оптимальный путь к расслаблению зрения.

ЧАСЫ

         Представьте, что Вы стоите близко к большим настенным часам, центр которых расположен прямо перед Вашими глазами. В начале упражнения взгляд устремлен в центральную точку. Затем, не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем так же быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр. В целом необходимо "обойти" по данной методике весь циферблат соответственно по и против часовой стрелки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка  кружит и вьётся.

БУРАТИНО

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл:

Чтобы ключик нам достать-

Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише-

Деревцо всё выше, выше, выше.

ГУСИ

Тега- Тега- Тега!

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Вытянули шеи-

 у кого длиннее?

Мыли гуси лапки

 в луже у канавки!

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!»

Выходили гуси,

кланялись бабусе.

ДОЖДЬ

Приплыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт,  льёт.

ЁЛОЧКА

У маленьких детишек ёлочка большая.

Огоньками и шарами ёлочка сверкает.

Ай да ёлочка, погляди, погляди.

Деткам, ёлочка, посвети, посвети.

Не коли нас, ёлочка

Веточкой лохматой (грозят пальчиком)

Убери иголочки

Дальше от ребяток.

ЖУК

На лужайке , на ромашке

Жук летал в цветной рубашке

Жу-Жу-Жу! Жу-Жу-Жу!

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь.

Низко, низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях.

ЗАРЯДКА

Каждый день по утрам

Делаем зарядку-

Очень нравится нам

Всё делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три , четыре, пять.

Все мы делаем зарядку-

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три , четыре, пять.

Наклониться- три, четыре.

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

ЗЕМЛЯНИКУ ИЩЕМ

Мы шли, шли, шли-

Землянику нашли.

Раз, два, три , четыре, пять.

Снова мы начнём искать.

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг- скок, прыг- скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко.

Прыгай на носках легко.

МОРОЗ

Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь

Подойдет ко мне

Тронет руку тронет нос (надо показать руку, нос)

Значит надо не зевать,

Прыгать бегать и играть.

МЫ ТОЖЕ МОЖЕМ ТАК

Смотри скорей, который час,

Тик-так, Тик-так, Тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на двух руках-

Мы тоже можем так!

Конь через мост идёт шажком..

Мы тоже можем так.

Теперь пора и отдохнуть, устали как- никак.

Поесть , поспать и снова в путь-

Мы тоже можем так…

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

ПИЛЬЩИКИ

Мы пилили доску,

С утра у нас дела.

Стальные зубы остры-

Легко идёт пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим,

Раз, два,  раз- два-

Будут на зиму дрова.

РЫБКИ

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба- рыбий царь,

Называется пескарь.

Рыбки весело резвятся

В чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

ХОМКА

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, ушки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку…

Раз, два , три , четыре, пять-

Хочет хомка сильным стать.

ЦВЕТЫ

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок четь дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Мы цветы в саду сажаем,

Их  из лейки поливаем.

Астры, лилии , тюльпаны-

Пусть растут для нашей мамы.

ДЛЯ ПИСЬМА

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас секрет не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо,

Не согнусь,

За работу я возьмусь.

Мы писали, мы писали,

На вопросы отвечали,

А теперь мы отдохнём,

Сладко, сладко мы заснём.

Снится детям сон смешной,

Сон весёлый, озорной:

Как волчище глупым был-

В лапы зайцу угодил,

А проказник Колобок

Напугать лисичку смог.

Чуть её не проглотил,

Но подумал и простил.

Семь козлят на волка сели,

Громко песенку запели.

Мы козлятам подпоём

И скорей плясать пойдём.

Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно.

Тише, тише, тишина

В нашу комнату вошла.

Деткам снится сладкий сон

Нравится ребятам он:

Про зефир, про мармелад,

И про вкусный шоколад.

Про конфеты и варенье,

И про торты и печенье.

Добрый Гена крокодил

Всех на праздник пригласил.

Он детишек угощает

И на танец приглашает.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три , четыре-

Полетели, закружили.

-Как живёшь?

-Как идёшь?

-Как бежишь?

-А ночью спишь?

-Как берёшь?

-А даёшь?

-Как молчишь?

-А грозишь?

Кукла с бантом,

В жёлтом платье-

Подарили куклу Кате.

Катя будет с ней играть-

Спать уложит на кровать.

Раз, два, три , четыре, пять.!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд , назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели  -

 всё в полном порядке.

Топай, мишка,

Хлопай, мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

В тёмном лесу есть избушка.

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка-

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят.

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, подтянуться, три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4- руки шире,

5,6 –тихо сесть.

7,8- лень отбросим.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

И как зайки поскакали

И за кустиком пропали.

Мы становимся всё выше.

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

3, 4 – руки вниз.

Раз, два, три , четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд-

Он подпрыгнул 10 раз !

КЛЁН

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон,

Два- наклон,

Зашумел листвою клён.

ПОМОЩНИКИ

Дружно помогаем маме

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре-

Потянулись , наклонились,

Хорошо мы потрудились.


СЛОВАРЬ

ЗДОРОВЬЕ -я, ср. 1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь з. Расстроить э. 2. То или иное состояние организма. Крепкое, слабое з. Как з.? Твоё (ваше) з. или за твоё (ваше) з. (обращение к тому, за кого поднимают тост). На з. (выражение доброго пожелания в ответ на благодарность за еду, за угощение или при угощении). II уменьш.-пренебр. здоровьишко, -а, ср.;уменьш.-ласк. здоровьечко, -а, ср. (прост.). Здоровьишко стало никуда. Как здоровьечко.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ - это развитие физического здоровья, включающее ряд технологий, предназначенных для этого, например:

  • дыхательная гимнастика
  • суставная гимнастика
  • целебная сила музыки
  • процедуры закаливания и другие.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[1].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[2]. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ –  это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ (Ментальное здоровье), термин, используемый для описания любого уровня умственного и/или эмоционального благополучия и/или отсутствия психического расстройства. Согласно Всемирной организации здравоохранения, нет ни одного "официального" определения термина психического здоровья. Различия в культуре, субъективные оценки и профессиональные конкурирующие теории - всё влияет на определение понятия "психическое здоровье".

Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября с 1992 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Под закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная температура воздуха, воды, повышенные параметры влажности и скорости воздуха, ультрафиолетовое излучение, пониженное атмосферное давление) путем научно обоснованного систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

СТРЕСС  (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

ИММУНИТЕТ ОРГАНИЗМА— система, обеспечивающая защиту организма от воздействий внешней среды и сохраняющая основные параметры жизнедеятельности органов и тканей

ГИМНАСТИКА — это один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности. Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая, профессионально-прикладная.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА— это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ведется в трех направлениях: 1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся; 2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры; 3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского, стоматологического кабинета для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам.  

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, которые следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак — не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

СОМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)

В эту систему входит:

-использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

-учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

-создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.

2.     Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

3.     Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

4.     Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

6.     Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

7.     Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

8.     Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

9.     Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

11. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

13. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

14. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

15. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

16. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

17. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

18. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

19. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

20. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.

21. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

22. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

23. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.

25. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

26. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

27. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.

28. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

29. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

30. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.

31. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.

32. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

33. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред.  Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).

34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

35. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.

36. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

37. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

38. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

39. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.

40. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.

41. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

42. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

43. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

44. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.

45. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.

46. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

47. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

48. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003

2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

3. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

4. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

5. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа. Экскурсия по Железноводску. Путеводитель.

Данная работа группы учащихся 7 класса предназначена для выступления на конкурсе работ "Наша родина-наш дом" Для того чтобы представить эту работу на конкурс, девочки проделали огромную работу: собра...

О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву

Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К ...

«Путеводитель по здоровому образу жизни», часть 1

Предложенная серия уроков «Путеводитель по здоровому образу жизни» разработана с применением информационных коммуникативных технологий. Цели и задачи уроков определяли необходимость исполь...

«Путеводитель по здоровому образу жизни», часть 2

Предложенная серия уроков «Путеводитель по здоровому образу жизни» разработана с применением информационных коммуникативных технологий. Цели и задачи уроков определяли необходимость исполь...

Проект. Путеводитель по городу Губкинскому.

     Муниципальное общеобразовательное учреждение"Общеобразовательная средняя школа №5" города Губкинского          Проект...

Путеводитель по стране Проектландии

В данной презентации систематизирован материал по основным вопросам организации проектной деятельности. Полезен учителям-предметникам и ученикам, которые желают принять участие в подготовке проекта....

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....